Программа кружка «Чудо береста»

Программа кружка « Чудо береста»

Пояснительная записка:

В республике Коми одним из самых распространённых видов декоративноприкладного искусства является художественная обработка бересты.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляют в этом плане широкие возможности.

Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость и гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:

1. Вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: кузовки, набирушки.

2. Плетеные изделия разнообразных форм и размеров; от маленьких солонок до огромных сумок — заплечников, а также плетеная обувь и т.д.

3. Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Изготовление изделий из бересты с давних пор занимались народные мастера Коми Республики. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций.

Программа дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы — формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, создание условий для развития творческого потенциала в процессе изготовления художественных изделий из бересты.

Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить с основами знаний в области прикладного искусства, с историей берестяного промысла, с приемами обработки бересты;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бересты;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству:

Воспитывающие:

• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

• воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству — работе с берестой

Организация деятельности кружка.

Режим работы кружка -1занятие в неделю по 2 часа.

Структура программы

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделий, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.

Основы косого плетения (30часов)

Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бересты. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.

Тема 2.

Изготовление изделий из пластовой бересты (18 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с пластовой берестой. Туеса.

Тема 3.

Сувениры из бересты (12 часа)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Бусы. Шаркунок. Рожок. Цветы.

В результате изучения курса « Чудо береста» обучающиеся должны знать:

— приемы работы с берестой;

— разные способы оформления берестяных изделей;

— инструменты и приспособления для работы с берестой

— время заготовки бересты.

должны уметь:

— пользоваться различными инструментами и приспособлениями для работы с берестой ;

— уметь планировать работу по реализации замысла;

— изготовлять изделия из пластовой бересты и берестяных лент;

— изготовлять игрушки, сувениры, предметы домашнего обихода из бересты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во

часов

Тема 1. Основы косого плетения (З0часов)

1

Вводное занятие Знакомство. План работы кружка

Знакомство с инструментами для обработки бересты. Инструктаж по ТБ. Подготовка бересты.

2

2

Солонка, набор коврика 6X6

8

3

Конфетница.

6

4

Подставка

6

5

Солонка — бутылочка

4

6

Солонка плоская

4



30

Тема 2. Изготовление изделий из пластовой бересты (18 часов)

1

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с пластовой берестой. Подготовка бересты.

2

2

Туес. Его составные части. Замковое соединение. Отделка края берестяной лентой. Выпиливание донышка. Установка донышка. Изготовление крышки и ручки.

16



18

Тема 3. Сувениры из бересты (12 ч)

1.

Инструктаж по ТБ. Бусы.

6

2

Шаркунок.

2

3

Рожок

2

4

Цветы

2



12



60


Выставка творческих работ учащихся


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочев М.С. «Секреты бересты» — Сыктывкар,2000 г

2. Финягин В.В. «Изделия из бересты» — Издательство «Астрель», 2001

3. Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты» — М., «Нива России», 1995

4. Махнюк В. Г. «Береста» — М.,АСТ-ПРЕСС КНИГА,

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Классификация программного обеспечения" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: