Обобщение опыта работы по теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Обобщение опыта работы по теме:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»


Важнейшими условиями, определяющими содержание профессиональной деятельности любого учителя, являются образовательные потребности и личностные возможности учащихся, требования государственных стандартов, реалии материально-технической базы образовательного учреждения, уровень квалификации и обоснованный выбор используемых образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии:

  • Исследовательские методы обучения;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Проблемное обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • Проектные методы обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология игрового обучения


Использование в процессе обучения современных технологий, методов и приемов считаю продуктивным и интересным.

В моей работе сложилась определенная система оценки результативности реализации образовательных технологий. Применение каждой из них обладает разной степенью эффективности на различных уроках. Приведу пример использования технологий на разных типах уроках:

Использование образовательных технологий на уроках



Вид урока

проектно-исследовательская технология

инфомационно-коммуникационная технология

Теоретический урок

60%

40%

Практический урок

80%

20%

Комбинированный урок

70%

30%

Урок — лабораторная работа

90%

10%

Контрольно-проверочный урок

40%

60%


Максимальная степень эффективности той или иной технологии на уроке – 100%. Тогда наиболее эффектным при проведении уроков будет сочетание, например, метода гипотез (проектно-исследовательской технологии) и сопровождение урока видеорядом (инфомационно-коммуникационной технологии).

Проблемное обучение.

Проблемное обучение — это организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Характерный признак проблемного подхода — самостоятельная познавательная деятельность. Считаю, что применение методов проблемного обучения невозможно без построенной системы заданий, посредством которой и создаются проблемные ситуации.

Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.

Уроки технологии – это уроки, которые не проходят без проблемных ситуаций. Проблемы чаще появляются на занятиях, когда учащиеся выполняют практическую работу. Например, проблемная ситуация на уроке машиноведения: внезапная поломка машинной иглы, петляющая машинная строчка, обрыв нижней или верхней нитки и т.д. Учащимся необходимо установить причины неполадки, найти пути решения проблем, устранить недостатки.

На уроках возникают разные варианты проблемных ситуаций, например, на уроке по теме «Физиология питания» раздела «Кулинария» в 7 классе.

Ситуация 1: Пищевая инфекция. Условия проблемы не ясны. Возникает ряд вопросов: Источники отравления? Пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека? Что делать?

Ситуация 2: пищевая инфекция через продукты питания. Данная задача уже относительно понятна, поскольку раскрыты условия пищевого отравления. Соответственно, понятны и действия первой помощи при пищевом отравлении и профилактика инфекций.

Налицо создана проблемная ситуация. В результате беседы совместно с учащимися заполняется таблица в результате беседы на базе ранее полученных знаний по теме и новых знаний, получаемых на этом уроке, выдвигая различные гипотезы: Что случилось? Почему? Что делать?


После заполнения таблицы предлагается на основе полученных данных группой найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым, пользованием записями в тетради и технической литературой. Микросдвиг совершается в момент обобщения (вывода) этих фактов. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, при изучении раздела «Материаловедение» (тема «Волокна натурального происхождения») в 5 классе самостоятельно определяют свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Исследовательский метод обучения предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В курсе технологии этот метод применяю в лабораторных, проектных и практических работах.

Исследовательская работа формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации, независимо от будущей профессии. Исследовательский метод обучения эффективен только тогда, когда создана целостная система обучения, в которой этому методу отводится значительная роль.

Работу  над проблемой исследования мои учащиеся оформляют в виде реферата, учебно-исследовательской работы, проекта и представляют результаты своей работы на учебно-исследовательских конференциях разного уровня, где учащиеся занимают призовые места:

  • Диплом Победителя 1 степени Межрегионального конкурса «Сибирь, Земля моя бескрайняя» в номинации «Исследовательская работа», ТОИПКРО, 2012г; (Бирюкова Е.);

  • Диплом Победителя 3 областной учебно-исследовательской конференции школьников «Юный исследователь», ОГБУ РЦРО, 2012г (Алиева М.);

  • 7 место (из 31участников) в V Всероссийском дистанционном конкурсе рефератов «Юный исследователь», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Челядинова С.);

  • 11 место (из 31участников) в V Всероссийском дистанционном конкурсе рефератов «Юный исследователь», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Вагнер К.);


Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.
Имеющийся опыт проектного обучения школьников на уроках технологии показывает, что, если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год как итоговую работу, потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов.
В процессе обучения своим учащимся я предлагаю выполнять 2-3 мини-проекта (краткосрочных проекта), в которых фокус смещается в сторону новых знаний.

Личностно-ориентированное обучение.

Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого – один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать личностно-ориентированную среду на уроках. Вот некоторые из них.

1. В ходе объяснения нового материала, при обобщении изученного опираюсь на субъективный опыт учеников – опыт жизнедеятельности. Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. Например, на занятиях по кулинарии ученики часто делятся своими семейными кулинарными традициями, опытом родителей в приготовлении фирменных блюд, экономного ведения хозяйства.

2. Привлекаю учащихся к решению индиви­дуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия ученикам постоянно приходится ре­шать проблему экономного раскладывания дета­лей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производ­ства. Использование личностно-ориентированного обучения во внеклассной деятельности через участие детей в конкурсных мероприятиях даёт положительную динамику и стабильно высокие результаты:

  • Диплом 1 степени Межрегионального конкурса программ и методических разработок по профессиональной ориентации «Выбор профессии – путёвка в жизнь!», ТОИПКРО, 2012г (Челядинова С.);

  • Диплом 2 степени регионального конкурса «Здоровое питание», ТОИПКРО, 2012г (Мельникова А.);

  • Международная Интернет-олимпиада «3 D» — Победитель творческого конкурса в номинации «Шишкин лес», Международная ассоциация «Родители-Планеты.РФ», 2012г (Мельникова А.);

  • Диплом Лауреата 1 степени Российского конкурса «Мы вместе» проекта «Созвездие талантов», ОМАН «Интеллект будущего», Обнинск, 2012г (Мельникова А.)

  • Диплом за 1 место в районной новогодней акции «Почта Деда Мороза» в номинации «Панно», МАОУ ДОД ДДТ, 2012г; (Мельникова А.)

  • Диплом 2 степени Межрегионального конкурса программ и методических разработок по профессиональной ориентации «Выбор профессии – путёвка в жизнь!», ТОИПКРО, 2012г (Новикова Я.);


Учащиеся принимают активное участие не только в предметных конкурсах по технологии, но и метапредметных конкурсных мероприятиях и показывают хорошие результаты:

  • Диплом Победителя 2 степени Всероссийского конкурса открыток-презентаций «С Новым годом поздравляю!», ЦРМИ, Самара, 2012г (Бирюкова Е.);

  • Диплом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса рисунков «Игрушка на ёлку», ЦРМИ, Самара, 2012г (Мельникова А.);

  • Диплом Победителя 3 степени Всероссийского конкурса открыток-презентаций «С Новым годом поздравляю!», ЦРМИ, Самара, 2012г (Поданёва Е.);

  • Диплом 1 степени областного конкурса «Мой друг-учебник» в номинации «Я — редактор учебника» (учебник технологии), ТОИПКРО, 2012г (Мельникова А.);

  • Диплом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса кроссвордов «Известных женщин имена», ЦРМИ, Самара, 2012г (Мельникова А.);

  • Диплом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса презентаций «Шедевры мировой живописи», ЦРМИ, Самара, 2012г (Парчевская В.);

  • Диплом Победителя 3 степени Всероссийского конкурса презентаций «Славный путь М.В.Ломоносова», ЦРМИ, Самара, 2012г (Парчевская В.);

  • Диплом Победителя 2 степени Всероссийского конкурса рисунков «Подарок маме», ЦРМИ, Самара, 2012г (Парчевская В.);

  • Диплом 3 степени областного конкурса «Наша дружная семья», ТОИПКРО, 2012г(Мельникова А);

  • Диплом 1 степени областного конкурса-викторины «Мой любимый фотоаппарат», ТОИПКРО, 2012г,(Вагнер К.)

  • Диплом 2 место в III районной выставке-конкурсе детской художественной фотографии «Край родной», МАОУ ДОД, 2012г;

  • Сертификат 8 место (из 30 участников) во II Всероссийском дистанционном конкурсе по национальной культуре «Культура моего народа», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Алиева М.);

  • Сертификат 11 место (из 30 участников) во II Всероссийском дистанционном конкурсе по национальной культуре «Культура моего народа», ЦДТ «Индиго», Калуга, 2012г (Вагнер К.);


3. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, классный конвейер, зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе совместной деятельности.

Чаще всего это происходит на уроках кулинарии. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочередно выполняет обязанности бригадира: распределя­ет набор продуктов для следующего занятия, ра­ционально организует работу всей бригады, сле­дит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдение технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. Бригадная форма работы позволяет раз­вивать у учащихся такие качества, как ответ­ственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою. На таких занятиях присутствует и элемент игры.

4. Часто использую на уроках элементы дис­куссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возмож­ность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты от­ветов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими.

5. Подбираю для учащихся посильные прак­тические задания.

  1. Отмечаю положительную динамику в учеб­ных достижениях учащихся.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны, как правило, на два урока, а значит, появляется риск переутомления учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Технология игрового обучения.

На протяжении многих лет я использую в своей работе такую нетрадиционную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.

Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.

Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению, культуре и традициям народа способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку. Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии: «Юный кашевар» (КВН для 6 класса), «Кулинарное царство» (профи-шоу для 7 класса), «Смак» (викторина), «Эрудит» (блиц-викторина) и другие.

Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.

При подготовке данных мероприятий использую Интернет и методическую литературу, например серию пособий для учителя «Занимательные уроки технологии для девочек» 5-11 кл., где собраны занимательные задания по темам, которые девочки изучают на уроках технологии.

Использование ИКТ в процессе обучения по предмету


Особое место в образовательном процессе занимают ИК – технологии. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроках технологии помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.

Кабинет технологии, в котором я работаю, полностью оснащен необходимым оборудованием: компьютер, проектор, экран.

В своей работе я выбрала несколько направлений применения информационных технологий:

  • Создание банка справочных материалов, способного в короткое время выдать нужную информацию по интересующему вопросу. Мною разработаны электронные варианты информационно-справочного пособия по изучению разделов «Элементы материаловедения» и «Элементы машиноведения» в модуле «Технология обработки ткани», электронные таблицы по конструированию и построению чертежей фартука, ночной сорочки, юбок прямой и конической, методике ознакомления с особенностями русского национального костюма. Занятия по этим программам на компьютерах позволяет существенно экономить учебное время, освобождая учащихся от рутинных записей, выполнения таблиц, инструкционных карт и т.п.

  • Динамическое средство условной наглядности, позволяющее воспроизвести на действующей модели сложные и абстрактные процессы и явления. Используя возможности ПК, провожу уроки — «виртуальные экскурсии», ИКТ – лекции, обращаясь за помощью к материалам, размещенным на CD и в Internet, создаю совместно с учащимися компьютерные презентации, которые использую для проведения уроков и внеклассных мероприятий по технологии.


При проведении занятий успешно использую мультимедийные диски: «Вязание крючком», «Вязание на спицах», «Цветочный дизайн. Флористика», «Цветочный дизайн. Искусственные цветы», «Этикет», «Конструирование и моделирование одежды», «Изонить. Вышивка по картону», «Декоративно-прикладное творчество. Русский музей», «Русская кухня», «Кулинарный рай. Европейская кухня», «Традиционная кухня», «Стильные штучки» и др.

Программы CD основаны на мощной поисковой системе. Например, CD «Кулинарный рай. Европейская кухня» содержит 1000 рецептов европейской кухни. Пользоваться программой очень просто: необходимо выбрать продукты, из которых будет приготовлено блюдо и его тип (салат, второе блюдо и т.д.) и программа сама выдаст список рецептов.

С помощью программы «Генератор меню» CD «Кухня традиционная» учащиеся легко составляют полноценное меню, имеют быстрый доступ к полюбившимся блюдам и могут сделать печать любого рецепта CD.

В заключение хочется выделить основные функ­циональные возможности ИКТ в обучение технологии:

• Учебный материал сопровождается большим количеством демонстраций (слайдов, видеофрагментов); практикум активизирует познавательную деятельность учащихся за счет мультимедиаобъектов, игровых ситуаций, нагляд­ности;

  • Работа с активными элементами на эк­ране развивает логическое мышление; у учащихся развивается простран­ственное воображение, конструкторско-технологическое мышление, повышается интеллектуальный потенциал; видеофрагменты позволяют раскрыть сущность происходящих процессов, техно­логических операций, научно обоснован­ных приемов выполнения различных видов работ;

  • ИК – технологии являются эффективным инфор­мационным и технологическим средством творческой проектной деятельности уча­щихся;

  • Возможность различного структуриро­вания учебного материала позволяет строить уроки в соответствии с соб­ственным планом и поставленными целями, индивидуализировать учебный процесс.

Использование современных образовательных технологий на уроках обслуживающего труда способствует не только формированию ключевых компетенций обучающихся, но и повышению качества образовательных результатов.


Свежие документы:  Классный час "ДОМ ЗДОРОВЬЯ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: