Программа Элективного курса «Вышивка шелковыми лентами»


Программа элективного курса

«Вышивка шелковыми лентами»

Выполнила: ТютяеваВ.В., учитель технологии МОУ СОШ №7 г. Конаково Тверской области

Введение

В ХХI веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя, то, что он не хочет или хочет, но не может. Должно быть признание, пригодность человека к той или другой деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своим способностями к развитию самостоятельности. Элективные курсы должны стать основой для ориентации школьников в мире современных профессий.

Цель элективных курсов – не просто заинтересовать школьников конкретной профессией и определенным профилем, но и более углубленно познакомить с интересующими специальностями и подготовить учащихся к реальному восприятию профессии, самоопределению.

Элективные курсы в различных классах разных школ не могут копировать друг друга, так как основной задачей таких занятий является развитие индивидуальности, поэтому каждому педагогу в организации предпрофильной подготовки необходимо разрабатывать авторские курсы, учитывая собственные способности возможности, заинтересованность школьников.

Элективные курсы для предпрофильной подготовки рассчитаны на 8-36 академических часов, но оптимальными признаны программы продолжительностью 12-18 часов.

Это время считается достаточным для осознания школьниками курса и предоставляет им возможность прослушать большее количество программ.

Пояснительная записка.


Элективный курс «Вышивка шелковыми лентами» предназначен для учащихся 9 классов, склонным к профессиям в сфере «человек – художественный образ».

Данная программа рассчитана на 16 часов, она признана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, обладающим художественными способностями. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

Искусство вышивки издавна занимало и занимает, по сей день, одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве народов мира. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Вышивка лентами необычайно занимательна, она не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

Чтобы красиво и эффективно украшать одежду и предмета быта нужно обладать художественным вкусом и фантазией, знаниями о свойствах различных тканей, ниток, лент, тесьмы. Таким образом, трудовое обучение учащихся неразрывно связано с эстетическим.

Курс включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит информацию из истории вышивки, видах вышивки, применении вышивки в украшении одежды и предметов быта. Даются основные сведения о композиции, способах перевода рисунка на ткань, о подготовке и выполнении творческих проектов.

В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся выполняют эскизы, зарисовки, учатся приемам выполнения различных швов из лент, копирую различные элементы вышивки, составляют собственные композиции при украшении предметов быта (сумочки, подарочные коробки, полотенца, белье и т.д.).


Цель курса.

  1. Дать возможность учащимся более глубоко, чем это предусмотрено рамками общеобразовательной программы по технологии, познакомиться с видами прикладного искусства других стран.

  2. Дать представления о мире профессий, связанных с вышивкой, дизайном, украшением одежды и интерьера дома.

  3. Развивать художественно-эстетические качества личности, индивидуальные творческие способности, умения добывать и целенаправленно искать нужную информацию. Владеть навыками вышивания лентами. Формировать творческую, активную личность.


Задачи курса.

Ознакомление с объемной вышивкой лентами и тесьмой. Познакомить учащихся с миром профессий связанных с вышивкой, оформлением и дизайном одежды и предметов быта. Дать представление о ручной и машинной вышивке.

Развивать эстетические чувства, художественную инициативу учащихся, самостоятельность, способность учащихся оценивать ситуацию, делать выводы, решать творческие задачи, воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, культуру поведения.

Итоговые работы использовать в качестве подарков, представлять на выставках в школьном музее, школьных ярмарках.



Методика преподавания курса.


Программа состоит из 6 модулей. Основу курса составляет обзорный материал, который иллюстрируется практической работой учащихся.

По окончании курса учащиеся выполняют творческий проект. Соответственные изделия учащиеся могут использовать в личных целях, могут подарить, украсить интерьер дома.

При выполнение программы учитель имеет возможность применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно обсуждать удачи и недостатки творческих работ учащихся.

Тематический план



n/n

Название темы

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие.

Цели и задачи элективного курса.

1

Исторические сведения о вышивке.

1

Экскурсия в краеведческий музей

2

Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения.

1

2

Выполнение элементов на ткани.


