Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна
Общепедагогические аспекты использования дифференцированного подхода в обучении
Подготовила студентка 5910 группы
Хомич Анастасия Владимировна
г.Курган
2015
Дифференцированный подход в обучении – наиболее перспективная и эффективная педагогическая технология, основанная на личностно-ориентированном характере образования.
Дифференцированное обучение – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения.
Дифференцированный подход в обучении – это построение обучения на основе разделения учащихся на группы, с учетом индивидуально-типологических особенностей.
В настоящее время дифференциация обучения получила довольно широкое распространение, затронув образовательную систему, учебный процесс и внутришкольную организацию.
Возникновение дифференциации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы. До этого обучение было индивидуальным, соответственно, темп продвижения учащихся и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета природных способностей и свойств ума ученика отмечали великие мыслители прошлого (Платон, Я.А. Коменский, Д.Локк и др.). Отечественные общественные деятели и педагоги (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) также подчеркивали необходимость.
Развитие идей дифференцированного обучения в отечественной педагогике охватывает историко-педагогический процесс становления и развития самобытной педагогической системы в рамках Церковно-религиозного периода (IX-XVII вв.) и профессионально-сословной системы образования в рамках Государственного периода (XVIII-первая половина XIX вв.). Рассмотрение этих периодов в истории образования России дает возможность описать и объяснить факты истории отечественной педагогики, которые явились судьбоносными в осознании и разработке проблемы дифференцированного обучения.
Дореволюционная школа в России была дифференцированной по полу, сословной принадлежности учащихся. В России конца XIX-начала XX вв. существовали разнообразные типы и виды школ: начальные училища, женские и мужские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Предпринимались попытки разделения учебных планов и программ в старших классах средней школы, но проект реформы не нашел поддержки в правительственных кругах.
После революции 1917 года было провозглашено равенство прав всех граждан России в получении образования. Школа стала единой, однако в основу построения новой школы была заложена возможность выбора специализации (гуманитарная, естественно-математическая, техническая), что в значительной мере определяла выбор специальности в высшем учебном заведении.
В той или иной степени, дифференциация присутствовала всегда. Можно выделить этапы резкого повышения интереса к дифференцированному обучению в 20-е, 60-е и 90-е годы, и периоды снижения роли дифференциации в 30-40-е годы и в 70-е годы XX века.
Во многих зарубежных странах (США, Англия, Франция, Япония, Германия и др.) идея дифференциации обучения положена в основу организации учебного процесса. В настоящее время в объединенных школах Европы широко осуществляется профильная дифференциация, особенно на старшей ступени обучения.
Одной из важнейших проблем в зарубежной педагогике, решаемой в русле дифференциации обучения, является выявление и обучение талантливых детей, подготовка интеллектуальной элиты на основе тестирования; анализа анкет, которые заполняют родители и учащиеся; анализа рейтинговых уровневых шкал, учета успеваемости и т.п.
Таким образом, дифференцированное обучение в тех или иных формах реализуется сегодня практически в каждом общеобразовательном учреждении. Но дифференциация учебного процесса является сложным педагогическим явлением, требующим осмысленной теоретической подготовки и должного подхода для осуществления данной технологии.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
При внедрении дифференцированного подхода в образовательный процесс, необходимо: обосновать распределение времени учебных занятий на самостоятельную работу учащихся, работу «в диалоге», в группе; выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе; выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся; разработать методический рекомендации по по использованию технологии дифференцированного обучения.
Таким образом, дифференциация обучения – важный инструментарий современного учителя, предъявляющий более высокие требования к профессиональной квалификации учителя и его личностным качествам. Дифференциация положительно влияет на развитие школьников, что, естественно, развивает их способности, а учебная деятельность становится более успешной.
Дифференцированное обучение предъявляет более высокие требования к профессиональной квалификации учителя и его личностным качествам. Но, как и в любой педагогической технологии, здесь есть свои трудности. Среди трудностей в использовании дифференцированного обучения на современном уроке выделены следующие: структура и специфика урока обусловливается поставленными целями и задачами; структура и специфика урока обусловливается поставленными целями и задачами (т.е. способность ученика достичь в определенный срок высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения знаний, определяется особенностями мыслительных операций – умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять и т.п.), наряду с организационными трудностями можно столкнуться с психоэмоциональными особенностями детей; неумение работать с текстом.
Необходимо правильно подобрать задания для каждой группы учеников. Задания должны быть посильными и доступными. Они могут быть различных видов – это могут быть и тестовые задания, и карточки с вопросами, разнообразные расчетно-технологические задачи и др.
Таким образом, применение дифференциации на уроках возможно при соответствующем подходе: составление необходимых заданий с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, влечет за собой интерес к предмету и заинтересованность в получении более полных и глубоких знаний и умений в конкретной области дисциплины.
Список использованной литературы
1 Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. – Новосибирск: НГПУ, 2003.
2 Воскресенская, Н.М., Лысова Е.Б. и др. Дифференциация обучения в школах капиталистических стран. – М., 1988.
3 Емелина, А.В. Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока. – ж-л «Начальная школа», №6, 2007.
4 Константинов, Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов, 5-е изд., доп. и перераб., – М.: Просвещение, 1982.
5 Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2004.
6 Орлов, В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками. – №2, 1992.
Использованные Интернет-ресурсы
Крылова, Д.И. Технология дифференцированного обучения в преподавании химии (Электронный ресурс). – Режим доступа [https://www.prodlenka.org/sredniaia-shkola/tekhnologiia-differentcirovannogo-obucheniia-v-prepodavanii-khimii.html].