Тема урока «потребности семьи»
Автор: Куприянова Юлия Анатольевна
Томский государственный педагогический университет, магистрант 1 курса
Цель урока: Разъяснить школьникам сущность потребностей , познакомить с их разнообразием.
Задачи урока:
-Знать какие потребности могут быть у людей, понимать, что представляют собой потребности человека
-Уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения
-Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к разумным потребностям
Материально-техническое оснащение: учебник «Технология» 8 класс (под редакцией_ В.Д. Симоненко), ИКТ – презентация темы.
1.Организационная часть
2 Актуализация (проверка домашнего задания, фронтальный опрос школьников)
3 Сообщение нового материала, демонстрация слайдов.
— потребности семьи
— виды потребностей семьи
— основные правила покупок
4. Закрепление изложенного материала. Практическая часть.
5. Заключительный инструктаж (выставление оценок, объяснение домашнего задания)
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (обращаю внимание на то, как соблюдена техника безопасности: собраны ли волосы, находятся ли сумки на своих местах, не жуют ли жвачки).Далее отмечаю присутствующих на уроке.
Актуализация (проверка домашнего задания, фронтальный опрос школьников)
Сообщение нового материала
Тема сегодняшнего урока «потребности человека».На прошлом уроке мы уже немного затронули эту тему, сегодня мы её продолжим. Поговорим о потребностях, о их видах. А в конце урока мы выполним небольшую самостоятельную работу.
Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
(ребята отвечают на вопрос)
Обобщаю ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.
Как вы помните из прошлого урока, что же такое потребности? (ответы учащихся)
Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.
Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».
Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .
Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.
Потребность —нужда в чем-либо, требующая удовлетворения
Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.
Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов – техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др.
Ресурсы – это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.
Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.
Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.
Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.
Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Удовлетворение ложных потребностей приносят только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.
Давайте рассмотрим классификацию по признаку рациональной потребности:
· Срочные и необходимые: вещи, которые следует купить немедленно (отсутствие необходимого для жизни или внезапностью нужды).
· Обязательные: вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.
· Желательные: вещи улучшенного качества, повышенной комфортности.
· Престижные: вещи повышенного качества и комфортности.
Потребности связаны с ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации — жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.
Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности.
Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.
Закрепление изложенного материала
Беседа с классом.
Вопрос: В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?
Потребности должны соответствовать возможностям.
Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, человек должен трудиться
Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?
Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.
Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.
Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.
Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).
Обобщая ответы учащихся, учитель:
Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.
Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?
(ребята отвечают):
Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.
Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)
2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?
(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)
3) Без чего человек может прожить?(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение
Установите соответствие.
Характеристика группы
| |
1. Срочные и необходимые
| А. Вещи высочайшего качества и комфортности.
|
2. Обязательные
| Б. Вещи улучшенного качества повышенной комфортности.
|
3. Желательные, но не обязательные
| В. Вещи, которые следует купить немедленно. Срочность определяется отсутствием необходимого для жизни или внезапности нужды.
|
4. Престижные
| Г. Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.
|
9) социальные потребности это…
А) потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей.
Б) потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы
В) потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве.
10. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:
Характеристики | |
1) физиологические; 2) потребность в безопасности; 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.
| A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании. Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения. B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе. |
11 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:
а) самосохранении; б) самореализации; в) самопознании; г) самообразовании.
12 .О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:
Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.
13. Установите соответствие:
Примеры | |
1) биологические 2) социальные 3) духовные 4) ложные
| А) алкоголь, курение Б) признание в обществе, общение В) пища, одежда Г) творчество, знания Д) самореализация, самоутверждение |