Описание передового опыта работы по теме: «Проектный метод обучения на уроках технологии в основной и средней школах»

Колесников Игорь Александрович

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9»







Описание передового опыта работы по теме:

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»




Автор опыта:

Колесников Игорь Александрович

учитель технологии МКОУ «Гимназия №9»

г. Шадринск, Курганской обл.










2013 г.

Информационная карта передового

педагогического опыта


1. Ф.И.О. автора: Колесников Игорь Александрович.

2. Город Шадринск, Курганской области.

3. Образовательное учреждение: МКОУ «Гимназия №9».

4. Занимаемая должность: учитель технологии.

5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 16 лет, высшая

квалификационная категория.

6. Тема педагогического опыта: «Проектный метод обучения на уроках технологии

в основной и средней школе».

7. Уровень опыта по степени новизны:

Для формирования личностного самопознания и профессионально-профильного самоопределения учащихся 5-11 классов на уроках технологии и во внеурочной работе я использую в своей работе передовые образовательные технологии, в основе которых лежит «Проектный метод обучения».

В условиях информатизации образовательного процесса часто использую информационно-коммуникационные, исследовательские и здоровьесберегающие технологии, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают различными способами получения информации, приобретают навыки самостоятельной, которые помогут продолжать образование, грамотно выбрать профессию и занять достойное место в современном обществе.

Эта работа особенно актуальна в условиях модернизации образования, которое определяет новые подходы к оценке качества обучения выпускников.

8.Цель педагогического опыта:

обучающая – опережающее обучение, обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения базового стандарта образования;

развивающая – развивать интеллектуальные умения (обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи), развивать учебно-познавательные умения (аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования), развивать практические умения (изготавливать учебные объекты труда и создавать собственные проекты);

воспитательная — воспитывать у учащихся умение вести познавательную и исследовательскую деятельность, работать в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных проектных и исследовательских работ (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу и само- и взаимоответственности.
9. Краткое описание опыта:

  • Основные противоречия, решаемые в опыте:

  • развитие творческого потенциала учащихся и природных способностей; создание условий для обретения каждым учеником универсальных умений, навыков в учебной и экспериментальной деятельности, создание на уроке и вне урока ситуации «успеха»;

  • овладение учащимися поисковой, исследовательской и проектной деятельностью;

  • подготовка ребят к выбору профиля будущей профессиональной деятельности, познание своих природных задатков, склонностей и способностей, адаптация к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

  • Основные компоненты системы работы:

  • системное применение проектного метода обучения с элементами ТРИЗ при изучении технологии в 5-11 классах;

  • использование информационно-коммуникационных технологий;

  • использование современных педагогических технологий, коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;

  • организация на базе учреждений культуры города тематических выставок из проектных работ учащихся посвященных деревянному зодчеству Древней Руси;

  • участие в работе многочисленных конференций регионального, федерального и международного уровней;

  • привлечение к созданию научно-исследовательских работ и учебных проектов учащихся, которые обучаются технологии с 5 по 11 классы и занимаются внеурочной творческой деятельностью.

  • Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:

  • Методы – перцептивный аспект (словесные и наглядные в т.ч. ИКТ), гностический аспект (иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические и исследовательские методы в т.ч. ТРИЗ и метод проектов). Логический аспект (индуктивный, дедуктивный, конкретные и абстрактные методы), управленческий аспект (определяет степень самостоятельности ученика).

  • Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельная работа, лекции, беседы, дискуссии, рассказ, практическая работа, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету (экскурсии, выставки, конкурсы, викторины, защиты проекта), проектно- и научно-исследовательская деятельность.

  • Средства – оборудование инструменты и приспособления учебных мастерских, стенды, плакаты и таблицы, УМК «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для 5-11 классов, авторские пособия, КИ материалы, компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет, учебные фильмы, презентации, интерактивные доклады; музыкальные фильмы-презентации; справочные таблицы; тестирующий комплекс, причинно-следственные связи, внутри- и межпредметные связи.

  • Виды деятельности – обретение учениками универсальных умений и способов деятельности (компетенций во всех аспектах: когнитивном, операционно-деятельностном, ценностно-смысловом). Овладение приемами ручной и механической обработки разнообразных конструкционных материалов, на основе репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских, продуктивных и проектных видах деятельности.

  • Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

  • Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

  • методы стимулирования и мотивации учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • методы контроля и самоконтроля учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности.

  • Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

обязательно на уроке или внеклассном мероприятии по предмету напоминать ученикам о необходимости включения мыслительных инструментов, с помощью которых они могут учиться; обеспечение единства всех участников образовательного процесса в понимании важности данной проблемы.

  • Необходимые ограничения и запреты:

ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся, разрешением спорных вопросов и выборе оптимального варианта решения проблемы. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активно-познавательной или учебно-поисковой деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя технологии широкого кругозора и высокой степени педагогического и производственного мастерства

  • Результативность:

высокое «качество знаний» и проектно-исследовательских работ учащихся по предмету, в классах отсутствуют неуспевающие, заинтересованность предметом и внеурочной работой, увеличивается число учащихся, занимающихся научно-практической деятельностью, все больше учеников посещает кружковые занятия, участие в социально-значимых акциях (выставки, театральные постановки, педагогические чтения, семинары, фестивали и др.).

  • Преимущества этого опыта:

проведение уроков технологии с применением проектного метода обучения, информационно-коммуникационных и современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения уровня своих возможностей, своего социального статуса и личностной значимости в мотивации активности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной, творческой и социальной деятельности. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, попробовать и проявить себя в различных видах деятельности, способствуют раскрытию творческих способностей и подготавливают к осознанному профессиональному и жизненному самоопределению.

10. Эффективность опыта:

определяется тем, что через развитие у учащихся умения искать смысл своей учебной деятельности, через осмысление и переосмысление содержания знаний происходит становление личностного отношения к процессу обучения, что повышает продуктивность образования в целом, способствуя личностному развитию школьника.
11. Экспертное заключение:

Обобщение опыта одобрено к.п.н. доцентом кафедры профессионально-педагогического образования ФГОУ ВПО Шадринского государственного педагогического института Емельяновым О.Б..

