Обобщение опыта работы по теме:
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Важнейшими условиями, определяющими содержание профессиональной деятельности любого учителя, являются образовательные потребности и личностные возможности учащихся, требования государственных стандартов, реалии материально-технической базы образовательного учреждения, уровень квалификации и обоснованный выбор используемых образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии:
Исследовательские методы обучения;
Информационно-коммуникационные технологии;
Проблемное обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
Проектные методы обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология игрового обучения
Использование в процессе обучения современных технологий, методов и приемов считаю продуктивным и интересным.
В моей работе сложилась определенная система оценки результативности реализации образовательных технологий. Применение каждой из них обладает разной степенью эффективности на различных уроках. Приведу пример использования технологий на разных типах уроках:
Использование образовательных технологий на уроках
проектно-исследовательская технология | инфомационно-коммуникационная технология | |
Теоретический урок | 60% | 40% |
Практический урок | 80% | 20% |
Комбинированный урок | 70% | 30% |
Урок — лабораторная работа | 90% | 10% |
Контрольно-проверочный урок | 40% | 60% |
Максимальная степень эффективности той или иной технологии на уроке – 100%. Тогда наиболее эффектным при проведении уроков будет сочетание, например, метода гипотез (проектно-исследовательской технологии) и сопровождение урока видеорядом (инфомационно-коммуникационной технологии).
Проблемное обучение.
Проблемное обучение — это организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Характерный признак проблемного подхода — самостоятельная познавательная деятельность. Считаю, что применение методов проблемного обучения невозможно без построенной системы заданий, посредством которой и создаются проблемные ситуации.
Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.
Уроки технологии – это уроки, которые не проходят без проблемных ситуаций. Проблемы чаще появляются на занятиях, когда учащиеся выполняют практическую работу. Например, проблемная ситуация на уроке машиноведения: внезапная поломка машинной иглы, петляющая машинная строчка, обрыв нижней или верхней нитки и т.д. Учащимся необходимо установить причины неполадки, найти пути решения проблем, устранить недостатки.
На уроках возникают разные варианты проблемных ситуаций, например, на уроке по теме «Физиология питания» раздела «Кулинария» в 7 классе.
Ситуация 1: Пищевая инфекция. Условия проблемы не ясны. Возникает ряд вопросов: Источники отравления? Пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека? Что делать?
Ситуация 2: пищевая инфекция через продукты питания. Данная задача уже относительно понятна, поскольку раскрыты условия пищевого отравления. Соответственно, понятны и действия первой помощи при пищевом отравлении и профилактика инфекций.
Налицо создана проблемная ситуация. В результате беседы совместно с учащимися заполняется таблица в результате беседы на базе ранее полученных знаний по теме и новых знаний, получаемых на этом уроке, выдвигая различные гипотезы: Что случилось? Почему? Что делать?
После заполнения таблицы предлагается на основе полученных данных группой найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым, пользованием записями в тетради и технической литературой. Микросдвиг совершается в момент обобщения (вывода) этих фактов. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, при изучении раздела «Материаловедение» (тема «Волокна натурального происхождения») в 5 классе самостоятельно определяют свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.
Исследовательский метод обучения предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В курсе технологии этот метод применяю в лабораторных, проектных и практических работах.
Исследовательская работа формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации, независимо от будущей профессии. Исследовательский метод обучения эффективен только тогда, когда создана целостная система обучения, в которой этому методу отводится значительная роль.
Работу над проблемой исследования мои учащиеся оформляют в виде реферата, учебно-исследовательской работы, проекта и представляют результаты своей работы на учебно-исследовательских конференциях разного уровня, где учащиеся занимают призовые места:
Диплом Победителя 1 степени Межрегионального конкурса «Сибирь, Земля моя бескрайняя» в номинации «Исследовательская работа», ТОИПКРО, 2012г; (Бирюкова Е.);
Диплом Победителя 3 областной учебно-исследовательской конференции школьников «Юный исследователь», ОГБУ РЦРО, 2012г (Алиева М.);
7 место (из 31участников) в V Всероссийском дистанционном конкурсе рефератов «Юный исследователь», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Челядинова С.);
11 место (из 31участников) в V Всероссийском дистанционном конкурсе рефератов «Юный исследователь», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Вагнер К.);
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.
Имеющийся опыт проектного обучения школьников на уроках технологии показывает, что, если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год как итоговую работу, потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов.
В процессе обучения своим учащимся я предлагаю выполнять 2-3 мини-проекта (краткосрочных проекта), в которых фокус смещается в сторону новых знаний.
Личностно-ориентированное обучение.
Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого – один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать личностно-ориентированную среду на уроках. Вот некоторые из них.
1. В ходе объяснения нового материала, при обобщении изученного опираюсь на субъективный опыт учеников – опыт жизнедеятельности. Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. Например, на занятиях по кулинарии ученики часто делятся своими семейными кулинарными традициями, опытом родителей в приготовлении фирменных блюд, экономного ведения хозяйства.
2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия ученикам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Использование личностно-ориентированного обучения во внеклассной деятельности через участие детей в конкурсных мероприятиях даёт положительную динамику и стабильно высокие результаты:
Диплом 1 степени Межрегионального конкурса программ и методических разработок по профессиональной ориентации «Выбор профессии – путёвка в жизнь!», ТОИПКРО, 2012г (Челядинова С.);
Диплом 2 степени регионального конкурса «Здоровое питание», ТОИПКРО, 2012г (Мельникова А.);
Международная Интернет-олимпиада «3 D» — Победитель творческого конкурса в номинации «Шишкин лес», Международная ассоциация «Родители-Планеты.РФ», 2012г (Мельникова А.);
Диплом Лауреата 1 степени Российского конкурса «Мы вместе» проекта «Созвездие талантов», ОМАН «Интеллект будущего», Обнинск, 2012г (Мельникова А.)
Диплом за 1 место в районной новогодней акции «Почта Деда Мороза» в номинации «Панно», МАОУ ДОД ДДТ, 2012г; (Мельникова А.)
Диплом 2 степени Межрегионального конкурса программ и методических разработок по профессиональной ориентации «Выбор профессии – путёвка в жизнь!», ТОИПКРО, 2012г (Новикова Я.);
Учащиеся принимают активное участие не только в предметных конкурсах по технологии, но и метапредметных конкурсных мероприятиях и показывают хорошие результаты:
Диплом Победителя 2 степени Всероссийского конкурса открыток-презентаций «С Новым годом поздравляю!», ЦРМИ, Самара, 2012г (Бирюкова Е.);
Диплом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса рисунков «Игрушка на ёлку», ЦРМИ, Самара, 2012г (Мельникова А.);
Диплом Победителя 3 степени Всероссийского конкурса открыток-презентаций «С Новым годом поздравляю!», ЦРМИ, Самара, 2012г (Поданёва Е.);
Диплом 1 степени областного конкурса «Мой друг-учебник» в номинации «Я — редактор учебника» (учебник технологии), ТОИПКРО, 2012г (Мельникова А.);
Диплом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса кроссвордов «Известных женщин имена», ЦРМИ, Самара, 2012г (Мельникова А.);
Диплом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса презентаций «Шедевры мировой живописи», ЦРМИ, Самара, 2012г (Парчевская В.);
Диплом Победителя 3 степени Всероссийского конкурса презентаций «Славный путь М.В.Ломоносова», ЦРМИ, Самара, 2012г (Парчевская В.);
Диплом Победителя 2 степени Всероссийского конкурса рисунков «Подарок маме», ЦРМИ, Самара, 2012г (Парчевская В.);
Диплом 3 степени областного конкурса «Наша дружная семья», ТОИПКРО, 2012г(Мельникова А);
Диплом 1 степени областного конкурса-викторины «Мой любимый фотоаппарат», ТОИПКРО, 2012г,(Вагнер К.)
Диплом 2 место в III районной выставке-конкурсе детской художественной фотографии «Край родной», МАОУ ДОД, 2012г;
Сертификат 8 место (из 30 участников) во II Всероссийском дистанционном конкурсе по национальной культуре «Культура моего народа», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Алиева М.);
Сертификат 11 место (из 30 участников) во II Всероссийском дистанционном конкурсе по национальной культуре «Культура моего народа», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Вагнер К.);
3. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, классный конвейер, зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе совместной деятельности.
Чаще всего это происходит на уроках кулинарии. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочередно выполняет обязанности бригадира: распределяет набор продуктов для следующего занятия, рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдение технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою. На таких занятиях присутствует и элемент игры.
4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими.
5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.
Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны, как правило, на два урока, а значит, появляется риск переутомления учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Технология игрового обучения.
На протяжении многих лет я использую в своей работе такую нетрадиционную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.
Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.
Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению, культуре и традициям народа способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку. Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии: «Юный кашевар» (КВН для 6 класса), «Кулинарное царство» (профи-шоу для 7 класса), «Смак» (викторина), «Эрудит» (блиц-викторина) и другие.
Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.
При подготовке данных мероприятий использую Интернет и методическую литературу, например серию пособий для учителя «Занимательные уроки технологии для девочек» 5-11 кл., где собраны занимательные задания по темам, которые девочки изучают на уроках технологии.
Использование ИКТ в процессе обучения по предмету
Особое место в образовательном процессе занимают ИК – технологии. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроках технологии помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.
Кабинет технологии, в котором я работаю, полностью оснащен необходимым оборудованием: компьютер, проектор, экран.
В своей работе я выбрала несколько направлений применения информационных технологий:
Создание банка справочных материалов, способного в короткое время выдать нужную информацию по интересующему вопросу. Мною разработаны электронные варианты информационно-справочного пособия по изучению разделов «Элементы материаловедения» и «Элементы машиноведения» в модуле «Технология обработки ткани», электронные таблицы по конструированию и построению чертежей фартука, ночной сорочки, юбок прямой и конической, методике ознакомления с особенностями русского национального костюма. Занятия по этим программам на компьютерах позволяет существенно экономить учебное время, освобождая учащихся от рутинных записей, выполнения таблиц, инструкционных карт и т.п.
Динамическое средство условной наглядности, позволяющее воспроизвести на действующей модели сложные и абстрактные процессы и явления. Используя возможности ПК, провожу уроки — «виртуальные экскурсии», ИКТ – лекции, обращаясь за помощью к материалам, размещенным на CD и в Internet, создаю совместно с учащимися компьютерные презентации, которые использую для проведения уроков и внеклассных мероприятий по технологии.
При проведении занятий успешно использую мультимедийные диски: «Вязание крючком», «Вязание на спицах», «Цветочный дизайн. Флористика», «Цветочный дизайн. Искусственные цветы», «Этикет», «Конструирование и моделирование одежды», «Изонить. Вышивка по картону», «Декоративно-прикладное творчество. Русский музей», «Русская кухня», «Кулинарный рай. Европейская кухня», «Традиционная кухня», «Стильные штучки» и др.
Программы CD основаны на мощной поисковой системе. Например, CD «Кулинарный рай. Европейская кухня» содержит 1000 рецептов европейской кухни. Пользоваться программой очень просто: необходимо выбрать продукты, из которых будет приготовлено блюдо и его тип (салат, второе блюдо и т.д.) и программа сама выдаст список рецептов.
С помощью программы «Генератор меню» CD «Кухня традиционная» учащиеся легко составляют полноценное меню, имеют быстрый доступ к полюбившимся блюдам и могут сделать печать любого рецепта CD.
В заключение хочется выделить основные функциональные возможности ИКТ в обучение технологии:
• Учебный материал сопровождается большим количеством демонстраций (слайдов, видеофрагментов); практикум активизирует познавательную деятельность учащихся за счет мультимедиаобъектов, игровых ситуаций, наглядности;
Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление; у учащихся развивается пространственное воображение, конструкторско-технологическое мышление, повышается интеллектуальный потенциал; видеофрагменты позволяют раскрыть сущность происходящих процессов, технологических операций, научно обоснованных приемов выполнения различных видов работ;
ИК – технологии являются эффективным информационным и технологическим средством творческой проектной деятельности учащихся;
Возможность различного структурирования учебного материала позволяет строить уроки в соответствии с собственным планом и поставленными целями, индивидуализировать учебный процесс.
Использование современных образовательных технологий на уроках обслуживающего труда способствует не только формированию ключевых компетенций обучающихся, но и повышению качества образовательных результатов.