ГБОУ ДОД Дом детства и юношества
Приморского района
Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»
подготовила
Педагог дополнительного образования
Овчинникова Татьяна Аркадьевна
г. Санкт-Петербург
2015 г
Аннотация
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8 – 12 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества, и обучению изготовлению тряпичной куклы на основе традиционной технологии.
Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, обучающим детей изготовлению традиционных тряпичных кукол. В них приведено занятие, посвященное изготовлению очень простой и интересной куклы-веснянки.
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Цель занятия:
научить изготовлению куклы Веснянки.
Задачи занятия:
обучающие:
познакомить детей с обрядовой куклой и ритуалами, которые связаны с ней;
научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
воспитательные:
прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
развивающие:
развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ремеслу.
Методическое оснащение занятия:
Материально – техническая база:
технические средства обучения (ПК); материалы (ткань хлопчатобумажная белая и цветная), нитки «мулине», нитки яркие «шерстяные», синтепон, ножницы.
Дидактическое обеспечения:
образец изделия, технологические карты.
Методы обучения:
рассказ педагога;
практическая работа детей под контролем педагога;
выставка работ.
Формы организационной деятельности: индивидуально-групповая.
Конспект занятия
Организационный момент.
Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.
Вступительная беседа. Объявление темы занятия.
Звучит музыка группы Иван Купала.
Педагог демонстрирует детям куклу «Веснянку».
— Здравствуйте, дети! Посмотрите на эту куколку. Нравится? Сегодня вы сами научитесь делать такую.
Для начала я расскажу вам немного об истории этой куклы.
Во все времена девочки любили играть в куклы. Традиционной игрушкой в русских деревнях, даже в самых бедных крестьянских семьях. была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С 5 лет такую куклу могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
— Обычно куклу делали безликой, т.е. без лица. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
На самом деле, в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл, а если сделать кукле лицо, в нее может вселиться злой дух и тогда она оживет и может навредить.
— Большинство кукол на Руси были оберегами.
— Как вы думаете, для чего нужны были куклы — обереги? (Ответы детей)
Да, они охраняли жилище от злых духов, защищали своих хозяев от болезней и недоброжелателей.
— У каждой куколки – оберега было своё предназначение.
Далее идет демонстрация презентации c комментариями педагога.
Слайд №1. с изображениями народных кукол.
В кукол не только играли – они помогали человеку на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Слайд №2. Ребенок в колыбельке и мама.
Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять – играла в куклы, а малыш тем временем крепко спал…
Слайд №3 Фото весеннего леса. Дети играют на улице.
Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.
Слайд №4. Пасхальный кулич.
Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу.
Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.
3. Подготовка к работе. Правила ТБ.
-Именно такую куклу – «Веснянку» мы сегодня попробуем с вами сделать.
— Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления веснянки.
Что вы видите на столе?
Дети рассказывают о том, что лежит на столе.
Для чего нам нужны эти тряпочки?
— белая х/б ткань – прямоугольник (21х12см) – это будет голова;
— цветная х/б ткань – прямоугольник (10,5х7см) – это будут ручки;
— цветная х/б ткань – прямоугольник (24х8см) – платьице;
— нитки «шерстяные», яркого цвета – волосы;
— атласные ленты, шириной 1 см;
— синтепон;
— нитки «мулине»;
— ножницы;
— схемы с изображением последовательности изготовления куклы;
У вас на столах есть и схемы изготовления куклы – веснянки. Они вам помогут правильно изготовить куклу.
— Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи ниток.
— Давайте вспомним, как надо обращаться с колющими и режущими инструментами, которые сегодня нам пригодятся для работы (техника безопасности по обращению с ножницами)
— Куклу будем делать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.
звучит лёгкая музыка
4. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы.
Голова.
Берём прямоугольный лоскуток белой ткани, приготовленный для тела, по центру немного ниже середины вкладываем в лоскут кусочек синтепона, края ткани загибаем внутрь заворачивая кусочек синтепона, затем верхний конец ткани опускаем вниз, соединяем оба конца вместе и перематываем ниткой, образуя шею.
Ручки.
Чтобы сделать ручки, возьмем цветную ткань (прямоугольник), края по длинной стороне подгибаем внутрь, соединяем. С краев полоску перевязываем ниточкой, получается «конфетка» — это ручки.
К уже приготовленной головке нашей куколки приставляем ручки сзади, приматываем крестом с помощью ниток.
Платьице.
Теперь делаем Веснянке платьице. Прямоугольный лоскут цветной ткани складываем по длине пополам и еще раз пополам. На последнем сгибе делаем неглубокие надрезы – проймы рукава для ручек куколке. Надеваем платьице, вставляя руки в подрезы, запах платья находится сзади. Немного собираем складочки и приматываем ниточкой под ручками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая неделька» (гимнастика для глаз).
— Давайте немножко отдохнем. Приложение №1.
Оформление куколки.
Подготовленные нити для волос (яркого цвета) посередине привязываем к голове оставленными на макушке нитками. Часть нитей обрезаем для челки, а другую часть нитей уводим наверх, часть опускаем вниз, расправляем и крепко привязываем к шее куколки. С шеи нити также поднимаем наверх, заплетаем косу, украшаем лентами, повязываем поясок – веснянка готова!
5. Заключение. Рефлексия.
Дети! Вы – молодцы! Потрудились на славу.
— Что нового вы для себя узнали? Чему научились?
— Сложно было? (Ответы детей)
-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!
6. Уборка рабочего места.
7. Подведение итогов занятия.
Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливы и способны. До следующей встречи.
Комментарий для педагога: Если благодаря полученной информации из истории тряпичной куклы, дети увлеклись процессом изготовления куклы, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, и в итоге сделали куклу, то результаты занятия можно считать положительными.
8. Список использованной литературы.
Е.Берстенева, Н. Догаева, «Кукольный сундучок», Москва. Издательство «Белый город»,2011 г.
И.Н. Котова, А.С. Котова, «Русские обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург, Издательство «Паритет», 2003 г.
Н.В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
9. Сайты.
letopisi.ru/index.php/Обрядовые_куклы (Обрядовые куклы — фото и название)
letopisi.ru/index.php/Игровые_куклы (игровые народные куклы — фото с названием)
Приложение №1.
«Весёлая неделька» — гимнастика для глаз.
— Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
— По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
— В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять в другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
— Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
— В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять, чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.