Программа кружка по технологии «Сделай сам»

Шлиссельбургская средняя школа № 1 Кировского района ЛО







Принята КО Утверждена

Кировского р-на педсоветом ШСОШ №1










ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




«СДЕЛАЙ САМ»


Художественная обработка древесины

144 часа


Возраст детей:12-15 лет







Автор:Лукашенко Юрий Ростиславович

Учитель технологии












2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная обработка древесины издавна востребована у многих народов.Быт русских людей был тесно связан с лесом, из которого изготавливали мебель,предметы домашнего обихода и многое другое.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих способностей детей. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательны с точки зрения политехнического обучения,имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины.

С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.

Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Научить учащихся выполнять качественные и красивые поделки при самостоятельной работе.

Совершенствовать общетрудовые и специальные навыки пользования инструментами и станками.

Работа в кружке направленная на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора.

ЗАДАЧИ ПОГРАММЫ:

1 Обучающие: сформировать практические навыки и умения в различных областях художественной обработки древесины,ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учреждениях.

2 Развивающие: мотивировать познавательные интересы,техническое мышление,пространственное воображение,организаторские способности и самостоятельность у воспитанников.

3 Воспитательные: развить трудолюбие и аккуратность ,воспитать чувство прекрасного, развить навыки самопознания и самоанализа.













В ходе выполнения программы кружка «Селай сам» учащиеся приобретают и закрепляют знания:

  • представления о современных производствах;

  • о видах художественного оформления поделок:

  • о ручной и механизированной обработке древесины;

  • об разнообразных видах ручного и электрического инструмента;

Умения:

  • работы по чертежу и технологической карте (уметь по чертежам сделать разметку, изготовить деталь, поделку)

  • работы столярным инструментом,;

— работать на разнообразных станках с применением
инструментов подереву, знать технику безопасности работы
на станке.

— уметь художественно оформить (украсить, оформить) поделку.

Учащиеся должны овладеть навыками

— самостоятельного планирования работы по изготовлению изделия;

  • уметь качественно и красиво выполнять токарную работу по изготовлению и оформлению поделок;

  • совершенствовать навыки в применении разнообразных инструментов при токарной обработке древесины, знать технику безопасности работы на станке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Образцы готовых изделий;

Станки, станочное оборудование.

Чертежные и разметочные инструменты, измерительные инструменты.

Столярные инструменты.

Технологические карты.




























Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Вводное занятие

2

2

2.Краткое знакомство с народными художественными промыслами

4

4

3.Технология изготовления изделия

38

8

30

4.Технология художественной обработки древесины

42

8

34

5.Общие основы художественного конструирования

12

4

8

6.Отделка древесины лакокрасочным материалами

10

2

8

7.Индивидуальная работа над проектом изделия , защита проекта. Работа над зачетным изделием

36

6

30

Итого:

144

34

110


























Содержание программы.



1.Вводное занятие
Правила внутреннего распорядка. Планирование работы. Материал и знакомство с декоративными и технологическими разновидностями художественной обработки древесины. Физико-механические свойства древесины.
2. Краткое знакомство с художественными народными промыслами.
Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера. Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т.д.

3.Технология изготовление изделия.
Обработка поверхностей детали ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей . Приспособления для механизированной шлифовки древесины , шлифовальный станок , ручное и механическое выпиливание . Подготовка под следующую отделку.

4.Технология художественной обработки древесины
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов : растительный, геометрический и др. Виды узоров . Основы построения узоров. Выжигание. Сущность выжигания . Инструменты и приспособления , используемые при выжигание. Нанесения рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию с применением выжигательного аппарата. Мозаика по дереву . Понятие о видах мозаики по дереву.

5. Общие основы художественного конструирования
Теория
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне.
Требования технической эстетики к промышленным изделиям.
Практика .
Исходные принципы художественного конструирования . Понятии о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании . Виды композиции .

6. Отделка древесины лакокрасочными материалами
Теория
Виды лаков , область их применения , технология покрытия поверхности лаками , условия и правила безопасного труда.
Практика
Лакирование . Полирование. Отделка изделий красящими веществами .

7. Индивидуальная работа над проектом изделия , защита проекта. Работа над зачетным изделием
Теория
выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки .
Практика
Подготовка поверхности изделия под художественную обработку . Нанесения рисунка на поверхность изделия . Художественная отделка поверхностей изделий,отделка древесины различными способами.




Примерный перечень изделий:

Ирушка, шкатулки, шахматные доски , разделочные доски , подсвечник , подставки под горячую посуду , полочки , подносы , солонки , рамки , декоративные панно , украшения.

К концу обучения
Обучающие должны знать:
-традиционные виды ремесел , народных промыслов ;
-основы технологическое понятие ; назначение и устройство применяемых ручных инструментов , приспособлений , приемы и последовательность выполнения технологических операций ;
-столярная подготовка поверхности древесины к отделке ;
-отделка древесины ;
-общие основы художественного
-виды декоративной отделки изделий виды орнаментов и узоров;
-методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;
Обучающиеся должны уметь:
— рационально организовать рабочее место и соблюдать требования охраны труда
-подгота вливать поверхности под художественную обработку;

-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов;

-проводить разработку проекта изделия;

-выполнять отделку изделия для защиты от окружающей среды;

-осуществлять художественную отделку поверхности;




РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ.



Содержание технологических процессов, оставляющих основу стандарта, позвляет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, соласуя их с возврастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья воспитанников.

Большая роль в обучении технологии художественной обработки древесины отводится самостоятельной работе воспитанников. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу воспитанников. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения и КТ.

В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения.
















ЛИТЕРАТУРА



«Резьба по дереву» О. Ларина. Москва — 2008.

«Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева» В. Гришин «Мартин» Москва — 2007 г.

«Резьба по дереву» Крис Пай ТД «Издательство Мир книги» — 2007 г.

«Основы мастерства резчика по дереву» Л. А. Логачёва Москва Народное творчество — 2007 г

«Резьба по дереву» Денис Мур. Москва «АСТ — ПРЕСС » — 2007 г.

«Домовая резьба» И. Алексеев Москва — 2000 г.

«Внеклассная работа по труду» Москва -1981

«300 ответов любителю художественных работ по дереву» Д.М. Гусарчук-1976

«Прикоснувшись к дереву резцом» М.Ильяев -1996

«Русская народная резьба и роспись по дереву» О.В. Круглова-1974

«Резьба по дереву»Л.П. Левин-1957

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: