НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОСВОЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
К.Ф. Тарбаева, Б-М. Г. Тарбаев
МОУ Сужинская СОШ, Иволгинский район,
МОУ «Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурных и исторических традиций. Именно уроки технологии вовлекают учащихся в необъятный мир предметов, созданных из разных материалов и с применением различных технологических процессов, открывает простор для творчества, фантазии, самореализации личности. Одной из основных задач предмета «Технология» сегодня заключаются в том, чтобы помочь школьникам узнать предметный мир, созданный человеком, постичь способы изготовления изделий, образцов материальной культуры. Внедрение национально-регионального компонента помогает научить создавать конкретные изделия, опираясь на этнографический материал, понять мировоззрение и психологию быта бурятского народа, выраженных художественными средствами и обращенных к истокам глубокой древности.
При обучении художественным ремеслам демонстрируем наглядные пособия. В современных условиях широкой информатизации можно проводить демонстрации показа исторических предметов на компьютере. Использование элементов мультипликации, цветовых и звуковых возможностей компьютера позволяет сделать процесс обучения на компьютерном уроке более интересным и разнообразным. Уроки наполняются музыкой, рисунками, поделками.
Проектная деятельность способствует раскрытию специфических аспектов этнокультурных образовательных технологий. Это достаточно ярко проявляется в проектах: «Жилища гуннов», «Абдар», «Фелтинг — приоритетное направление в современном стиле», «Придание темари бурятского национального колорита» и др.
Проект «Жилища гуннов»
Проект «Фелтинг – приоритетное направление современного рукоделия»
Проект «Придание темари бурятского национального колорита»
Современный мир становится все более сложным и противоречивым. Происходящие глобальные перемены сказываются на требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Этнокультурное образование является одним из важнейших условий формирования профессиональной компетентности учителя. Ценностью в настоящее время становится не только высокий интеллект, но и умение находить точки соприкосновения, совершенствование культуры и образа мышления.
Таким образом, учитель должен обладать этнокультурной толерантностью. Нами разработана модель формирования этнокультурной толерантности у школьников в процессе изучения образовательной области «Технология».
Национально-региональный компонент Реализация ситуаций межэтнического взаимодействия учащихся Особенности личности учителя
Национально-региональный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учет этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально-культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно-смысловую ориентацию учащихся, их социокультурную адаптацию и профессиональное развитие.
Реализация учителем ситуаций межэтнического взаимодействия учащихся гарантированно обеспечивает соответствующее взаимодействие (получение учащимися позитивного опыта межнационального взаимодействия) и обеспечивает положительное отношение к данному опыту, развивает навыки межэтнической коммуникации.
Особенности личности учителя, её воспитательное влияние характеризуются статусом учителя, его референтностью и аттрактивностью, социальными и профессиональными установками учителя, а именно: диалогичностью общения с учениками, этнотолерантной направленностью.
С учетом всего вышесказанного, на наш взгляд, ведущей компетенцией учителя технологии сегодня должна являться этнокультурная толерантность.
Литература
Громова Е.М. Формирование этнокультурной толерантности у школьников: методические рекомендации [Текст]. / Е. М. Громова. -Ульяновск: Симбирская книга, 2006. — 50с.