«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2011 г.
| «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г.
| «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2011 г.
|
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по технологии
2 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2011 г.
2011 – 2012 уч. год
Технология 2 класс
(2 ч в неделю — 68 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 68 часов.
Рабочая программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Для полной реализации рабочей программы на уроках трудового обучения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на развитие творческих способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.
Во 2 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовок.
При обсуждении технологии изготовления изделия второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в 1 классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек.
В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения во 2 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из другого материала.
Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».
Первый раздел «Учимся размышлять», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником — контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»
Трудовое обучение во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— развитие умения самостоятельно ориентироваться в любой работе;
— освоение знаний о конструкции изделия, устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами;
— воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания рассматривать и изучать форму предметов; потребности участвовать в творческой деятельности.
В данный УМК входят:
Учебник для 2 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)
Учебник — тетрадь для 2 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)
Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы (автор Геронимус Т.М.)
Методическое пособие «Уроки технологии во 2 классе» (автор Геронимус Т.М.)
Н.А.Тараканова «Поурочные планы по учебнику Т.М. Геронимус «Маленький мастер»
Содержание программы
2 класс (68 ч)
Наименование раздела | Всего часов | |
1 | Работа с бумагой и картоном | 24 |
2 | Комплексные работы | 25 |
3 | Окрашивание бумаги | 4 |
4 | Экскурсии | 1 |
5 | Общественно полезный труд | 2 |
6 | Работа с тканью | 12 |
| Итого | 68 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
— наблюдать объекты окружающего мира;
— уметь работать с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью;
— вырезать ножницами, работать с иглой;
— размечать по лекалу контуры деталей;
— размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;
— выполнять правила безопасной работы;
— уметь пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной и практической жизни;
— уметь оценить себя и товарища.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
— новые слова (целлюлоза, полиэтилен, трикотаж, клейстер, окружность, круг, центр, радиус, миллиметр);
— правила безопасной работы;
— названия инструментов;
— строение разных видов бумаги и картона; фактуру, толщину и мягкость ткани и искусственной кожи.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
— различать по внешнему виду и назначению материалы;
— размечать сложный контур с внутренними углами по шаблону;
— делить круглые детали путём складывания;
— вырезать ножницами круглые детали;
— соединять детали из природных растительных материалов клеем ПВА и пластилином;
— вышивать стебельчатым швом.
Тематический план учебного курса
Количество часов | |
1 четверть | 18 |
2 четверть | 14 |
3 четверть | 20 |
4 четверть | 16 |
Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения | Наименование раздела | Тема урока | Основные термины и понятия | ||
планируемая | фактическая | ||||
1 четверть (18 ч) | |||||
1 |
|
| Комплексные работы (1 ч) | Гербарная папка из гофрированного картона | Правила безопасной работы. Материалы и инструменты. Гофрированная бумага. |
2 |
|
| Экскурсия (1 ч) | Экскурсия в парк за природным материалом | Опавшие листья, созревшие плоды, сухие ветки |
3 |
|
| ОПТ (1 ч) | Сортировка и закладка на хранение собранного материала | Правила хранения, засушивания, сортировка по видам и размерам |
4 |
|
| Комплексные работы (3 ч)
| Аппликация из листьев | Засушенные листья, природный материал
|
5 |
|
| Объемные игрушки из природных материалов. Пес Барбос | ||
6 |
|
| Объемные игрушки из природных материалов. Пес Барбос | ||
7 |
|
| Работа с бумагой и картоном (2 ч) | Складная коробка для отходов | Способ деления прямоугольника на три части без линейки, фальцовка, складывание |
8 |
|
| Подставка под кисточку | Жесткая пластичная бумага, конструкция | |
9 |
|
| Комплексные работы (2 ч) | Стаканчик для инструментов из баночки, обтянутой шпагатом | Шпагат, грунтовка банки, фактура |
10 |
|
| Стаканчик для инструментов из баночки, обтянутой шпагатом | ||
11 |
|
| Работа с бумагой и картоном (4 ч) | Выпуклые бумажные аппликации из гнутых деталей | Фальцовка, сгибание бумаги |
12 |
|
| Выпуклые бумажные аппликации из гнутых деталей | ||
13 |
|
| Мозаичные выпуклые аппликации | Мозаика, приемы скручивания «торцовочки» | |
14 |
|
| Мозаичные выпуклые аппликации | ||
15 |
|
| Окрашивание бумаги (2 ч) | Окрашивание бумаги сухим тонирование и штампованием | Окрашивание, тонирование, штампование, конструкция самодельного тампона |
16 |
|
| Окрашивание бумаги сухим тонирование и штампованием | ||
17 |
|
| Работа с бумагой и картоном (2 ч) | Складные рамочки для настольных картин и фотографий | Приемы складывания |
18 |
|
| Складные рамочки для настольных картин и фотографий | ||
2 четверть (14 ч) | |||||
19 |
|
| Работа с бумагой и картоном (2 ч) | Картонный поднос – сет, украшенный геометрической аппликацией | Поднос – сет, способы разметки симметричных геометрических фигур |
20 |
|
| Картонный поднос – сет, украшенный геометрической аппликацией | ||
21 |
|
| Комплексные работы (1 ч) | Именная карточка с надписью по трафарету | Трафарет, ламинирование |
22 |
|
| Работа с бумагой и картоном (2 ч) | Фигурки из бумажных салфеток: простой карман | Алгоритм складывания |
23 |
|
| Фигурки из бумажных салфеток: карман с отворотом | ||
24 |
|
| Комплексные работы (2 ч) | Рождественская звезда их соломки | Рождественская звезда, соломка, инструкция |
25 |
|
| Рождественская звезда их соломки | ||
26 |
|
| Работа с бумагой и картоном (1 ч) | Елочная подвеска «Звездочка» из гнутых полос | Пластичность, эластичность |
27 |
|
| Комплексные работы (2 ч) | Картонная елочная подвеска «Дед Мороз» с отделкой из ваты | Рисунок на кальке, разметка |
28 |
|
| Картонная елочная подвеска «Дед Мороз» с отделкой из ваты | ||
29 |
|
| Работа с бумагой и картоном (4 ч) | Подвеска «Воротник Пьеро» | Гофрированная бумага, отделка |
30 |
|
| Бусы из трубочек к карнавальному костюму | Разметка, линейка | |
31 |
|
| Детали карнавального костюма – корона Снежной королевы | Правила разметки, выкройка, контур | |
32 |
|
| Детали карнавального костюма – шапочки – маски зверей | ||
3 четверть (20 ч) | |||||
33 |
|
| Работа с тканью (9 ч)
| Салфетка, вышитая стебельчатым швом | Правила безопасной работы. Материалы и инструменты. Стебельчатый шов |
34 |
|
| Салфетка, вышитая стебельчатым швом | ||
35 |
|
| Салфетка, вышитая стебельчатым швом | ||
36 |
|
| Кукла — перчатка | Выкройка, шов «ручная строчка» | |
37 |
|
| Кукла – перчатка | ||
38 |
|
| Кукла – перчатка | ||
39 |
|
| Кукла — перчатка | ||
40 |
|
| Мартишоры – человечки из ниток | Мартишоры, трикотажное полотно | |
41 |
|
| Мартишоры – человечки из ниток | ||
42 |
|
| Работа с бумагой и картоном (2 ч) | Праздничная открытка «Георгин» | Конус, квадрат, схема |
43 |
|
| Праздничная открытка «Георгин» | ||
44 |
|
| Комплексные работы (9 ч)
| Куклы – головки из цельной яичной скорлупы | Конус, разметка |
45 |
|
| Куклы – головки из цельной яичной скорлупы | ||
46 |
|
| Пасхальные сувениры из скорлупы | Пасха | |
47 |
|
| Пасхальные сувениры из скорлупы | ||
48 |
|
| Игрушки из спаренных спичечных коробков | Приемы обклейки сблокированных коробков | |
49 |
|
| Игрушки из спаренных спичечных коробков | ||
50 |
|
| Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов | Полуфабрикаты из металла, стекла, пластмасса | |
51 |
|
| Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов | ||
52 |
|
| Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов | ||
4 четверть (16 ч) | |||||
53 |
|
| Комплексные работы (2 ч) | Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов | Полуфабрикаты из металла, стекла, пластмасса |
54 |
|
| Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов | ||
55 |
|
| Окрашивание бумаги (2 ч) | Окрашивание бумаги набрызгом | Приспособление, красильная камера, набрызг, конструкция, |
56 |
|
| Окрашивание бумаги набрызгом | ||
57 |
|
| Работа с бумагой и картоном (5 ч) | Гофрированная кукольная шляпка | Гофрированная бумага |
58 |
|
| Гофрированная кукольная шляпка | ||
59 |
|
| Выпуклая аппликация с деталями оригами | Приемы складывания оригами | |
60 |
|
| Картонное кружево | Гофрированный картон, контурный узор | |
61 |
|
| Картонное кружево | ||
62 |
|
| Работа с тканью (3 ч) | Суперобложка из ткани для книги | Шов «ручная строчка», разметка, выкройка |
63 |
|
| Суперобложка из ткани для книги | ||
64 |
|
| Суперобложка из ткани для книги | ||
65 |
|
| Комплексные работы (3 ч) | Объемные игрушки из природных материалов | Ватный тампон, шишки, пластилин |
66 |
|
| Объемные игрушки из природных материалов | ||
67 |
|
| Объемные игрушки из природных материалов | ||
68 |
|
| ОПТ (1 ч) | Общественно полезный труд | Сортировка материалов |