Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»

ГБОУ ДОД Дом детства и юношества

Приморского района







Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»





подготовила

Педагог дополнительного образования

Овчинникова Татьяна Аркадьевна









г. Санкт-Петербург

2015 г



Аннотация

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8 – 12 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества, и обучению изготовлению тряпичной куклы на основе традиционной технологии.

Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, обучающим детей изготовлению традиционных тряпичных кукол. В них приведено занятие, посвященное изготовлению очень простой и интересной куклы-веснянки.

Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе.


Цель занятия:

  • научить изготовлению куклы Веснянки.


Задачи занятия:


обучающие:


  • познакомить детей с обрядовой куклой и ритуалами, которые связаны с ней;

  • научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

воспитательные:


  • прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;

  • приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

  • прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;




развивающие:


  • развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

  • способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ремеслу.




Методическое оснащение занятия:


Материально – техническая база:

технические средства обучения (ПК); материалы (ткань хлопчатобумажная белая и цветная), нитки «мулине», нитки яркие «шерстяные», синтепон, ножницы.


Дидактическое обеспечения:

образец изделия, технологические карты.


Методы обучения:


  • рассказ педагога;

  • практическая работа детей под контролем педагога;

  • выставка работ.


Формы организационной деятельности: индивидуально-групповая.


Конспект занятия


  1. Организационный момент.

Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.


  1. Вступительная беседа. Объявление темы занятия.

Звучит музыка группы Иван Купала.


Педагог демонстрирует детям куклу «Веснянку».

— Здравствуйте, дети! Посмотрите на эту куколку. Нравится? Сегодня вы сами научитесь делать такую.

Для начала я расскажу вам немного об истории этой куклы.


Во все времена девочки любили играть в куклы. Традиционной игрушкой в русских деревнях, даже в самых бедных крестьянских семьях. была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С 5 лет такую куклу могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.


— Обычно куклу делали безликой, т.е. без лица. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

На самом деле, в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл, а если сделать кукле лицо, в нее может вселиться злой дух и тогда она оживет и может навредить.

— Большинство кукол на Руси были оберегами.

— Как вы думаете, для чего нужны были куклы — обереги? (Ответы детей)

Да, они охраняли жилище от злых духов, защищали своих хозяев от болезней и недоброжелателей.

— У каждой куколки – оберега было своё предназначение.

Далее идет демонстрация презентации c комментариями педагога.

Слайд №1. с изображениями народных кукол.

В кукол не только играли – они помогали человеку на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.


Слайд №2. Ребенок в колыбельке и мама.

Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять – играла в куклы, а малыш тем временем крепко спал…

Слайд №3 Фото весеннего леса. Дети играют на улице.

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

Слайд №4. Пасхальный кулич.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу.

Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.

3. Подготовка к работе. Правила ТБ.



-Именно такую куклу – «Веснянку» мы сегодня попробуем с вами сделать.

— Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления веснянки.

Что вы видите на столе?


Дети рассказывают о том, что лежит на столе.

Для чего нам нужны эти тряпочки?


— белая х/б ткань – прямоугольник (21х12см) – это будет голова;

— цветная х/б ткань – прямоугольник (10,5х7см) – это будут ручки;

цветная х/б ткань – прямоугольник (24х8см) – платьице;

— нитки «шерстяные», яркого цвета – волосы;

— атласные ленты, шириной 1 см;

— синтепон;

— нитки «мулине»;

— ножницы;

— схемы с изображением последовательности изготовления куклы;


У вас на столах есть и схемы изготовления куклы – веснянки. Они вам помогут правильно изготовить куклу.

— Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи ниток.

— Давайте вспомним, как надо обращаться с колющими и режущими инструментами, которые сегодня нам пригодятся для работы (техника безопасности по обращению с ножницами)

— Куклу будем делать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.

звучит лёгкая музыка


4. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы.


  • Голова.

Берём прямоугольный лоскуток белой ткани, приготовленный для тела, по центру немного ниже середины вкладываем в лоскут кусочек синтепона, края ткани загибаем внутрь заворачивая кусочек синтепона, затем верхний конец ткани опускаем вниз, соединяем оба конца вместе и перематываем ниткой, образуя шею.


  • Ручки.

Чтобы сделать ручки, возьмем цветную ткань (прямоугольник), края по длинной стороне подгибаем внутрь, соединяем. С краев полоску перевязываем ниточкой, получается «конфетка» — это ручки.

К уже приготовленной головке нашей куколки приставляем ручки сзади, приматываем крестом с помощью ниток.



  • Платьице.

Теперь делаем Веснянке платьице. Прямоугольный лоскут цветной ткани складываем по длине пополам и еще раз пополам. На последнем сгибе делаем неглубокие надрезы – проймы рукава для ручек куколке. Надеваем платьице, вставляя руки в подрезы, запах платья находится сзади. Немного собираем складочки и приматываем ниточкой под ручками.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая неделька» (гимнастика для глаз).

Давайте немножко отдохнем. Приложение №1.


  • Оформление куколки.

Подготовленные нити для волос (яркого цвета) посередине привязываем к голове оставленными на макушке нитками. Часть нитей обрезаем для челки, а другую часть нитей уводим наверх, часть опускаем вниз, расправляем и крепко привязываем к шее куколки. С шеи нити также поднимаем наверх, заплетаем косу, украшаем лентами, повязываем поясок – веснянка готова!


5. Заключение. Рефлексия.

Дети! Вы – молодцы! Потрудились на славу.

— Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

— Сложно было? (Ответы детей)

-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!


6. Уборка рабочего места.

7. Подведение итогов занятия.

Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливы и способны. До следующей встречи.

Комментарий для педагога: Если благодаря полученной информации из истории тряпичной куклы, дети увлеклись процессом изготовления куклы, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, и в итоге сделали куклу, то результаты занятия можно считать положительными.




8. Список использованной литературы.

  1. Е.Берстенева, Н. Догаева, «Кукольный сундучок», Москва. Издательство «Белый город»,2011 г.

  2. И.Н. Котова, А.С. Котова, «Русские обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург, Издательство «Паритет», 2003 г.

  3. Н.В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.



9. Сайты.

letopisi.ru/index.php/Обрядовые_куклы (Обрядовые куклы — фото и название)

letopisi.ru/index.php/Игровые_куклы (игровые народные куклы — фото с названием)



Приложение №1.

«Весёлая неделька» — гимнастика для глаз.



— Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

— По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

— В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

— Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

— В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять, чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.





Свежие документы:  Конспект урока технологии «Приключения волшебных квадратов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: