Конспект урока «Вышивка земли Петровской»

Вышивка земли Петровской

Цель занятия:

1. Образовательные:

  • Познакомить уч-ся с видом народного изобразительного искусства Петровского района -вышивкой.

2. Развивающие:

  • развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.

  • расширять кругозор, развивать эстетический вкус,

  • углублять эстетические познания уч-ся о народном декоративно прикладном искусстве.

  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи

3. Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к предмету,

  • формирование любви к родному краю ,уважения к народным традициям.

  • содействовать развитию детей умений общаться;

  • способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому своего края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, программа Power point, ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла, образцы вышивки, схемы вышивки, рисунки, учебная доска, мел.

Оформление кабинета :старинная утварь ,посуда ,скатерти ,рушники .картины.

.Ход занятия

1-я ученица

Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Гостям рады, что пришли,
Для нас времечко нашли.

2-яученица

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим
Поклоняясь, отведать просим

1-я ученица

Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.

2-я ученица

И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.

3-я ученица

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир,
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

4-я ученица

Если вы в “своей тарелке”,
И пришли вы к нам на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сейчас!

Учитель

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.



Учитель

– Посиделки (досвитки) устраивались обычно осенью и зимой в домах вдов, одиноких старух или молодожёнов. На посиделки девушки брали с собой некоторую работу (пряли, вязали, вышивали), которая сопровождалась рассказами сказок, небылиц, пением песен. Почти всегда работа прерывалась, когда приходили парни с музыкой. Начинались танцы, пляски, игры.

Считалось похвальным, если девушка на посиделках вязала носки или рукавицы для суженого или вышивала рушники для своего приданного.


Сегодня мы еще раз на нашем занятии коснемся русской культуры – многогранной, богатой традициями и обычаями, потому что без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники бесконечно доброго народного мастерства. Ставропольский край не исключение. Здесь словно на удивление собраны во множестве неповторимые красоты природы: чистый воздух, аромат цветущих трав и деревьев, вековые леса, журчащие ручейки и неторопливые реки.

Сегодня мы собрались нашей школьной, дружной семьей в музее и совершим путешествие в далекое прошлое. Хотите попутешествовать?

Для этого нужно закрыть глаза и немного пофантазировать.

Стихотворение о с.Петровском

Послушайте внимательно и представьте:

Возвратимся лет на сто назад и представим, как выглядел наш городок.… Посмотрим по сторонам и увидим маленькие хатки покрытые соломою, камышом. Зайдем в дом. Посередине избы стоит печь, вдоль стен лавки, на которых сидят женщины. Каждая занята своею работой, одна прядет, другая ткет полотно, третья шьет ребенку рубаху, ну а самые младшие вышивают.

Ну-ка, Машеньки, Дашеньки,
Мариночки, да Ириночки,
Берите пяльцы, иголки, да ниточки.
Будем шить – вышивать.
Ребятишек обучать

4 девочки сидят на скамейке, вышивают.

1дев.

В первый раз вышивали
Светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами,
Со чистыми звездами.

2дев.

Во второй раз вышивали
Красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С теплыми облаками.

3дев.

Во третий раз вышивали
Чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами,
Со рыскучими зверями.

4дев.

В четвертый раз вышивали
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми кораблями.

Серединку украшали светло-синими цветами

Ученица:

– В Петровском районе вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали по целой ткани различными способами: крестом, гладью и прозрачными строчевыми швами. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом и гладью. Посмотрите на изделия рукодельниц. Ни одно из них не повторяет другое.

Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лён. В начале XX века вошло в употребление фабричное полотно- миткаль. Основные цвета вышивки – красный и чёрный. Основным цветом в декоре был красный, столь излюбленный в народном творчестве.


Учитель:

– Каждая женщина, живущая в селе Петровском , умела вышивать. С раннего детства, готовя себе приданое, она осваивала самые разнообразные приёмы мастерства, в результате чего из поколения в поколение передавались тончайшие приёмы счётной глади, ажурной вышивки и мелкого креста.


Как вы видите, у нас на уроке сегодня очень много изделий, вышитых руками ваших мам, бабушек, прабабушек. А каких среди них больше всего?

Действительно, это полотенца. К орнаментированным предметам относятся также скатерти-настольники, подзоры, женские и мужские рубахи. Но именно вышитые полотенца-рушники занимали одно из первых мест. Простая вещь – рушник. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что рушник сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти. Необходимым был рушник в свадебном обряде, во время крестин, проводов парня в армию. Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на рушнике, которое любовно вышивала его мать, будучи ещё в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своём малыше, снабдив рушник богатой защитной символикой.



