План-конспект урока по технологии в 6 классе на тему
«Одежда и требования к ней. Юбка в русском народном костюме.
Мерки. Снятие мерок»
Время урока – 90 минут
Цель:
1.Познакомить уч-ся с историей развития юбки. Расширить знания учащихся в этой области. Дать понятие «одежда» и познакомить с требованиями к ней.
2.Закрепить ранее полученные знания и навыки по снятию мерок.
3.Воспитывать у учащихся интерес к предмету «Технология», истории моды, эстетический вкус, точность, аккуратность в снятии и записи мерок.
Оборудование: ИКТ, презентация, учебники, технологические карты, тетради, см. ленты.
План урока.
1. Орг. часть.
2. Повторение пройденного материала
3. Изложение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Закрепление пройденного материала.
6. Завершение урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
После звонка приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих.
2. Проверка изученного материала.
Сегодня мы начинаем новую тему «Конструирование юбки», но прежде проверим, как вы усвоили пройденный материал по темам «Швейная машина», «Машинные швы».
Проверка и выставление баллов в контрольный лист на доске.
а) Вспомним, какие машинные швы изучили на прошлых уроках. Для этого составим схему «Машинные швы» на доске.
? Для каких операций применяют соединительные швы?
? Каково назначение краевых швов?
? Функции декоративно-отделочных швов.
б) А теперь поработаем в парах. Определите друг у друга по образцам вид и назначение машинных швов. Результат занесите в контрольный лист и оцените свою соседку. (Девочки работают в парах на своих местах).
Проверка и выставление баллов в контрольный лист на доске.
в) Чтобы машинные швы вами были выполнены качественно и красиво, необходимы не только умения и навыки, но и швейная машина должна работать четко, как единый механизм. К сожалению, в работе швейной машины случаются неполадки. С некоторыми из них вы познакомились на прошлом уроке и научились их устранять. Сегодня мы их вспомним. Я буду называть дефект в работе швейной машины, а вы причину его появления и способ устранения дефекта. (Работа по цепочке).
Причина появления дефекта | Способ устранения дефекта | |
Разрыв нитей ткани по линии шва | Игла тупая | Заменить иглу |
Пропуск стежков при прокладывании строчки | Несоответствие № иглы № ниток | Подобрать № иглу в соответствии № ниток |
Обрыв верхней нити. Пропуск стежков | Игла изогнутая | Заменить иглу |
Повреждение ткани | № иглы не соответствует виду ткани | Подобрать иглу к данной ткани |
Отсутствие строчки. Обрыв верхней нити | Плоская сторона колбы обращена к работающему | Установить иглу так, чтобы плоская сторона колбы была обращена от работающего |
Поломка иглы | Игла установлена низко, т.е. не до упора | Ослабить винт игловодителя, заменить иглу, установить ее до упора и закрепить винтом |
Проверка и выставление баллов в контрольный лист на доске.
Работа над темой урока.
Переходим к теме урока. Мы поговорим об одежде и требованиях к ней.
Узнаем, какова история юбки в русском народном костюме. А также научимся снимать мерки для построения чертежа прямой юбки. Запишите тему урока в тетрадь.
Девочки, вы приступили к выполнению творческого проекта «Юбка». Сейчас мы находимся на подготовительном его этапе, который предполагает исследования некоторых вопросов по теме работы. На прошлом уроке я предложила вам ряд вопросов для самостоятельного изучения. Вы должны были подобрать, изучить и оформить материал по проблеме, который каждая из вас может использовать в своем ТП.
Давайте их обсудим: (Слайд 1).
Что такое одежда, ее функции.
Требования, предъявляемые к одежде.
Значение цвета в одежде.
Классификация одежды.
История юбки.
(Основные понятия по пунктам плана записываются в тетрадь)
В повседневной жизни нас окружает огромный мир вещей, созданный руками человека. Большое место в нем занимают швейные изделия.
Одежда появилась на заре человечества и видоизменялась вместе с цивилизацией.
? Подумайте и скажите, какие вещи мы можем назвать одеждой?
? Зачем нужна одежда?
А) Одеждой называют изделия, которые покрывают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности. (Слайд 2).
Одежда выполняет ряд функций:
защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды;
поддерживает нормальное, здоровое состояние организма;
служит украшением.
Б) Энергичный, вечно спешащий человек XXI века хочет быть элегантным везде: в кабинете и в поле, у станка и на отдыхе. Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы человек чувствовал в ней себя естественно, уверенно и комфортно. Поэтому к одежде предъявляют различные потребительские требования: (Слайд 3).
Гигиенические
одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека и предохранять тело человека от внешних воздействий
Эксплуатационные
одежда должна быть удобной в носке, прочной, легко надеваться и сниматься, не терять форму
Эстетические
одежда должна быть красивой, современной, преображающей внешний облик человека
Экономические
одежда должна быть недорогой и доступной
В) Важную роль в одежде имеет цвет. Он оказывает глубокое эмоциональное воздействие на человека и является средством выразительности в композиции одежды. Более подробно о цвете в одежде нам расскажет ……………. .
Сообщение: В любой одежде большое значение имеет цвет. Светлые тона выявляют фасонные линии в одежде, фактуру ткани и зрительно уменьшают объем. Теплые цвета зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают ее недостатки. Холодные цвета придают фигуре стройность, скрывают недостатки, зрительно уменьшают фигуру. Различные цвета вызывают у человека различные чувства: влияют на настроение, самочувствие, воздействуют на работоспособность. Например, синий цвет способствует размышлению, успокаивает и снижает давление; голубой настраивает на безмятежное настроение; красный активизирует мышечную силу, вызывает раздражение, беспокойство. При покупке нужно учитывать, что при искусственном освещении все цвета меняют свои оттенки. В композиции одежды могут использоваться сразу несколько цветов. Классическая цветовая композиция – это сочетание трех цветов – резко контрастных или однотонных. А самое популярное сочетание – черный-белый. В каждом сезоне какой-нибудь из цветов является ведущим и считается более модным. Но не всегда надо следовать моде, а важно учитывать свою индивидуальность.
Г) Современная одежда многообразна, практична и удобна, отвечает ритму жизни в постоянно меняющемся мире. Всю одежду можно разделить на группы по различным признакам. Рассмотрим классификацию одежды. Эти вопросы вы изучили дома, а сейчас вы представите отчет.
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. (Слайд 4).
Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях. К бытовой одежде относятся: повседневная, домашняя, спортивная, торжественная. (Слайд 5).
Производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. К производственной одежде относятся: специальная одежда — предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов; санитарная одежда – для защиты одежды человека от загрязнений; форменная – это одежда для военнослужащих, работников специальных ведомств. (Слайд 5).
Д) По ассортименту (набору) одежда включает бельё, легкую и верхнюю одежду. (Слайд 6).
Белье – это все то, что надевают на тело (ночные сорочки, пижамы, майки, трусы).
Легкое платье – это изделия, которые надевают поверх белья (блузки, юбки, платья, брюки, свитера).
Верхняя одежда – это все то, что надевают поверх легкого платья (пальто, плащи, куртки, шубы).
Е) По половозрастному признаку одежда делится на женскую, мужскую и детскую. (Слайд 8).
Ж) В зависимости от использования в различное время года одежда делится на летнюю, демисезонную (весенне-осеннюю) и зимнюю. (Слайд 9).
З) По способу эксплуатации одежда бывает поясной и плечевой. (Слайд 10).
Поясная – это изделия, которые держатся на талии (юбка, шоры, брюки).
Плечевая – это изделия, которые держатся на плечах (платье, блузка, пальто, плащ, куртка, шуба).
И) Самым распространенным предметом поясной одежды является юбка. Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.
По этому вопросу подготовила презентацию …………………………….. .
Практическая работа.
Прежде чем вы приступите к выполнению технологического этапа ТП, необходимо научиться снимать мерки для построения чертежа юбки. Вспомним, какие правила снятия мерок уже знаем.
Правила снятия мерок
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают пояском.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все величины записывают в сантиметрах.
Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только основные мерки, но и прибавки на свободное облегание одежды.
Прибавки обозначаются заглавной буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
Запишем в тетрадь таблицу, используя технологическую карту:
Наименование мерки | Буквенное обозначение | Величина мерки | ||
типовая фигура в см. | на себя, см. | |||
1 | Полуобхват талии | Ст | 33 |
|
2 | Полуобхват бедер | Сб | 43 |
|
3 | Длина спины до талии | Дтс | 35 |
|
4 | Длина изделия | Ди | 50 |
|
5 | Прибавки: к полуобхвату талии | Пт | 1,0 |
|
6 | к полуобхвату бедер | Пб | 3,0 |
|
С мерками Ст, Сб и Ди вы познакомились в прошлом году. Вспомним, как они снимаются и для чего предназначены (для расчета длины пояса, ширины юбки, длины юбки). Неизвестная только одна мерка – Дтс. Показываю, как она снимается – по позвоночнику от 7-го шейного позвонка до линии талии (шнурок на талии). Она нужна для расчета расстояния от линии талии до линии бедер.
Вызываю к доске 2-х девочек, которые показывают приемы снятия мерок. Еще раз уточняем, какие мерки записываются полностью, а какие в половинном размере.
Далее предлагаю девочкам сыграть в ателье в ролях заказчика, закройщика и приемщика. Закройщик снимает мерки с заказчика, а затем девочки меняются ролями. Девочки разбиваются по парам и снимают мерки друг с друга и записывают их в тетрадь. Во время работы наблюдаю и поправляю неверные приемы снятия мерок. По мере завершения работы девочки подходят на проверку. Проверяю их мерки и выставляю оценки за практическую работу.
5. Закрепление пройденного материала.
А) Беседа:
— С какой целью делается обмер фигуры? (для более точного изготовления выкройки будущего изделия)
— Какие мерки необходимы при изготовлении выкройки юбки? (Ст, Сб, Дтс,Ди)
— Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (для точного местоположения линии талии опоясать талию тесьмой или поясом)
— Как измерить окружность талии? (по линии талии)
— Как измерить длину юбки? (от линии талии до желаемой длины юбки)
— Как измерить длину спины до талии? (по позвоночнику от 7-го шейного позвонка до линии талии)
-Найдите соответствия между названиями требований и пояснениями к ним.
Б) Кроссворд:
По горизонтали:
Деталь, с помощью которой юбка держится на фигуре.
Нижняя каркасная юбка.
Расширенная к низу юбка.
Эпоха, во время которой появились отрезные юбки.
Часть юбки, подобранная вокруг талии с помощью небольших каркасиков.
Подушечка или каркас, подкладываемые сзади, ниже талии.
По вертикали:
Старинное название русской распашной юбки.
Что придает кринолину круглую форму.
Нижняя часть платья
Удлиненный конец юбки, волочащийся по земле.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | п | о | я | с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | к | р | и | н | о | л | и | н |
| 3 | к | л | ё | ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
| 7 |
|
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | в | о | з | р | о | ж | д | е | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
| б |
|
|
|
|
| й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р |
|
| 8 |
| 5 | ф | и | ж | м | ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | т | у | р | н | ю | р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ч |
|
| б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. В завершение урока подвожу итоги проделанной работы, объявляю оценки (первая — за тесты, вторая – за снятие мерок), записываем домашнее задание.