1001 идея интересного занятия с детьми
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Зверкова Галина Дмитриевна
ГБОУ СОШ, Школа здоровья №883, г. Москва
Учитель технологии
Предмет (направленность): технология.
Возраст детей: 5-8 классы.
Место проведения: класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный образовательный модуль направлен на обучение детей и развитие их способностей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от17.12.2010г. №1897) в области декоративно-прикладного искусства и образовательной области «Технология».
Образовательный модуль «Бисероплетение» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для учащихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества. Также данный модуль можно реализовать в рамках внеурочной деятельности учащихся. По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.
Задачи:
ознакомить учащихся с правилами цветопостроения в объёмных изделиях, цветовой гаммой и сочетанием цвета и формы на конкретных изделиях;
развивать умение создавать форму изделия сочетая пропорции, цветовое решение, фактуру материала;
развивать умение композиционного построения изделий из бисера;
развивать творческие возможности учащихся, элементы технического мышления, позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду;
воспитывать чувство красоты;
воспитывать самостоятельность, творческую активность, аккуратность, терпение.
Данные задачи решаются в комплексе упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению бисерных изделий.
В процессе изучения образовательного модуля «Бисероплетение» предполагается знакомство с разнообразными материалами и техниками плетения, формирование практических умений и навыков выполнение изделий по схеме и представлению, декоративной работы как средство постижения прекрасного.
Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.
Образовательный модуль «Бисероплетение» неразрывно связан и непосредственно опирается на знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и даёт ребёнку в руки ещё один инструмент для выражения своего творческого начала.
Начинается образовательный модуль в 5 классе. Заканчивается в 8 классе.
Давая каждый год по 14 часов.
Материал расположен по мере нарастания сложности. Образцы, выполненные учителем, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы.
Первый год обучения – плетение на проволоке.
Второй год обучения – плетение двумя иглами (кресты).
Третий год обучения – сетчатое плетение.
Четвёртый год обучения — мозаичное плетение.
На каждом этапе обучения учащиеся изготавливают изделие в соответствии с тематикой поурочного планирования (Приложение 1).
Завершающим этапом обучения является самостоятельная творческая работа учащихся (проект), выполняемая в 8 классе по всему курсу обучения и включающая в себя составление первоначальных эскизов, разработку схем плетения, выполнение изделия и исследовательскую часть освещающую историю и перспективу развития бисероплетения.
Темы программы | Количество учебных часов | ||
по разделу | по теме | ||
5 класс |
| 14 | 1 1 12 |
6 класс |
| 14 | 1 1 12 |
7 класс |
| 14 | 1 13 |
8 класс |
| 14 | 1 13 |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
для учащихся 5-8 классов.
В результате изучения учащиеся первого года обучения (5 класс)
познакомятся:
с историей бисера;
возможностями бисероплетения, основными приёмами, материалами, инструментами, приспособлениями применяемыми в бисероплетении;
с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к бисеру;
правилами безопасной работы с ручными инструментами;
способами плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное плетение;
композицией, ритмом, холодными, тёплыми, хроматическими, ахроматическими цветами;
правилами составления схем плетения
овладевают умениями:
подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
выполнять основные способы плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное;
составлять, записывать, читать схемы;
соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
Второго года обучения (6 класс)
познакомятся:
с видами цепочек, правилами выполнения цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», способами окончания работы (прикрепление замочка);
с видами крестов, техникой плетения крестов, ролью изделий из жемчуга в русском костюме;
с технологией плетения браслета «крест оплетённый»;
с технологией плетения изделия « крест приплетённый», с принципом подбора материала к изделию;
с правилами расположения цвета на схеме.
овладевают умениями:
выполнять виды цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», прикреплять замочек к изделию;
различать понятия: жемчуг, бисер, бусины, стразы;
выполнять «крест оплетённый»;
выполнять « крест приплетённый», подбирать материал к изделию.
Третьего года обучения (7 класс)
познакомятся:
с украшениями русских головных уборов, выполненных сетчатым плетением;
с видами сеток, способами сетчатого плетения;
со способами нанесения орнамента на сетку;
с традиционными русскими праздниками (Пасха);
со способами и вариантами оплетения пасхальных яиц, материалами, инструментами, приспособлениями необходимыми для выполнения пасхального яйца, правилами подбора цветовой гаммы.
овладевают умениями:
определять виды сеток, выполнять элементы вертикального сетчатого плетения;
переносить орнамент на схему плетения, выполнять образец плетения в соответствии с составленной схемой;
подбирать материал с учётом цветовой гаммы и цветовых оттенков;
выполнять серединку яйца в технике вертикального сетчатого плетения, оформлять середину фольгой, выполнять оплетение макушки яйца по заданной схеме;
выполнять украшение яиц;
производить контроль над выполняемой работой.