Песня « Рушнык вышиваный»

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытирались нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. Рушник служил подарком, знаком благодарности.).


По назначению они подразделялись на “утирач”, “подарковые”, “божники”, “зеркальные”, “церковные”.

– Ребята, как вы думаете, каково предназначение полотенца “утирач”? (Для вытирания рук и повседневного пользования).

– А что значит “подарковые” полотенца?

– Для чего использовались “божники”?

– Что украшали “зеркальные” рушники?

– Где применялись “церковные” полотенца?

Молодцы! Как много вы знаете. Мне остаётся только добавить, что полотенца типа “утирач” почти не украшались, только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета.

Некоторые рушники входили в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии, зеркала, иконы и были богато расшиты.

Об одном из таких рушников расскажет


Ученица:

– Этот рушник достался нам от маминой бабушки. Он украшал зеркало в хате, где она раньше жила. Ему уже много лет, поэтому он потерял прежний белый цвет, но вышивка ещё очень яркая и красивая. Рушник изготовлен из фабричного материала. Бабушка рассказывала мне, что в начале XX века было очень престижно иметь полотенце, сшитое из фабричной ткани, и именно такие рушники, а не домотканые, вешали на иконы и зеркала.

На рушнике изображены павлины, а точнее, павы. С павлином всегда связывали изобилие, плодородие, бессмертие. Ещё он считался символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.

Паву считали птицей семейного счастья, поэтому часто изображали на различных предметах быта. Наша семья очень дружная. Может, в этом немножко помогают павы на пра-прабабушкином рушнике.


Учитель:

– Вышитые полотенца играли большую роль в разных обрядах, особенно в свадебном. Девушка раньше заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец.

На протяжении всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка. Если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносила на тарелке по рушнику в знак того, что она принимает их предложение. Рушник служил поясом невесте во время венчания. На полотенце родители подносили хлеб-соль жениху и невесте. Рушниками, вышитыми по концам красными нитками крест- накрест, накрывают свадебный каравай. Все ритуалы свадьбы преследовали две основные цели – охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни. Поэтому и невеста со своей стороны стремилась доступными ей средствами обезопасить себя от будущих невзгод. Одним из них было включение в вышитый узор таких изображений, которые будут служить оберегом для молодожёнов.

Свадебный рушник вот уже четырнадцать лет хранится в семье Д.К. По сравнению с рушником А. он совсем “молодой


Рассказ ученицы о семейной реликвии:

– Да, моему рушнику не так много лет. С этим рушником бабушка встречала моих родителей, когда они вернулись из ЗАГСа. Она сама его вышивала.

Полотенце очень большое, внизу пришито кружево. В центре его изображены голуби. Я спросила у бабушки, почему она выбрала голубей. Бабушка ответила, что голубь всегда считался святой, божьей птицей. И ещё сказала, что голубь был принят христианством в качестве эмблемы Святого Духа; в виде голубя Святой Дух сошёл с небес во время крещения Иисуса. Издавна считали, что голубь – вестник радости, два голубя означали счастливую любовь.

Ниже расположен растительный узор. Это разные цветы и восьми лепестковые розетки. В центре лепестки соединяются и образуют крест, который должен был хранить молодых в их семейной жизни. А в самом верху рушника бабушка вышила надпись: “Счастья вам, Бела и Костя!”



Игра «Ручеёк»

Загадки

1 Инструмент бывалый

Не большой, не малый

У него полно забот:

Он и режет и стрижет

(ножницы)


2. На пальце одном
Вередко вверх дном.
(Наперсток)




3. Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну.
(Иголка)



4. Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает.

(игла)



5. Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. (ножницы)

6.В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)

1-яученица

Посиделки – вечеринки,
Звезды в праздничной выси.
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.

2-я ученица

Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.





Учитель сегодня на занятии мы с вами попытались восстановить народные традиции-посиделки , как посиделки назывались у нас в Петровском районе—-?

Мы сегодня добрым словом вспомнили умелые руки наших прапрабабушек, узнали для каких целей служил рушник .Какие бывают рушники по назначению-?

Ребята вы с пятого класса изучаете вид рукоделия –вышивку и многие из нас умеют вышивать крестиком ,некоторые достигли неплохих результатов.

У нас присутствуют сегодня гости и на память о нашем занятии мы им подарим наборы для вышивки .

Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч























Литература

  1. Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказала сама природа. Народное творчество, 1992, №2, с. 13.

  2. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения

  3. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры XIXXX века. М., 1988.


Свежие документы:  Статья "Использование научно-популярной и художественной литературы для создания эмоционального настроя учащихся на уроках химии"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: