МБОУ СОШ №1 п. Клетня Брянской области
Педагогический проект
«Волшебный мир народной куклы»
Ермакова Мария Дмитриевна,
учитель технологии высшей категории
Клетня- 2014
Традиционная тряпичная кукла
несет память культуры и делает это
гораздо ярче, шире и глубже, чем
любая другая игрушка.
Г.Л. Дайн
Методический паспорт учебного проекта
Название проекта: «Волшебный мир народной куклы».
Разработчик учебного проекта: Ермакова Мария Дмитриевна, учитель технологии высшей категории
Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ№1 п.Клетня
Год разработки учебного проекта – 2014
Опыт использования: проводился в рамках тематической недели по предмету «Технология» во всех учебных классах школы.
Проблемная ситуация – «…на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные школьники зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.
7. Проблема и актуальность выбора темы проекта – «..главный шаг к изучению народной культуры — это приобщение. Важно, чтобы учащиеся присвоили культуру себе. Как это сделать? Как привлечь детей? Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации — это получить «вещичку», сделанную своими руками.
Тряпичная кукла — неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.
В современной коррекционной психологии рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».
Существует метод лечения куклами – куклотерапия. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: помогают развивать природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Нормализуют отношения в системе ребенок – родитель, разрешают конфликты, улучшают социальную адаптацию.
«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Вышеизложенные факты определили выбор темы данного проекта.
8. Цель – формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.
Гипотеза: практико-ориентированная направленность проекта откроет перед учащимися возможность использования тряпичных кукол в повседневной жизни для игр и подарков. Процесс творчества создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям русской культуры.
9. Задачи
Обучающая:
— изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы через посещения специально организованных занятий в урочное и внеурочное время;
— научить работать с тканью при создании выразительных образов через участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.
Развивающая:
— Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.
— Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов кукол.
Воспитательная:
— Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.
— Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.
10. Обеспечение проекта:
• материально-техническое оснащение: текстильный лоскут, отделочные материалы, швейные нитки, ручные инструменты и приспособления, электрический утюг;
• учебно-методическое оснащение: конспекты-занятия о тряпичных куклах, народная сказка «Крупеничка», сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная», методические рекомендации (мастер-классы) по изготовлению тряпичных кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;
• информационное-техническое обеспечение: компьютеры, проектор; тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.
11. Участники проекта
• учащиеся начальных и старших классов;
• классные руководители
12. Форма организации участников проекта
• индивидуальная работа
• групповая работа
13. Способ мотивация к работе – конкурс на изготовление лучшей тряпичной куклы
14. Дополнительно привлекаемые участники, специалисты:
• родители учащихся;
• преподаватели школы искусств
• учителя трудового обучения, литературы, математики, изобразительного искусства, истории, информатики
15. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
• сознательное, правильное, беглое чтение (вслух и «про себя») печатного текста;
• связное описание предмета (готовой куклы) устно, письменно (с помощью учителя);
• представление о треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике. Вычерчивание геометрических фигур (деталей куклы) по заданным размерам;
• рисование предмета (куклы) по образцу, по заданной схеме, из готовых элементов;
• рациональная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;
• работа с текстильными материалами с применением ручных инструментов и приспособлений.
16. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом (с помощью учителя):
• выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
• поисковые: находить информацию в печатных источниках, в Интернете, формулирование ключевых слов;
• информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.
17. Предполагаемые превращения:
Новое содержание по теме: изучение истории возникновения народной куклы, её видов, назначении и технологии изготовления;
Новые практические приёмы: освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;
Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: традиционная тряпичная кукла как часть культуры русского народа, как самобытный сувенир- оберег в современном мире.
Развитие навыков:
• самостоятельной работы с источниками информации, текстильными материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы;
• мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании материала);
• самоанализа и рефлексии;
• презентации результатов своей работы;
• эмоциональной и моторной адекватности.
Воспитание толерантности.
Расширение кругозора.
18. Время работы над проектом – 1 месяц (средней продолжительности)
19. Режим работы
• урочно-внеурочный
20. Предметно-содержательная область – межпредметный
основная предметная область:
• Технология (обслуживающий труд)
дополнительные предметные области:
• история
• изобразительное искусство
• информатика
• математика
• литература
21. Доминирующий вид деятельности
• практико-ориентированный
• творческий
22. Характер контактов
• внутришкольный
23. Форма продуктов проектной деятельности
• натуральные образцы тряпичных кукол
• творческие работы (проекты)
• мультимедийные презентации
24. Способ объединения результатов на презентации
• конкурс
Фея кукол создавала,
мастерила, колдовала,
и в руках её послушно обретали куклы души…
( Л.Рубальская)
Этапы проведения проекта
I этап – подготовительный
II этап – поисково-исполнительский
III этап – обобщающий
IV этап — заключительный
I этап – подготовительный
Сроки проведения с 4 марта по 14 марта
1. Погружение в проблему:
Знакомство классных руководителей начальных и старших классов с темой, проблемой, целью, задачами, сроками проекта.
Выдача индивидуальных заданий каждому классу.
Примерное содержание проекта (творческой работы): история возникновения и назначение тряпичной куклы; фотографии, схемы, рисунки кукол; материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.
Задание | Дата выдачи задания | Презентация проекта | ||
Начальные классы | ||||
1 | Кукла по выбору | 14.03.14. | 18.04.14 | |
2 | Кукла по выбору | 14.03.14. | ||
3 | Кукла по выбору | 14.03.14. | ||
4 | Кукла по выбору | 14.03.14. | ||
6 «Б» | Кукла по выбору | 14.03.14. | ||
9 «А», «Б» | Кукла по выбору | 14.03.14. | ||
Старшие классы | ||||
5а | Кукла «Пеленашка» | 14.03.14 | 18.04.14 | |
6а | Кукла «Веснянка» | 14.03.14 | ||
7а | Кукла «Зерновушка» | 14.03.14 | ||
7б | Кукла «Колокольчик» | 14.03.14 | ||
8а,б | Кукла «Кубышка — травница» | 14.03.14 | ||
8в | Кукла «Подорожница» | 14.03.14 | ||
10 | Кукла «Кормилица» | 14.03.14 | ||
11 | Кукла «Неразлучники» | 14.03.14 |
2. Организация деятельности:
Виды деятельности | Ответственный | |
1. | Ознакомление классных руководителей с условиями, графиком проведения конкурса на лучший творческий проект, критериями оценивания. | Руководитель проекта |
2. | Выдача заданий тематического характера учителям истории, русского языка и литературы, математики, изобразительного искусства, информатики | Руководитель проекта |
3. | Подготовка мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол | Учителя технологии |
4. | Создание независимого жюри для оценки продуктов проектной деятельности Подготовка бланков оценки проектной деятельности классов | Руководитель проекта |
5. | Подготовка стендовой информации о конкурсе на лучший творческий проект | Руководитель проекта, учителя технологии |
6. | Проведение консультаций с классными руководителями, учащимися | Руководитель проекта |
Примерная структура плана по организации деятельности классных руководителей по данной проблеме:
• определение направлений работы;
• изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;
• создание индивидуального плана и определение сроков работ;
• разбивка учащихся класса на группы;
• распределение ролей в группе, выдача заданий;
• привлечение к решению задач проекта родителей учащихся;
II. Поисково — исполнительский этап
Сроки проведения с 14 марта по 17 апреля
На данном этапе все учебные классы осуществляли работу, согласно плану мероприятий, посвященных неделе «Технология», а также с учетом своего индивидуального плана.
Мероприятия | Участники | Ответственные | |
1. | Проведение экскурсий в районную библиотеку для просмотра выставки книг «Кукла в нашем доме». | Учащиеся 5- 6 классов | Учителя технологии: Ермакова М.Д.,Желудова Н.Д., классные руководители |
2. | Сбор и обработка информации | Учащиеся 1-9 классов | Классные руководители, учитель информатики |
3. | Проведение беседы с использованием ИКТ «Путешествие в прошлое тряпичной куклы» | Учащиеся 1-9 классов | Классные руководители, учитель истории Анищенкова Е.В. |
4. | В мире сказки. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Крупеничка», «Василиса Прекрасная». | Учащиеся 5-6 классов | Учитель литературы: Сидоренко О.В . |
5. | «Куколка красавица», рисование тряпичной куклы с образца | Учащиеся 1-7 классов | Учитель изобразительного искусства Бабенкина А.А. |
6. | Конструирование деталей тряпичной куклы (изготовление деталей геометрической формы). | Учащиеся 5-9 классов | Учитель технологии и черчения Ермакова М.Д. |
7. | Проведение мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол. | Учащиеся 1-11 классов, классные руководители | Учителя технологии: Ермакова М.Д., Желудова Н.Д. |
8. | Сочинение – описание «Образ народной тряпичной куклы». | Учащиеся 5-8 классов | Учителя литературы: Песенко Н.В, Алексеева Г.С. Байкова Т.С. Сидоренко О.В.
|
9. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций | Учащиеся, классные руководители, учителя-предметники | Руководитель проекта Ермакова М.Д. |
III Обобщающий этап
Оформление проектов (творческих работ).
Подготовка учебных классов к публичной защите проектов.
Оформление выставки творческих работ учащихся.
IV Заключительный этап
Срок проведения 18 апреля
Место проведения – актовый зал
Время проведения: начальные классы – 14.00
старшие классы — 15.00
Открытие выставки творческих работ учащихся «Кукольная страна».
Публичная защита проектов учебных классов.
Проведение конкурса на лучшую тряпичную куклу «Приз зрительских симпатий» в форме тайного голосования.
Подведение итогов проектной деятельности учебных классов по номинациям: «Лучшая тряпичная кукла-оберег», «Лучший (ая) творческий (ая) проект (работа)», «Лучшая презентация творческого проекта».
Заключение
Проект «Волшебный мир тряпичной куклы» в рамках недели технологии в школе был реализован полностью согласно установленным срокам проведения.
Все учебные классы были вовлечены в творческий процесс и выполняли различные виды деятельности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, практическую, презентативную. Охват учащихся в данном проекте составил 310 человек (81%).
В результате проектной деятельности были созданы следующие продукты: коллекция тряпичных кукол в количестве 80 штук, творческие проекты (работы) учащихся, тематические мультимедийные презентации.
Все тряпичные куклы получились нестандартными, особенными, неповторимыми. Учащиеся школы через творческий процесс изготовления тряпичной куклы раскрыли для себя истины: «Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. Тряпичная кукла необходима, полезна и красива. Это дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек – дарящий нам здоровье и настроение».
Результат творческих работ – это некая форма самовыражения, которая одновременно ведет к повышению собственной самооценки, а, значит, самоутверждению и самоуважению, и, в конечном итоге, стимулирует непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие учащихся.
Хочется отметить, что занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры оказывает влияние на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно для развития творческих способностей ребёнка.
Результаты общешкольного проекта дают основания считать, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, а результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей школ при проведении различных мероприятий, связанных с изучением народной культуры.
Список использованной литературы:
1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. , «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
3. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы , 2005г.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.- 30 ноября
5. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. — 20 ноября
6. Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. — 26 ноября
7. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.