Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Сокол» г. Липецка
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого занятия
в студии «Волшебные краски»
Тема: «Оформление разделочных досок по мотивам Городецкой росписи»
План-конспект рассчитан на детей 8-11 лет.
Время проведения: 45 мин.
Разработала педагог
дополнительного образования
Е.А. Малютина
г. Липецк, 2011 год.
Цель: познакомить обучающихся с народным промыслом России Городецкой росписью, воспитание патриотизма.
Задачи:
Образовательные
формирование умений и навыков техники Городецкой росписи, составление композиции на разделочных досках;
Развивающие
развитие эстетического и художественного вкуса, интереса к народному искусству;
развитие графических умений, связанных с приемами кистевой цветочной росписи.
Воспитательные
воспитание интереса к искусству Городецких мастеров, уважения к творческому наследию;
воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы, бережного к нему отношения.
Материалы и оборудование:
карандаши,
кисти,
гуашь,
баночки для воды,
трафареты птиц,
деревянные разделочные доски.
.
Методическое обеспечение:
репродукции, открытки, образцы городецкой росписи,
изделия городецких мастеров,
презентация «Городецкая роспись».
План занятия
I. Организационная часть — 2 минуты.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть:
— изложение нового материала – 5 мин.
— демонстрация наглядных пособий – 3 мин.
— повторение техники безопасности – 2 мин.
— вопросы для повторения – 3 мин
— объяснение последовательности выполнения .
2. Практическая часть:
— самостоятельная работа по росписи разделочных досок Городецкой росписью — 25 минут.
III. Заключительная часть:
— выставка работ, разбор ошибок, уборка рабочих мест – 5 минут.
I. Организационная часть.
— активизация внимания.
— сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
(Л.Куликова)
Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ
г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет Городецкого художественного промысла – настоящее произведения искусства.
На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображение барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
В Городецкой росписи все так просто, но как совершенна эта гармония, это чистота красок, а главное дух. Современные Городецкие художники учатся у старых мастеров так трудно достижимой простоте. Их рисунки незатейливы. Это сценки из жизни. И всегда – легкая дымка грусти и доброго юмора, которые так характерны для народного искусства.
Городецкие мастера продолжают традиции изготовления исконно русских игрушек. Яркие и абсолютно безопасные матрешки, свистульки, погремушки радуют детей, а фирменные сувениры станут интересным подарком в праздники.
Демонстрация слайдов с образцами Городецкой росписи,
продолжение рассказа.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы.
Композиции из розанов и купавок могут составить отдельную композицию или дополнить сюжетное изображение. Красок всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. А волшебство Городецких узоров в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана и купавки) и выработали определенные правила.
— сначала готовят цветной фон (часто желтый т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называется «подмалевка».
— следующий этап называется «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка или лепестка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещен влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
— завершающий этап росписи называется «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают черной или белой краской.
Из века в век народные мастера полезную домашнюю утварь (деревянные хлебницы, тарелки, солонки, кухонные доски) сочетали с прекрасным, художественным началом.
На этом занятии я предлагая вам расписать разделочные доски Городецким узором. Но прежде я задам вам несколько вопросов.
Вопросы для закрепления пройденного материала.
1. В украшении каких предметов можно увидеть розан и купавку?
2. Назовите имя мастера, который придумал розан и купавку?
2. Краски, какого цвета применяются в Городецкой росписи?
3. Рассказать последовательность росписи розана, купавки?
4. Кого изображают в композициях Городецкой росписи?
5. Какие предметы быта делают современные мастера?
6. Какие пословицы вы знаете о промыслах, о народных мастерах?
Повторение техники безопасности.
1. Не размахивать руками, держа в руках острые предметы – карандаши, кисти.
2. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения посторонними предметами.
3. Перед работой нужно убедиться в исправности емкостей, в которых находятся краски.
2. Практическая часть.
Самостоятельное выполнение обучающимися практического задания по росписи разделочной доски Городецким узором. В процессе работы используется наглядный материал. Со стороны педагога осуществляется контроль за работой.
III. Заключительная часть.
Готовые доски вывешиваются на стенде. Педагог и обучающиеся высказывают свое мнение о работах, что удалось, что нет
Уборка рабочих мест.
Литература
1. Пособие для учителей «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикалова
2. «Дети и народное творчество» Л.В. Шевчук.
3. https:// festival.september.ru/articles/529979
4. Основы художественного ремесла В.А.Бородулин