Шлиссельбургская средняя школа № 1 Кировского района ЛО
Принята КО Утверждена
Кировского р-на педсоветом ШСОШ №1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СДЕЛАЙ САМ»
Художественная обработка древесины
144 часа
Возраст детей:12-15 лет
Автор:Лукашенко Юрий Ростиславович
Учитель технологии
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная обработка древесины издавна востребована у многих народов.Быт русских людей был тесно связан с лесом, из которого изготавливали мебель,предметы домашнего обихода и многое другое.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих способностей детей. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательны с точки зрения политехнического обучения,имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины.
С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.
Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Научить учащихся выполнять качественные и красивые поделки при самостоятельной работе.
Совершенствовать общетрудовые и специальные навыки пользования инструментами и станками.
Работа в кружке направленная на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора.
ЗАДАЧИ ПОГРАММЫ:
1 Обучающие: сформировать практические навыки и умения в различных областях художественной обработки древесины,ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учреждениях.
2 Развивающие: мотивировать познавательные интересы,техническое мышление,пространственное воображение,организаторские способности и самостоятельность у воспитанников.
3 Воспитательные: развить трудолюбие и аккуратность ,воспитать чувство прекрасного, развить навыки самопознания и самоанализа.
В ходе выполнения программы кружка «Селай сам» учащиеся приобретают и закрепляют знания:
представления о современных производствах;
о видах художественного оформления поделок:
о ручной и механизированной обработке древесины;
об разнообразных видах ручного и электрического инструмента;
Умения:
работы по чертежу и технологической карте (уметь по чертежам сделать разметку, изготовить деталь, поделку)
работы столярным инструментом,;
— работать на разнообразных станках с применением
инструментов подереву, знать технику безопасности работы
на станке.
— уметь художественно оформить (украсить, оформить) поделку.
Учащиеся должны овладеть навыками
— самостоятельного планирования работы по изготовлению изделия;
уметь качественно и красиво выполнять токарную работу по изготовлению и оформлению поделок;
совершенствовать навыки в применении разнообразных инструментов при токарной обработке древесины, знать технику безопасности работы на станке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Образцы готовых изделий;
Станки, станочное оборудование.
Чертежные и разметочные инструменты, измерительные инструменты.
Столярные инструменты.
Технологические карты.
Учебно-тематический план
Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |
1.Вводное занятие | 2 | 2 |
|
2.Краткое знакомство с народными художественными промыслами | 4 | 4 |
|
3.Технология изготовления изделия | 38 | 8 | 30 |
4.Технология художественной обработки древесины | 42 | 8 | 34 |
5.Общие основы художественного конструирования | 12 | 4 | 8 |
6.Отделка древесины лакокрасочным материалами | 10 | 2 | 8 |
7.Индивидуальная работа над проектом изделия , защита проекта. Работа над зачетным изделием | 36 | 6 | 30 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
|
|
|
|
Содержание программы.
1.Вводное занятие
Правила внутреннего распорядка. Планирование работы. Материал и знакомство с декоративными и технологическими разновидностями художественной обработки древесины. Физико-механические свойства древесины.
2. Краткое знакомство с художественными народными промыслами.
Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера. Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т.д.
3.Технология изготовление изделия.
Обработка поверхностей детали ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей . Приспособления для механизированной шлифовки древесины , шлифовальный станок , ручное и механическое выпиливание . Подготовка под следующую отделку.
4.Технология художественной обработки древесины
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов : растительный, геометрический и др. Виды узоров . Основы построения узоров. Выжигание. Сущность выжигания . Инструменты и приспособления , используемые при выжигание. Нанесения рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию с применением выжигательного аппарата. Мозаика по дереву . Понятие о видах мозаики по дереву.
5. Общие основы художественного конструирования
Теория
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне.
Требования технической эстетики к промышленным изделиям.
Практика .
Исходные принципы художественного конструирования . Понятии о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании . Виды композиции .
6. Отделка древесины лакокрасочными материалами
Теория
Виды лаков , область их применения , технология покрытия поверхности лаками , условия и правила безопасного труда.
Практика
Лакирование . Полирование. Отделка изделий красящими веществами .
7. Индивидуальная работа над проектом изделия , защита проекта. Работа над зачетным изделием
Теория
выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки .
Практика
Подготовка поверхности изделия под художественную обработку . Нанесения рисунка на поверхность изделия . Художественная отделка поверхностей изделий,отделка древесины различными способами.
Примерный перечень изделий:
Ирушка, шкатулки, шахматные доски , разделочные доски , подсвечник , подставки под горячую посуду , полочки , подносы , солонки , рамки , декоративные панно , украшения.
К концу обучения
Обучающие должны знать:
-традиционные виды ремесел , народных промыслов ;
-основы технологическое понятие ; назначение и устройство применяемых ручных инструментов , приспособлений , приемы и последовательность выполнения технологических операций ;
-столярная подготовка поверхности древесины к отделке ;
-отделка древесины ;
-общие основы художественного
-виды декоративной отделки изделий виды орнаментов и узоров;
-методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;
Обучающиеся должны уметь:
— рационально организовать рабочее место и соблюдать требования охраны труда
-подгота вливать поверхности под художественную обработку;
-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов;
-проводить разработку проекта изделия;
-выполнять отделку изделия для защиты от окружающей среды;
-осуществлять художественную отделку поверхности;
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ.
Содержание технологических процессов, оставляющих основу стандарта, позвляет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, соласуя их с возврастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья воспитанников.
Большая роль в обучении технологии художественной обработки древесины отводится самостоятельной работе воспитанников. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу воспитанников. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения и КТ.
В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения.
ЛИТЕРАТУРА
«Резьба по дереву» О. Ларина. Москва — 2008.
«Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева» В. Гришин «Мартин» Москва — 2007 г.
«Резьба по дереву» Крис Пай ТД «Издательство Мир книги» — 2007 г.
«Основы мастерства резчика по дереву» Л. А. Логачёва Москва Народное творчество — 2007 г
«Резьба по дереву» Денис Мур. Москва «АСТ — ПРЕСС » — 2007 г.
«Домовая резьба» И. Алексеев Москва — 2000 г.
«Внеклассная работа по труду» Москва -1981
«300 ответов любителю художественных работ по дереву» Д.М. Гусарчук-1976
«Прикоснувшись к дереву резцом» М.Ильяев -1996
«Русская народная резьба и роспись по дереву» О.В. Круглова-1974
«Резьба по дереву»Л.П. Левин-1957