Четвёртого года обучения (8 класс)
познакомятся:
с видами мозаики, правилами выполнения мозаичного плетения, особенностями выполнения косой и прямой мозаики;
с правилами оплетения камней (пуговиц), со способами оплетения;
с правилами построения композиции;
с особенностями подбора материала (бисера, стекляруса, , рубленного бисера, бусин и т.д.), с учётом цвета, фактуры, размера.
овладевают умениями:
выполнять мозаичное плетение, элементы косой мозаики (листочки);
выполнять способы оплетения камней (пуговиц);
разрабатывать эскиз изделия;
продумать в целом конструкцию изделия и художественное решение;
определять количество и пропорции отдельных элементов изделия и способы их соединения.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основные компоненты:
№ занятия
содержание раздела, тем
количество часов
УУД (характеристика основных видов учебной деятельности учащихся)
Первый год обучения (5 класс)
Содержание раздела, тем | Кол-во часов | УУД | |
1 | Вводное занятие | 1 | Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Овладевать безопасными приёмами труда. Организовывать рабочее место. |
1 | История бисеропления. Виды бисера. Материалы, инструменты, приспособления. Основные этапы подготовки к работе. | 1 | |
2 | Плетение на проволоке. Виды плетения. Техника петельного плетения | 2 | Ознакомиться с различными видами плетения. Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями. Выполнять петельное плетение. |
3 | Техника игольчатого плетения | 2 | Выполнять игольчатое плетение. |
4 | Техника кругового плетения. | 2 | Читать схему изделия. Выполнять элементы плетения в соответствии с предложенной схемой. |
Изготовление декоративной бабочки | |||
5 | Техника параллельного плетения. Композиция. Композиционное решение. | 2 | Подбирать материал для выполнения работы с учётом размера и композиционного решения. |
6 | Выполнение декоративной бабочки. | 2 | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. |
7 | Выполнение декоративной бабочки. Соединение элементов. | 2 | Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. |
ИТОГО: | 14 | |
Второй год обучения (6 класс)
Содержание раздела, тем | Кол-во часов | УУД | |
1 | Задачи курса | 1 | Ознакомиться с вариантами бисерных украшений в русском костюме. Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при работе с нитками. |
1 | Бисерные украшения в русском костюме. Цепочки и ленты на нитке. Схема плетения цепочки «зигзаг». | 1 | |
2 | Ниточное плетение. Схема плетения цепочек «цветочек», «восьмёрка». Выполнение образцов цепочек. | 2 | Осуществлять максимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности. Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями. |
3 | Кресты. Виды крестов. Жемчуг и русский костюм. Техника плетения крестов. Выполнение браслета «крест оплетённый». | 2 | Выполнять «крест оплетённый» в соответствии со схемой. |
4 | Выполнение образца изделия «крест приплетённый». | 2 | Выполнять «крест приплетённый». |
Изготовление объёмного креста | |||
5 | Схема плетения. Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение элементов объёмного креста. | 2 | Овладевать умениями по выполнению технологических операций. |
6 | Выполнение объёмного креста. | 2 | Выполнять «крест объёмный» в соответствии со схемой. |
7 | Выполнение объёмного креста. Сшивание деталей. | 2 | Сшивать детали изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. |
ИТОГО: | 14 | |
Третий год обучения (7 класс)
Содержание раздела, тем | Кол-во часов | УУД | |
1 | Задачи курса. | 1 | Выполнять элементы изделия в соответствии с предложенной схемой. |
1 | Сетки. Виды сеток. Сетчатое плетение (вертикальное, горизонтальное) | 1 | |
2 | Сетка вертикального плетения «3х3». Выполнение элементов сетки вертикального плетения «3х3». Выполнение образца плетения в соответствии с составленной схемой. | 2 | Выполнять элементы вертикальной сетки в соответствии со схемой. |
Изготовление пасхального яйца | |||
3 | Праздник Пасха. Пасхальные яйца. Способы и варианты выполнения пасхального яйца. Материалы, инструменты, приспособления. | 2 | Выбирать материалы, средства, способы для выполнения технологического процесса. |
4 | Подбор цветовой гаммы бисера. Выполнение серединки яйца в технике вертикального сетчатого плетения. | 2 | Подбирать цветовую гамму. Овладевать умениями по выполнению технологических операций. |
5 | Способы оформления средней части пасхального яйца. Способы оплетения макушки яйца. | 2 | Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом. |
6 | Оплетение нижней части яйца. | 2 | Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при выполнении изделия. |
7 | Варианты украшения яиц. Украшение «Пасхального яйца». Окончательная отделка изделия. | 2 | Осуществлять украшение готового изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. |
ИТОГО: | 14 | |
Четвёртый год обучения (8 класс)
Содержание раздела, тем | Кол-во часов | УУД | |
1 | Задачи курса. | 1 | |
