Мониторинг качества знаний по технологии: критерии, формы и методы
Мельникова Е.Л., учитель технологии МБОУ «Зырянская СОШ»
Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний. На сегодняшний день, в связи с ростом требований, предъявляемых обществом к результатам образования, особое значение приобретают и формы оценивания качества знаний. Мониторинг качества знаний учащихся включает в себя диагностику знаний обучающихся, их оценку в соответствии с поставленными целями обучения и корректировку ошибок. Цель мониторинга – постоянное улучшение постановки преподавания учебных предметов. Задача мониторинга – повышение качества знаний и умений учащихся. Результаты диагностики, осуществляемой в ходе мониторинга, – основной показатель качества знаний учащихся в целом по предмету в школе, в классе и среди отдельных учащихся. От содержания мониторинга, его организации и используемых в его процессе форм во многом зависит успешность преподаваемого предмета.
Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания. На уроках технологии использую различные виды мониторинга: текущий, тематический и итоговый мониторинг. Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений учащихся на разных этапах урока. Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений учащихся после изучения крупной темы. Итоговый мониторинг – это контроль за результатами обучения после крупного раздела или курса в целом.
Традиционными методами проверки и контроля знаний учащихся в процессе осуществления мониторинга являются: устный, письменный (с использованием карточек-
заданий) и текстовый. Устный опрос чаще всего проводится в индивидуальной форме. В начале опроса задается основной вопрос, который формулируется таким образом, чтобы учащийся мог дать развернутый ответ. Если же ученик затрудняется с ответом, или же учителю не понятен его ответ, то в этом случае задаю вспомогательный вопрос. Также могут задаваться дополнительные вопросы для уточнения качества знаний школьника, но это должны быть вопросы, на которые ученик может ответить сразу и не задумываясь.
Достоинства устного опроса (охват широкого круга объектов контроля, большая глубина проверки, возможность развития устной речи, упрочение личных контактов учителя и ученика) сопряжены с рядом его недостатков (большие затраты урочного времени, узкий охват учащихся, отсутствие активности всего класса, невозможность фиксации ответа, высокий риск проявления субъективизма учителя при оценке ответа ученика). Устный фронтальный опрос позволяет активизировать весь класс. Часто готовлю ряд вопросов по теме, на которые отвечают все учащиеся, при этом они не вызываются к доске. Достоинства данного метода диагностики знаний: широкий охват учащихся, активная работа класса, тесный личный контакт всех участников педагогического процесса. В то же самое время имеют место такие недостатки, как узкий круг объектов контроля, недостаточная глубина проверки.
Письменный метод диагностики знаний предусматривает фиксацию результатов ответа с использованием любого средства. Это разного рода использование дидактических карточек, дидактических кубиков, лото, выполнение заданий в письменной форме; заполнение таблиц, формирующее у учащихся умения сравнивать и анализировать материал; использование занимательных текстов с заранее запланированными ошибками, которые ученики должны исправить. Положительными чертами данного метода являются широкий круг объектов контроля, большая глубина проверки, развитие умения письменно излагать мысли, документальность и сравнимость ответов, ограничение проявления субъективизма учителя. Но такого рода диагностика требует значительных затрат времени на подготовку и на проверку работ, повышает вероятность списывания, исключает достаточный контакт между учителем и учеником.
Зачеты представляют собой одну из форм итоговой диагностики знаний и умений учащихся по крупной теме или целому разделу. Учитель заранее разрабатывает и траздает учащимся вопросы зачета, которые должны охватывать проверку разных элементов содержания учебной дисциплины (теоретические знания, практические навыки и т.д.). Темп зачета возрастает, если учитель привлекает помощников из числа старшеклассников, заранее знающих ответы на требуемые вопросы.
Наиболее актуальным способом диагностики качества знаний учащихся по технологии является использование тестов. Необходимость использования тестовых материалов для проверки качества подготовки учащихся на разных стадиях обучения уже не вызывает сомнения. Тесты возвращаются в образовательную систему как один из способов проверки знаний, наиболее технологичный, объективный и эффективный. Существуют разнообразные определения теста, которые ярко раскрывают суть данного способа диагностики знаний учащихся. Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Тест – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
При помощи тестов сравниваются знания отдельных учеников и классов. Тест выступает в качестве измерительного инструмента; поэтому он должен удовлетворять строгим методическим требованиям. Случайно подобранный набор заданий тестом назвать нельзя. Чаще всего результаты выполнения теста сравниваются по числу выполненных заданий за установленное время. За единицу измерения в этом случае берется одно задание. Педагог сравнивает своих учеников по числу выполненных заданий в отведенное время (или за определенную его единицу). Поэтому первостепенное значение приобретает равнотрудность заданий, включенных в тест.
Как видно, существуют различные способы измерения качества знаний, выбор одного или нескольких может быть продиктован условиями и спецификой того образовательного учреждения, в рамках которого и осуществляется организация мониторинга качества знаний. Более того, представляется возможным комбинировать способы и методы контроля для достижения максимально точной и достоверной информации об уровне сформированности знаний по предмету технологии.
В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.
Ниже представлены контрольные задания двух уровней усвоения знаний учащимися 5-6 класса по разделу «Технология обработки ткани». При разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа «да — нет»; задания на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов (правильные, неправильные, неточные, неполные и т.п.); задания классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм решения.
Представленные задания могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем, рубежном и итоговом контроле. Распределение заданий по разделам и темам позволяет учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний. При рубежном и итоговом контроле учитель может сгруппировать задания из разных разделов, тем и различных уровней. Подбор заданий при этом может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей и уровня обученности.
Тестовый материал по разделу «Материаловедение»
1й уровень
Структура ткани
Выберите правильный ответ.
1.Ткань изготавливают на фабрике: а) швейной; б) ткацкой; в) прядильной.
2.Ровницу получают из волокон на этапе: а) разрыхления; б) расчесывания; в) вытягивания с подкручиванием.
3. На ткацких фабриках работают: а) ровничницы; б) ткачихи; в) прядильщицы.
4. Волокно хлопчатника бывает: а) белым; б) розовым; в) голубым; г) красным.
Нити основы и утка
Выберите правильный ответ.
1. Долевая нить идет вдоль кромки: а) да; б) нет.
2. Долевая нить при резком растяжении ткани (хлопок) издает звонкий звук:
а) да; б) нет.
3. Нить утка: а) короткая; б) гладкая; в) непрочная; г) тонкая.
4. Нить утка длинная и прочная: а) да; б) нет.
5. Укажите признаки, по которым можно определить нить основы: а) по звуку; б) по ворсу; в) по кромке; г) по растяжимости: д) по качеству отделки.
Лицевая и изнаночная стороны ткани
Выберите правильный ответ.
1. Ткань имеет технические узелки и ворсинки: а) на лицевой стороне; б) на изнаночной стороне.
2. Гладкую, блестящую поверхность имеет изнаночная сторона хлопчатобумажной ткани: а) да; б) нет.
Свойства ткани
Выберите правильный ответ.
1. Хлопчатобумажная ткань: а) мягкая; б) жесткая.
2. Гладкой поверхностью обладают ткани: а) льняная; б) хлопчатобумажная; в) шерстяная.
3. Выше сминаемость ткани: а) хлопчатобумажной; б) льняной.
4. Летом холодит, а зимой греет: а) льняная ткань; б) хлопчатобумажная ткань.
5. Обозначьте соответствующими буквами признаки хлопчатобумажных (х) и льняных (л) тканей: а) поверхность матовая: б) поверхность блестящая; в) ткань мягкая.
6. Обозначьте соответствующими буквами признаки определения хлопчатобумажных (х) и льняных (л) тканей: а) растяжимость по утку большая; б) поверхность гладкая; в) поверхность шероховатая; г) ткань жесткая; д) нити пушистые: е) нити гладкие.
7. Льняная ткань обладает: а) блестящей поверхностью; б) матовой поверхностью.
8. Хлопчатобумажные ткани по внешнему виду:а) матовые; б) блестящие.
