План-конспект урока технологии, 5 класс «Применение лоскутного шитья при изготовлении накладного кармана фартука»

План-конспект урока технологии, 5 класс


Автор: Ташбулатова Ольга Александровна,

учитель высшей категории МБОУ СОШ №35

г. Озёрска, п. Метлино Челябинской области


Тема: Применение лоскутного шитья при изготовлении накладного кармана фартука.


Цель: Изготовить накладной карман для фартука в технике лоскутного шитья.

Задачи:

1.Познакомиться с техниками лоскутного шитья;

2.Изучить технологию лоскутного шитья квадрат из треугольников;

3.Совершенствовать навыки выполнения стачного и обтачного швов;

4.Воспитывать художественное воображение, эстетический вкус, аккуратность при шитье.


Наглядность: Образцы накладного кармана традиционного и лоскутного, отделочные материалы (тесьма, кружево), образцы изделий в разных техниках лоскутного шитья, презентация урока.


Оборудование, инструменты и материалы: швейные машины, гладильная доска, утюг, ножницы, иголки, булавки ткань, линейка, карандаш.


Раздаточный материал: инструкционная карта «Технологическая последовательность изготовления накладного кармана фартука в технике «квадрат из треугольников».

ТСО: АРМ учителя.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: Устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных образцов, показ трудовых приёмов.

Практическая работа: Изготовление накладного кармана для фартука в технике лоскутного шитья квадрат из треугольников.

Межпредметные связи: математика, черчение, русский язык, ИЗО.


Ход урока


1.Организационный момент.

Проверка присутствия учащихся, поверка готовности учащихся к уроку (наличие на рабочих местах инструментов, приспособлений, швейных машин, материалов).

2.Теоретическая часть (повторение и объяснение с практическим закреплением).

2.1.Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

2.2 Проверка знаний учащихся (работа с презентацией).

Проверка знаний терминов ручных, машинных работ и влажно-тепловой обработки, которые потребуются при работе на уроке (стачать, обтачать, притачать, сметать, наметать, заутюжить, приутюжить, отутюжить).

Сегодня на уроке нам потребуются знания по моделированию.

Что такое моделирование? Термин «моделирование» происходит от слова «модель», т.е образец, создаваемый художниками и модельерами. Это воплощение творческой идеи модельера в одежде.


Какое моделирование вы знаете?

Художественное — изменение внешнего вида изделия с применением различных видов декоративной отделки.

Техническое — изменение чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Возвращаясь к теме нашего урока, какое моделирование мы будем применять?

Вывод: Применение технологий лоскутного шитья позволяет использовать при изготовлении швейных изделий совмещение обоих видов моделирования, то есть технического и художественного.

3.Объяснение нового материала.

Удивительное рукоделие — лоскутное шитьё издавна известно многим народам. Лоскутная техника своими корнями уходит глубоко в древность.

Где же первоначально возникло лоскутное шитьё? Как и когда лоскутная мозаика появилась в России?

Сообщения (опережающее задание для учащихся).

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Она проста и поэтому доступна каждому. Готовые изделия можно рассматривать как калейдоскоп. По выполненной работе можно судить о вкусе, настроении и мастерстве хозяйки. Нужно только терпение, аккуратность, желание – и всё получится.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Человек – это я и другие"

Техник лоскутного шитья много: из полос – «колодец», «ёлочка», «пашня», «ананас» или «русский квадрат» и т.п.; из квадратов – «шахматка», «квадрат из треугольников» и т.д.; «крейзи», «ляпочиха», «синель», витражная техника. Образцы изделий можно увидеть на выставочном стенде и в презентации.

Для изготовления накладного кармана фартука мы будем использовать технику «квадрат из треугольников» — презентация.


4.Практическая работа.

4.1 Повторение правил техники безопасности к выполняемым работам.

4.2 Изготовление накладного кармана (Инструкционные карты на столах у учащихся).

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы.

  1. Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.

  2. Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

  3. Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.

  4. Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.

  5. Приём и оценка практических работ учащихся.

5.Закрепление нового материала.

Что нового узнали на уроке?

-Какие виды лоскутного шитья бывают?

-Какое моделирование применяли?

-Из каких операций складывается процесс изготовления лоскутного кармана?


6.Анализ урока.

6.1 Сообщение о достижении цели урока.


6.2 Разбор типичных ошибок.

а) кривой шов стачивания;

б) шов вытянут утюгом;

в) не совмещение швов;

г) не эстетичный обтачной шов;

д) не соответствие размеров кармана заданному.


6.3 Сообщение оценок учащимся.


6.4. Показ лучших работ.


7. Домашнее задание – не задано.











Инструкционная карта

Технологическая последовательность

изготовления кармана в технике лоскутного шитья

«квадрат из треугольников»

Описание работы

Изображение

Выкроить 4 квадрата: 2-из основной ткани, 2-из дополнительной.





Квадраты разные по расцветке сложить лицевыми сторонами внутрь, края уровнять, квадраты сколоть булавками. На одной из сторон прочертить диагональную линию.






На расстоянии припуска на шов от линии с одной, а затем с другой стороны прострочить две параллельные строчки.






Разрезать квадраты по линии диагонали. Получится 4 квадрата из треугольников двух цветов. Припуск на шов заутюжить на одну из сторон.





Из полученных квадратов составить понравившийся мозаичный узор.







Квадраты из треугольников поочерёдно стачать. Готовый узор отутюжить.






На лицевую сторону нижней части кармана наложить лицевой стороной лоскутный блок, уровняв верхний срез.

На расстоянии припуска на шов стачать. Шов заутюжить в сторону нижней части.


Сверху от шва отложить 3 см. и прочертить линию сгиба. Согнуть карман по линии лицевыми сторонами внутрь. Выполнить обтачной шов. На одной из сторон оставить 5 см. не зашитым.

Вывернуть карман на лицевую сторону, швы выправить и выметать по краю с перекатом 0,1 см. на обратную сторону кармана.




Зашить отверстие потайными стежками. Карман отутюжить.





Удалить смёточные стежки.

Карман готов.






Свежие документы:  Программа внеурочной деятельности "Секреты бумажного листа". 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: