Программа кружка « Чудо береста»
В республике Коми одним из самых распространённых видов декоративноприкладного искусства является художественная обработка бересты.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляют в этом плане широкие возможности.
Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость и гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:
1. Вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: кузовки, набирушки.
2. Плетеные изделия разнообразных форм и размеров; от маленьких солонок до огромных сумок — заплечников, а также плетеная обувь и т.д.
3. Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.
Изготовление изделий из бересты с давних пор занимались народные мастера Коми Республики. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций.
Программа дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы — формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, создание условий для развития творческого потенциала в процессе изготовления художественных изделий из бересты.
Задачи программы
Обучающие:
познакомить с основами знаний в области прикладного искусства, с историей берестяного промысла, с приемами обработки бересты;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бересты;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству:
Воспитывающие:
• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
• воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству — работе с берестой
Организация деятельности кружка.
Режим работы кружка -1занятие в неделю по 2 часа.
Структура программы
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделий, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.
Основы косого плетения (30часов)
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бересты. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.
Тема 2.
Изготовление изделий из пластовой бересты (18 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с пластовой берестой. Туеса.
Тема 3.
Сувениры из бересты (12 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Бусы. Шаркунок. Рожок. Цветы.
В результате изучения курса « Чудо береста» обучающиеся должны знать:
— приемы работы с берестой;
— разные способы оформления берестяных изделей;
— инструменты и приспособления для работы с берестой
— время заготовки бересты.
— пользоваться различными инструментами и приспособлениями для работы с берестой ;
— уметь планировать работу по реализации замысла;
— изготовлять изделия из пластовой бересты и берестяных лент;
— изготовлять игрушки, сувениры, предметы домашнего обихода из бересты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий | Кол-во часов | |
Тема 1. Основы косого плетения (З0часов) | ||
1 | Вводное занятие Знакомство. План работы кружка Знакомство с инструментами для обработки бересты. Инструктаж по ТБ. Подготовка бересты. | 2 |
2 | Солонка, набор коврика 6X6 | 8 |
3 | Конфетница. | 6 |
4 | Подставка | 6 |
5 | Солонка — бутылочка | 4 |
6 | Солонка плоская | 4 |
|
| 30 |
Тема 2. Изготовление изделий из пластовой бересты (18 часов) | ||
1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с пластовой берестой. Подготовка бересты. | 2 |
2 | Туес. Его составные части. Замковое соединение. Отделка края берестяной лентой. Выпиливание донышка. Установка донышка. Изготовление крышки и ручки. | 16 |
|
| 18 |
Тема 3. Сувениры из бересты (12 ч) | ||
1. | Инструктаж по ТБ. Бусы. | 6 |
2 | Шаркунок. | 2 |
3 | Рожок | 2 |
4 | Цветы | 2 |
|
| 12 |
|
| 60 |
| Выставка творческих работ учащихся |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кочев М.С. «Секреты бересты» — Сыктывкар,2000 г
2. Финягин В.В. «Изделия из бересты» — Издательство «Астрель», 2001
3. Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты» — М., «Нива России», 1995
4. Махнюк В. Г. «Береста» — М.,АСТ-ПРЕСС КНИГА,