4

Творческий проект.


5


Итого:

16 часов


Содержание программы.


Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса. (1 час)

Содержание курса. Подготовка рабочего места. Освещение. Технологическая и трудовая дисциплина.



Исторические сведения о вышивке. (1 час)

Значение декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки шелковыми лентами. Применение полосок ткани для украшения одежды в древней Греции. Широкое распространение украшений одежды и предметов быта лентами в средние века.



Экскурсия в краеведческий музей.

(2 часа)

Знакомство с экспонатами музея. Просмотр иллюстрации, плакатов, гравюр, книг, видеофильмов, посвященных украшению одежды, предметов быта вышивкой.



Инструменты и приспособления для вышивки.

Материалы. Цвет и цветовые решения.

(3 часа)

Знакомство с понятиями цветовой гаммы. Подбор материала (атлас, бархат, велюр, канва и т. д.). подбор специальных игл, ниток, лент, пялец для выполнения вышивки.

Практические работы:

  • работа с цветовым кругом;

  • подготовка пялец к работе – обмотка обручей мягкой тесьмой или бинтом, чтобы потом на ворсовых тканях не было заломов при сплющивании.



Выполнение элементов на ткани.

(4 часа)

Перевод рисунка на ткань различными способами. Завязывание плоского узелка на ленте, закрепляющего ленту в работе. Закрепление ленты на изнанке по окончании работы.

Выполнение швов: “узелки”, “листок”, “петельки”, “наметка зигзагом”.

Выполнение узора “роза”, “бантик”. Составление композиций вышивки.



Выполнение творческого проекта.

(5 часов)

Творческий проект, его роль и задачи. Выбор темы, обоснование. Уточнение на протяжение его выполнения. Технологическая карта, изготовление изделия.

Экономическая оценка.

Экологическая экспертиза.

Защита проекта.



Методические рекомендации к модулю

«Исторические сведения о вышивке».


Успешная работа по данному модулю обеспечивается такими приемами, которые дают возможность для развития самостоятельности, умения сравнивать, анализировать.

Имеется возможность применять разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую работать коллективно, участвовать в беседе, высказывать свое мнение, работать с источником информации.

Рекомендуется провести диагностику способностей учащихся.

В этом модуле уместны следующие формы организации: семинар, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с источником информации.


Методические рекомендации к модулю

«Экскурсия в краеведческий музей».


Экскурсия проводится в городской и школьный музей. Она проводится с целью ознакомления с украшением вышивкой одежды и предметов быта.

Здесь уместны методы наблюдения, беседа, наглядность.


Методические рекомендации к модулю

«Инструменты и приспособления для вышивки.

Материалы. Цвет и цветовые решения».

При организации занятия по этому модулю можно использовать метод исследования, метод сравнения.

Работая с тканью, учащиеся определяют свойства тканей, подбирают иглы и ленты. Анализируют, почему сквозь одни ткани специальная игла для вышивания лентами проходит свободно, а через другие с трудом. Подбирают цвета лент, цвет основной ткани, работают с цветовым кругом.


Методические рекомендации к модулю

«Выполнение элементов на ткани».

Для проведения занятий по этому модулю можно использовать показ учителем выполнения элементов вышивки, умение работать по иллюстрациям, рисункам, творческие, поисковые методы.

Умение анализировать и разрабатывать свой рисунок, подбирать соответствующие цвета ниток, лент, тесьмы.



Методические рекомендации к модулю

«Творческий проект».

Учащиеся самостоятельно выполняют проект под руководством учителя. Это может быть общий проект и индивидуальный.

Учащиеся могут изготовить изделие для себя или как подарок. Здесь может быть организована выставка проектов.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


План экскурсии в школьный краеведческий музей.


Тема: «Украшения одежды и предметов быта вышивкой

разными стилями».


Цель: – ознакомление с экспонатами музея (одежда, предметы

быта), видами украшений одежды.


  • расширения эстетического кругозора учащихся,

активизация познавательных интересов,

наблюдательности, умения вести себя во время

экскурсии.


Объекты наблюдения: русские костюмы разных лет, головные

уборы, предметы быта.


Маршрут экскурсии: учебный кабинет краеведческий музей

учебный кабинет


Проведение экскурсии.


  1. Организационный момент.
    Проверка явки учащихся, готовность их к экскурсии. Проведение инструктажа по технике безопасности.

  2. Вводная беседа.
    Об экспонатах музея, которые бережно собирались, их ценности.

  3. Вопросы, на которые необходимо будет дать ответы после экскурсии:

    • Какое значение имеет украшение одежды и предметов быта в наше время?

    • Какие материалы используются при украшении одежды вышивкой?

    • Какие виды вышивки наблюдали?


Ход экскурсии.


  1. Ознакомление с экспонатами музея.

  2. Материалы, используемые для украшения одежды, головных уборов, предметов быта (нитки, ленты, жемчуг, бусины, стеклярус).

  3. Виды вышивки, цветовая гамма.

  4. Уникальность русских костюмов, головных уборов, которым очень много лет.

Заключительная беседа.


Подведение итогов.

Ответы на вопросы учащихся.

Проверка выполнения задания.


Задание на дом.


Выполнить эскиз наиболее понравившегося экспоната музея.


Тест на оценку работоспособности и трудолюбия.

Ответьте на вопросы теста, выбрав один из трех вариантов ответа и записав ее в таблицу для ответов.


1. Часто ли вы выполняете работу, которую вполне можно было
бы передать другим?

а) Да;

б) Редко;

в) очень редко.

  1. Как часто из-за занятости вы обедаете наспех?

а) Часто;

б) Редко;

в) Очень редко.

  1. Как часто ту работу, которую вы не успели выполнить днем, вы выполняете вечером?

а) Редко;

б) периодически;

в) часто.

4. Что для вас характерно?

а) Вы работаете значительно больше других;

б) Вы работаете, как все;

в) Вы так организуете работу, что работаете меньше других.


5. Можно ли сказать, что физически вы были бы более крепким и здоровым, если были бы менее усердны в учебе или на работе?

а) Да;

б) Трудно сказать;

в) Нет.

6. Замечаете ли вы, что из-за усердия в работе, учебе вы мало
времени уделяете общению с друзьями?

а) Да;

б) Трудно сказать;

в) Нет.

7. Не характерно ли для вас, что уровень трудоспособности в
последнее время стал несколько падать?

а) Да;

б) Ответить затрудняюсь;

в) Нет.

8.Замечаете ли вы, что в последнее время вы теряете интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с вашей учебой, работой?

а) Да;

б) Ответить затрудняюсь;

в) Нет.

9. Подстраиваете ли вы свой образ жизни под нужды учебы, работы?

а) Да;

б) Когда как;

в) скорее всего, нет.


10. Способны ли вы заставить себя работать в любых условиях?

а) Да;

б) Когда как;

в) Нет.

11. Раздражают ли вас люди, которые отдыхают в то время,
когда вы работаете?

а) Да;

б) Когда как;

в) Нет.

12. Как часто вы увлечены работой, учебой?

а) Часто;

б) Периодически;

в) Редко.

13. Были ли в последнее время у вас ситуации, чтобы вы не могли заснуть, думая о своих проблемах по учебе или работе?

а) Сравнительно часто;

б) Периодически;

в) Редко.

14. Какой темп работы для вас наиболее характерен?

а) Я работаю медленно, но качественно;

б) Когда как;

в) Я работаю быстро, но не всегда качественно.

15. Работаете ли вы во время каникул, отпуска?

а) Чаще всего да;

б) Иногда;

в) Нет.

16. Что для вас наиболее характерно с точки зрения профессионального самоопределения?

а) Я давно выбрал для себя профессию и стремлюсь профессионально самосовершенствоваться;

б) Я точно знаю, какая профессия мне больше подходит, но чтобы овладеть ею, нет подходящих условий;

в) Я еще не решил, какая профессия мне больше всего подходит.

17. Что бы вы предпочли?

а) иметь интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высокооплачиваемую;

б) работу, где требуется большое трудолюбие и упорство, но и высокое высокооплачиваемую;

в) работу, не требующего большого напряжения и сил, но достаточно прилично оплачиваемую.

18. Считали ли вас родители и учителя человека усидчивым и прилежным?

а) да;

б) когда как;

в) нет.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ответ



















Баллы






















2. Подсчитайте сумму, полученных за тест баллов: ответы оцениваются:

а) 3 балла;

б) 2 балла;

в) 1 балл.


Сумма =


Суммарное число баллов

Уровень трудолюбия и работоспособности

18-25

1-очень низкий

26-28

2-низкий

29-31

3-ниже среднего

32-34

4-чуть ниже среднего

35-37

5-средний

38-40

6-чуть выше среднего

41-43

7-выше среднего

44-46

8-высокий

47-50

9-очень высокий

ДИЗАЙН — АНАЛИЗ ИНТЕРЬЕРА КУХНИ


Цель упражнения: Учить решать задачи дизайна, находить оригинальные

способы и приемы в оформлении.

Материалы для упражнения: Карандаш, бумага, фрагменты интерьера,

иллюстрации.

Выполнение:

  1. Рассмотреть изображение интерьеров, определить по элементам интерьера назначение помещения.

  2. Определить, какие приемы использовал дизайнер, добиваясь гармонии вещей и предметов, какие вещи использовал в художественном оформлении, тематику, учитывая назначения.

Полезная информация:

Интерьер — это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений (комнат, прихожей, кухни, санузла) и мебель, декоративное убранство и различное оборудование.

Композиция интерьера — это особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования, предметов декоративного убранства. Декоративное убранство: утилитарные (необходимые в повседневной жизни) и декоративные элементы, украшающие быт человека: ковры, посуду, цветы, картины, муз. оформление.

СВЕДЕНИЯ О ЦВЕТЕ.


Двенадцатисекторный круг.

Упражнение имеет цель познакомить учащихся с основными характеристиками цвета, подбирать сочетание цветов.

Цвета: хроматические и ахроматические.

Хроматические: «теплые и холодные»

«Теплые»:

окрашенные в такие тона кажутся меньше.


красный,

оранжевый,

желтый,

черно-серый,



«Холодные»:

г

эти тона зрительно увеличивают помещения.


олубой,

синий,

оттенки бело-серого,



Работа. Учащиеся определяют с помощью треугольника и стрелочки, которые располагаются в центре круга цвета, которые сочетаются друг с другом. Это нужно для подбора цветов при росписи изделия.



Используемая литература.


  1. Алексеева Н.А. «Народное искусство Тверской земли». Тверь 1995г.

  2. Воробьева В.М. «История Тверского края». Тверь 1996г.

  3. Грибовская А.А «Детям о народном искусстве» учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 2004г.

  4. Журнал «Профильная школа» — №1, 2003г.

  5. Карачев А.А. «Государственные стандарты общего образования по технологии».

  6. Лопатина Н.А. «Торжок» Торжок. 2007г.

  7. Новожилова Н.М. «Тверская вышивка вручную и на машине. Вышей свою птицу». Учебное пособие. Тверь. 2008г.

  8. Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка в 9-х классах».

  9. Прощицкая Е.Н. «Твоя профессиональная карьера». Практикум по выбору профессии – М.: Просвещение 1997г.

  10. Ушаков А. «Торжокское золотое шитье». Тверь. 1996г.

  11. Чотти Д. «Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия». М.: АСТ-ПРЕСС. 2004г. Москва.

Информационный материал.

Учебные заведения Твери и Тверской области по выбранным направлениям.

Тверское областное художественное училище им. А.Г. Венецианова.
170005 г.Тверь, Набережная Афанасия Никитина д. 46 тел: (0822) 31-88-87

Тверское училище культуры им. Н.А. Львова
170002 г.Тверь проспект Чайковского д. 19.

Торжокское золотошвейное училише.

г. Торжок

Работы учащихся после прохождения программы








Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по информатике "Турнир знатоков" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: