МОУ Гобгуртская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмуртской Республики
Программа элективного курса
«Основы токарного дела».
Автор: Шубин Геннадий Петрович
учитель технологии
МОУ Гобгуртская средняя
общеобразовательная школа
Селтинского района
Удмуртской Республики
2009 год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Основы токарного дела» предназначена для использования в 9-11 классах. Причиной выбора темы является возросший спрос на рабочие профессии, а так же специфика сельской школы. Учебный курс дает возможность учащимся познакомиться с историей токарного дела, овладеть практическими навыками работы с токарным станком и другим оборудованием, сориентироваться в выборе профессии к окончанию школы. Содержание программы позволяет обучение как в группах одного возраста, так и в разновозрастных группах.
Программа построена по модульному принципу и рассчитана на 28 часов. С учетом возраста и интересов она может варьироваться: возможно, изменение числа модулей или часов внутри модуля. Уроки целесообразно проводить еженедельно. Программа не предполагает ежеурочную отметочную систему, возможна накопительная система оценивания по модулям.
Цель курса: формирование знаний и умений по обработке древесины на токарном станке и другом оборудовании
Задачи курса:
— изучить историю токарного дела в России и развитие народных промыслов в Селтинском районе
— формирование представления о профессии токаря и её значимости в современное время
— организация профессиональной пробы
— научить разрабатывать бизнес-план
Оцениванию подлежит:
— знание устройства токарного станка
— знание и выполнение правил безопасного труда
— умение выполнять различные операции на станке
— изготовление изделий из дерева
— выполнение и защита творческих проектов
— разработка и защита бизнес-плана
— профессиональная проба
Учебно-тематический план
Тема модуля и занятия
| Число часов | ||||
всего | теория | практика | |||
1 2 3 4 | Введение История токарного дела. Особенности профессии токаря Народные промыслы в России и в Селтинском районе Экскурсия в Селтинский дом ремесел Посещение выставки «Умелые руки не знают скуки»
| 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | — — — — —
| |
1 2 3 4 5 6 7 | Токарный станок Разновидности токарных станков. История их совершенствования. Устройство Приспособления к токарному станку и их назначение. Виды стамесок. Техника безопасности при работе на токарном станке. Подготовка материала. Простейшие токарные работы. Точение изделий цилиндрической формы. Точение фасонных изделий.
| 10 1 1 1 1 1 2 3 | 2 1 — 1 — — — — | 8 — 1 — 1 1 2 3
| |
1 2 3 4 | Проектная деятельность. Выбор проекта. Эскиз будущего изделия. Составление проектной документации. Изготовление изделия. Защита творческого проекта .
| 5 1 1 2 1 | 2 1 — — 1 | 3 — 1 1 — | |
1 2 3 | Основы предпринимательской деятельности. Маркетинговое исследование. Составление бизнес-плана. Защита бизнес-плана.
| 4 1 2 1 | 1 — — 1 | 3 1 2 — | |
1 | Профессиональная проба. Работа на производстве.
| 4 4 | — — | 4 4 | |
| Заключительное занятие.
| 1 |
|
| |
| Всего занятий
| 28 | 9 | 18 |
Учебная программа
1.Введение. (4 часа)
Знакомство с историей развития токарного дела и его состояние сегодня. Искусство работы токаря. Понятие о народных промыслах. Профессия токаря на рынке труда.
Экскурсия в Селтинский доме ремесел
Посещение выставки «Умелые руки не знают скуки»
2. Токарный станок. (10 часов)
Изучение токарных станков, имеющихся в школе. Их строение и назначение. Приспособление к станкам. Правила эксплуатации и безопасность труда при работе на станке.
Практические работы на станке: вытачивание изделий различной формы
3.Проектная деятельность. (5 часов)
Этапы выполнения проекта, выбор темы проекта. Оформление документации, требования к проекту и система оценивания. Правила и форма защиты творческого проекта.
Практическая работа: выполнение творческого проекта и последующая его защита
4. Основы предпринимательской деятельности. (4 часа)
Понятия: предприниматель, предпринимательская деятельность, маркетинг, рынок сбыта, спрос, реклама, бизнес-план.
Практические работы: маркетинговое исследование; составление бизнес-плана
5. Профессиональная проба. (4 часа)
Практическая работа на производстве под руководством специалиста.
6. Заключительное занятие. (1 час)
Подведение итогов по курсу. Повторение и обобщение пройденного материала.
Список литературы.
1. Волошин Г.Б. Обработка древесины, металла, ремонтные работы в быту.- М., Просвещение, 1989
2. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении.- М., 2002
3. Коваленко В.И. Обработка древесины и металла.- М., Просвещение, 1990
4. Крейдлин Л.Н. Столярные работы.- М., Высшая школа, 1974
5. Народные промыслы России.- М., 2000
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовании,- М., 2005
7. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.- М., Просвещение, 1984
8. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева.- М., 2005
9. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту.- М., 1995
10. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.- М., 1990