Открытый урок по технологии (юноши 7 класс)
Тема: Нарезание наружной и внутренней крепёжной резьбы.
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с технологией нарезания наружной и внутренней резьбы. Способствовать развитию интеллектуальных, нравственных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом.
Оборудование и инструменты: верстак, тиски, наборы метчиков и плашек, имерительный инструмент, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Объект работы: заготовки для резьбовых деталей.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала:
— Назовите основные узлы токарно-винторезного станка.
— Покажите, как правильно закрепить заготовку в патроне станка.
— Перечислите основные правила техники безопасности при работе на токарно-винторезном станке.
III. Изучение нового материала.
Многие детали машин, строительных конструкций скрепляют между собой при помощи резьбовых соединений.
В резьбовых соединениях применяются:
— болт – цилиндрический стержень с головкой на одном конце и резьбой на другом;
-шпилька – цилиндрический стержень с резьбой на обоих концах;
-винт – цилиндрический стержень с резьбой для ввинчивания в одну из соединяемых деталей
Резьба – это выступы на поверхности винтов и гаек, расположенные по винтовой линии.
Основными элементами резьбы являются:
— угол подъёма винтовой линии ;
— шаг резьбы р;
— угол профиля ;
— наружный и внутренний диаметры.
Для нарезания наружной резьбы используют плашки и плашкодержатели. Режущие кромки плашки, образованные продольными отверстиями, в местах пересечения с профилем резьбы имеют форму клина и обеспечивают резание заготовки.
Для нарезания резьбы плашкой на стержне необходимо по таблице определить диаметр стержня и проточить заготовку на данный диаметр с обязательным снятием фаски.
При нарезании, заготовку вертикально закрепляют в тисках с выступом на длину резьбы +20-25 мм.
Плашку накладывают на верхний конец стержня и с небольшим нажимом без перекосов вращают.
Вращают плашкодержатель 1-2 оборота по часовой стрелке и 0,5 оборота против. После нарезания нескольких витков стержень желательно смазать маслом или другим смазочным материалом.
Качество резьбы проверяют путём наворачивания гайки на стержень.
Внутреннюю резьбу нарезают метчиком и воротком. Метчик состоит из хвостовика и рабочей части.
1
Демонстрация устройства метчика.
Ручные метчики для нарезания резьбы выпускают по 1,2,3 в комплекте.
Демонстрация комплекта метчиков.
Перед нарезанием в детали выполняют отверстие. Размер отверстия подбирается по таблице и зависит от размера резьбы.
Демонстрация таблицы.
Предварительно смазанный метчик без перекоса помещают в нарезаемое отверстие и плавно вращают по часовой стрелке с интервалами 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота против.
Демонстрация техники нарезания внутренней резьбы.
Качество резьбы проверяют путём ввинчивания шпильки или болта в нарезанное отверстие.
В некоторых случаях при нарезании наружной и внутренней резьбы возникают дефекты:
— рваная нарезка, если отсутствует смазка;
— резьба не полного профиля, если не соответствует диаметры стержня и отверстия;
— поломка плашки, если диаметр стержня больше нормы.
Демонстрация дефектов нарезания резьбы.
IV. Закрепление нового материала.
Перечислите виды основных резьбовых соединений.
Назовите элементы резьбы.
Вспомните, какие инструменты применяют для нарезания наружной и внутренней резьбы.
Какие приёмы работы применяют при нарезании резьбы.
V. Вводный инструктаж.
Сегодня на практической части урока необходимо выполнить нарезание резьбы на стержне и в отверстии. Чтобы облегчить процесс нарезания резьбы, стержни уже заранее проточены на станке до необходимого размера, а в заготовках просверлены отверстия нужного размера.
Перед началом работы рассмотрим правила безопасности:
— обращаться с резьбонарезным инструментом нужно осторожно, чтобы в процессе работы не поранить пальцы рук.
— не трогать свеженарезанную резьбу т.к. она возможно имеет заусенцы.
— осторожно обращаться с измерительным и разметочным инструментом.
VI. Практическая работа.
Во время работы учащихся учитель наблюдает правильностью выполнения операций и соблюдением правил техники безопасности. При необходимости даёт текущий инструктаж.
VII. Заключительная часть.
Разбор характерных ошибок учащихся при выполнении операций по нарезанию резьбы.
Подведение итогов работы.
2