План-конспект
урока по технологии
Раздел: «Семейная экономика»
Тема урока: «Семейный бюджет.
Доходная и расходная части бюджета»
8 класс
При разработке урока использованы элементы образовательных
технологий: здоровьесберегающие, развивающее обучение,
разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве,
использование в обучении игровых методов
УМК «Алгоритм успеха»
Учебник под ред. В.Д. Симоненко «Технология: для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)». – М.: Вентана-Граф, 2009
Разработал:
учитель технологии
ГБОУ СОШ № 217
Клименко Татьяна Леонидовна
Тема урока:
Семейный бюджет.
Доходная и расходная части бюджета
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов
Задачи урока:
Образовательная – сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономике в обществе
Развивающие — развить у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе, научить планированию семейного бюджета, научить вести учет, познакомить с резервами экономии в семье
Воспитательные – воспитывать уважение к членам семьи, ответственность. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчётливость
Метод: словесный, с применением наглядных материалов
Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала, применение игрового метода обучения, тест, практическая работа
Оборудование: учебники, тетради, схема «Доходная часть семейного бюджета», таблица «Ведение учета», тест
Длительность урока: 45 мин
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Подготовка к восприятию новых знаний (1 мин)
Повторение пройденного материала (5 мин)
Изучение нового материала (10 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Продолжение изучения нового материала (5 мин)
Практическая работа (5 мин)
Элемент игровой технологии: шуточный тест (8 мин)
Закрепление изученного материала – (6 мин)
Организованный конец урока (1 мин)
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учителя и учеников | |
Организационный момент (1 мин)
| Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы продолжаем изучение темы «Семейная экономика». Сегодня мы познакомимся с доходной и расходной частью бюджета
| Учитель оценивает готовность учащихся к работе. Учащиеся стоя приветствуют учителя. Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть. |
Подготовка к восприятию новых знаний (1 мин) | Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа и тему урока – «Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета»
| Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: «Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета», на полях сегодняшнюю дату |
Повторение пройденного материала (5 мин) | Вопросы учителя: — Что означает слово «Экономика»? — Что такое бюджет семьи, и каким он бывает? — Как называется бюджет, если доход в нем равен расходу? — Каковы особенности бюджета в разных семьях? | Учащиеся отвечают на вопросы |
Изучение нового материала (10 мин) | Запишем: Доходная часть бюджета. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейкой больше. Так из каких источников складывается доходная часть семейного бюджета? Совокупный доход семьи складывается: — из заработной платы членов семьи; — пенсий и стипендий; — доходов от ценных бумаг; — доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду; — выплат и льгот от общественных организаций; — доходов из других источников; — доходов от приусадебного хозяйства; — доходов от предпринимательской деятельности. Расходная часть бюджета. Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратятся деньги — представление имеют весьма смутное, приблизительное. «Просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради чего и как следует, способен не всякий, и это не просто», — слова эти сказаны Аристотелем более 2200 лет назад, а звучат актуально, свежо, современно. Многие понятия не имеют, на что у них уходят деньги. Любое серьезное исследование семейных бюджетов шокирует обследованных, когда они узнают, какие громадные суммы разошлись по мелочам, протекли, как песок, сквозь пальцы. Чтобы рассчитывать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги. Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы — расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период. Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными). Денежные расходы семьи делят на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения. — Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным? (Ответы учащихся.) Правильно, к обязательным платежам относят налоги, оплата услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т. д. — А знаете ли вы, какие платежи относятся к коммунальным? (Ответы учащихся.) Правильно, к коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, электроэнергию и т. д. — От чего зависит плата за отопление? (Ответы учащихся.) Правильно, оплата зависит от площади отапливаемых помещений. Правильно, оплата зависит от площади отапливаемых помещений. Плата за воду составляет значительную часть бюджета. Знаете ли вы, как она рассчитывается? (Ответы учащихся.) Чаще всего плата за воду рассчитывается из расчета определенного количества воды на одного человека. — Как производится оплата радиоточек и телефонов? (Ответы учащихся.) Правильно, эти платы производят по тарифу, одинаковому для всех. — А знаете ли вы, как оплачивается потребленная электроэнергия? Приведите пример расчета. (Ответы учащихся.) Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости I кВт • ч и количества потребленной энергии. Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг. (Ответы учащихся.) Правильно, для того чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого. | Учитель диктует определения. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Записывают определения, отвечают на вопросы |
Физкультминутка для снятия утомления с мышц туловища (3 мин) | 1. Исходное положение (и. п.) – стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню (6-8 раз) 2. И.п.- стоя, руки на поясе. Стоя на наружных сводах стоп, выполнить полуприсед (6-8 раз) 3. И. п. — стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8-10 раз) | Учащиеся вместе с учителем делают физические упражнения |
Продолжение изучения нового материала (5 мин)
| Рациональность бюджета семьи. В переводе с древнегреческого слово «экономика» означает «умение вести домашнее хозяйство». Нет ничего предосудительного в том, чтобы вести скрупулезный подсчет семейных денег и так планировать свои расходы, чтобы они были или меньше или равны доходам. Законы домашней экономики: они просты и одновременно сложны. Каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия: учет, планирование, организация, контроль. Слова эти звучат сухо, по-бухгалтерски. Но без усвоения и применения на практике этих понятий всерьез заниматься семейной экономикой невозможно. Ключевое слово в экономике семьи — учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно. Статьи семейного бюджета тоже нужно выстраивать, исходя из доходов. Вы должны точно знать, что вы можете себе позволить, а чего нет. Знаете ли вы, какая часть доходов у вас уходит на питание, на транспорт, на коммунальные услуги, на одежду и т. д.? Нет? А знать необходимо. Это ориентиры, по которым вы будете сверять экономический курс семьи. | Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Записывают определения |
Практическая работа (5 мин) | Итак, учет необходим. Вести учет можно по предлагаемой таблице. Количество граф может быть различным, в зависимости от того, какие статьи расходов вы считаете нужным выделить. Например, расходы на одежду и обувь считать раздельно на каждого члена семьи, можно выделить расходы на косметику. Вы можете совместно обсудить, какие статьи расходов вы внесете в свои таблицы. Вам выданы таблицы (см. приложение 1), которые будете заполнять дома в течение недели. Окончательный вариант принесете на следующий урок | Учащиеся заполняют таблицу, записывают основные данные |
Элемент игровой технологии: шуточный тест (8 мин) | Ребята, а сейчас, с помощью шуточного теста, проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста (см. приложение 2). Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось? 30—40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у по ого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни. 40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и, тем не менее, довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах. 100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом. 170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». | Учащиеся заполняют тест. Подсчитывают очки. Учитель зачитывает ключ к тесту |
Закрепление изученного материала (6 мин) | Вопросы по изученному материалу: 1.Что такое доходная часть бюджета? 2.Из чего складывается совокупный доход семьи? 3. Что такое расходная часть бюджета? 4.Четыре ключевых слова для управления своим бюджетом | Учащиеся устно отвечают на вопросы, дополняя друг друга |
Организованный конец урока (1 мин) | Домашнее задание: заполнить таблицу по ведению учета. Всем спасибо за работу. Урок окончен | Учащиеся записывают домашнее задание |
Приложение 1
Дата расхода, наименование | Продукты | Одежда, обувь | Галантерея, парфюмерия | Книги, журналы, канцтовары | Услуги | Отдых, развлечение | Хозтовары, | Прочее | |
25.02 3 000 р. | 25.02 Хлеб, масло, тетради, электро- энергия, колготки, чистящее средство и т.д. |
8.00 20.00 |
50.00 |
|
5.00
|
200.00 |
|
20.00
|
|
Приложение 2
Да | Нет | Сведения приблизительные, мнение неопределенное | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты? 2. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей? 3. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр? 4. Покупаете ли про запас постельное белье? 5. Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь? 6. Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах? 7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для покупки вещей? 8. Берете ли вы ссуды? 9. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику? 10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок? 11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации? | 20 7 25 1 4 2 11 17 9 14 9 | 5 20 2 18 16 24 14 5 15 3 9 | 7 6 11 8 6 12 3 6 3 5 |