12. Последователи:

учителя России познакомившиеся с авторскими «Методическими рекомендациями по выполнению проектных работ» в журналах PEDMIR, Школа и производство, Народное творчество, Начальная школа и др., а так же учителя Баталов В.А., Благинин А.Н., Зацепин А.В. — учителя технологии МКОУ СОШ №№ 4, 8, 11 из г. Шадринска.

13. Кто и когда изучил опыт за последние три года:

на муниципальном уровне:

  1. Выступление на городском МО учителей технологии «Роль предпрофильной технологической подготовки на занятиях школьного кружка с учащимися 8-9 классов» — 2009г.

  2. Выступление на городском МО учителей технологии «Организация проектной деятельности на уроках технологии» — 2010г.

  3. Выступление на городском МО учителей технологии «Совершенствование возможностей профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов» — 2011г.

  4. Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования МКОУ «Дом детства и юношества» «Социализация обучающихся в системе дополнительного образования» — 2010г.

  5. Открытый урок «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности» — 2009г.

  6. Бинарный интегрированный урок «Убранство русской избы» — 2010г.

  7. Открытый урок «Исторические предпосылки и развитие деревянного зодчества на Руси» — 2010г.

  8. Открытое внеклассное занятие кружка лего-конструирование – «Моделирование сказки «Репка» — 2б класс – 2012г.

  9. Буклет по материалам выставки «Русь богатырская». Русское деревянное зодчество, выпуск-1 – 2010г.

  10. Буклет по материалам выставки «Русь православная». Русское деревянное зодчество, выпуск-2 – 2012г.

  11. Выступления в СМИ (печать, радио, телевидение) по результатам поездок на международные и Всероссийские конкурсы и олимпиады, на открытиях тематических выставок «Русь богатырская-2009», «Путешествие за каменный пояс-2012» и др.

на региональном уровне:

1. Статья — «Техника в научно-философской ретроспективе ее развития» — Вестник начинающих исследователей: Выпуск 8. – Курган: КТК, – 2009г.

2. Статья — «Педагогическое сопровождение старших школьников на получение инженерно-технического образования» — Вестник начинающих исследователей: Выпуск 9. – Курган: КТК, – 2011г.

на федеральном уровне:

  1. На Всероссийском конкурсе Педагогических эссе «Взгляд-2011» (г. Казань) – участник.

  2. Статья — «Изготовление деревянной игрушки «Шадринский гусь» — ж. «Школа и производство» – 2011 — № 1.

  3. Статья — «Объект труда «Культиватор механический» — ж. «Школа и производство» – 2011 — № 2.

  4. Статья — «Изготовление модели межпланетного комплекса» ж. «Школа и производство» – 2011 — № 6.

  5. Статья — «Электрифицированный стенд «Шадринский острог XVII века» ж. «Школа и производство» – 2011 — № 7.

  6. Статья — «Проектирование универсальной магнито-электрической машины» ж. «Школа и производство» – 2012 — № 8.

  7. Статья — «Изучение культурного наследия на занятиях школьного кружка» ж. «Школа и производство» – 2013 — № 1.

  8. Статья — «Макетирование памятников деревянной архитектуры и выбор инженерно-технического образования» — ж. «Начальная школа» №3 – 2011г.

  9. Статья — «История в макетах» — ж. «Народное творчество» № 4 – 2010г.

  10. Статья — «Профессиональное самоопределение старших школьников – как педагогическое понятие» — ж. «Вестник ЮУрГУ №31», — 2009г.

  11. Статья – «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников» — Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф., Шадринск, 12 ноября 2009 г. / Шадр. гос. пед. ин-т; сост. Н.В. Бякова. – ОГУП «Шадринский дом печати», Каргапольский филиал, 2009.

  12. Участие на Всероссийской конференции в ШГПИ «Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода», выступление — «Системно-деятельностный подход на уроках дехнологии» — 2011г.

  13. Руководство секцией и доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции в ШГПИ «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства» Секция 1. Инновационная деятельность участников образовательного процесса. Высттупление – «Проектная работа современного школьника» — 2012г.

на международном уровне:

  1. Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Ажурные изделия из металла» на конкурс «Чудеса своими руками» — 2011г. — https://pedsovet.su/load/351-1-0-17919

  2. Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Макеты русского деревянного зодчества» в номинации «Дополнительное образование» — 2011г. — https://pedsovet.su/load/255-1-0-19106

  3. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — «Макетирование памятников русской деревянной архитектуры — как направление педагогического сопровождения младших школьников на выбор инженерно-технического образования», 2012г. — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=18256

  4. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава I. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=19528

  5. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава II. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=23844

  6. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава III. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=25051

  7. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава IV. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=27449

  8. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава V. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=29120

  9. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава VI. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии) — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=36475

  10. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Приложение к методическому пособию «Проектная деятельность старших школьников» — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=41078

  11. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2011, проект ПОБЕДИТЕЛЬ — «Восьмое чудо света» — https://pedolimp.ru/8356

  12. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012, проект ЛАУРЕАТ «Оборонное зодчество» — https://pedolimp.ru/10717

  13. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012 проект ЛАУРЕАТ «Храмовый комплекс» — https://pedolimp.ru/15233

  14. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012 проект ЛАУРЕАТ Учебный стенд «Резьба по дереву» — https://pedolimp.ru/10715

  15. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012 проект ЛАУРЕАТ «Ажурные изделия из жести» — https://pedolimp.ru/20392

  16. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2013 проект ЛАУРЕАТ «Хозяин леса» — https://pedolimp.ru/25142

  17. CULN NET — международный фестиваль культуры и искусства -2012 проект ЛАУРЕАТ «Учебный стенд «Резьба по дереву» — https://cultnet.ru/10599


Целостное описание опыта.

3. Условия возникновения, становления опыта:

Наша гимназия №9 создана в 1919 году на базе бывшей Алексеевской гимназии, а затем – единой трудовой школы II ступени.