1 | Классификация бисероплетения. | 1 | |
2 | Мозаика. Виды мозаики. Техника мозаичного плетения. Выполнение элементов косой мозаики (изготовление листочков). | 2 | Осуществлять перенос схемы на выполняемый элемент изделия. |
3 | Оплетение камней. Способы оплетения камней (пуговиц). Оплетение камней цепочкой «лесенка». | 2 | Овладевать умениями по выполнению технологических операций. |
4 | Оплетение камней. Оплетение цепочкой «цветочек 8 лепестков». | 2 | Овладевать умениями по выполнению технологических операций |
Изготовление декоративного панно | |||
5 | Составление эскиза работы. Композиционное решение. Подбор материала и цветовой гаммы. Изготовление элементов композиции декоративного панно. | 2 | Составлять эскиз работы с учётом цветового решения, фактуры материала. Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению работы. |
6 | Изготовление элементов композиции декоративного панно. | 2 | Выполнять элементы декоративного панно в соответствии схемы. |
7 | Соединение элементов композиции. Окончательное оформление композиции. | 2 | Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. |
ИТОГО: | 14 | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Основные факторы, которые учитель может рекомендовать учащимся при выборе изготовления изделия из бисера:
назначение изделия
какой материал используется для изготовления изделия (бисер, стеклярус, рубка, бусины).
в процессе обучения учащиеся более полно знакомятся с понятиями: композиции, орнамента, ритма. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве мастер композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.
Композиционное решение большинства бисерных изделий (форма расположения узора-орнамента), отрабатывается на рисунке (эскизе) в учётом выбранной технике плетения. Готовые орнаменты и их элементы можно комбинировать.
Особое внимание при изготовлении изделий из бисера необходимо уделить его цветовой гамме, сочетанию цветов. Основные понятия цвета, цветовых оттенков уже знакомы учащимся из уроков изобразительного искусства, а на уроках технологии учащиеся продолжают совершенствовать умения в подборе цветов, сочетании оттенков при изготовлении изделий из бисера.
Рекомендуемый порядок разработки изделия для учащихся.
определить форму изделия и его размеры;
продумать в целом его конструкцию и художественное решение;
определить количество и пропорции отдельных элементов ( если такие имеются) и способы их соединения;
разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений;
выбрать технику плетения;
составить (подобрать) схемы изделия и его элементов;
подобрать (выбрать) или разработать орнамент;
проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;
нанести орнамент на схему изделия и его элементов (в условных цветах);
подобрать цветовую гамму используемого материала (бисера, стекляруса, рубки, бусин).
Предложенный порядок является общим для всех выполняемых изделий: на проволоке, на двух нитях, на станке и т.д., но начиная курс обучения порядок работы над изделием (в 5 классе), учитель предлагает сам.
В 6 классе даётся возможность выбора готовых вариантов.
В 7 классе — идёт совместно-индивидуальная разработка учителя и ученика.
В 8 классе – порядок работы учащиеся определяют самостоятельно и предлагают учителю только для контроля.
При изготовлении изделий на проволоке не рекомендуется брать проволоку размером менее 0,2 мм, так как она слишком тонкая, и изделие выполненное на ней не держит форму. Как правило, с такой проволокой детям работать очень сложно. Необходимо приучать детей сразу пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для бисероплетения: бисерные иглы, станки для плетения, щипчики для проволоки и т.д.
В 7 классе наиболее сложным в обучении является убеждение учащихся в необходимости и важности проработке на бумаге орнамента и осмысливании ходов плетения.
В 8 классе выбор завершающей работы всегда сложен, всегда ответственен и важно учащимся дать «толчок» для принятия правильного, неординарного композиционного решения. Например,
показать 2-3 декоративных панно выполненных в разной технике и имеющих различные композиционные решения.
Все перечисленные методические рекомендации позволяют совершенствовать учебно — воспитательный процесс с целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.
Приложение 1
Второй год обучения плетение двумя иглами Изготовление объёмного креста
| |
Третий год обучения сетчатое плетение Изготовление «Пасхального яйца»
| Четвёртый год обучения мозаичное плетение Изготовление декоративного панно
|
Л.Г. Куликова, Л.Ю. Короткова Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки, Москва, издательский Дом МСП 2000г.
М. Зотова, Бисер подарки, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.
М.Зотова, Бисер украшения – кабошоны, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.
Программа по учебным предметам Технология 5-9 классы (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2011 год.
www. magic—beads.ru
12