директор МОУ «Солдатско-Степновская СОШ» Н.И. Ледяева | | УТВЕРЖДАЮ Председатель экспертного совета, заместитель начальника Отдела социальной сферы Администрации Быковского муниципального района Т. И. Литвинова |
Программа
элективного курса по технологии для 10- 11 классов
в рамках профильной подготовки
«Дизайнерское оформление творческих проектов учащихся»
Составитель:
учитель технологии МОУ «Солдатско-Степновская СОШ»
Чулков А.А.
село Солдатско-Степное 2011 год
Пояснительная записка
«Сегодня в повседневной жизни очень важно обладать элементарной грамотой конструктивных искусств» (Б.М. Неменский). Это не значит, что мы должны воспитывать будущих дизайнеров или архитекторов, задача в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» миром вещей. Для этого мало технологических знаний, надо еще уметь «читать» художественный язык вещей и зданий, ощутить соразмерность их форм, красоту конструкции. Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и преобразовывать окружающий мир по законам красоты, уметь делать это экологичным, удобным и человечным способом. Это преобразование начинается с простого (выбор одежды, вещей), а с течением времени складывается в создание своего мира, выражающего личность человека. Можно сказать, что, формируя свой облик, прическу или костюм, создавая интерьер комнаты или строя дом, мы формируем облик нашего мира.
Элективный курс дает возможность заложить основы знаний конструктивных искусств, помогающим новым поколениям трансформировать среду, противостоя потокам кича и эстетической безграмотности, оказывающая практическую квалифицированную помощь школьникам, проявляющим интерес к профессии художника — конструктора.
Данный курс рассчитан на два года обучения для учащихся 10 – 11 классов.
Курс является предметно и социально ориентированным. С одной стороны он направлен на углубление интереса к предмету Дизайн, с другой стороны, развивает представление о профессиях в данной области и применение в них информационно-коммуникационных технологий.
Содержание программы рассчитано на два года обучения по 34 часа в год (1 ч. в неделю) для учащихся 10, 11 классов
Весь учебный материал группируется в тематические разделы, которые состоят из теоретической и практической частей, имеющих общетеоретическую или практическую направленность.
Теоретический курс рассматривает отдельные понятия, приемы создания дизайна различных объектов и вещей, свойства и правила композиции, методы художественно — конструкторского анализа. Этот курс является интегрированным, включая в себя большое количество и многообразие междисциплинарных связей. Важное место при этом отводится ознакомлению учащихся с видами проектной графики, современными способами организации инженерно-конструкторского труда
Практические работы являются возможностью создания графического, прикладного и виртуального изображения композиции объектов, используя различные графические и программные средства. На ряду выполнения тематических рисунков, композиции из простых геометрических тел или из объёмных фигур учатся проводить обмеры имеющегося оборудования в мастерской, знакомятся с законами композиции, выполнять эскизы. Учебный материал дает возможность освоения содержания на основе включения учащихся в различные виды технологической деятельности, имеющих технологическую направленность — дизайнерская разработка изделий декоративно-прикладного характера.
Целью курса является: подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна, на основе формирования у обучающихся представления о своих возможностях; воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в программе предусмотрен системный курс практических заданий. Одни и те же задания (макетирование в теме графического дизайна, коллажи и др.) можно выполнять на плоскости или в объеме при помощи бумаги, ножниц, клея, а также с помощью компьютера.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися основных методов художественного проектирования;
обучение чтению и выполнению различных видов графических изображений;
формирование представления об изучаемой профессии;
повышение общей графической культуры;
всестороннее развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно-конструкторском творчестве;
изучение теоретических основ компьютерной графики;
формирование самостоятельного подхода в решении различных задач, связанных с вопросами художественного и компьютерного проектирования;
формирование практических навыков художественно-творческой деятельности;
формирование понятий о стилевом характере решения интерьера и современных требованиях к внутреннему оформлению пространства (общественное, производственное, бытовое);
раскрытие перед учащимися социальной роли архитектуры и дизайна.
Вместе с тем в процессе изучения данного курса учащиеся рассмотрят вопросы эстетизации мира вещей, организации предметной среды, приобщатся к проектировочной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха и т.п.
Знания и практические навыки, полученные в результате изучения дисциплины, позволяют свободно ориентироваться в профессиональной сфере дизайна.
Основными методами обучения в 10 классе являются: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий методы, а в 11 классе: частично — поисковый и исследовательский.
Форма обучения: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Контроль знаний осуществляется по итогам ответов, проверочных работ, наличием качественно оформленных практических работ. Итоговый контроль — защита творческого исследовательского проекта (реферата) по выбранной теме.
Данный курс отвечает положению Концепции профильного обучения и социального заказа, может быть реализован как в локальной, так и в сетевой модели организации обучения.
Желательно на лето подготовить задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Также рекомендуется все учащимся чаще выходить на природу с этюдниками.
Планируемые результаты обучения. Изучив данный курс, учащиеся овладеют знаниями о содержании и характере труда профессий творческой направленности: дизайнер, конструктор, художник, эргономист и др.; приобретут умения работы с дополнительными источниками информации, самостоятельного поиска и обработку нового материала, самостоятельно планировать технологическую деятельность, получат навыки выполнения проектной работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество учебных часов по классам | |||
10 класс | ||||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение | 1 | | |
2 | Дизайн сегодня. Понятие о творческой деятельности дизайнера | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Выбор темы и обоснование проекта. Тематический рисунок. Процесс создания рисунка проектируемого изделия | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Искусство композиции – основа дизайна. Понятие о декоративной композиции | 3 | 1 | 2 |
5 | Конструирование проекта. Поиск альтернативных вариантов | 4 | 1 | 3 |
6 | Технология проектирования: архитектурный замысел и его осуществление | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Разработка Технологической документации | 6 | 1 | 5 |
8 | Технология изготовления проекта | 10 | 2 | 8 |
9 | Конкурс проектов. Защита проекта | 2 | 2 | |
| И т о г о | 34 | 8,5 | 23,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
1 Введение
Знакомство с требованиями и организацией обучения на элективном курсе. Правила поведения учащихся в кабинете, требования санитарии. Инструктаж по ТБ. Краткое содержание программы обучения.
2 Дизайн сегодня. Понятие о творческой деятельности дизайнера
Краткая история возникновения дизайна. Профессиолограмма дизайнера (общая характеристика работы, содержание и характер деятельности, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения образования). Функции дизайна. Виды дизайна: промышленный, интерьера, фито дизайн, архитектурный, дизайн одежды. Роль дизайна в жизни общества и отдельного человека. Перечень специальностей по данной профессии. Место работы. Орудия труда. Цель труда. Профессиональные знания, навыки, умения. Психофизиологические требования к личности специалиста.
Практическая работа: « банк идей проектов»
3 Выбор темы и обоснование проекта. Тематический рисунок. Процесс создания рисунка проектируемого изделия
Банк идей проектов. Выбор темы и обоснование проекта. Исследование проекта. Виды рисунков. Материалы и технические приемы.
Практическая работа: «выбор темы и обоснование проекта»
4 Искусство композиции – основа дизайна. Понятие о декоративной композиции
Основы композиции в конструктивных искусствах. Основные средства композиции. Виды композиции. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна, соотношение форм. Цвет поверхности предмета. Основные понятия цвета. Цветовой спектр. Основы колористки. Ахроматические и хроматические цвета. Виды равновесия; членение плоскости на части. Доминанта – композиционный центр. Способы организации пространства.
Практическая работа. «Определение критериев для проектируемого изделия»
Практическая работа «Рисование плоских и геометрических тел с натуры»; «Создание зрительного образа будущего изделия. Обсуждение идеи. Разработка эскиза проектируемого изделия»
5 Конструирование проекта. Поиск альтернативных вариантов
Поиск альтернативных вариантов проекта. Методы конструирования. Выбор оптимального варианта проекта. Разработка графической документации на проектируемое изделие.
Практическая работа «Поиск и выбор альтернативных вариантов проекта»
Практическая работа « Выполнение чертежа и технологической карты проекта»
6 Технология проектирования: архитектурный замысел и его осуществление
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Практическая работа «Создание макета проектируемого изделия»
7 Разработка технологической документации
Технологическая документация на проектируемое изделие. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного выполнения изделия. Испытание изготовленных макетов, опытных образцов.
Практическая работа «Испытание изготовленных макетов, опытных образцов»
8 Технология изготовления проекта
Технологическая последовательность выполнения проектной модели.
Технологический процесс. Самоконтроль.