В 1993 году в средней общеобразовательной школе №9 были вновь открыты гимназические классы, в которых обучение исполнялось по программам повышенного уровня. В феврале 2002 года проведена аттестация школы-гимназии, и приказом Главного управления образования области ей определен статус гимназии.

Педагогический коллектив успешно осуществляет проблемы развития способностей и возможностей учащихся, подготовки их к профессиональной деятельности, самоопределению и самореализацию личности. Уровень обучености учащихся составляет 100%, на «4» и «5» учатся более половины учащихся. В 2006 и 2008 годах гимназия была победителем ПНПО.

Решение новых задач, поставленных перед школой жизнью, привело к поискам новых форм учебной работы по технологии и поиска новых методов обучения. Сочетание проектного метода обучения и учебных занятий наиболее полно отвечает задаче всестороннего развития личности учащихся, выявлению склонностей, способностей и природных задатков, формированию творческой личности, знающей свою историю, свою культуру, владеющую разносторонними политехническими знаниями. Осознание этого заставило меня задуматься над проблемами современного технологического образования и попытаться внести свой вклад в процесс его реформирования.

К основным проблемам преподавания технологии в рамках средней школы, на мой взгляд, относятся следующие:

  • несбалансированность предметных программ; технология, как наука, аккумулирующая знания физики, математики, черчения, истории, химии, биологии, подчас тематически вырывается вперед, и приходится затрачивать массу времени и усилий на объяснение тем, выходящих за рамки предмета;

  • неудовлетворительное отношение к значимости технологии как учебного предмета, как со стороны учеников и их родителей, так и со стороны коллег.

  • Недостаточная укомплектованность материально-технической базы, часто не позволяющая связать практическую часть работы с теоретическим материалом.

  • Архоичность оборудования, инструментов и технологических способов обработки конструкционных материалов.

  • Поверхностное отношение к трудовым навыкам, профессиональному и жизненному самоопределению.

  • Односторонне развитие личности за счет уделение внимания на «основные учебные дисциплины», необходимые для сдачи ЕГА в ущерб другим предметам.

Обучение детей происходит на фоне общего ухудшения их физического самочувствия, нестабильности благосостояния большинства их семей и возрастания в связи с этим проблем в области психического здоровья школьников.

С учетом всех этих обстоятельств неоценимую помощь в полноценном усвоении программного материала может оказаться проектный метод обучения с применением элементов ТРИЗ и информационно-коммуникационных технологий. Подобный подход к обучению предмета «Технология» позволяет за тот же промежуток времени усвоить программный теоретический материал, дифференцированно подойти к обучению методам творческого поиска, с учетом уровня интеллектуального развития школьника выполнить учебный проект, а также развить его творческие способности, ориентируясь на личностную заинтересованность.

Учитель технологии постоянно должен связывать каждую тему с повседневной жизнью, проводить практические работы, повышающие интерес к предмету у школьников, просить охарактеризовать те или иные привычные технологические системы, устройства, машины и механизмы, организовывать со 100% учащихся проектную работу, ненавязчиво вырабатывая навык учебно-исследовательской деятельности. Это помогает каждому ответить на часто повторяющийся в последнее время вопрос: “Зачем мне эта технология нужна?” Школа должна создавать условия для формирования гармонично-развитой, творческой личности, обладающей качествами, необходимыми для успешного выживания в сложных условиях современного мира, и эту задачу невозможно решить без привлечения школьников к осознанной, творческо-созидательной деятельности организованной на основе политехнических знаний.

4. Актуальность опыта:

Новизна и оригинальность моего опыта заключается в совмещении академических знаний по предмету «Технология» с проектной деятельностью и внеурочной работой в кружках, элективных курсах и курсах по выбору.

Передача учащимся инициативы и права выбора определенных направлений учебно-творческой деятельности существенно повышает и мотивацию к выполнению учебных задач, и значимость своей роли в образовательном процессе. Опережающее обучение и интенсификация учебного процесса с помощью методов ТРИЗ и информационно-коммуникационных технологий существенно активизируют деятельность каждого учащегося на различных этапах урока.

При подготовке к защите проектных работ, оформлении пояснительной записки, выполнении конструкторской и технологической документации и др. используются компьютерные технологии. Учащиеся под руководством учителя развивают свой интеллект, овладевают способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Ориентация учителя на методику проектного обучения позволяет включить учеников в исследовательскую и творческую работу (индивидуальную, групповую, парную), во время которой ученики пробуя, ошибаются, снова пробуют, экспериментируют и выходят на правильный путь, который способствует успешному решению ученого задания, преодолению чувства неуверенности в себе и позволяет занять достойное местно в ученическом коллективе. Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует созданию доброжелательной психологической атмосферы, обеспечивает личностно ориентированный подход в обучении, способствует приобщению детей к научно — практической деятельности, вовлечению в данный процесс родителей учащихся.

5. Теоретическая обоснованность опыта:

В основе моего опыта лежат концептуальные принципы, теории и технологии применения проектного метода обучения в образовательном процессе различных школ основанные на идеях американских и отечественных педагогов: Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э.Коллингса, Х. Паркхерст, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, В.Н. Шульгина, Л. Левина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других ученых.

6. Ведущая педагогическая идея опыта:

Во время образовательного процесса ученику внушается главная мысль, что он сам способен сформировать свои личностные качества, свои умения в проектировании больших и малых событий своей жизни, что в конечном итоге определит: его линую карьеру, интеллектуальное развитие, политехническую грамотность и будет гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.

7. Технология опыта:

Цель: обучающая – опережающее обучение, обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения базового стандарта образования;

развивающая – развивать интеллектуальные умения, т.е. умение обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать учебно-познавательные умения, т.е. умение аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, изготавливать учебные объекты труда и создавать собственные проекты;

воспитательная — воспитывать у учащихся умение вести познавательную и исследовательскую деятельность, работать в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных проектных и исследовательских работ (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, само- и взаимоответственности

Задачи:

  1. Развивать творческий потенциал и природные задатки учащихся.

  2. Создавать условия для обретения каждым учеником разносторонних знаний, умений, навыков, овладения учащимися проектно-поисковой, учебно-исследовательской творческой деятельностью, организация ситуации успеха на уроке.

  3. Готовить ребят к профессиональному и жизненному самоопределению, на основании объективных знаний о современном мире, которому свойственно наличие кризисных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Организация учебно – воспитательного процесса:

Поставленные задачи решаю через интеграцию изучаемого материала с другими учебными дисциплинами, опираясь на инновационные творческие методы обучения с применением интерактивных и современных педагогических технологий, коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности.

Основной формой организации учебных занятий по технологии в школе является урок. На уроке представляется возможным применять разнообразные формы и методы обучения, но руководящая роль остаётся за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс, систематически излагает материал сам и вместе с тем учит детей самостоятельно добывать знания из различных источников, приучает к самостоятельным практическим и творческим работам, применяя при этом демонстрацию инструментов, приспособлений, машин и механизмов, проведение экскурсий на производство, на выставки и в музеи.

Урок — решающее звено в учебном процессе, и качество знаний учащихся по предмету зависит прежде всего от научно-методического уровня каждого урока и всей системы уроков в целом. Каждый урок по технологии следует рассматривать как новую тему, однако его содержание и методы работы тесно связаны с содержанием как предыдущих уроков, или других учебных дисциплин, часто опережая их на несколько лет обучения. Нельзя добиться строго продуманной, чёткой системы в работе, если готовиться только к одному уроку, не имея перспективного плана учебного процесса по предмету. Подготовке к отдельно взятому уроку должна предшествовать разработка системы уроков по теме или разделу.

Каждый урок должен быть эффективным. Эффективность зависит от применяемых на уроке методов изложения учебного материала, форм организации учебной деятельности учащихся, проверки их знаний, умений и навыков. Разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности учащихся на уроке, умелое их использование – одно из важнейших условий эффективности учебного процесса по технологии. Наряду с традиционными методами при выполнении проектно-исследовательских работ я применяю следующие методы творческого поиска новых решений:

  • Метод мозговой атаки или мозговой штурм;

  • Метод морфологического анализа;

  • Метод контрольных эвристических вопросов;

  • Метод фокальных объектов;

  • Метод поэлементного анализа;

  • Алгоритм решения изобретательских задач;

  • Метод препарированной вишни;

  • Метод «Скампер»


Успешно использую в своей работе авторские рабочие тетради для 5,6,7,8 класса и методическое пособие (Проектная деятельность старших школьников), материалы которого в 2012 году были опубликованы электронном периодическом издании PEDMIR. Рабочие тетради для 5,6 и 7 классов подготовлены в соавторстве с учителем технологии из МКОУ «Лицей №1» Емельяновым О.Б.

Веду разноуровневые и разновозрастные кружки «Художественное конструирование», «Лего-конструирование», «Дружина юных пожарных», элективные курсы и курсы по выбору «Твоя профессиональная карьера», «Основы творческого конструирование», «Работа с одаренными детьми» и др. при МКОУ «Гимназия №9» и кружок «Юный зодчий» при МКОУ ДОД «Дом детства и юношества «Ритм». Систематически использую на своих уроках контрольно — измерительные материалы.

Я уделяю большое внимание внеклассной работе по предмету, которая имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умению творчески подходить к решению различных поставленных задач. Особый интерес к проектно-исследовательской и творческой деятельности у учащихся появляется тогда, когда нам удаётся применить свои умения для реализации социально-значимых проектов. Именно во внеклассной работе слабо дети могут реализовать свой учебный потенциал: на уроках они многое не понимают, а во внеклассной работе выявляются интересы и наклонности отдельных учащихся и прививается любовь к производительному творческому труду.

В системе внеклассной работы я использую разнообразные формы внеклассных занятий по предмету: организую тематические выставки, участвую в выставках различной направленности, днях науки; предметных декадниках (неделя технологии); экскурсиях, конкурсах защиты проектов, викторинах, выпуске стенгазет, встречах с уважаемыми людьми; демонстрации учебных фильмов, ведение разноуровневых и разновозрастных кружков; работа с одаренными учащимися

Систематическая внеклассная работа и постоянные поиски новых форм работы содействует развитию интереса к технологии, и качество знаний учащихся повышается.

Для того, чтобы уроки, проводимые в нетрадиционной форме, были интересными и продуктивными, я в своей работе систематически использую следующие современные образовательные информационно – коммуникационные технологии. Пока основная работа заключается в подготовке материала, так как очень многие фильмы есть только на видеокассетах, нам приходится их отцифровывать при помощи компьютера и видеомагнитофона, и при необходимости делать нарезку необходимого материала. На сегодняшний день наша фильмотека насчитывает более 150 фильмов и их частей, подготовленных для уроков технологии, твоя профессиональная карьера, и творческих проектов по традиционным народным промыслам, ремеслам и русскому деревянному зодчеству.

С 2003 года обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт. За три последних года мой опыт обобщен в научно-методических журналах, в интернет сообществах, на научно-практических конференциях, на методических объединениях, открытых уроках и занятиях кружка:

на муниципальном уровне:

  1. Выступление на городских МО учителей технологии «Роль предпрофильной технологической подготовки на занятиях школьного кружка с учащимися 8-9 классов» — 2009г.

  2. Выступление на городских МО учителей технологии «Организация проектной деятельности на уроках технологии» — 2010г.

  3. Выступление на городских МО учителей технологии «Совершенствование возможностей профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов» — 2011г.

  4. Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования МКОУ «Дом детства и юношества» «Социализация обучающихся в системе дополнительного образования» — 2010г.

  5. Открытый урок «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности» — 2009г.

  6. Бинарный интегрированный урок «Убранство русской избы» — 2010г.

  7. Открытый урок «Исторические предпосылки и развитие деревянного зодчества на Руси» — 2010г.

  8. Открытое внеклассное занятие кружка «Лего-конструирование» – «Моделирование сказки «Репка» — 2б класс – 2012г.

  9. Буклет по материалам выставки «Русь богатырская». Русское деревянное зодчество, выпуск-1 – 2010г.

  10. Буклет по материалам выставки «Русь православная». Русское деревянное зодчество, выпуск-2 – 2012г.

  11. Выступления в СМИ (печать, радио, телевидение) по результатам поездок на международные и Всероссийские конкурсы и олимпиады, на открытиях тематических выставок «Русь богатырская-2009», «Путешествие за каменный пояс-2012» и др.


на региональном уровне:

1. Статья — «Техника в научно-философской ретроспективе ее развития» — Вестник начинающих исследователей: Выпуск 8. – Курган: КТК, – 2009г.

2. Статья — «Педагогическое сопровождение старших школьников на получение инженерно-технического образования» — Вестник начинающих исследователей: Выпуск 9. – Курган: КТК, – 2011г.


на федеральном уровне:

  1. На Всероссийском конкурсе Педагогических эссе «Взгляд-2011» (г. Казань) – участник.

  2. Статья — «Изготовление деревянной игрушки «Шадринский гусь» — ж. «Школа и производство» – 2011 — № 1.

  3. Статья — «Объект труда «Культиватор механический» — ж. «Школа и производство» – 2011 — № 2.

  4. Статья — «Изготовление модели межпланетного комплекса» ж. «Школа и производство» – 2011 — № 6.

  5. Статья — «Электрифицированный стенд «Шадринский острог XVII века» ж. «Школа и производство» – 2011 — № 7.

  6. Статья — «Проектирование универсальной магнито-электрической машины» ж. «Школа и производство» – 2012 — № 8

  7. Статья — «Изучение культурного наследия на занятиях школьного кружка» ж. «Школа и производство» – 2013 — № 1.

  8. Статья — «Макетирование памятников деревянной архитектуры и выбор инженерно-технического образования» — ж. «Начальная школа» №3 – 2011г.

  9. Статья — «История в макетах» — ж. «Народное творчество» № 4 – 2010г.

  10. Статья — «Профессиональное самоопределение старших школьников – как педагогическое понятие» — ж. «Вестник ЮУрГУ №31», — 2009г.

  11. Статья – «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников» — Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф., Шадринск, 12 ноября 2009 г. / Шадр. гос. пед. ин-т; сост. Н.В. Бякова. – ОГУП «Шадринский дом печати», Каргапольский филиал, 2009.

  12. Участие на Всероссийской конференции в ШГПИ «Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода», выступление — «Системно-деятельностный подход на уроках технологии» — 2011г.

  13. Руководство секцией и доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции в ШГПИ «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства» Секция 1. Инновационная деятельность участников образовательного процесса. Выступление – «Проектная работа современного школьника» — 2012г.


на международном уровне:

  1. Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Ажурные изделия из металла» на конкурс «Чудеса своими руками» — 2011г. — https://pedsovet.su/load/351-1-0-17919

  2. Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Макеты русского деревянного зодчества» в номинации «Дополнительное образование» — 2011г. — https://pedsovet.su/load/255-1-0-19106

  3. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — «Макетирование памятников русской деревянной архитектуры — как направление педагогического сопровождения младших школьников на выбор инженерно-технического образования», 2012г. — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=18256

  4. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава I. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=19528

  5. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава II. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=23844

  6. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава III. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=25051

  7. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава IV. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=27449

  8. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава V. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=29120

  9. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Методическое пособие. Глава VI. » Проектная деятельность старших школьников» (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии) — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=36475

  10. PEDMIR.RU — электронное периодическое издание. Статья — Приложение к методическому пособию «Проектная деятельность старших школьников» — https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=41078

  11. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2011, проект ПОБЕДИТЕЛЬ — «Восьмое чудо света» — https://pedolimp.ru/8356

  12. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012, проект ЛАУРЕАТ «Оборонное зодчество» — https://pedolimp.ru/10717

  13. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012 проект ЛАУРЕАТ «Храмовый комплекс» — https://pedolimp.ru/15233

  14. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012 проект ЛАУРЕАТ Учебный стенд «Резьба по дереву» — https://pedolimp.ru/10715

  15. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2012 проект ЛАУРЕАТ «Ажурные изделия из жести» — https://pedolimp.ru/20392

  16. PEDOLIMP — международная педагогическая олимпиада — 2013 проект ЛАУРЕАТ «Хозяин леса» — https://pedolimp.ru/25142

  17. CULN NET — международный фестиваль культуры и искусства -2012 проект ЛАУРЕАТ «Учебный стенд «Резьба по дереву» — https://cultnet.ru/10599


Своевременно повышаю квалификацию:

1). Курсы повышения квалификации Министерства образования и науки РФ, Национальная система «Интеграция», г. Москва по теме «Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения: от теории к практике» – 36 часов. Свидетельство № 008215 от 29.10.10.

2). Курсы повышения квалификации при ФГБОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт в сентябре 2012 года по теме: «Теория и методика технологического образования» – 72 часа. Удостоверение № 354, от 28.09.12.

В результате аттестации в апреле 2013 года мне была присвоена высшая квалификационная категория. Имею награды: знак «Почетный работник общего образования РФ», благодарственные письма губернатора Курганской области, мера, городской думы и отдела образования города Шадринска, благодарности с международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей.


Содержание образования:

Для формирования научного мировоззрения учащихся использую различный подход: формирую у ребят системность технологических знаний, диалектико-материалистическое мировоззрение, научную картину мира, трансформацию предметных знаний в методы познавательной творческой деятельности, вооружаю учащихся системой приемов и практических навыков работы ручной и механической обработки различных конструкционных материалов и др.

Принцип моей работы — прислушиваться к идеям ученика, его желаниям и возможностям: учащиеся с дивергентным мышлением (его преобладанием) – творцы, они с большим интересом вовлекаются в научно-исследовательский и творческий процесс в качестве активных учеников.

Учащиеся с конвергентным мышлением (его преобладанием) – знатоки, предпочитают работать под руководством учителя. У знатоков и творцов разные индивидуальные достижения.


РЕЗУЛЬТАТ: Освоение теоретических и практических знаний на опережающем уровне с применением проектного метода обучения, позволяет учащимся занимать призовые места в олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и научно-практических конференциях на международном, Всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.


Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса.

Формы учебных занятий:

Считаю необходимым научить учащихся самостоятельно добывать знания, а затем оценивать свою деятельность. Учу ребят критически мыслить, а поэтому для выработки навыков создаю условия для нахождения технологических ошибок и практических недоработок в технологических документах или в объектах трудовой творческой деятельности. Для показания практической значимости изученного на уроке использую метод проектов. Особое значение отвожу развитию рефлексивных умений и навыков (провожу тестирование, в том числе и на компьютере). Использую контрольно-измерительные материалы для организации итогового тематического контроля знаний по предмету «Технология» в 5,6,7 классах, разработанные учителем трудового обучения, соискателем ученой степени кандидата педагогических наук, «Государственного казенного специального (коррекционного) учреждения для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Шадринской школы-интернат №11 первого, пятого видов» Зацепиным А.В., которые я опробую на своих учениках совместно с автором, опираясь на опыт использования в образовательном процессе ИКТ.

Чтобы заинтересовать современных школьников, использую интерактивные формы занятий: создаю презентации к урокам, выполняю оцифровывание и нарезку фрагментов учебных фильмов с видеокассет и взятых из сети Интернет.

Повысить интерес к предмету технология помогают внеклассные мероприятия. Актив помогает проводить для школьников среднего звена классные часы: «Викторины», «Технологические выставки», «Соревнования «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», а так же социально-значимые события в виде тематических выставок и совместное участия в театральных постановках, которые собирают большую аудиторию и пользуются успехом и находят отражение в СМИ. Особенно привлекают ребят поездки на международные и Всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады, в которых мы ежегодно участвуем с 2007 года, несмотря на незначительную спонсорскую помощь или полное ее отсутствие.

Такие мероприятия очень нравятся детям, они получают реальную практическую возможность использовать знания из разных областей наук и добиваться требуемых результатов, но самое важное – они учатся ставить цели, достигают их, сами определяют проблему, находят способы ее решения, тем самым подготавливая себя к взрослой жизни.

Методы организации и осуществления учебной деятельности:

  • Перцептивный аспект (передача учителем информации и воспроизведение ее учениками посредством слушания, наблюдения, практикума):

  • словесные методы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, инструктаж, звуковоспроизведение и пр.

  • наглядные: демонстрации приемов работы, с помощью мультимедийного проектора, стендов, таблиц, фрагментов учебных фильмов, презентаций, тестов и пр.

  • Гностический аспект (характер усвоения учеником нового материала):

  • иллюстративное объяснение при помощи отображения практических приемов деятельности, по опорным схемам и таблицам,

  • репродуктивные (воспроизведение материала по опорам),

  • проблемное изложение материала,

  • эвристические,

  • исследовательские.

  • Логический аспект (методы, характеризующие логические операции при подаче и усвоении учебного материала):

  • индуктивные (от простого к сложному, от частного к общему, от примера к формуле, от явления к закону); дедуктивные (наоборот); традуктивные (от простого к простому, от сложного к сложному, от примера к примеру и пр.);

  • конкретные и абстрактные (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.)

  • Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности):

  • деятельность под руководством учителя или помощника-консультанта,

  • самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Средства обучения:

Технологическое оборудование, инструменты, приспособления, макеты, наглядные пособия, планшеты, таблицы, компьютер, компьютерные диски, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия.

Преобладающие виды деятельности:

Обретение учениками универсальных практических умений, в том числе по способам обработки разнообразных конструкционных материалов (компетенций во всех аспектах: когнитивном, операционно-деятельностном, ценностно-смысловом). Овладение проблемно-поисковыми, творческо-исследовательскими и продуктивными видами деятельности.

В чем я вижу преимущества «Проектного метода обучения» в процессе преподавания предмета «Технология» в современной школе:

  1. Повышение эффективности урока и качество работы учащихся;

  2. Значительная экономия учебного времени;

  3. Привлечение интереса учащихся к предмету;

  4. Возможность использования на уроке разных форм обучения, что делает процесс обучения более интересным и эффективным;

  5. Позволяет без ущерба поменять выбранный вид деятельности;

  6. Использование мультимедийного проектора заменяет практически все ранее используемые средства наглядности, технические средства обучения: кодоскоп, диапроектор и др.

  7. Закрепляются и развиваются общеучебные навыки и умения самостоятельной практической работы

  8. Повышается активность познавательной творческой деятельности учащихся

  9. Повышается качество знаний и объектов практических работ учащихся.

Алгоритм формирования надпредметных умений, т.е. умений, которые ученик использует при изучении других наук:

  1. Диагностика и выбор.

  2. Мотивация и целеполагание.

  3. Инструктирование.

  4. Реализация.

  5. Анализ.

  6. Упражнение, доведение до навыка.

  7. Перенос в другие области.

Условия эффективности формирования надпредметных умений:

  1. Обязательно на уроке или внеклассной работе напоминать ученикам о необходимости включения тех мыслительных инструментов, с помощью которых они могут учиться (при наличии мотива).

  2. Подготовка для учащихся технологических инструкций по каждому учебному умению.

  3. Обеспечение единства всех участников образовательного процесса в понимании важности этой проблемы.

Методы стимулирования и контроля:

  1. Методы стимулирования мотивов интереса к обучению:

    • Познавательные игры.

    • Работа в группах.

    • Создание ситуации успеха, новизны, занимательности.

  1. Методы стимулирования мотивов сознательности,

ответственности, настойчивости и долга:

  • Убеждение, требование.

  • Приучение.

  • Упражнение.

  • Поощрение, наказ.

  1. Методы контроля и самоконтроля ученической деятельности:

  • Устные, письменные.

  • Фронтальные, групповые или индивидуальные.

  • Итоговые или текущие.

  • С применением компьютера.


Возможные уровни усвоения учебного материала:

1 уровень – «знание» (запоминание и воспроизведение).

2 уровень – «понимание» (объяснение, изложение, интерпретация)

3 уровень – «применение» (по образцу в исходной ситуации или при условии изменения ситуации).

4 уровень — «творчество».

Существует три механизма творчества:

модификационный – видоизменение того, что имеет аналог или прототип,

комбинаторный – разложение известного на части и соединение в новом виде,

радикальный – изобретение того, что не имеет ни аналогов, ни прототипов, но имеет социальную ценность.

5 уровень – «эмоционально-ценностное отношение» (ученик обнаруживает знания по всем уровням и испытывает при этом чувство удовлетворения).


8. Длительность работы над опытом:

Пять лет, с 2007 по 2012 год.

9. Диапазон опыта:

Интеграция проектного метода обучения и нетрадиционных форм проведения урока технологии с внеклассной работой учащихся 5-11 классов.


Результативность опыта

Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к технологическим знаниям, организации учёбы в школе так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, и введение в учебную программу по технологии модуля «Проект» привело к образованию нового подхода к организации и проведении уроков технологии. Я работаю над темой: «Проектный метод обучения на уроках технологии в основной и средней школе» уже более 5 лет. Такие уроки ориентируют учителя на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся, они более эффективны, чем обычные уроки. Считаю, что благодаря моему опыту работы над этой темой мои учащиеся достигли очень высоких результатов.

По результатам последних трех лет можно проследить следующую позитивную динамику успешности обучения: успеваемость составляет – 100%, качество знаний по предмету – 95%, средний балл — 4,4.



2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Класс

Успев

Кач-во

Ср. балл

Успев

Кач-во

Ср. балл

Успев

Кач-во

Ср. балл

5

100

100

4,17

100

100

4,21

100

100

4,32

6

100

89

4,26

100

100

4,23

100

83

4,04

7

100

86,9

4,22

100

95

4,32

100

100

4,53

8

100

94,7

4,06

100

90

4,27

100

100

4,43

9

100

100

4,51

100

86

4,14

100

100

4,23

10

100

100

4,61

100

100

4,33

100

100

4,54

11

100

100

4,65

100

100

4,64

100

100

4,73

Итог

100

94

4,35

100

95

4,30

100

97

4,40


По итогам 2009-2012 г.г. уровень учебных достижений остается на стабильно высоком уровне. Об этом свидетельствуют результаты городских, областных, Всероссийских и международных олимпиад, конференций, выставок, где учащиеся ежегодно занимают призовые места.

За 2009-2012 учебные года Игорем Александровичем было подготовлено 63 победителя, лауреата и призера международных, Всероссийских и региональных конкурсов и олимпиад; 63 ученика были отмечены грамотами и дипломами муниципального уровня.







Сводная таблица результатов конференций, олимпиад, форумов, конкурсов разного уровня за три последних года

Год

Уровень

1 мест

2 мест

3 мест

4 мест

5 мест

Лауреат

Призер

Грамоты

2009-2012

Международный

5

2

4

9

4

16

2009-2012

Всероссийский

2

3

1

4

3

2

2009-2012

Региональный

3

1

4

2009-2012

Муниципальный

16

4

9

2

32


Итог

26

6

14

3

1

15

7

54


Информация о результатах представления учебных работ учащихся МКОУ «Гимназия №9» в рамках конкурсов, смотров, конференций за три последние года

пп

Год

Уровень

Название олимпиады

Ф.И.О. обучающегося

Результат выступления




Международный уровень



1

2009

Международный

«Международный авиационно-космический салон МАКС-2009»

Назаров А.

2 место

(с.17)

2

2011

Международный

Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века»

Беляковцев А., Губарев К., Комаров В., Топчий В., Касьянов Д.

Лауреаты

(с.17-20)

3

2011

Международный

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

Бахарев Д., Беляковцев А., Братцев М., Губарев К., Топчий В., Светоносов Д.

Публикации, дипломы

(с.17-21)

4

2011

Международный

1. KID OLIMP детская международная творческая олимпиада

Касьянов Д., Беляковцев А., Светоносов Д., Губарев К. Буйнов М., Братцев М., Карманов К.

Лауреаты

1-3 степени

и призеры олимпиады

(с.17-21)




Всероссийский уровень



5

2009

Всероссийский

Конкурс детских работ проводимый журналом «Наука и жизнь» г. Москва

Назаров А.


Победитель

(с. 47)

6

2009

Всероссийский


Отборочная олимпиада в рамках Всероссийской конференции «Космонавти-ка и ракетная техника – 2009» в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Шергин С.

Лауреат

(с.22)

7

2009

Всероссийский


Всероссийский форум «ЮНЭКО-2009»

Артемьев А.

Победитель

(с.22)

8

2010

Всероссийский


Всероссийская конференция «Национальное достояние России-2010»

Артемьев А

1 место

9

2010

Всероссийский


Всероссийский конкурс «Меня оценят в XXI веке-2010»

Артемьев А

1 место

медаль НДР

(с.23)




Муниципальный уровень



10

2010

Муниципальный

Муниципальный этап Всероссийской конференции «Шаг в будущее»

Артемьев А

1 место

(с.24)


11

2010

Муниципальный

Городская олимпиада «Знатоки правил пожарной безопасности»

Жилин Д.


1 место

(с.24)

12

2010

Муниципальный

Городская олимпиада по технологии – МОУ «Лицей №1»

Артемьев А.

Бахарев Д.

Губарев К.

Светоносов Д.

Топчий В.

1 место

2 место

3 место

3 место

3 место

(с.26)

13

2011

Муниципальный

Городская олимпиада «Знатоки правил пожарной безопасности»

Братцев М.

Губарев К.

Чичиланов Н.

1 место

1 место

1 место

(с.27)

14

2011

Муниципальный

Городская олимпиада по технологии – МОУ «Лицей №1»

Губарев К.

Беляковцев А.

Топчий В.

1 место

2 место

3 место

(с.28)

15

2012

Муниципальный

Городская олимпиада «Знатоки правил пожарной безопасности»

Чичиланов Н.

2 место

(с. )


16

2012

Муниципальный

Городская олимпиада по технологии – МОУ «Лицей №1»

Губарев К.

Беляковцев А

1 место

2 место

3 место

(с.29)



Информация о результатах представления творческих работ обучающихся детских объединений «Художественное конструирование и «Юный зодчий» в рамках конкурсов, смотров, конференций за три последние года

пп

Год

Уровень

Название конкурса

ФИО обучающегося

Результат выступления

Международный

1

2011

Международный

KID OLIMP детская международная олимпиада

Колесникова Е. (с. 33),

Колесникова А. (с.34)

Касьянов Д.(с.20),

Назаров А. (с.17),

Гурьев А. (с. 48)

1-3 места и призеры

2

2011

Международный

Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века»

Колесникова Е. (с. 32)

Колесникова А. (с. 34),

Лауреат, дипломы

3

2011

Международный

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

Колесникова Е. (с. 33),

Назаров А. (с.17;) Воробьев Т. (с.48)

Дипломы

4

2011

Международный

Конкурс детских работ на «Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011»

Колесникова Е. (с. 33)

Лауреат

Всероссийский уровень

5

2010

Всероссийский

Всероссийская олимпи-ада «Созвездие-2010»

Колесникова А. (с.34)

4 призовое место

6

2011

Всероссийский

Всероссийский этап Всероссийского конкурса на знание истории государственной символики РФ

Артемьев А. (с.35)

5 место

7

2011

Всероссийский

Всероссийская олимпи-ада «Созвездие-2011»

Колесникова А. (с.34)

4 призовое место

8

2012

Всероссийский

Всероссийская олимпи-ада «Созвездие-2012»

Колесникова Е. (с.33)

4 призовое место

9

2012

Всероссийский

Всероссийский конкурс «Космос-2012»

Колесникова А.(с.34)

Лауреат

1 степени

10

2012

Всероссийский


Всероссийский конкурс «Меня оценят в XXI веке-2012»

Колесникова А. (с.34)

Победитель

Региональный уровень

11

2009

Региональный

Региональная выставка Бизнес 2009, Регионы, Сотруднич-во

Артемьев А., Светоносов Д.

(с.36)

Грамоты


12

2010

Региональный

Региональный этап Всероссийского конкурса на знание истории государственной символики РФ

Артемьев Андрей «Шадринский гусь»

(с. 23)

1 место

13

2011

Региональный

Выставка на Областных рождественских чтениях-2011.

(с.37)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование поделок

Муниципальный уровень

14

2009

Муниципальный

Муниципальный этап Всероссийского конкурса на знание истории государственной символики РФ

Артемьев А., Светоносов Д.

(с.39-40)

1 место

Грамота

15

2009

Муниципальный

Персональная выставка в Центре ЛАД – «Русь богатырская-2009»

(с.37)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование макетов

оборонного зодчества

16

2010

Муниципальный

Выставка технического творчества на «Станции юных техников»

Выставка «Россыпи народных талантов» при «Доме детского творчества»

(с.41)


Губарев К.

Топчий В.

Воробьев Т.

Камышев И.

Братцев Д., Воронин И., Светоносов Д., Лукиных Д., Топчий В.,Камышев И, Маринко А, Губарев К, Братцев Д

1 место

1 место

2 место

3 место


Грамоты


17

2010

Муниципальный

Защита проектов в «Доме детского творчества»

Артемьев А. (с.42)

Программа

18

2010

Муниципальный

Выступление на практико-ориентированном семинаре «Личностно-ориентированные техноло-гии», «Портфолио – копилка успеха»

Артемьев А. (с.43)

Выступление

19

2010

Муниципальный

Интервью на Шадринском телевидении для передачи «Местные новости»

Артемьев А.

(с. 51-52 DVD фильм)


Телепередача

20

2011

Муниципальный

Выставка в Центре ЛАД — «Русское рождество 2011» (с.38)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование поделок

21

2011

Муниципальный

Выставка в Центре ЛАД «Мужские промыслы Зауралья-2011»

(с.37)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование поделок

22

2011

Муниципальный

Выставка в Центре ЛАД «Михайлов День-2011»

(с.37)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование поделок

23

2011

Муниципальный

Выставка «Жар-птица 2011»

(с.38)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование поделок

24

2011

Муниципальный

Выставка технического творчества на станции юных техников.


Топчий В.

Ступнюк М.

Коваленко М.

Беляковцев А.

Буйнов М.

(с.44)

1 место

1 место

3 место

Грамоты


25

2011

Муниципальный



Выставка «Россыпи народных талантов» в «Доме детства и юношества»


Топчий В. Ступнюк М.

Беляковцев А.

Коваленко М. Казеев Э.

(с.45)

Грамоты

26

2011

Муниципальный


Премия Г.Н Фофанова

Артемьев А.

(с.23)

Премия

27

2012

Муниципальный

Выставка технического творчества на станции юных техников.


Артемьев А.

Беляковцев А. , Светоносов Д.,

Наумец Л., Киселев Д.

Базоев А.

(с.46)

2 место

1 место

1 место

3 место

3 место

Грамота

28

2012

Муниципальный



Выставка «Путешествие за каменный пояс» в городском краеведческом музее

(с.38-39)

Кружковцы из ДО «Юный зодчий» и «Художественное конструирование»

Экспонирование поделок



На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение уроков и внеурочных занятий по предмету «Технология» с применением проектного и других инновационных методов обучения способствует развитию интереса к предмету, высокого познавательного уровня, гибкости мышления учащихся, активизации развивающего потенциала обучения, личностной включённости всех участников в процесс учёбы. Окончив основную школу, учащиеся продолжают заниматься учено-исследовательской деятельностью и в старшем звене, что стимулирует их тенденцию к личностному росту, поощряет исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования учения, повышения личностного роста и грамотного выбора будущего профиля профессионального обучения. Ведь сейчас как никогда велика потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людях.




Библиографический список


  1. Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С.12-18.

  2. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. – С.256.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. — «Учитель». — 2006.

  4. Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.

  5. Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.

  6. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического об­разования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).

  7. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.

  8. Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Техно­логия», 1996. — 238 с.

  9. Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.

  10. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.

  11. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.

38

Свежие документы:  Разработка программы для итогового повторения курса 7-9 классов по алгебре, а также для подготовки к ГИА

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: