Педагогический проект «Волшебный мир народной куклы»

МБОУ СОШ №1 п. Клетня Брянской области






Педагогический проект

«Волшебный мир народной куклы»

Ермакова Мария Дмитриевна,

учитель технологии высшей категории

























Клетня- 2014






Традиционная тряпичная кукла

несет память культуры и делает это

гораздо ярче, шире и глубже, чем

любая другая игрушка.

Г.Л. Дайн



Методический паспорт учебного проекта


  1. Название проекта: «Волшебный мир народной куклы».

  2. Разработчик учебного проекта: Ермакова Мария Дмитриевна, учитель технологии высшей категории

  3. Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ№1 п.Клетня

  4. Год разработки учебного проекта – 2014

  5. Опыт использования: проводился в рамках тематической недели по предмету «Технология» во всех учебных классах школы.

  6. Проблемная ситуация – «…на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные школьники зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.

7. Проблема и актуальность выбора темы проекта – «..главный шаг к изучению народной культуры — это приобщение. Важно, чтобы учащиеся присвоили культуру себе. Как это сделать? Как привлечь детей? Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации — это получить «вещичку», сделанную своими руками.

Тряпичная кукла — неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.

В современной коррекционной психологии рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Существует метод лечения куклами – куклотерапия. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: помогают развивать природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Нормализуют отношения в системе ребенок – родитель, разрешают конфликты, улучшают социальную адаптацию.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Вышеизложенные факты определили выбор темы данного проекта.

8. Цель – формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.

Гипотеза: практико-ориентированная направленность проекта откроет перед учащимися возможность использования тряпичных кукол в повседневной жизни для игр и подарков. Процесс творчества создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям русской культуры.

9. Задачи

Обучающая:

изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы через посещения специально организованных занятий в урочное и внеурочное время;

— научить работать с тканью при создании выразительных образов через участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.

Развивающая:

— Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.

— Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов кукол.

Воспитательная:

Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.

— Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.

10. Обеспечение проекта:

материально-техническое оснащение: текстильный лоскут, отделочные материалы, швейные нитки, ручные инструменты и приспособления, электрический утюг;

учебно-методическое оснащение: конспекты-занятия о тряпичных куклах, народная сказка «Крупеничка», сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная», методические рекомендации (мастер-классы) по изготовлению тряпичных кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;

информационное-техническое обеспечение: компьютеры, проектор; тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.

11. Участники проекта

учащиеся начальных и старших классов;

классные руководители

12. Форма организации участников проекта

• индивидуальная работа

• групповая работа

13. Способ мотивация к работе – конкурс на изготовление лучшей тряпичной куклы

14. Дополнительно привлекаемые участники, специалисты:

родители учащихся;

преподаватели школы искусств

учителя трудового обучения, литературы, математики, изобразительного искусства, истории, информатики

15. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

• сознательное, правильное, беглое чтение (вслух и «про себя») печатного текста;

• связное описание предмета (готовой куклы) устно, письменно (с помощью учителя);

• представление о треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике. Вычерчивание геометрических фигур (деталей куклы) по заданным размерам;

• рисование предмета (куклы) по образцу, по заданной схеме, из готовых элементов;

• рациональная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;

• работа с текстильными материалами с применением ручных инструментов и приспособлений.

16. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом (с помощью учителя):

• выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

• поисковые: находить информацию в печатных источниках, в Интернете, формулирование ключевых слов;

• информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.

17. Предполагаемые превращения:

Новое содержание по теме: изучение истории возникновения народной куклы, её видов, назначении и технологии изготовления;

Новые практические приёмы: освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;

Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: традиционная тряпичная кукла как часть культуры русского народа, как самобытный сувенир- оберег в современном мире.

Развитие навыков:

самостоятельной работы с источниками информации, текстильными материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы; 

мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании материала);

самоанализа и рефлексии;

презентации результатов своей работы;

• эмоциональной и моторной адекватности.

Воспитание толерантности.

Расширение кругозора.

18. Время работы над проектом – 1 месяц (средней продолжительности)

19. Режим работы

• урочно-внеурочный

20. Предметно-содержательная область – межпредметный

основная предметная область:

• Технология (обслуживающий труд)

дополнительные предметные области:

• история

• изобразительное искусство

• информатика

• математика

• литература

21. Доминирующий вид деятельности

• практико-ориентированный

• творческий

22. Характер контактов

• внутришкольный

23. Форма продуктов проектной деятельности

• натуральные образцы тряпичных кукол

• творческие работы (проекты)

• мультимедийные презентации

24. Способ объединения результатов на презентации

• конкурс


Фея кукол создавала,

мастерила, колдовала,

и в руках её послушно обретали куклы души…

( Л.Рубальская)


Этапы проведения проекта

I этап – подготовительный

II этап – поисково-исполнительский

III этап – обобщающий

IV этап — заключительный

I этап – подготовительный

Сроки проведения с 4 марта по 14 марта

1. Погружение в проблему:

  • Знакомство классных руководителей начальных и старших классов с темой, проблемой, целью, задачами, сроками проекта.

  • Выдача индивидуальных заданий каждому классу.

Примерное содержание проекта (творческой работы): история возникновения и назначение тряпичной куклы; фотографии, схемы, рисунки кукол; материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.

Участники

Задание

Дата выдачи

задания


Презентация

проекта

Начальные классы

1

Кукла по выбору

14.03.14.

18.04.14

2

Кукла по выбору

14.03.14.

3

Кукла по выбору

14.03.14.

4

Кукла по выбору

14.03.14.

6 «Б»

Кукла по выбору

14.03.14.

9 «А», «Б»

Кукла по выбору

14.03.14.