Практическая работа «изготовление проектируемого изделия»
Практическая работа «расчет себестоимости проекта»
9 Конкурс проектов. Защита проекта
Исправление ошибок и недостатков данной творческой работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Обучающийся защищает проект: его актуальность, экономичность, технологичность, экологичность, эстетичность. Анализ результатов работы. Оценка качества выполняемого проекта. Реклама проекта. Заполнение зачетных листов и сводной ведомости
Практическая работа «конкурс проектов»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество учебных часов по классам | |||
11 класс | ||||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Мир человека и место в нем материальных технологий. | 1 | 1 | 2 |
2 | Дизайн искусство организации целостной эстетической среды. Место дизайна в системе пространственных искусств. Творческая деятельность дизайнера. | 1 | 3 | 4 |
3 | Понятие о художественном конструировании. Технология дизайна и художественного творчества. | 1,5 | 2,5 | 4 |
4 | Понятие о техническом рисунке и живописи. Основы композиции — основа дизайна и архитектуры | 2 | 2 | 4 |
5 | Понятие об эргономике. Разработка художественных проектов по замыслу учащихся. | 1 | 3 | 4 |
6 | Проектирование методом объемного макетирования. | 1 | 3 | 4 |
7 | Предложения по технологии изготовления. Составление конструкторско — технологической документации. | 2,5 | 7,5 | 10 |
8 | Оценка проектов. Защита проектов. | 1 | | 1 |
9 | Выставка творческих проектов | 1 | | 1 |
| И т о г о | 12 | 22 | 34 |
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Мир человека и место в нем материальных технологий.
Знакомство с содержанием работы элективного курса на текущей год. Обсуждение плана работы. Правило техники безопасности.
Предметный мир. Понятия культуры и цивилизации. Технологии удовлетворения потребностей человека. Художественные ремесла. Красота и польза вещей. Гармонизация предметного мира. Вещи как объекты и продукты дизайна и технологии. Потребительские качества вещей: функциональные и эстетические.
Практическая работа: «Тест на определение творческого потенциала личности учащегося»
Практическая работа: « Определение творческой направленности учащихся»
2. Дизайн искусство организации целостной эстетической среды. Место дизайна в системе пространственных искусств. Творческая деятельность дизайнера.
Художественно — эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна. Дизайнер — специалист широкой подготовки и эрудиции: художник, социальный психолог, конструктор, технолог, эргономист, экономист, маркетолог, педагог, менеджер. Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства. Авторские работы. Защита авторских прав. Фирменный и личный стиль.
Связь дизайна с культурой общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой). Специфика дизайна и декоративно-прикладного искусства. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.
Практическая работа: изучение история становления и эволюции дизайна: ( На заре технической цивилизации. Промышленная революция в Европе. Открытия и изобретения в кон. XYIII – нач. XIX в. Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Связь истории дизайна с историей научно-технического прогресса. Эпоха Всемирных промышленных выставок (XIX в.). Практика раннего дизайна. Стилевые направления в индустриальном формообразовании кон. XIX в. Первые теоретики дизайна (2-я пол. XIX – XX вв.) Новый художественный стиль в Европе на рубеже XIX – XX вв.
Дизайн индустриального и постиндустриального общества). Подготовки сообщений на предложенные темы
Практическая работа: « Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности)»
Практическая работа: «Сбор, изучение и обработка необходимой информации о проектируемых изделиях, в том числе с помощью информационных банков»
3 Понятие о художественном конструировании. Технология дизайна и художественного творчества.
Задачи художественного конструирования. Рабочее место художника — конструктора. Инструменты и материалы. Методы поиска новых решений: традиционные и не традиционные. Алгоритм дизайна: анализ состояния проблемы, выявление потребностей и потребителей будущего изделия, формирование банка идей, оценка возможностей ресурсов, разработка базового варианта, создание зрительного образа будущего изделия, разработка конструкции, предложения по технологии изготовления, макетирование, создание опытного образца, испытания, запуск в производство, анализ сбыта.
Художественное проектирование: учет человеческого фактора. Дизайн как современный способ системного мышления при создании новых вещей.
Практическая работа « Планирование проектной деятельности»
Практическая работа «Составление алгоритма дизайна изделия декоративно-прикладного характера».
4.Понятие о техническом рисунке и живописи. Основы композиции — основа дизайна и архитектуры.
Правила выполнения рисунка с натуры. Особенности работы с красками. Инструменты и материалы свойство красок.
Экспертиза существующих (прототипов) и предлагаемых изделий. Конструкторско-технологическая документация дизайна: наброски, эскизы, рисунки, планшеты, чертежи, схемы, фотографии макетов, описания, пояснительные записки. Инструменты и приспособления в дизайне. Печать и размножение документации.
Компьютерная поддержка дизайна. Банк данных. Графические редакторы. Сканеры, принтеры, проекционная техника. Защита художественно-конструкторских проектов. Авторские свидетельства на опытные образцы.
Практическая работа. «Определение критериев для проектируемого изделия»
Практическая работа «Рисование плоских и геометрических тел с натуры»; «Создание зрительного образа будущего изделия. Обсуждение идеи. Разработка эскиза проектируемого изделия»
Практическая работа. «Разработка эскиза на выбранное в соответствии с назначением изделие»
5. Понятие об эргономике. Разработка художественных проектов по замыслу учащихся. Понятие об эргономике и антропометрии. Правило создание удобных и безопасных изделий.
Эргономика – деятельность человека в условиях производства. Функциональные возможности человека при изготовлении проектируемого изделия. Факторы, влияющие на труд худ – конструктора. Антропометрические основы проектирования.
Работа с эскизом проектируемого изделия с учетом требований эргономики.
Практическая работа «Работа с эскизом проектируемого изделия c учетом требований эргономики»
6 Проектирование методом объемного макетирования.
Объемное и плоское макетирование. Принципы и закономерности предметного и пространственного макетирования и формообразования. Форма и конструкция. Виды макетирования. Этапы работы над макетом.
Практическая работа « проектирование объемного макета изделия»
7. Предложения по технологии изготовления. Составление конструкторско — технологической документации.
Технологическая документация на проектируемое изделие. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного выполнения изделия. Испытание изготовленных макетов, опытных образцов.
Технологическая последовательность выполнения проектной модели.
Технологический процесс. Самоконтроль.
Подготовка рефератов к защите.
Практические работы. «Разработка конструкторско — технологической документации на проектируемое изделие»
Практические работы. «Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного выполнения изделия».
8.Оценка проектов. Защита проектов.
Защита проектов. Выставка творческих проектов.
Учебно-методическое обеспечение по курсу
«Дизайнерское оформление творческих проектов учащихся»
Название | Автор | Год издания | |
Программа | Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. | Под ред. Чистяковой С.Н. | 2003г. |
Пособия для учащихся |
| Пономарева М.С. Миронова Л.Н. М. Бендюков И. Соломин Ивли Т. Гизела Ватерман Криксунова И. Журналы | 1984г. 2001г. 2000г. 2004г. 1997г. 2004г. 2003- |
Пособия для учителя |
| Грожан Д.В. Под ред. Сасовой И.А. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко Хворостов А.С. Симоненко В.Д. Жураковская В.М. Чиркова С.Е. Сидорова Л.В. Грожан Д.В. | 2005г. 2003г. 2000г. 2005г. 1988г. 1998г. 2004г. |
Мульти-медиа |
| | |
Литература
1. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Науч. ред. С. Н. Чистякова. М.:АПК и ПРО, 2003 г.
2. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. Симоненко В.Д., Жураковская В.М., Чиркова С.Е., Сидорова Л.В. -Брянск: Изд-во Брянского пед. университета, 1998г.
3. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. Под ред. Сасовой И.А. — М.: Издательский центр «Вентана- Граф», 2003г.
4. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ре. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.-З-е изд.- М.:Просвещение, 2000г.
5. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учебно-справочное пособие для 9, 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений /В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко.- М.:Просвещение, 2005г.
6. Цвет в интерьере. Пономарева С. М.: «Гелла-Принт», 1984.
7. Проектирование цветового климата. Миронова Л.Н. М.: «Остров», 2001 г.
8. Декоративно-прикладное искусство в школе. Хворостов А.С.-М.,1988г.
9. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные подробности. /серия «Это модно». Грожан Д.В.-Ростов/н Д: «Феникс»,2005г.
10.Справочник начинающего дизайнера. /серия «Стильные штучки».Грожан Д.В.-Ростов/н Д: «Феникс»,2004г
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа элективного курса «дизайнерское оформление творческих проектов учащихся» позволяет:
сориентировать учащихся по профессиям художественной и дизайнерской направленности;
расширить знания, полученные на уроках технологии и изобразительного искусства;
оценить свои профессиональные интересы и склонности.
Курс содержит знания, необходимые для достижения запланированных в нем целей, позволяет определиться с выбором художественно-технологического и художественно-эстетического профилей.
Практико-ориентированный курс, включает в себя наиболее ценный опыт в сфере дизайна с использованием новых технологий.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения и получения запланированных результатов — создание проектов.