Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 43»
г. Нижневартовск
Методическая разработка
«Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий»
подготовила
учитель технологии
Медведева Вера Викторовна
г. Нижневартовск
2014
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Учитывая это, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодежи к творческому труду, развитию их эстетического восприятия. «Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно — практической деятельностью по всей проектно — технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности».
Метод проектов, как основной связующий элемент программы «Технология», позволяет качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучение тех или иных ее разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей учащихся. Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением учащимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения изобретательских задач. Важно сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы или рынка вариант их реализации.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и её значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
При таком подходе учащиеся должны изучать не просто технику, а технологию, в которой техника является средством разрешения технологических процессов, отвечающих требованиям эргономики, дизайна. Речь идет о создании и изучении таких технологических (не технических) систем, которые были бы направлены на улучшение жизни человека, сохранение и приумножение родной природы. Вместо имевшихся в трудовом обучении объектов труда, которые выполняли все учащиеся без учета потребностей и спроса на них, по заранее заданным эскизам и технологическим картам в творческих проектах учащиеся проектируют изделия (услуги) от идеи до воплощения в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей. Причем все этапы проектирования требуют интеллектуальной подготовки,
Выполнение проектов вообще начинается со сбора, накопления и переработки информации. Ученики проводят исследования, определяют потребности, варианты решения проблемы, разрабатывают критерии, которым должно соответствовать изделие, прорабатывают лучшую идею.
Защиту проектов лучше всего организовать в виде презентации (доклада), выступления перед классом. В этом случае требуются постановка голоса: дикции, интонации, чистоты речи; умение пользоваться своими функциональными средствами (мимика, жесты, позы и т.д.)
Проектное обучение с преобладанием активных методов (проблемная и эвристическая беседа, диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления) как основной связующий элемент программы позволяет качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучение тех или иных ее разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей учащихся.
В начальный период обучения (5 класс) в зависимости от поставленной цели и уровня развития детей учитель может не акцентировать внимание учащихся на поиске проблемы, а сформулировать ее и предложить задачи для решения. Формулировка задачи должна включать название изделия, его предназначение и конечного пользователя. В данном случае закрытая формулировка ограничивает действие учащихся определенным типом изделия (фартук). Пятиклассники должны усвоить общие способы организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.
В ходе выполнения творческих проектов в технологическом образовании учащиеся научатся реализовывать свой творческий материал, проводить самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения, обрабатывать различные материалы и изготовлять изделия, слаженно работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, проводить экологическую и экономическую оценку процесса и результатов труда, анализировать эстетические характеристики изделия. Учащиеся проводят анализ нескольких похожих изделий и обсуждают вопросы: какое изделие более привлекательно? Почему? Очень важно, чтобы школьники принимали во внимание предполагаемый рынок и могли представить точку зрения потенциальных покупателей, конечных пользователей, а не опираясь только на свой собственный вкус.
Пятиклассники учатся образно представлять, наглядно выражать, рассматривать, осмысливать и критически оценивать то, что они проектируют и предлагают сделать. Вместе с тем следует отметить, что метод проектов, используемый в технологическом образовании учащихся 5 классов, представляет собой начальную стадию дизайн — проектов. Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность эстетического развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляет чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Учащиеся не только создают изделие, но и разрабатывают его для удовлетворения реальных потребностей.
Планирование проекта по технологии обработки фартука
Планирование проекта по технологии обработки фартука
Класс: 5 | Вид проекта: групповой |
Потребность: Для проведения уроков кулинарии все учащимся необходимо иметь фартук. Поэтому имея определённые знания и умения можно изготовить различные модели фартуков. | ||
Описание проекта: Проект выполняется в рамках модуля «Технология обработки ткани». В процессе выполнения проекта учащиеся знакомятся с основами проектирования, разрабатывают и изготовляют несложные модели фартуков. | ||||
Цель проекта: Развитие проектировочно — технологических умений и эстетического восприятия учащихся.
| Краткая формулировка задачи для учащихся: Разработать и изготовить собственные модели фартуков. | |||
Задачи проекта: -овладение проектировочными навыками; -освоение знаний и умений, предусмотренных содержанием модулей «Технология обработки ткани» программы «Технология»; -изготовление проектных изделий.
| ||||
Ожидаемые результаты: Готовые разнообразные модели фартуков, украшенные вышивкой. | ||||
Проектирование | Знания | Умения | Межпредметные связи: ИЗО – выполнение эскизов; Математика – расчет по формулам в таблице построения и расчёт материальных затрат; Черчение – построение чертежа и техническое моделирование. | |
-краткая формулировка задачи; -проведение исследования; -составление краткого перечня критериев; -выработка идей и выбор лучшей; — оценка результата проекта. | -правила по технике безопасности; -ткани и их свойства; -основы конструирования и моделирования; правила выполнения раскроя; -технология ручных и машинных швов; -последовательность изготовления фартука. | -выполнять вышивку простейшими ручными швами; -заправлять и работать на швейной машине; -снимать и записывать мерки; -выполнять построение чертежа и техническое моделирование; -раскраивать изделия; -выполнять ручные и машинные швы. | ||
Условия запуска проекта | ||||
дидактические | Материально-технические | |||
Алгоритм проектной деятельности, задания по диагностики знаний и умений учащихся 5 кл. по усвоению программы «Технология», плакат «Моделирование фартуков», плакат «Техническое моделирование фартука», плакат «Цветовой круг», плакат «Последовательность изготовления швейного изделия», таблица «Символы по уходу за тканью», альбом «Виды ручных и машинных швов», альбом «Подбор ткани и ниток для фартуков», альбом «Отделка фартуков», альбом «Узоры для вышивки фартуков», плакат «Экономическая оценка проектируемого изделия» | Ткань, отделочные материалы, сантиметровая лента, линейка, ножницы,
портновский мел, булавки, иглы, нитки, швейная машина, утюг, проутюжильник, гладильная доска. | |||
Фокус проекта: -использование метода морфологического анализа для создания многообразия моделей фартуков; -выработка навыков проектирования; -технология проектирования фартуков. |
Список использованной литературы
1.И.А.САСОВА «Технология»5 класс (девочки) издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»
В.Д. Симоненко «Технология» 2008 год 5 класс, издательство «Просвещение» 2012 год.
2.Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело. 5-6 класс. Издательство «Просвещение» 2013.
3.П.Р.Атутов, В.А.Полякова «Трудовое обучение» 5 класс, издательство «Просвещение», 2010