Старшие классы

Кукла «Пеленашка»

14.03.14

18.04.14

Кукла «Веснянка»

14.03.14

Кукла «Зерновушка»

14.03.14

Кукла «Колокольчик»

14.03.14

8а,б

Кукла «Кубышка — травница»

14.03.14

Кукла «Подорожница»

14.03.14

10

Кукла «Кормилица»

14.03.14

11

Кукла «Неразлучники»

14.03.14

2. Организация деятельности:

Виды деятельности

Ответственный

1.

Ознакомление классных руководителей с условиями, графиком проведения конкурса на лучший творческий проект, критериями оценивания.

Руководитель проекта

2.

Выдача заданий тематического характера учителям истории, русского языка и литературы, математики, изобразительного искусства, информатики

Руководитель проекта

3.

Подготовка мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол

Учителя технологии

4.

Создание независимого жюри для оценки продуктов проектной деятельности

Подготовка бланков оценки проектной деятельности классов

Руководитель проекта

5.

Подготовка стендовой информации о конкурсе на лучший творческий проект

Руководитель проекта, учителя технологии

6.

Проведение консультаций с классными руководителями, учащимися

Руководитель проекта


Примерная структура плана по организации деятельности классных руководителей по данной проблеме:

• определение направлений работы;

• изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

создание индивидуального плана и определение сроков работ;

разбивка учащихся класса на группы;

распределение ролей в группе, выдача заданий;

привлечение к решению задач проекта родителей учащихся;

II. Поисково — исполнительский этап

Сроки проведения с 14 марта по 17 апреля

На данном этапе все учебные классы осуществляли работу, согласно плану мероприятий, посвященных неделе «Технология», а также с учетом своего индивидуального плана.

Мероприятия

Участники

Ответственные

1.

Проведение экскурсий в районную библиотеку для просмотра выставки книг «Кукла в нашем доме».

Учащиеся 5- 6 классов

Учителя технологии: Ермакова М.Д.,Желудова Н.Д., классные руководители

2.

Сбор и обработка информации

Учащиеся

1-9 классов

Классные руководители, учитель информатики

3.

Проведение беседы с использованием ИКТ

«Путешествие в прошлое тряпичной куклы»

Учащиеся

1-9 классов

Классные руководители,

учитель истории

Анищенкова Е.В.

4.

В мире сказки. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Крупеничка», «Василиса Прекрасная».

Учащиеся

5-6 классов

Учитель литературы:

Сидоренко О.В .

5.

«Куколка красавица», рисование тряпичной куклы с образца

Учащиеся

1-7 классов

Учитель изобразительного искусства Бабенкина А.А.

6.

Конструирование деталей тряпичной куклы (изготовление деталей геометрической формы).

Учащиеся

5-9 классов

Учитель технологии и черчения Ермакова М.Д.

7.

Проведение мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол.

Учащиеся 1-11

классов, классные руководители

Учителя технологии: Ермакова М.Д., Желудова Н.Д.

8.

Сочинение – описание «Образ народной тряпичной куклы».

Учащиеся

5-8 классов

Учителя литературы: Песенко Н.В,

Алексеева Г.С.

Байкова Т.С.

Сидоренко О.В.


9.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций

Учащиеся, классные руководители, учителя-предметники

Руководитель проекта

Ермакова М.Д.

III Обобщающий этап

  • Оформление проектов (творческих работ).

  • Подготовка учебных классов к публичной защите проектов.

  • Оформление выставки творческих работ учащихся.

IV Заключительный этап

Срок проведения 18 апреля

Место проведения – актовый зал

Время проведения: начальные классы – 14.00

старшие классы — 15.00

  • Открытие выставки творческих работ учащихся «Кукольная страна».

  • Публичная защита проектов учебных классов.

  • Проведение конкурса на лучшую тряпичную куклу «Приз зрительских симпатий» в форме тайного голосования.

  • Подведение итогов проектной деятельности учебных классов по номинациям: «Лучшая тряпичная кукла-оберег», «Лучший (ая) творческий (ая) проект (работа)», «Лучшая презентация творческого проекта».

  • Торжественная церемония награждения победителей проекта.


Заключение


Проект «Волшебный мир тряпичной куклы» в рамках недели технологии в школе был реализован полностью согласно установленным срокам проведения.

Все учебные классы были вовлечены в творческий процесс и выполняли различные виды деятельности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, практическую, презентативную. Охват учащихся в данном проекте составил 310 человек (81%).

В результате проектной деятельности были созданы следующие продукты: коллекция тряпичных кукол в количестве 80 штук, творческие проекты (работы) учащихся, тематические мультимедийные презентации.

Все тряпичные куклы получились нестандартными, особенными, неповторимыми. Учащиеся школы через творческий процесс изготовления тряпичной куклы раскрыли для себя истины: «Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. Тряпичная кукла необходима, полезна и красива. Это дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек – дарящий нам здоровье и настроение».

Результат творческих работ – это некая форма самовыражения, которая одновременно ведет к повышению собственной самооценки, а, значит, самоутверждению и самоуважению, и, в конечном итоге, стимулирует непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие учащихся.

Хочется отметить, что занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры оказывает влияние на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно для развития творческих способностей ребёнка.

Результаты общешкольного проекта дают основания считать, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, а результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей школ при проведении различных мероприятий, связанных с изучением народной культуры.

Список использованной литературы:


1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. , «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

3. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы , 2005г.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.- 30 ноября

5. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. — 20 ноября

6. Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. — 26 ноября

7. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

Свежие документы:  Метод проектов на уроках технологии. Развитие творческой личности во внеурочной деятельности. Из опыта работы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: