Муниципальное образовательное учреждение
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Зам. директора по УВР
Беспалова Е.Ю.
Для учащихся 9 класса
По предмету «Технология» (Технология. Твоя профессиональная карьера)
Люберцы, 2014
Организация исследования
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России в 2012 году предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х,9-х классная должна осуществляться предпрофильная подготовка. Школа должна сознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования и экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы, находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение своего труда.
Не все школы имеют кадры и базу для осуществления предпрофильной подготовки. Для этого в Люберецком муниципальном районе существует МОУ Центр социально-трудовой адаптации и профориентации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области. Школы на основе договорных отношений передают учащихся 8-х-11-х классов для осуществления предпрофильной подготовки, а также обучения учащихся по различным профессиям.
Муниципальное образовательное учреждение Центр социально- трудовой адаптации и профориентации муниципального образования Люберецкий муниципальный район, Московской области руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Об образовании Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого –педагогической и медико – социальной помощи и Уставом МОУ ЦСТАП, а также иными локальными актами.
Центр является некоммерческой организацией и имеет своей целью обучение учащихся школ Люберецкого района по профессиональной подготовке, оказание помощи в выборе профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.
Стратегия развития МОУ ЦСТАП определяется решением следующих задач:
— создание в системе профессиональной ориентации условий для дифференциации психолого-педагогической поддержки в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей, построении индивидуального образовательного маршрута обучающегося для обеспечения осознанного адекватного выбора будущей профессиональной деятельности;
— координация и обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием путем создания ресурсного центра предпрофильной подготовки, профильного обучения в образовательном пространстве Люберецкого района;
— социализация и адаптация обучающихся с учетом реальных социально-экономических условий, потребностей рынка труда.
Центр является частью районной модели сетевой организации обучения учащихся профессиональной подготовки. Целью системы профессиональной подготовки — формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная подготовка призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда. Особо значимой является проблема приобретения учащимися представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса МОУ ЦСТАП.
Цель эмпирического исследования: выявить необходимость в проведении профориентационных курсов «Твой выбор» в специализированных учреждениях дополнительного образования.
Для эмпирического исследования были выбраны учащиеся двух 9-х классов (9а и 9б) МОУ СОШ№8в количестве 50 человек.
В начале обучения учащимся двух 9-х классов (50 человек) была предложена методика «Готовность к выбору профессии» (адаптация Чернявской А.П.) представляет собой опросник, включающий 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет).
Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору. Опросник состоит из 5 шкал: «автономность»-20 вопросов, «информированность»-17 вопросов, «ориентация во времени» (планирование)- 20 вопросов, «принятие решения» — 20 вопросов, «эмоциональное отношение» — 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.
Также было проведено предварительное анкетирование, которое включало вопросы:
-Какие вы знаете профессии?
-Какую профессию собираетесь выбрать?
— Почему?
-Куда собираетесь после окончания школы?
Далее был проведен курс профессиональной ориентации «Твой выбор» для учащихся 9а класса (25 человек).
Курс «Твой выбор» предназначен для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся девятых классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Он дает школьникам представление об основах выбора профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивая навыки целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения. Цикл занятий предполагает проработку шести основных тем.
Основные задачи курса:
-формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знании мира профессий.
— ознакомление со спецификой современного рынка труда, правила выбора и способностями получения профессий.
Цель курса – формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, учений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволяют им реализовать себя в профессиональной и социальном плане.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильным.
Тематический план профориентационного курса «Твой выбор»
Тема | Часы | ||
| Теоретические | Практические | |
1. | Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута | — | 2 |
2. | Мир профессий. Слагаемые выбора | — | 3 |
3. | Профессиональные интересы и склонности | — | 4 |
4. | Способности и выбор профиля обучения | — | 4 |
5. | Планирование профессионально-образовательного маршрута | — | 3 |
6. | Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора профессионально-образовательного маршрута |
| 4 |
| Всего | — | 20 |
Учебно — методическая характеристика профориентационного курса «Твой выбор»
Первое занятие («Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута») ориентирует учащихся в основных целях, задачах курса, формах работы, помогает осмыслить свое отношение к теме и носит в основном мотивирующий характер. Следующие три темы («Мир профессий. Слагаемые выбора», «Профессиональные интересы и склонности», «Способности и выбор профиля обучения») построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу» и «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. В содержание занятий входит информирование школьников о мире профессий, самодиагностика учащимися профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым образовательным профилем.
Завершающие темы курса («Планирование профессиональногомаршрута», «Умения и навыки самопрезентации как фактора выбора образовательного профиля») предусматривают обсуждение вариантов профессионального образования, овладение учащимися способами и приемами планирования профессиональной перспективы, развитие навыков самопрезентации.
Прежде всего, хочется отметить, что в МОУ СОШ№8 высокий уровень преподавания и точных, и гуманитерных предметов, следование самым эффективным образовательным тенденциям, педагогический коллектив школы хорошо понимает свои задачи-воспитательные и образовательные, благодаря чему 15% школьников выражают готовность идти по стопам учителей, 25% уверены, что со знаниями, которые дает их школа они спокойно поступят в любой технический Вуз Москвы, 10% готовые идти по стопам родителей (врачи, экономисты). Многих детей не пугает провал на экзаменах в ВУЗ, они не чураются рабочих профессий, это, конечно, результат воспитательной работы в школе.
Результаты анкетирования показали:
Из 40 000 профессий, имеющихся в настоящее время на рынке труда, нашим старшеклассникам известно менее 20. Основные знания о профессиях и специальностях, путях их получения и имеющихся в Москве учебных заведениях, учащиеся предпочитают узнавать у родственников и друзей.
На вопросы о требованиях, которые выбранная профессия предъявляет к личностным и интелектуальным особенностям человека, смогли правильно ответить не более 20% опрошенных.
Недостаточно обосновывают старшеклассники и мотивации выбора вариантов будущей профессиональной деятельности. Главным мотивом у многих школьников являются-деньги и престиж профессии.
Дети познакомились с классификацией профессий по Е. А Климову и прошли тестирование с целью определения интересов и склонностей к пяти типам профессий, которое позволило сделать вывод о наиболее выбираемых учащимися областях трудовой деятельности. В ходе тестирования девятиклассники показали следующие результаты в сфере профессиональной деятельности (см. Рис.1):
1. «Человек-человек» — 97 баллов;
2. «Человек — художественный образ» — 86 баллов;
3. «Человек – знак» — 66 баллов;
4. «Человек – техника» — 58 баллов;
5. «Человек – природа» — 53 балла.
Таблица показателей:
Баллы
Рис.1. Результаты в сфере профессиональной деятельности.
Наиболее предпочтительными, по степени выраженности, являются сферы деятельности:
«Человек-человек» — 3 учащихся из 25 проявили ярко выраженный интерес к этой сфере профессий. То есть у респондентов выявлена направленность на взаимодействии с людьми. Им рекомендовались все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Например, адвокат, юрист, актер, менеджер в различных областях, продавец, учитель, психолог, стюардесса и т.д, у остальных средний показатель.
К качествам, способствующим эффективности в этой деятельности, относятся общительность, доброжелательность, оригинальность, находчивость, интерес и уважение к другому человеку, уравновешенность. К способностям можно отнести хорошее развитие памяти и распределения внимания, психическая и эмоциональная уравновешенность, ораторские, организаторские и коммуникативные способности. Перед окончательным выбором профессии, необходимо соотнести направленность на данный вид профессиональной деятельности с качествами личности подростка и его способностями.
Выражена направленность на работу, тесно связанную с творчеством у 2 детей из 25 учащихся. Рекомендуются все творческие специальности. Например, актер, драматург, журналист, писатель, композитор, художник, реставратор и т.д. К качествам, способствующим эффективности в этой деятельности, относятся оригинальность, находчивость, самостоятельность, чувство гармонии и вкуса, открытость для восприятия нового. К способностям можно отнести хорошее развитие познавательных процессов, пространственно — образное мышление, высокий уровень развития воображения, художественные, творческие способности.
Сориентировано на работу с техническим оборудованием 2 ученика из 25 учащихся.
Ярко выражена направленность на работу с природными материалами и явлениями у двух подростков.
Высокий уровень интереса к освоению знаковой системы и переработке информации не прослеживается ни у одного девятиклассника.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, о том, что современным подросткам предпочтительнее сфера профессий связанная с общением и работой с людьми, а также творческие профессии. Вместе с этим прослеживается склонность к выбору работы в знаковой системе. Немного уступает по показателям ориентирование подростков на работу с техническим оборудованием и такие профессии как инженер в различных областях, авиадиспетчер, электрик, киномеханик, оптик, звукооператор, чертежник проектов, автослесарь, плотник и т.д. Так как этот род профессий принято относить в большей мере к «мужским», можно судить о не популярности ответов среди девочек по этому блоку.
Необходимо отметить, что некоторые учащиеся набрали одинаковое количество баллов по нескольким сферам деятельности, это свидетельствует о несформировавшимся самоопределении и отсутствии особых предпочтений в выборе бедующей профессии.
Сравнительная таблица анализа результатов учащихся 9 а класса по методике «Готовность к выбору профессии», с которыми проводились уроки по курсу «Твой выбор»:
Факторы готовности | Балл (%) | ||
В начале обучения | В конце обучения | ||
1. | Автономность (самостоятельность в мыслях и поступках) | 24,6 | 96 |
2. | Информированность о мире профессий, о рынке труда | 14,8 | 98 |
3. | Умение принимать решения, нести за них ответственность | 18,6 | 89,5 |
4. | Умение планировать (ставить цели, выбирать средства и их достижения, оценивать свои возможности) | 20,2 | 91 |
5. | Положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, заинтересованность, осознание важности. | 21,8 | 97,5 |
Сравнительная таблица анализа результатов учащихся 9б класса по методике «Готовность к выбору профессии», с которыми не проводились уроки:
Факторы готовности | Балл (%) | ||
В начале учебного года | В конце учебного года | ||
1. | Автономность (самостоятельность в мыслях и поступках) | 26 | 30 |
2. | Информированность о мире профессий, о рынке труда | 15 | 20,5 |
3. | Умение принимать решения, нести за них ответственность | 19,5 | 19 |
4. | Умение планировать (ставить цели, выбирать средства и их достижения, оценивать свои возможности) | 21 | 23 |
5. | Положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, заинтересованность, осознание важности. | 22 | 25,3 |
Данные таблицы показывают, что автономность повысилась на 71,4%. Это значит, что, благодаря занятиям, учащиеся стали больше понимать целостность своей личности, появилось стремление реализовать возможность в практических действиях, имеют глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Стали иметь общую ориентацию на успех. Они знают шаги, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков, способны принимать на себя ответственность за собственные действия. Способны самостоятельно планировать свои поступки, умеют соотносить свои действия с требованиями общества. Повысилась активность в получении информации и выборе профессионального пути. «Какие профессии вы знаете?» в начале обучения лишь 10% школьников указали 20-25 профессий, 60%-15 профессий, 30%-10 профессий и менее. Во второй группе просматривается увеличение всего на 4%.
Информированность о рынке труда и профессии повысилась на 83,2%. Данный показатель оценивает степень информированности о мире профессии в целом; об отдельных профессиях или группах профессий. При ответе на вопрос. Ответы учащихся на вопрос «Почему вы выбираете ту или иную профессию? (критерии выбора)» в начале обучения ответы учащихся были следующими: 65% деньги и престиж, 15%-по стопам родителей, 10%нравятся профессия; 10% затруднились с ответом. Но к концу обучения четко просматривается понимание учащимися ответственность за принимаемые решения и показатели существенно изменились: 60%-выбор «по душе», «чтобы нравилась работа», 15%-по стопам родителей, 10% престиж и деньги, 5%затруднились с ответом.
Во второй группе просматривается увеличение всего на 5,5%
Умение принимать решения, нести за них ответственность повысилось на 70,9%. Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии выдвигать и оценивать альтернативу. Чтобы принимать эффективные решения важно наличие основных качеств, способностей, знаний и навыков, среди которых: любознательность, предвиденение, здравый смысл, решительность, планирование, умение эффективно распределить авторитет и ответственность с коллегами, оценка риска, контроль. Результаты ответа по вопрос «Кто помогает или может помочь в выборе профессии?» в начале обучения звучали следующим образом: 70%-родители, родственники, 15%учителя, 15%друзья, СМИ. А в конце обучения: Около 80%-профконсультация, справочники. Интернет, вопросы к знакомым, которые работают в выбираемой профессии, 20%-ориентируются на родителей, друзей и учителей. Из данных показателей видно, что у учащихся появилось желание и умение собирать и накапливать информацию, у них появилась способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее.
Показатель по следующему фактору готовности умение планировать (ставить цели, выбирать средства и их достижения, оценивать свои возможности) повысился на 70,8%. Планирование включает в себя предполагать оценку временной перспективы в профессиональном плане, а также включает способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебы, выбор и смена работы и т.д.). В начале обучения учащиеся отвечали на вопрос «Как будете выбирать, где учиться?» следующим образом: 40%-как получится, 25% ближе к дому, 15%-где дешевле, 20%-где престижней. А в конце обучения 60%- где есть обучение по выбранной профессии, 15%-где дешевле получится, 1%-где престижней, 15%-как получится. Это говорит о том, что 85% учащихся проанализировали и составили прогноз конкретных событий, которые позволили учащимся составить представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.
Фактор готовности положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, заинтересованность, осознание важности показатель повысился на 75,7 %. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональной настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Ответы на вопрос «Как понимаете, что вам профессия подходит?» начале обучения: 70% просто нравится, 15% хочу, как родители, 15% престижная, значит, можно заработать. В конце обучения 60%-думаю, что есть способности к этой профессии, 15% хочу, как родители, 5%престиж, 20%-надо хорошо подумать.
Вывод
Для возникновения основных признаков понимания целостности своей личности необходим определенный набор новообразий: человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках); от внешней детерминации своего поведения он должен перейти к самодетерминацию; он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.
Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии; требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требования к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.
Для того, чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков.
Данный курс помогает учащимся, учится предполагать оценку временной перспективы в профессиональном плане: «Кем я буду?», «Где я буду учиться», «Первая работа, дальнейшие перспективы», пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов. Анализ и прогноз конкретных событий позволяет человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.
Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональной настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о скрываемом страхе принятия решения.
Конечно, уроков было недостаточно для того, чтобы уделить внимание каждому в отдельности и профконсультировать о выборе профессии более точно. Тем не менее, можно сказать, что в результате прохождения программы расширилось информированное поле знаний школьников о профессиях, об эффективных путях построения будущей профессиональной деятельности, более-менее, сформировалась внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному выбору.
По итогам курса проведен письменный опрос, что понравилось и не понравилось в курсе.
Из высказываний 9 –классиков:
-«мы рады, что были ваши уроки!»
-«курс помог разобраться с собой»,
-«информация нужная и полезная»,
-«очень мало времени надо бы 2 раза в неделю такие уроки»,
-«интересно узнавать о себе что-то новое»,
-«с помощью уроков я определился со сферой деятельности»,
-«понравились тесты, думаю, смогу выбрать профессию правильно!».
Профориентационная работа с подростками необходима и школа не всегда может обеспечить будущих выпускников хорошей предпрофильной подготовкой. Для этого необходимы учреждения дополнительного образования, таких как МОУ Центр социально-трудовой адаптации и профориентации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, в которых имеются квалифицированные кадры, систематически закупаются лицензионные программы психологических тестов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед любым человеком. Вопрос этот очень важен, поскольку от его решения зависит не только будущее каждого, но и будущее нашего общества.
И чтобы не ошибиться, необходимо вооружить учащихся знаниями о различных профессиях, правилах выбора профессиональной деятельности и требованиях, которые предъявляют профессии к человеку; изучить свои интересы, склонности, способности, состояние здоровья и индивидуальные особенности.
Для этого в школе должна полноценно функционировать профориентационная работа, которая направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. Эта работа включает в себя: беседы о многообразии мира профессий, о секретах и правилах выбора профессиональной деятельности. Изучение интересов, наклонностей, мотивации выбора будущей профессии с помощью различных анкет, опросников, других методов. Знакомство учащихся с различными видами профессий и их профессиограммами, приобщение ребят к элементарным видам профессиональной деятельности в реальных производственных отношениях, формирование у них соответствующих навыков и умений, потребностей к профессиональному обучению.
Работа с учащимися ориентирована на формирование у них адекватных представлений, критичности в оценке своих личностных свойств, их значимости в проявлении для того или иного вида профессиональной деятельности.
Совершенствование всей системы профориентационной работы в школе связано прежде всего с наиболее полным использованием в целях подготовки старшеклассников к сознательному выбору профессии, возможностей учебного процесса, каждого учебного предмета, изучаемого учащимися.
Целью системы профессиональной ориентации является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала. Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
В условиях современного общества профориентация призвана играть важную роль в решении задачи формирования человека, применении способностей каждого с наибольшей пользой. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная литература:
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1999. – 158с.
Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Дисс.док.психол.наук – М., 1995. – 411с.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2005. – 206с.
Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. – М., 1999. – 158с.
Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции / С.С. Гриншпун // Педагогика. –2004. — №7. – С. 85 – 91.
Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2007. — №3. – С. 71 –78.
Гуткин, М.С. Использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников / М.С. Гуткин //Психология. – 1999. — №3. – с. 114 – 121.
Дусь, Т. Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Э. Дусь. – Омск, 2004. – 255 л.8 рынка труда и системы профессионального образования / В.
Здравомыслов А.Г., Рожин В.Н., Ядов В.Я. Человек и его работа. – М., 1999. – 97с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2008. – 508с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1999. – 159с.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск., 1996. – 57с.
Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 1996. – 128с.
Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М, 1997. – 64с.
Мухамедова, Э. В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в РФ и США: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. В. Мухамедова. – Пятигорск, 2005. – 232 л.
Назимов В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. – М., 2002. – 254с.
Орлов А.Б. Склонности и профессия. – 1998. – 96с.
Осницкий И. К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. 1998, № 3.
Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – М., 1999. – 143с.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 2003. – 254с.
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, Упражнения, опросники (8—11 классы). М.: ВАКО, 2005.
Психологическое сопровождение выбора профессии/
Под ред. Л. М. Митиной. М.: Флинта, 2003.
Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии – М., 2012
Феоктистова, Т. В. Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 Т. В. Феоктистова. – Казань, 2005. – 188 л.
Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. – 1971. — №1 — С.14-19.
Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. – 1989 – №8 — С.12-15.
Чистякова С.Н. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1999
Периодическая литература:
Биржа труда. Информационный бюллетень Департамента Федеральной Государственной службы занятости
населения по Вологодской области. 2004.
Методика экспресс-профориентации «Ориентир». СПб.: ГП «ИМАТОН, 2001.
Обзор рынка труда в разных сферах // Гид молодого специалиста. № 3, 5.12.2003.
Электронные ресурсы: