План-конспект урока в 6 классе «Художественные ремесла. Лоскутная пластика»

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова»










План-конспект урока в 6 классе


«Художественные ремесла. Лоскутная пластика»










Учитель технологии

Целих Ольга Николаевна
















Борисовка 2014



Тема: «Художественные ремесла. Лоскутная пластика»

Цель:

  • Ознакомить учащихся с историей лоскутной пластики, организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием;

  • сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности, навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе;

  • воспитывать аккуратность, внимательность при работе;

  • развивать художественный вкус, фантазию;

  • проводить духовно-нравственное воспитание.

Оборудование: рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, образцы основных и прокладочных материалов, готовые изделия из лоскутков, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент

— Проверка готовности учащихся к уроку;

— контроль посещаемости.

2. Сообщение темы урока

На уроках технологии, ИЗО, музыке мы постоянно говорим о том, что наша страна , наша земля славится умными, талантливыми людьми. Издавна человек изготавливал себе одежду, утварь, предметы быта и все это старался он украсить веселым рисунком, резьбой, вышивкой. Так из обычной деревянной посуды появилась золотая Хохлома, из белой керамики – голубая Гжель, а на севере на простых коклюшках плетут известные всему миру кружева.

И у нас в Борисовке, руками талантливых людей создаются прекрасные керамические изделия, а из такого, казалось бы бросового материала, как лоза, соломка – настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

И сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом художественного ремесла – лоскутной пластикой и научимся выполнять несложные изделия в этой технике.

Запись в тетрадь. Откройте тетради, запишите число, тему урока «Лоскутная пластика».



3. Повторение пройденного материала

Материалом для лоскутной пластики служат небольшие кусочки ткани (лоскутики). Давайте вспомним, повторим из чего и как получается ткань?

Дети получают карточки, читают вопросы и отвечают по очереди.

1. Перечислите виды волокон, которые вы знаете.

2. Объясните, из чего делают пряжу, а из чего ткань.

3. Люди каких профессий работают на ткацких станках?

4. Расскажите, что изготавливают из ткани (кроме одежды)?

5. На каких станках вырабатывают пряжу?

6. Как называется процесс получения ткани из пряжи?

4. Объяснение нового материала.

Лоскутное шитьё это увлекательное рукоделие, появившееся на Руси в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине XIX века. Когда стала развиваться текстильная промышленность, во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутки экономные хозяйки тоже пускали в дело.

Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и другие предметы обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то можно судить не только о вкусе рукодельницы, но и определить её настроение, о чём она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры. (Демонстрирую лоскутные изделия).

Сегодня мы на уроке изготовим менее сложную вещь – накидку (салфетку) для стула или тумбочки.

Вопрос. С чего же начать эту работу?

Дети рассказывают, что со стула нужно снять мерки, сделать выкройку салфетки, разрезать ее на отдельные части – полоски, квадратики, треугольники и т.д. (Рассказ сопровождаем показом – как снимать мерки, демонстрируем выкройку, шаблоны).

Вопрос. А как подготовить лоскутики, чтобы с ними можно было работать?

Ответ. Нужно лоскуты постирать, погладить. Затем из кусочков выкраиваем части салфетки, подбирая их по цвету, и соединяем между собой.

Повторение терминологии ручных и машинных работ. Давайте подумаем, какую операцию обозначают термины: сметать, стачать, настрочить, подшить. (Выясняем значение терминов).

Вопрос. Как можно украсить салфетку?

Ответ. Настрочить тесьму, выполнить аппликуцию, вышить.

Вопрос. Как подшиваются края накидки?

Ответ. Швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Вводный инструктаж.

Сейчас вы начнете выполнять практическую работу. Для этого должны:

  1. подготовить швейные машины к работе;

  2. соединить части салфетки:

  3. обработать края салфетки.

При выполнении практической работы обязательно соблюдается техника безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом и на швейной машине (дети рассказывают правила т.б.)

6. Практическая работа.

Учащиеся заправляют швейные машины и выполняют задание.

Текущий инструктаж:

— выполнение закрепок;

— выполнение ВТО после каждой операции;

— уточняем выполнение шва вподгибку с закрытым срезом;

— обращаю внимание на правильную посадку, выполнение правил т.б.



7. Закрепление изученного материала.

1. Какие инструменты и оборудование используют для выполнения работ в лоскутной пластике?

2. Как должен падать свет на рабочую поверхность?

3. Как определяют прочность окраски ткани?

4. Какие новые термины вы узнали?

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы научились выполнять изделия в технике лоскутной пластики.

Показываем салфетки, пошитые на уроке. Отмечаю ошибки, выделяю лучшие работы, выставляю оценки за урок.

Рефлексия.

Предлагается выразить отношение к уроку с помощью картинок на доске (мешок настроений).























Свежие документы:  УЧЕБНЫЙ КЕЙС ПО ТЕХНОЛОГИИ «ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ» 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: