Государственное бюджетно-образовательное учреждение
Санаторный детский дом №48 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Москвы
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Конспект урока технологии
«Звуки и образы «Лебединого озера»
подготовила воспитатель
Сутягина Наталья Анатольевна
Г. Москва
2012
Задачи.
1. Познавательные: продолжать формировать у детей представление о балетном искусстве, как союзе танца и музыки, совершенствовать навыки восприятия музыки (музыкальной памяти, умение различать настроение, характер музыкального произведения); познакомить с музыкальной сказкой-балетом «Лебединое озеро».
2. Речевые: развивать умение связно, в логической последовательности излагать свои мысли; давать словесный анализ прослушанной музыки; ввести в словарь детей слово «либретго».
3. Творческие: учить использовать различные изобразительные средства и разнообразную технику выполнения творческих работ для передачи собственного эмоционального отношения к героям сказки-балета, а также соотносить музыкальный образ со словесным и
художественным, отображая в описании и продуктивной деятельности впечатления от прослушанного.
Предварительная работа.
1. Знакомство с балетом как видом искусства. Просмотр отрывков из балета «Лебединое озеро» для общего ознакомления.
2. Чтение сказок Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, А. С. Пушкина. Знакомство с образами заколдованных птиц в художественной литературе.
3. Лепка на темы: «Царевна-Лебедь», «Лес, словно терем расписной…», «Герои любимых сказок» и др.
4. Вокально—хореографические импровизации.
5. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Детский альбом».
Материалы и оборудование.
1. Портрет П. И. Чайковского, магнитофон, диск с записью музыки из балета «Лебединое озеро».
2. Основа для коллективной композиции, пластилин, стеки, старые фломастеры, клеёнки и матерчатые салфетки на каждого ребёнка.
Под музыку П. И. Чайковского дети входят в группу. Встают полукругом рядом с воспитателем.
В.: Сегодня нас позвала в гости чудесная музыка. А написал эту музыку великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
(Показывает портрет композитора.)
Ребята, вам много читали и рассказывали интересных сказок, весёлых и немного грустных, где главными героями были и люди, и животные.
А сегодня мы отправимся на встречу с необычной музыкальной сказкой- балетом «Лебединое озеро», которую сочинил П. И. Чайковский.
Балет — это спектакль, но главный рассказчик в нём музыка. Герои в балете не произносят слова, а танцуют под музыку, стараясь красивыми движениями, позами, жестами «рассказать» о характерах героев, их взаимоотношениях.
А чтобы музыка «Лебединого озера» стала вам более понятной, я познакомлю вас с либретто балета. Либретто — это словесный текст музыкального произведения, краткое изложение содержания музыкальной сказки.
Тихо, тихо рядом сядем, (дети садятся на стульчики)
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой.
Сегодня музыка нас торопит в старинный замок, где скоро начнётся бал. Все кружатся в вальсе. Это бал в честь совершеннолетия принца Зигфрида, на котором, по воле королевы-матери, он должен выбрать себе невесту. Зигфрид спокойно относится к выбору подруги жизни — он не испытал ещё чувства любви. Вдруг по парку пролетает стая лебедей, и Зигфрид, повинуясь внутреннему побуждению, решает поохотиться.
Во время охоты принц заблудился и оказался на берегу озера. Наступает ночь, на озеро прилетают дикие лебеди, на которых охотился Зигфрид, и превращаются в юных девушек. Это принцесса Одетта и её подруги, заколдованные злым волшебником Ротбартом. Зигфрид с первого взгляда влюбляется в Одетту, клянётся ей в верности. Именно верность в любви и есть то единственное, что может спасти Одетту и её подруг, разрушить злые чары. С первыми лучами солнца девушки становятся лебедями.
В замке на следующий день весёлый бал. Весь во власти очарования Одетты, Зигфрид равнодушно бродит среди толпы красавиц. В дверях появляется девушка, как две капли воды похожая на Одетту,- но это Одиллия, коварная дочь волшебника. Ротбарт привёл её сюда, чтобы вытеснить из сердца Зигфрида образ Одетты. Это удаётся Одиллии. Не замечая хищного взгляда девушки, её чёрного наряда, намекающего на жестокий замысел, Зигфрид принимает дочь волшебника за Одетту и повторяет слова любовной клятвы. В тот же миг он видит за окном силуэт белой лебеди, слышит её горестный вопль. Зигфрид в отчаянии бросается к Одетте, но поздно, клятва нарушена. Волшебник Ротбарт превращается в филина, его дочь — в сову. Со злорадным хохотом они улетают из замка…
Принц Зигфрид убежал из замка и ищет Одетту. Он находит её на берегу озера, где впервые увидел. Одетта печальна, ведь с наступлением утра она должна превратиться в лебедя навсегда. Зигфрид молит Одетту простить его невольную вину. Но спасения уже нет. Одетта бросается в озеро, Зигфрид за ней. Кажется, что всё кончилось плохо, но нет! Бросившись в озеро вслед за любимой, Зигфрид разрушает злые чары, доказывает свою любовь. Одетта и её подруги превращаются в Девушек, принц Зигфрид счастлив со своей любимой.
Это было либретто балета. То есть, я коротко изложила вам содержание музыкальной сказки. А сейчас мы послушаем несколько фрагментов «Лебединого озера» и узнаем, как же без слов, при помощи музыки, композитор «рассказывает» нам историю Зигфрида и Одетты.
1 фрагмент «Встреча принца с лебедями».
В.: Это тема лебедей, она встречается в балете несколько раз, меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке.
Какая это мелодия?
Примерные ответы детей:
— Очень красивая и выразительная.
— Сначала музыка нежная, грустная, трепетная. А потом становится беспокойной, взволнованной.
— Мелодия кажется такой длинной, как будто не имеет конца.
2 фрагмент «Танец маленьких лебедей».
В.: А что вы можете сказать об этой музыке?
Примерные ответы детей:
— Мелодия изящная, грациозная.
— Музыка звучит легко, отрывисто.
— Это маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых птиц.
3 фрагмент «Вальс».
В.: Что такое вальс?
Ответы детей:
Это плавный бальный танец со счётом: раз, два, три.
В.: Какая по характеру музыка?
Примерные ответы детей:
— Музыка торжественная, праздничная.
— Под неё хорошо танцевать, кружиться.
— Музыка легкая, плавная, быстрая.
4 фрагмент «Неаполитанский танец».
В.: Эта музыка звучит тогда, когда прибывают гости из Италии. Какой это танец по характеру?
Примерные ответы детей:
— Сначала немножко важный, но энергичный.
— Потом становится всё быстрее и быстрее.
— А в конце танец весёлый, праздничный и немного озорной.
В.: Сегодня вы познакомились с либретто балета «Лебединое озеро», прослушали и попытались понять музыку из этого произведения. А сейчас попробуйте превратиться в героев нашей сказки, попытайтесь
передать при помощи движений, пластики музыку, её характер.
Музыкально-пластический этюд «Лебеди».
В.: Познакомившись с музыкой П. И. Чайковского, невозможно остаться равнодушным. Она пробуждает в нас фантазию и творчество.
Давайте попробуем создать своё лебединое озеро и его героев из пластилина. Мы с вами заранее подготовили основу композиции — озеро и берега. Что вы ещё хотели бы слепить?
Примерные ответы детей:
— Вокруг озера может расти лес. Пусть наше озеро будет лесным. Можно слепить ёлки или лиственные деревья.
В.: Какими приёмами вы будете пользоваться при лепке дерева?
Дети: Возьму фломастер как основу ствола, потом для кроны скатаю несколько палочек, их нужно расплющить, превратить в ленты, а потом собрать складочками и расположить на стволе, получится дерево.
Чтобы получилась ёлка, нужно также взять фломастер как основу ствола, скатать 3-4 шарика разного размера, расплющить их, сделать один надрез до середины круга, много небольших надрезов по краям и одевать на ствол, начиная с самого большого.
В.: Хорошо, а ещё что можно слепить?
Примерные ответы детей:
— По озеру должны плавать красивые, белые лебеди.
В.: Как вы их будете лепить?
Дети: Лебедя буду лепить из целого куска пластилина. Сначала вытяну длинную шею, вылеплю голову, клюв. Потом вытяну крылья, прищепну хвост и изогну шею.
В.: Хорошо, может быть, кто-нибудь хочет слепить ещё что-то для нашего озера?
Дети: Красиво, когда на поверхности воды плавают кувшинки.
Чтобы слепить кувшинку надо скатать 5 одинаковых шариков, превратить их в вытянутые овалы, расплющить, соединить лепестки в цветок.
Сердцевину цветка сделаю из расплющенного шарика другого цвета и загну края лепестков наверх.
В.: Молодцы, много интересных задумок, остаётся воплотить их в жизнь.
Рассаживайтесь поудобнее, разомнём пальцы и приступим к работе.
Разминка для рук.
Белые лебеди, лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
(Ладони повернуть к себе, сцепить большие пальцы — это «голова птицы».
Остальными пальцами помахивать так, словно это крылья птицы.)
Дети лепят под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро».
После завершения лепки проводится физкультминутка «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут, ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз.
Прогнулись над водой, наклон туловища вперёд, прогнувшись, руки в стороны.
Качают головой, повороты головы.
Прямо и гордо умеют держаться, выпрямиться, руки за спину — проверить осанку, пауза 3-4 секунды.
Очень бесшумно на воду садятся. Руки вниз — потянуться вверх, сесть на место, спину держать прямо.
После физкультминутки дети совместно с воспитателем оформляют коллективную композицию.
В.: Посмотрите, какое красивое у нас получилось лебединое озеро. Наверное, каждому, кто увидит нашу композицию, захочется познакомиться с балетом П. И. Чайковского.
Список используемой литературы
Н.Е.Веркаса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. от рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Мозаика-Синтез», 2011
Д.Н.Калдина. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий. – М.:»Мозаика-Синтез», 2011
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Видеокассеты «Балет «Лебединое озеро»», 2006
П.И.Чайковский «Времена года», «Детский альбом», CD, 2010