Метод проектов на уроках технологии. Развитие творческой личности во внеурочной деятельности. Из опыта работы.
Габитова И.Г., учитель технологии,
НОУ «Школа-интернат №25 ОАО «РЖД»
Ещё А.С.Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом». Поэтому я в своей работе определила изучать, разрабатывать и внедрять метод проектов.
Основой программы общеобразовательной области «Технология» являются разработка и выполнение творческого проекта. Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и навыки. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Поэтому проблема, над которой я работаю многие годы – это разработка и внедрение метода проекта, работа с талантливыми детьми, развитие творческой личности.
Отсюда вытекают темы по самообразованию:
«Метод проектов в образовательной области «Технология». (2007-2011г.)
«Развитие творческой личности на внеклассных занятиях».(2012 г.)
Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости; предприимчивости; ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач
Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.
В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Убеждена, что проектная деятельность – дело хорошее, интересное, привлекательное, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования.
Творческий проект состоит из 2-х частей: создания пояснительной записки и изготовления изделия. Пояснительная записка содержит несколько разделов. Во введении указывается цель работы, и даются основные понятия по теме. Историческая справка – это исследовательская работа ученика по направлению творческого проекта. При выполнении данного проекта выявляется мировая практика, традиции, т.е. закладывается база для дальнейшего проявления собственного творчества. Проектно-конструкторский раздел содержит рисунки, чертежи. Перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения работ. Технологический раздел содержит алгоритм изготовления изделия. В результате выполнения экономического раздела школьники знакомятся с азами экономики. Выполняя рекламу, ученик проявляет способности в умении представить свою работу с наилучшей стороны.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Успешность выполнения творческого проекта окончательно выясняется на его защите. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм.
По содержанию она включает:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиографический список использованной литературы.
7. Приложения.
Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта и презентацию проектных работ.
Для повышения мотивации учения: необходимо создавать условия, стимулирующие творческую деятельность.
благоприятный психологический климат
творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей
поощрение творчества, инициативы
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, в качестве образца, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям.
Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, не возникает само по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Кабинет превратить в творческую мастерскую.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Лучшие проекты, которые учащиеся представляли на конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места:
класс | год | уровень | |
«Костюм моей мечты» (брючный костюм) | 9 | 2009 | региональный |
«Нарядное платье» (платье) | 10 | 2009 | региональный |
«Волшебный мир кожи» (панно) | 11 | 2010 | региональный |
«Воспоминания об античности» (история костюма) | 10 | 2010 | региональный |
«Бирюзовый комплект» (вязание) | 9 | 2010 | региональный |
«Краски осени» (вязание) | 10 | 2011 | региональный |
« | 11 | 2012 | региональный |
Опыт своей работы представляю на конкурсах:
год | результат | |
Всероссийский конкурс «Учитель! Перед именем твоим…», посвященный году учителя в России. Номинация: Методическая копилка. Комплект материалов по организации проектной деятельности на уроках технологии. | г. Новосибирск 2011 год | Диплом лауреата |
Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звёзды».Педагогический проект «Волшебные превращения» | г.Новосибирск 2011 год | Диплом II степени |
Всероссийская научно-практическая конференция «Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы» | г.Иркутск 2011 год | Печатная работа. Статья: «Развитие творческой личности на внеклассных мероприятиях». |
Наше время — время перемен. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Необходимо воспитывать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Человек, способный к творчеству, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное.
Поэтому современному ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Система моей работы с талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:
поиск талантливых детей (через индивидуальное общение с
учащимися);
развитие творческих способностей на уроках технологии, черчения;
развитие творческих способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, творческие тематические проекты, занятия в кружке, подготовка творческих выставок);
создание комфортных условий для всестороннего развития талантливых детей.
Прежде всего, талантливых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа и преподаватели должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к ряду предметов школьного компонента, изобразительному искусству, технологии самостоятельного выполнения работы, презентации собственных наработок на уровне школы, города, области, желание помещать информацию на сайтах в Интернете, совершенствоваться в других областях и направлениях. В работе с такими детьми нужно использовать различные методы, приемы: творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи, презентации по различным темам.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе и проявить свои способности. Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
Основная цель внеурочных занятий по технологии — содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми окружающего мира и последовательному расширению их кругозора, приобщение к миру прекрасного.
На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем кружка «Удивительный мир кожи». Кожа – прекрасный материал для поделок. Она пластична, послушна и достаточно прочна. Используя кожу вышедших из моды вещей, можно смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив своих близких. Это картины, шкатулки, заколки и завязки для штор, декоративно оформленные баночки и бутылочки, наборы для письменных и косметических принадлежностей, украшения.
Работа с кожей особенно интересна детям. Обработка этого нового для них материала приучает быть более ответственными. Ведь им доверяют работать со свечой, шилом, спичками, булавками, пинцетом. Фантазируя и старательно вырезая детали, дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд. А дело вот в чём. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, а это не только развивает мышцы, но и очень хорошо массирует активные точки пальцев рук, развивает тактильные ощущения, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие, психическое состояние. К тому же кожа – это натуральный материал, который несёт в себе массу положительной энергии.
Разработана программа кружка «Удивительный мир кожи» смотреть в приложении.
Методическое пособие по работе с кожей для кружка, работы обучающихся были представлены в Новосибирске на выставке. Смотреть приложение.