Одежда и требования к ней. Юбка в русском национальном костюме.
Учитель технологии «МБОУ СОШ № 36»
Чеглакова Елена Валерьевна
Цель: познакомить учащихся с понятием одежда, требованиями к ней и историей возникновения одного из ее видов — это юбки.
Задачи:
Образовательные: дать определение терминам «одежда», ознакомить учащихся с назначением и видами одежды, классификацией одежды по назначению, требованиями, которые предъявляются к одежде; познакомить с историей юбки в русском народном костюме, и провести контроль изученного материала.
Развивающие: развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради.
Методы:
-объяснительно-демонстрационный;
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Отметка явки.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Проверка организации рабочих мест.
5. Сообщение темы и целей урока. (Девочки, что вы видите на слайде? Одежду). А какой должна быть одежда? Ответы учащихся. И так ребята тема нашего урока одежда и требования к ней, а также мы рассмотрим юбку в русском народном костюме. Слайд 1,2.
II. Актуализация знаний.
Устный опрос.
Вопросы для повторения:
Какие швы относятся к соединительным? (накладной, настрочной, расстрочной, запошивочный).
Какие швы относятся к краевым? (шов в подгибку с закрытым срезом, шов в подгибку с открытым срезом).
А как вы думаете, используются ли эти швы для пошива одежды?
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Одежда — совокупность изделий, которые покрывают, облекают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности.
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.
Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых общественных условиях. К бытовой одежде относятся: (Слайды 3,4,5).
1. повседневная – для повседневного ношения;
2. торжественная – для торжественных случаев;
3. домашняя – для работы и отдыха в домашних условиях;
4. рабочая – для работы в бытовых условиях;
5. спортивная – для занятий спортом;
6. национальная – отражение национальной культуры и быта народа,
(Слайд 6). Производственная одежда – предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. К производственной одежде относятся:
1. специальная – предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов;
2. санитарная – для защиты человека от грязи.
К различной по назначению одежде предъявляют различные требования. К основным требованиям относятся: (Слайд 7) Эстетические, гигиенические, эксплуатационные, экономические. Ребята перед вами таблица. Ваша задача, используя учебник найти соответствующие требования и заполнить данную таблицу. Давайте проверим, что вы получили.
Гигиенические (удобство пользования) | Эксплуатационные (надежность) | |
заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой и соответствовала моде, чтобы ее цвет, фасон и стиль создавали гармоничное целое.
| предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Это гигроскопичность, воздухопроницаемость, достаточные теплозащитные свойства, удобства пользования — должна быть свободной, легко одеваться и сниматься. | В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Это зависит от условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки. |
Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть доступной, недорогой по стоимости.
Одежда не только защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, но имеет социальное, психологическое и эстетическое значение. Многообразие функций одежды привело к разнообразию ее ассортимента.
Ассортимент – это изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам: (Слайды 8,9,10,11)
Бытовая одежда делится на верхнюю (пальто, плащи, куртки и др.), легкую (платья, юбки, брюки, пиджаки и др.) и белье (майки, трусы, ночные сорочки, пижамы и др.)
(Слайды 12,13,14) Из производственной одежды можно выделить ведомственную, строго регламентированную по форме, цвету, фасону (одежда военных, милиции, железнодорожников, школьная форма), технологическую и специальную, отвечающую определенным требованиям (одежда рыбаков, полярников, космонавтов, сталеваров, медиков, поваров), и рабочую (домашняя рабочая одежда, одежда продавцов, официантов, работников многих специальностей).
По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. (Слайд 15).
Плечевые — это изделия, которые держатся на плечах.
Поясные на талии, там, где должен быть поясок.
Как вы думаете, какую одежду относят к поясным, а какую к плечевым. Приведите примеры.
Самый распространенный предмет поясной женской одежды — юбка. (Слайды 16-32)
IV. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Итак, что называется одеждой?
Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.
Какие группы одежды вы узнали сегодня на уроке? Назовите их?
Ответ: В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях, а производственная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.
Каким требованиям должна отвечать одежда?
Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.
У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1
Эстетические Удобство вноске, прочность; износоустойчивость, устойчивость к деформации; надежность
Обеспечение нормальной жизнедеятельности; создание благоприятного микроклимата; защита от внешних воздействий; лёгкий уход за одеждой Эксплуатационные
Красота; соответствие современным требованиям моды; учёт особенностей телосложения человека, внешности, возраста. Доступность одежды (недорогая стоимость) Экономические Гигиенические
А сейчас представьте, что вы дизайнеры. Изобразите на оборотной стороне карточки 1-2 вида современных юбок.
Оцените работу товарища и сдайте работу на проверку.