Метод проектов на уроках технологии. Развитие творческой личности во внеурочной деятельности. Из опыта работы

Метод проектов на уроках технологии. Развитие творческой личности во внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Габитова И.Г., учитель технологии,

НОУ «Школа-интернат №25 ОАО «РЖД»


Ещё А.С.Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом». Поэтому я в своей работе определила изучать, разрабатывать и внедрять метод проектов.

Основой программы общеобразовательной области «Технология» являются разработка и выполнение творческого проекта. Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и навыки. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.

Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

Поэтому проблема, над которой я работаю многие годы – это разработка и внедрение метода проекта, работа с талантливыми детьми, развитие творческой личности.

Отсюда вытекают темы по самообразованию:

  • «Метод проектов в образовательной области «Технология». (2007-2011г.)

  • «Развитие творческой личности на внеклассных занятиях».(2012 г.)

Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости; предприимчивости; ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.

В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

Убеждена, что проектная деятельность – дело хорошее, интересное, привлекательное, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования.   

  Творческий проект состоит из 2-х частей: создания пояснительной записки и изготовления изделия. Пояснительная записка содержит несколько разделов. Во введении указывается цель работы, и даются основные понятия по теме. Историческая справка – это исследовательская работа ученика по направлению творческого проекта. При выполнении данного проекта выявляется мировая практика, традиции, т.е. закладывается база для дальнейшего проявления собственного творчества. Проектно-конструкторский раздел содержит рисунки, чертежи. Перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения работ. Технологический раздел содержит алгоритм изготовления изделия. В результате выполнения экономического раздела школьники знакомятся с азами экономики. Выполняя рекламу, ученик проявляет способности в умении представить свою работу с наилучшей стороны.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Успешность выполнения творческого проекта окончательно выясняется на его защите. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

 Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм.

По содержанию она включает:

1.      Титульный лист.

2.      Оглавление.

3.      Введение.

4.      Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия.

Глава 2. Технология изготовления.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5.      Заключение.

6.      Библиографический список использованной литературы.

7.      Приложения.

 

Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта и презентацию проектных работ.

Для повышения мотивации учения: необходимо создавать условия, стимулирующие творческую деятельность.

  • благоприятный психологический климат

  • творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей

  • поощрение творчества, инициативы

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, в качестве образца, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям.

Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, не возникает само по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Кабинет превратить в творческую мастерскую.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.


Лучшие проекты, которые учащиеся представляли на конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места:

Название проекта

класс

год

уровень

«Костюм моей мечты»

(брючный костюм)

9

2009

региональный

«Нарядное платье»

(платье)

10

2009

региональный

«Волшебный мир кожи»

(панно)

11

2010

региональный

«Воспоминания об античности»

(история костюма)

10

2010

региональный

«Бирюзовый комплект»

(вязание)

9

2010

региональный

«Краски осени»

(вязание)

10

2011

региональный

«

11

2012

региональный


Опыт своей работы представляю на конкурсах:

конкурс

год

результат

Всероссийский конкурс «Учитель! Перед именем твоим…», посвященный году учителя в России. Номинация: Методическая копилка. Комплект материалов по организации проектной деятельности на уроках технологии.

г. Новосибирск 2011 год

Диплом лауреата

Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звёзды».Педагогический проект «Волшебные превращения»

г.Новосибирск 2011 год

Диплом II степени

Всероссийская научно-практическая конференция «Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы»

г.Иркутск 2011 год

Печатная работа.

Статья: «Развитие творческой личности на внеклассных мероприятиях».



Наше время — время перемен. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Необходимо воспитывать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Человек, способный к творчеству, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное.

Поэтому современному ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Система моей работы с талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:

  • поиск талантливых детей (через индивидуальное общение с

  • учащимися);

  • развитие творческих способностей на уроках технологии, черчения;

  • развитие творческих способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, творческие тематические проекты, занятия в кружке, подготовка творческих выставок);

  • создание комфортных условий для всестороннего развития талантливых детей.


Прежде всего, талантливых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа и преподаватели должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к ряду предметов школьного компонента, изобразительному искусству, технологии самостоятельного выполнения работы, презентации собственных наработок на уровне школы, города, области, желание помещать информацию на сайтах в Интернете, совершенствоваться в других областях и направлениях. В работе с такими детьми нужно использовать различные методы, приемы: творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи, презентации по различным темам.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе и проявить свои способности. Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Основная цель внеурочных занятий по технологии — содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми окружающего мира и последовательному расширению их кругозора, приобщение к миру прекрасного.

На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем кружка «Удивительный мир кожи». Кожа – прекрасный материал для поделок. Она пластична, послушна и достаточно прочна. Используя кожу вышедших из моды вещей, можно смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив своих близких. Это картины, шкатулки, заколки и завязки для штор, декоративно оформленные баночки и бутылочки, наборы для письменных и косметических принадлежностей, украшения.

Работа с кожей особенно интересна детям. Обработка этого нового для них материала приучает быть более ответственными. Ведь им доверяют работать со свечой, шилом, спичками, булавками, пинцетом. Фантазируя и старательно вырезая детали, дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд. А дело вот в чём. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, а это не только развивает мышцы, но и очень хорошо массирует активные точки пальцев рук, развивает тактильные ощущения, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие, психическое состояние. К тому же кожа – это натуральный материал, который несёт в себе массу положительной энергии.

Разработана программа кружка «Удивительный мир кожи» смотреть в приложении.

Методическое пособие по работе с кожей для кружка, работы обучающихся были представлены в Новосибирске на выставке. Смотреть приложение.


Свежие документы:  Урок-коллоквиум по геометрии в 7 классе "Прямоугольные треугольники" с применением интерактивной доски

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: