МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»
г. Саранска
Подготовила
Аширова Е.В.
Цель урока:
Расширить и углубить знания учащихся о декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
— познакомить учащихся с понятием «пэчворк»- лоскутная техника и историей её развития;
— познакомить с видами лоскутной техники;
— дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;
— развивать художественный вкус, пробуждать фантазию;
— воспитывать экономное отношение к ведению домашнего хозяйства;
— развивать умение оценивать результаты выполненной работы.
Оборудование: компьютер, проекционная система, ножницы, иглы, гладильная доска, утюг.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы.
Межпредметные связи: история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, геометрия.
Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оформление доски: пословица “Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит”.
Формирование информационных компетенций.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Изучение нового материала
Сообщение познавательных сведений.
— Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
— Какие виды рукоделия вам знакомы?
Учитель: Сегодня мы познакомимся с техникой «пэчворк».
Что такое «печворк»? «Patch» в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, «пэчворк» – шитье из лоскутов.
Пэчворк – один из самых сложных и необычных видов рукоделия. Лоскутная техника требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного чутья.
Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один.
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
С чего всё началось? (сообщение ученика) Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. В наших краях лоскутное шитье зародилось от бедности. В то время производить ткани умела практически любая хранительница очага. Этот процесс был не из легких, поэтому даже более или менее обеспеченные семьи очень бережно относились к одежде и другим тканевым изделиям. Тогда одежда шилась, как правило, «на вырост», и поскольку ее носили долго, то необходимо было ее латать, ставить заплаты. Заплаты ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи, они имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. Каждый лоскуток ткани, который мог бы хоть на что-то пригодиться, был использован.
Такая техника не только позволяла с пользой перерабатывать старую одежду, но и спасала в трудные времена. Из маленьких обрезков ткани и ношеных вещей шили одеяла, коврики и новую одежду.
Учитель: Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством? Какие изделия из лоскута сегодня можно увидеть?
Народный промысел был надолго забыт, но снова вернулся. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. Современная мода все чаще и чаще обращается за вдохновением к народным промыслам, и выполненные в технике пэчворк наряды и аксессуары нередко появляются на показах самых знаменитых дизайнеров.
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков?
Учитель. Для работы необходимо иметь : иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. Лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён. Хлопчатобумажные ткани наиболее просты в работе. Из них очень легко получаются как прихватки, салфетки и грелки на чайник, так и одеяла и подушки. Пальтовые ткани довольно мягки и пластичны – хорошо подходят для ковриков, пледов, панно. Шелковые ткани после крахмаления по фактуре напоминают хлопчатобумажные, но при частом употреблении секутся.
Имейте в виду, что изделия из шелка недолговечны. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы.
Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Новую ткань перед работой рекомендуется постирать или отпарить утюгом (декатировать — это увлажнение ткани перед раскроем для усадки), во избежании усадки и изменения окраски после стирки изделия. Лоскуты из ткани, бывшей в употреблении, необходимо накрахмалить и прогладить.
Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” — красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” — зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый — синий, жёлтый — фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д. (Раздать инструкцию «Дополнительные цвета»)
Широкое применение нашли ткани с рисунком. На фоне пёстрых тканей заметно выделяются однотонные ткани без рисунка. Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии. Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий.
Учитель: Существует много техник лоскутного шитья. Вот некоторые из них: «колодец», «квадрат в квадрате», «русский квадрат», «цветок», «роза», «спираль», «витражи», аппликация, «шахматка» и «уголки». Мы сегодня подробнее остановимся на «шахматке» и «уголках».
Практическая работа
Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют рисунок, который состоит из квадратов одинаковой величины, но разных цветов. Можно использовать цветные квадратики из картона и собирать мозаичный рисунок.
Целевой обход учителя. Обходя класс, рабочие места учащихся, учитель контролирует работу учащихся, правильность подбора цвета в соответствии с рекомендациями. По завершении работы обязательно демонстрируются всему классу наиболее интересные рисунки прихваток.
Итог урока Нужна ли эта техника лоскутного шитья в современном мире? Зачем?
Объясните пословицу — “Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит”.
Домашнее задание. Часто бывает так, что хочется сделать приятное своим близким, друзьям, знакомым, коллегам… Подарить что-то оригинальное, но не дорогое. Есть масса поводов для презентов, но не всегда есть возможность ходить для этого по магазинам, выискивать что-то особенное (которое подчас бывает с кусающейся ценой). Ваше домашнее задание нарисовать эскиз небольшой вещи в технике пэчворк.
«Дополнительные цвета»
Дополнительные цвета | |
Красный | Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый |
Оранжевый | Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой |
Жёлтый | Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый |
Тёмно-зелёный | Коричневый, бежевый |
Зелёный (светлый) | Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый |
Бледно-голубой | Тёмно-красный, серый |
Синий | Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный |
Фиолетовый | Светло-зелёный, тёмно-зелёный |
Коричневый | Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный |
Серый | Фиолетовый, малиновый |
Список используемых источников
Журнал для рукодельниц «Мода и модель» Волшебный Пэчворк №3/2010
Лукьянова Т.В. Перешиваем, шьём и вышиваем. М.: Правление о-ва «Знание» России, 1993
«Уют в вашем доме» Великолепные подушки издательство АТС Москва 2005