9. Уход за швейными изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей включает: а) стирку; б) глажение: в) чистку: г) химическую чистку: д) сушку.
2-й уровень
Структура ткани
1. Вставьте пропущенные слова.
а) Ткань состоит из… б) Нить содержит… в) На ткацких станках работают… г) Полотняное переплетение — это… д) К натуральным волокнам относятся… е) К растительным волокнам относятся… ж) Ткань делают из… з) В домашних условиях из волокна получают пряжу способом…и) Прядение — это процесс… к) Ткачество — это процесс… л) Сырьем для получения шелка, льна, шерсти, хлопка являются … волокна.
2. Перечислите этапы первичной обработки льняного волокна.
3. Перечислите этапы первичной обработки хлопка.
4. Укажите последовательность этапов получения ткани:
а) отделка:
б) прядение:
в) первичная обработка волокна; г) ткачество;
д) производство суровой ткани.
5. Укажите последовательность операций при
производстве пряжи: а) получение ровницы; б) разрыхление волокон; в) вытягивание волокон в ровную ленту;
г) получение пряжи.
6. Отметьте соответствующей буквой, из какой части (корень — к, стебель — с, плод — п) перечисленных растений вырабатываются волокна: а) конопля; б) хлопок; в) джут; г) крапива; Д) лен.
7. Отметьте соответствующей буквой, из каких волокон (натуральных — н, химических — х) получают следующие ткани: а) лен; б) хлопок; в) капрон, г) лавсан; д) крепдешин; е) вискоза; ж) ацетат: з) шерсть.
Нити основы и утка
1. Вставьте пропущенные слова. а) Нить основы можно определить по следующим признакам:… б) При резком хлопке ткани получается звонкий
звук, значит, это направление нити… в) Кромка направлена вдоль нитей… г) Ткань растягивается больше по направлению
нитей…
д) Нити… более тонкие и ровные. е) Нити… более толстые и пушистые. ж) Нити основы имеют следующие свойства:… з) Нити утка имеют следующие свойства:… и) Направление нити основы в ткани без кромки определяется…
Лицевая и изнаночная стороны ткани
1. Вставьте пропущенные слова:
а) Определять лицевую и изнаночную стороны ткани необходимо при…
б) На лицевой стороне яркий и четкий рисунок имеет… ткань.
в) Ткани… имеют на лицевой стороне ворс.
г) У пестротканой ткани лицевую и изнаночную стороны можно определить…
д) Лицевую сторону ткани с блестящей отделкой можно определить по…
2. Обозначьте соответствующей буквой признаки лицевой (л) и изнаночной (и) сторон ткани:
а) технические узелки: б) гладкая блестящая поверхность; в) четкий печатный рисунок;
г) ворс на поверхности; д) слабый печатный рисунок.
Свойства тканей
1. Вставьте пропущенные слова.
а) Технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей необходимо учитывать при..
б) Льняную ткань от хлопчатобумажной на ощупь можно отличить по таким признакам, как…
в) Сминаемость льняных тканей…..чем хлопчатобумажных.
г) Высокой прочностью обладают… ткани.
д) По внешнему виду льняная ткань…
е) На ощупь… ткань мягче, чем… ткань.
ж) Теплозащитные свойства выше у… ткани, чему…
з) … ткани имеют более высокую осыпаемость нитей, чем… ткани.
и) При стирке и влажно-тепловой обработке хлопчатобумажная ткань дает…
к) Уход за тканью включает в себя…
2. Изобразите графически символы правильного ухода за изделиями из ткани:
а) чистка; б) стирка ручная; в) отбеливание; г) глажение.
Разработанные задания можно использовать и при диагностировании знаний учащихся перед началом работы над творческими проектами, в процессе их выполнения и по завершении проектирования. Результаты диагностики позволяют учителю вносить необходимую коррекцию в организацию и руководство проектной деятельностью учащихся. Последовательное проведение контроля усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения создает условия для активизации учебной деятельности школьников и повышения качества их технологической подготовки, что в итоге будет способствовать сознательному включению выпускников в самостоятельную жизнь.