На основе государственного стандарта общего образования, примерной программой основного
общего образования и программы по технологии
к учебникам под редакцией Сасовой И.А., Марченко А.В. для 5 классов.
Автор:
Клецова Елена Георгиевна
Муниципальное общеобразовательно
учреждение
лицей №2, Краснооктябрьского района,
Волгограда
Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения план-факт | |||
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. | 1 | Урок изучения нового учебного материала
| Правила поведения и техника безопасности на уроках технологии. Роль технологии в развитии цивилизации. | Соблюдение правил поведения в учебных мастерских. Знать правила безопасности при работе. | История развития трудового обучения в России и за рубежом (презентация) | Устный опрос |
|
| ||
|
| |||||||||||
2 |
| Технология в жизни человека и общества. | 1 | Комбинированный урок | Отличия природного мира от искусственно го. Что такое технология. Цели технологии. Традиционные и новейшие способы обработки в технологии. Рациональное использование ресурсов. | Умение приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию; выявлять влияние технологии на природный мир. | История развития молотка(презентация) | Фронтальный опрос, индивидуальное тестирование. |
|
| ||
|
| |||||||||||
3 | Основы проектирования. (10 часов) | Что такое творческие проекты. | 1 | Урок изучения нового учебного материала
| Понятие «творческий проект», части проекта, варианты, цели проекта. | Знать, что такое творческий проект, его компоненты и цели. |
| Фронтальный, устный опрос | Обоснованный выбор объекта для творческого проекта. |
| ||
4 | Этапы выполнения проекта. | 1 | Урок изучения нового учебного материала
| Организационно-подготовительный, технологичеcкий и заключительный этапы. Выбор и анализ конструкции. | Умение выбирать проект, давать технолого-экономическое обоснование, составлять план изготовления. Организация рабочего места. |
| Групповой анализ пред cтоя щей работы |
|
| |||
5-6 | Выбор и обоснование темы проекта. | 2 | Использование поисково-исследовательского метода Урок-игра «Профессионал» | Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию изделия. Технологичность, экономичность безопасность и экологичность проекта. Элементы конструирования. | Умение формулировать проблему, определять потребность данного проекта, навык поиска вариантов проекта, выбор наиболее рационального. | Деление прямоугольника на основе «золотое сечение». Осевая симметрия. | Практическая работа | Под бор информации по теме проекта, технических и исторических справок по теме. |
| |||
7 | Конструирование и моделирование изделия творческого проекта. | 1 | Комбинированный урок | Вариативность конструкторских решений. Нанесение рисунка разметки. | Умение пользоваться приемами моделирования. Знание свойств и качеств материала, умение экономично его рассчитывать. | Архитектурно – художественное моделирование (демонстрация презентации) | Практическая работа. |
|
| |||
8 | Техническая документация. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о технологической карте, эскизе, рисунке. | Знание последовательности выполнения работы. |
| Практическая работа: Составить технологическую карту, эскиз. |
|
| |||
9-12 | Творческий проект «Лопатка для кухни». | 4 | Комбинированный урок | Приемы работы. Инструменты при обработке. Правила безопасности. | Знание последовательности выполнения работы. Соблюдение правил безопасности. Умение выбирать заготовки, наносить на них разметки. |
| Практическая работа «Изготовление кухонной лопатки». Оценка качества изделия». |
|
| |||
|
|
| ||||||||||
13-14 | Технология обработки металлов с элементами машиноведе-ния. (24 часа) | Рабочее место для ручной обработки металлов. | 2 | Комбинированный урок | Слесарная обработка – что это такое? Основные части слесарного верстака. Составные части слесарных тисков. Закрепление заготовки. Правила ТБ. | Умение организовать рабочее место, подобрать верстак. Знание правильного положения рук и ног при работе, составных частей верстака, правил ТБ. |
| Практическая работа «Изучение устройства слесарного верстака».
|
|
| ||
15-16 | «Тонколистовой металл и проволока». | 2 | Комбинированный урок | Роль металлов в жизни человека. Физические свойства металлов. Использование и получение металлов и проволоки. | Знание роли и свойств металлов. Умение различать сплавы, сталь, жесть. Получение проволоки и листового металла. | Демонстрация фильма «Получение стали и чугуна» | Практическая работа «Ознакомление с металлами и сплавами».
| Выяснить, из какого материала изготовлены домашние предметы. |
| |||
17-18 | Изображение деталей из металла. | 2 | Комбинированный урок | Технический рисунок, эскиз, Чертеж. Чертеж развертки объемного изделия и линии изображения на чертеже. | Умение обозначать диаметры радиусов на чертеже. Знать, что такое развертка линии на чертеже. Изображение изделий из проволоки. |
| Практическая работа «Графическое изображение изделий из металла».
|
|
| |||
19-20 | Этапы создания изделий из металла. | 2 | Комбинированный урок с использованием поисково- исследовательского метода | Проектирование. Конструирование, проект. Техническое задание. Эскизное конструирование. Этап технологической подготовки. | Умение оставлять техническое задание на изготовление изделия. Знание требований к изделию. Навык разработки вариантов конструкций, чертежей, рисунка, эскиза. | Демонстрация фильма «Скрепка» | Устный опрос. Практическая работа. | Конструкция изделия «Крючок для вешалки». |
| |||
21-22 | Технологическое планирование при изготовлении изделий из металла. | 2 | Комбинированный урок | Технологическое планирование. Технологическая карта и цели ее составления. Контроль качества готового изделия. | Умение выбирать материал, инструмент, составлять технологическую карту. Знания о профессиях людей, занимающихся технологическим планированием. |
| Практическая работа «Разработка технологической карты на изготовление изделия –крючка для вешалки. Самооценка». |
|
| |||
23-24 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. | 2 | Комбинированный урок: беседа с элементами проблемности, практическая работа. | Слесарная операция — правка инструмента и приспособления при правке металла. Правка тонколистовой стали, проволоки. Правила безопасности. | Знания о необходимости правки. Приемы правки. Способы правки различных материалов. Правила безопасности. |
| Устный опрос. Практическая работа «Правка заготовок». |
|
| |||
25-26 | Разметка тонколистового металла и проволоки. | 2 | Урок изучения нового учебного материала
| Понятие о разметке. Разметочные инструменты. Базовая линия. Шаблоны. Приемы нанесения разметки. Правила безопасности. | Умение применять инструменты при разметке. Соблюдение правил безопасности. Необходимость базовой линии. Цели применения шаблона. Правила размещения инструментов на верстаке. Экономичное нанесение разметки. | Демонстрация презентации «Чеканка. Гравировка. Художественная ковка». | Практическая работа «Разметка заготовок изделия» |
|
| |||
27-28 | Зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки. | 2 | Комбинированный урок | Дефекты на поверхности металла. Инструменты и приспособления для зачистки. Шлифовальная шкурка. Правила безопасности. | Умение проверять исправность инструмента, надежно закреплять заготовку. Цель применения нагубников. Умение правильно контролировать качество. Правила ТБ. | Демонстрация презентации «Плетение из проволоки» | Устный опрос. Практическая работа «Зачистка заготовок». |
|
| |||
29-30 | Гибка тонкого листового металла. | 2 | Урок изучения нового учебного материала
| Слесарная операция — гибка. Инструменты и приспособления при гибки металла. Сгибание заготовок большой длинны. | Знание о профессиях людей, занимающихся гибкой; инструментов, приспособлений и правильных приемов применения. Знать правила безопасности. | Виды народных промыслов по художественной обработке металлов. | Практическая работа «Соединение фальцевым швом». |
|
| |||
31-32 | Пробивание и сверление отверстий. | 2 | Урок изучения нового учебного материала
| Что такое отверстие. Пробивание отверстий, приемы и инструменты получения отверстий на заводах. Накернивание центра будущего отверстия. | Знать приемы накернивания центра для отверстия. Уметь пробивать отверстие пробойником. Знать составные части электродрели, сверла для сверления. |
| Устный опрос. Практическая работа «Пробивание и сверление отверс тий». |
|
| |||
33-34 | Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке. | 2 | Урок изучения нового учебного материала
| Технологические машины. Составные части сверлильного станка. Передаточный механизм. Скорость сверления, правила безопасности при работе. | Знать устройство станка, уметь налаживать и обслуживать его, выбирать правильную скорость сверления, пользоваться приспособлениями для сверления, затачивать инструменты. Соблюдать ТБ |
| Практическая работа: 1) «Изучение устройства сверлильного станка» 2) «Сверление отверстий на сверлильном станке» |
|
| |||
35-36 | Изготовление крючка для вешалки. | 2 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Совершенствование умений и навыков обучающихся; применение их на практике, умение оценивать качество изделия. | Умение рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности. Навык выполнения основных технических операций. Умение читать схемы чертежей, изготавливать по ним изделия. |
| Зачетная практическая работа Оценка изделия. Самооценка доброкачественности изделия. |
|
| |||
|
| |||||||||||
37-38 | Технология обработки древесины с элементами Машиноведения. (28 часов) | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. | 2 | Урок изучения нового учебного материала
| Обработка древесины. Изделия. Рабочее место. Столярный верстак — составные части. Приемы работы на верстке, расположение инструмента, правила безопасности. | Ознакомление с устройством столярного верстака, умение зажимать заготовки в зажимах и между клиньев, правильно организовать рабочее место. |
| Фронтальный опрос. Практическая работа «Изучение устройства столярного верста ка». |
|
| ||
39-40 | Древесина — природный конструкционный материал. | 2 | Использование игрового метода: Урок – путешествие «По лесной стране» | Строение древесины, основные разрезы древесины. Текстура древесины, применение древесины. | Знать породы деревьев и их применение, текстуру. Уметь определять породу дерева по основным принципам. |
| Тест, кроссворд. |
|
| |||
41-42 | Пиломатериалы и древесные материалы. | 2 | Комбинированный урок | Пиломатериалы и их разновидность. Элементы пиломатериалов: пласты, кромки, ребра, торцы, фанера, ДСП, ДВП, склеивание фанеры. | Определять вид пиломатериалов и породы древесины, находить элементы пиломатериалов. Изготовление фанеры. Отличие древесины от древесных материалов, их преимущество и недостатки. | Художественная обработка древесины. Виды ремесел. | Практическая работа «Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов». Фронтальный опрос. |
|
| |||
43-44 | Графическая документация. | 2 | Интегрированный урок | Понятие о графической документации, техническом рисунке, эскизе, чертеже. Масштаб, проекция предмета, линии чертежа (основные, выносные, размерные, оси симметрии). | Знать назначение детали, материал, уметь прочитать чертеж и графическую документацию, составить рисунок, рисунок, эскиз, выбрать масштаб, знать виды изображения детали, уметь наносить линии чертежа. |
| Фронтальный опрос. | Подготовить технический рису нок изделия |
| |||
45-46 | Этапы создания изделия из древесины. | 2 | Комбинированный урок | Понятие «заготовка», «деталь», «сборочная единица», технологическая карта «Операция». | Умение выбирать материал, инструменты, приспособления, планировать этапы создания изделия, изготовить технологическую карту. | «Лесная скульптура», «Резьба по дереву». | Фронтальный опрос, практическая работа «Изготовление технологической карты на изготовление кухонной разделочной доски». | Подготовить эскизы вариантов кухонной разделочной доски. |
| |||
47-48 | Разметка заготовки из древесины. | 2 | Комбинированный урок | Понятие о разметке. Чертежные разметочные инструменты, разметка рейсмусом, разметка циркулем, разметка по шаблону, понятие о базовой кромке. | Умение отмеривать размер по линейке, проводить перпендикулярные и параллельные линии угольником, отмеривать ширины детали от базовой кромки, проводить линий, параллельных базе, разметка рейсмусом. |
| Практическая работа «Разметка заготовки кухонной разделочной доски». |
|
| |||
49-50 | Пиление столярной ножовкой. | 2 | Комбинированный урок | Поперечное, продольное и смешенное пиление. Виды пил, приспособления для точного распиливания — стусло. Прием пиления с упором и в стусле. Правила безопасности. | Умение пользоваться упором, стуслом, выпиливать заготовки в соответствии с разметкой, использовать приемы пиления. Выбрать необходимый вид пилы. Знать и соблюдать меры безопасности. |
| Практическая работа «Распиливание заготовки при изготовлении кухонной доски». |
|
| |||
51-52 | Строгание древесины. | 2 | Урок изучения нового учебного материала
| Виды стругов, шерхебель, рубанок, фуганок. Устройство рубанка и его назначение, ножи. Правила безопасности. | Навык владения приемами строгания рубанком. Умение обрабатывать поверхности, устанавливать правильно нож рубанка, правильно располагать инструмент. Знать конструкцию инструментов для строгания и их различия. |
| Фронтальный опрос, практическая работа «Строгание заготовки кухонной разделочной доски». |
|
| |||
53-54 | Сверление отверстия. | 2 | Комбинированный урок | Отверстия –сквозные, глухие. Сверла, их применение, разновидность. Основные составляющие сверла. Коловорот — устройство. Примеры их применения. Правила техники безопасности. | Умение различать типы сверл, выбирать и определять диаметр сверла, просверлить отверстие, закрепить сверло в коловороте. Навык делать разметку под сверление. |
| Практическая работа «Сверление отверстий». |
|
| |||
55 | Соединение столярных изделий гвоздями. | 1 | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа. | Инструменты, подбор гвоздей, молотка. Приемы пользования молотком, забивание и вытаскивание гвоздей. Последовательность сгибания и забивания гвоздя. | Умение определять длину и толщину гвоздей, Соединять детали гвоздями различной толщины, проверять качество соединения. |
| Практическая работа «Соединение дета лей гвоздями». | Исследовательская работа: «Склеивание деревянных изделий» |
| |||
56 | Соединение деталей шурупами. | 1 | Комбинированный урок.
| Крепежные детали-шурупы. Разновидность шурупов, подготовка гнезда под головку шурупа сверлом и зинковкой. Приемы ввинчивания. | Умение выбирать необходимый шуруп по длине и диаметру, выворачивать шурупы с помощью отвертки. |
| Практическая работа «Соединение дета лей шурупами». |
|
| |||
57-58 | Зачистка поверхностей деталей. | 2 | Комбинированный урок.
| Зачистка поверхностей напильником и наждачной бумагой. Основные части напильника. Рашпили. Шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, риски, ворсистость. | Умение использовать приемы зачистки поверхностей напильником, шлифовальной шкуркой; контролировать поверхность после зачистки. |
| Практическая работа «Зачистка поверхности детали из древесины»
|
|
| |||
59-62 | Выпиливание лобзиком. | 4 | Комбинированный урок.
| Устройство лобзика. Приспособление для стягивания рамки лобзика. Выпиловочный столик. Надфили. Приемы выпиливания лобзиком. Правили ТБ. | Умение наносить рисунок на заготовку, определять места поворота пилки, делать проколы шилом. Навык выпиливания по внутреннему и наружному контору, Подготавливать столик, закреплять пилу, выпиливать контуры. |
| Практическая работа «Выпиливание лобзиком». | Разработать варианты рисунков для выпиливания лобзиком из фанеры. |
| |||
63-64 | Понятие о механизме и машине. | 2 | Комбинированный урок. Использование игрового метода, игра «Поле чудес» | Понятия «машина», «механизм». Детали общего и специального назначения. Типовые детали, типовые соединения деталей. | Знание машин и механизмов, типовые детали, применение механизмов. |
| Фронтальный опрос. Практическая работа «Ознакомление с устройством различных механизмов». |
|
| |||
65-68 | Резервные уроки. Используя модельный метод: урок – аукцион, способствующий совершенствованию знаний, умений и навыков «Технология обработки металлов». Используя метод case study «разбор конкретных ситуаций”: «Обработка древесины» Используя игровой метод: уроки обобщения и систематизации Деловая игра «Профессионал» Используя проектный метод, способствующий развитию индивидуальных творческих способностей Творческий проект
|
|
Используемая литература
Сасова И.А. Марченко А.В.
Технология. Варианты для мальчиков 5 класс
М: Вента- Граф 2008 г.
Сасова И.А. Марченко А.В.
Технология. Варианты для мальчиков 6 класс
М: Вента- Граф 2008 г.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.