ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» 5-8 КЛАСС

1001 идея интересного занятия с детьми

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Зверкова Галина Дмитриевна

ГБОУ СОШ, Школа здоровья №883, г. Москва

Учитель технологии

Предмет (направленность): технология.

Возраст детей: 5-8 классы.

Место проведения: класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный образовательный модуль направлен на обучение детей и развитие их способностей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от17.12.2010г. №1897) в области декоративно-прикладного искусства и образовательной области «Технология».

Образовательный модуль «Бисероплетение» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для учащихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества. Также данный модуль можно реализовать в рамках внеурочной деятельности учащихся. По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с правилами цветопостроения в объёмных изделиях, цветовой гаммой и сочетанием цвета и формы на конкретных изделиях;

  • развивать умение создавать форму изделия сочетая пропорции, цветовое решение, фактуру материала;

  • развивать умение композиционного построения изделий из бисера;

  • развивать творческие возможности учащихся, элементы технического мышления, позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду;

  • воспитывать чувство красоты;

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, аккуратность, терпение.

Данные задачи решаются в комплексе упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению бисерных изделий.

В процессе изучения образовательного модуля «Бисероплетение» предполагается знакомство с разнообразными материалами и техниками плетения, формирование практических умений и навыков выполнение изделий по схеме и представлению, декоративной работы как средство постижения прекрасного.

Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.

Образовательный модуль «Бисероплетение» неразрывно связан и непосредственно опирается на знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и даёт ребёнку в руки ещё один инструмент для выражения своего творческого начала.

Начинается образовательный модуль в 5 классе. Заканчивается в 8 классе.

Давая каждый год по 14 часов.

Материал расположен по мере нарастания сложности. Образцы, выполненные учителем, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы.

Первый год обучения – плетение на проволоке.

Второй год обучения – плетение двумя иглами (кресты).

Третий год обучения – сетчатое плетение.

Четвёртый год обучения — мозаичное плетение.

На каждом этапе обучения учащиеся изготавливают изделие в соответствии с тематикой поурочного планирования (Приложение 1).

Завершающим этапом обучения является самостоятельная творческая работа учащихся (проект), выполняемая в 8 классе по всему курсу обучения и включающая в себя составление первоначальных эскизов, разработку схем плетения, выполнение изделия и исследовательскую часть освещающую историю и перспективу развития бисероплетения.


класс

Темы программы

Количество

учебных часов

по

разделу

по

теме

5 класс

  1. Вводное занятие.

  2. История бисероплетения.

  3. Плетение на проволоке.

14

1

1

12

6 класс

  1. Задачи курса.

  2. Историческая справка.

  3. Ниточное плетение двумя иглами.

14

1

1

12

7 класс

  1. Задачи курса.

  2. Орнаментальное сетчатое плетение.

14

1

13

8 класс

  1. Задачи курса. Классификация бисероплетения.

  2. Бисерная мозаика.

14

1

13







ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

для учащихся 5-8 классов.

В результате изучения учащиеся первого года обучения (5 класс)

познакомятся:

  • с историей бисера;

  • возможностями бисероплетения, основными приёмами, материалами, инструментами, приспособлениями применяемыми в бисероплетении;

  • с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к бисеру;

  • правилами безопасной работы с ручными инструментами;

  • способами плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное плетение;

  • композицией, ритмом, холодными, тёплыми, хроматическими, ахроматическими цветами;

  • правилами составления схем плетения

овладевают умениями:

  • подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • выполнять основные способы плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное;

  • составлять, записывать, читать схемы;

  • соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.


Второго года обучения (6 класс)

познакомятся:

  • с видами цепочек, правилами выполнения цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», способами окончания работы (прикрепление замочка);

  • с видами крестов, техникой плетения крестов, ролью изделий из жемчуга в русском костюме;

  • с технологией плетения браслета «крест оплетённый»;

  • с технологией плетения изделия « крест приплетённый», с принципом подбора материала к изделию;

  • с правилами расположения цвета на схеме.

овладевают умениями:

  • выполнять виды цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», прикреплять замочек к изделию;

  • различать понятия: жемчуг, бисер, бусины, стразы;

  • выполнять «крест оплетённый»;

  • выполнять « крест приплетённый», подбирать материал к изделию.

Третьего года обучения (7 класс)

познакомятся:

  • с украшениями русских головных уборов, выполненных сетчатым плетением;

  • с видами сеток, способами сетчатого плетения;

  • со способами нанесения орнамента на сетку;

  • с традиционными русскими праздниками (Пасха);

  • со способами и вариантами оплетения пасхальных яиц, материалами, инструментами, приспособлениями необходимыми для выполнения пасхального яйца, правилами подбора цветовой гаммы.

овладевают умениями:

  • определять виды сеток, выполнять элементы вертикального сетчатого плетения;

  • переносить орнамент на схему плетения, выполнять образец плетения в соответствии с составленной схемой;

  • подбирать материал с учётом цветовой гаммы и цветовых оттенков;

  • выполнять серединку яйца в технике вертикального сетчатого плетения, оформлять середину фольгой, выполнять оплетение макушки яйца по заданной схеме;

  • выполнять украшение яиц;

  • производить контроль над выполняемой работой.

Четвёртого года обучения (8 класс)

познакомятся:

  • с видами мозаики, правилами выполнения мозаичного плетения, особенностями выполнения косой и прямой мозаики;

  • с правилами оплетения камней (пуговиц), со способами оплетения;

  • с правилами построения композиции;

  • с особенностями подбора материала (бисера, стекляруса, , рубленного бисера, бусин и т.д.), с учётом цвета, фактуры, размера.

овладевают умениями:

  • выполнять мозаичное плетение, элементы косой мозаики (листочки);

  • выполнять способы оплетения камней (пуговиц);

  • разрабатывать эскиз изделия;

  • продумать в целом конструкцию изделия и художественное решение;

  • определять количество и пропорции отдельных элементов изделия и способы их соединения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Основные компоненты:

  • занятия

  • содержание раздела, тем

  • количество часов

  • УУД (характеристика основных видов учебной деятельности учащихся)


Первый год обучения (5 класс)


занятия

Содержание

раздела, тем

Кол-во часов

УУД

1

Вводное занятие

1

Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства.

Овладевать безопасными приёмами труда.

Организовывать рабочее место.

1

История бисеропления.

Виды бисера.

Материалы, инструменты, приспособления.

Основные этапы подготовки к работе.

1

2

Плетение на проволоке.

Виды плетения.

Техника петельного плетения

2

Ознакомиться с различными видами плетения.

Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями.

Выполнять петельное плетение.

3

Техника игольчатого плетения

2

Выполнять игольчатое плетение.

4

Техника кругового плетения.

2

Читать схему изделия.

Выполнять элементы плетения в соответствии с предложенной схемой.

Изготовление декоративной бабочки

5

Техника параллельного плетения.

Композиция. Композиционное решение.

2

Подбирать материал для выполнения работы с учётом размера и композиционного решения.

6

Выполнение декоративной бабочки.

2

Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.

7

Выполнение декоративной бабочки.

Соединение элементов.

2

Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.

ИТОГО:

14



Второй год обучения (6 класс)


занятия

Содержание

раздела, тем

Кол-во часов

УУД

1

Задачи курса

1

Ознакомиться с вариантами бисерных украшений в русском костюме.

Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при работе с нитками.

1

Бисерные украшения в русском костюме.

Цепочки и ленты на нитке.

Схема плетения цепочки «зигзаг».

1

2

Ниточное плетение.

Схема плетения цепочек «цветочек», «восьмёрка».

Выполнение образцов цепочек.

2

Осуществлять максимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности.

Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями.

3

Кресты. Виды крестов. Жемчуг и русский костюм.

Техника плетения крестов.

Выполнение браслета «крест оплетённый».

2

Выполнять «крест оплетённый» в соответствии со схемой.

4

Выполнение образца изделия «крест приплетённый».

2

Выполнять «крест приплетённый».

Изготовление объёмного креста

5

Схема плетения. Подбор материала и цветовой гаммы.

Выполнение элементов объёмного креста.

2

Овладевать умениями по выполнению технологических операций.

6

Выполнение объёмного креста.

2

Выполнять «крест объёмный» в соответствии со схемой.

7

Выполнение объёмного креста.

Сшивание деталей.

2

Сшивать детали изделия.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.

ИТОГО:

14



Третий год обучения (7 класс)


занятия

Содержание

раздела, тем

Кол-во часов

УУД

1

Задачи курса.

1

Выполнять элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.

1

Сетки. Виды сеток.

Сетчатое плетение (вертикальное, горизонтальное)

1

2

Сетка вертикального плетения «3х3».

Выполнение элементов сетки вертикального плетения «3х3».

Выполнение образца плетения в соответствии с составленной схемой.

2

Выполнять элементы вертикальной сетки в соответствии со схемой.

Изготовление пасхального яйца

3

Праздник Пасха. Пасхальные яйца.

Способы и варианты выполнения пасхального яйца.

Материалы, инструменты, приспособления.

2

Выбирать материалы, средства, способы для выполнения технологического процесса.

4

Подбор цветовой гаммы бисера.

Выполнение серединки яйца в технике вертикального сетчатого плетения.

2

Подбирать цветовую гамму.

Овладевать умениями по выполнению технологических операций.

5

Способы оформления средней части пасхального яйца.

Способы оплетения макушки яйца.

2

Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом.

6

Оплетение нижней части яйца.

2

Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при выполнении изделия.

7

Варианты украшения яиц.

Украшение «Пасхального яйца».

Окончательная отделка изделия.

2

Осуществлять украшение готового изделия.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.

ИТОГО:

14



Четвёртый год обучения (8 класс)


занятия

Содержание

раздела, тем

Кол-во часов

УУД

1

Задачи курса.

1


1

Классификация бисероплетения.

1


2

Мозаика. Виды мозаики.

Техника мозаичного плетения.

Выполнение элементов косой мозаики (изготовление листочков).

2

Осуществлять перенос схемы на выполняемый элемент изделия.

3

Оплетение камней.

Способы оплетения камней (пуговиц).

Оплетение камней цепочкой «лесенка».

2

Овладевать умениями по выполнению технологических операций.

4

Оплетение камней.

Оплетение цепочкой «цветочек 8 лепестков».

2

Овладевать умениями по выполнению технологических операций

Изготовление декоративного панно

5

Составление эскиза работы.

Композиционное решение.

Подбор материала и цветовой гаммы.

Изготовление элементов композиции декоративного панно.

2

Составлять эскиз работы с учётом цветового решения, фактуры материала.

Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению работы.

6

Изготовление элементов композиции декоративного панно.

2

Выполнять элементы декоративного панно в соответствии схемы.

7

Соединение элементов композиции.

Окончательное оформление композиции.

2

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.

ИТОГО:

14


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основные факторы, которые учитель может рекомендовать учащимся при выборе изготовления изделия из бисера:

  • назначение изделия

  • какой материал используется для изготовления изделия (бисер, стеклярус, рубка, бусины).

в процессе обучения учащиеся более полно знакомятся с понятиями: композиции, орнамента, ритма. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве мастер композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

Композиционное решение большинства бисерных изделий (форма расположения узора-орнамента), отрабатывается на рисунке (эскизе) в учётом выбранной технике плетения. Готовые орнаменты и их элементы можно комбинировать.

Особое внимание при изготовлении изделий из бисера необходимо уделить его цветовой гамме, сочетанию цветов. Основные понятия цвета, цветовых оттенков уже знакомы учащимся из уроков изобразительного искусства, а на уроках технологии учащиеся продолжают совершенствовать умения в подборе цветов, сочетании оттенков при изготовлении изделий из бисера.

Рекомендуемый порядок разработки изделия для учащихся.

  • определить форму изделия и его размеры;

  • продумать в целом его конструкцию и художественное решение;

  • определить количество и пропорции отдельных элементов ( если такие имеются) и способы их соединения;

  • разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений;

  • выбрать технику плетения;

  • составить (подобрать) схемы изделия и его элементов;

  • подобрать (выбрать) или разработать орнамент;

  • проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;

  • нанести орнамент на схему изделия и его элементов (в условных цветах);

  • подобрать цветовую гамму используемого материала (бисера, стекляруса, рубки, бусин).

Предложенный порядок является общим для всех выполняемых изделий: на проволоке, на двух нитях, на станке и т.д., но начиная курс обучения порядок работы над изделием (в 5 классе), учитель предлагает сам.

В 6 классе даётся возможность выбора готовых вариантов.

В 7 классе — идёт совместно-индивидуальная разработка учителя и ученика.

В 8 классе – порядок работы учащиеся определяют самостоятельно и предлагают учителю только для контроля.

При изготовлении изделий на проволоке не рекомендуется брать проволоку размером менее 0,2 мм, так как она слишком тонкая, и изделие выполненное на ней не держит форму. Как правило, с такой проволокой детям работать очень сложно. Необходимо приучать детей сразу пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для бисероплетения: бисерные иглы, станки для плетения, щипчики для проволоки и т.д.

В 7 классе наиболее сложным в обучении является убеждение учащихся в необходимости и важности проработке на бумаге орнамента и осмысливании ходов плетения.

В 8 классе выбор завершающей работы всегда сложен, всегда ответственен и важно учащимся дать «толчок» для принятия правильного, неординарного композиционного решения. Например,

показать 2-3 декоративных панно выполненных в разной технике и имеющих различные композиционные решения.

Все перечисленные методические рекомендации позволяют совершенствовать учебно — воспитательный процесс с целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.


Приложение 1

Первый год обучения

плетение на проволоке


Изготовление

декоративной бабочки


Второй год обучения

плетение двумя иглами


Изготовление объёмного креста

Третий год обучения

сетчатое плетение


Изготовление

«Пасхального яйца»

Четвёртый год обучения

мозаичное плетение


Изготовление

декоративного панно


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Л.Г. Куликова, Л.Ю. Короткова Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки, Москва, издательский Дом МСП 2000г.

  2. М. Зотова, Бисер подарки, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.

  3. М.Зотова, Бисер украшения – кабошоны, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.

  4. Программа по учебным предметам Технология 5-9 классы (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2011 год.

  5. www.biserok.org

  6. www. magicbeads.ru

12

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Разновидности объектов и их классификация" 5-6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: