Рабочая программа по технологии. Технология ведения дома. 5 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ


«РАССМОТРЕНО»

на заседании Методического

совета гимназии

Протокол № 1

от 27 августа 2013 года


«СОГЛАСОВАНО»

на заседании Управляющего

совета гимназии

Протокол № 1

от 28 августа 2013 года


«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании Педагогического

совета гимназии

Протокол № 1

от 29 августа 2013 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА.

НА 2013/ 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАССЫ: 5

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 70 часов

НА I ПОЛУГОДИЕ:32 часа

НА II ПОЛУГОДИЕ: 38 часов

КОЛИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: 30

В I ПОЛУГОДИЕ: 14

ВО II ПОЛУГОДИЕ: 16

УЧЕБНИК: ТЕХНОЛОГИЯ. Технологии ведения дома. 2012 г. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 1


УЧИТЕЛЬ: КИСАРОВА Г.В.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА: Технология: программа: 5-8 классы, А. Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана-Граф», система «Алгоритм успеха» 2012 г. ФГОС

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню подготовки учащихся

  3. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

  4. Учебно-тематический план

  5. Перечень литературы и средств обучения

  6. Календарно-тематическое планирование


Пояснительная записка


Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентносного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включении его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельно и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие профессиональных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их решения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • овладение способами деятельностей:

-умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

-способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками, критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

-умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения. Разрешать конфликты;

  • освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

Достижение целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.

В современных рыночных условиях воспитание учащихся, владеющих каким-либо мастерством, развитие личностных и ключевых компетенций является самой несущей потребностью общества. Надо глубоко осознать, что умение многое делать, а так же умение хорошо делать собственными руками для себя и своих близких — залог уверенности любого человека в себе. В умении делать сосредоточена вся власть над предметным миром. Личность, владеющая каким-либо мастерством, не спасует перед любой проблемой: он знает, что может постичь любое другое дело, если в нем окажется потребность. Закрепить эту уверенность поможет создание так называемых творческих (проектов) работ, в которых предлагается выполнить и реализовать учащемуся самостоятельную работу из самых разнообразных областей деятельности.

Любой творческий проект (работа) предполагает абсолютно самостоятельные последовательные действия учащегося в осуществлении определенного замысла и кроме этого, любая творческая работа предполагает развитие воображения, применение фантазии.

При создании любого проекта учащимся приходиться решать массу проблем, поэтапное решение проблем, а также последовательное применение знаний, умений, навыков, полученных при изучении технологии – ключ к успешному выполнению любого творческого проекта или работы, повышению уровня знаний по основному предмету, развитию практических навыков, творчества в работе, саморазвитию и профессиональной ориентации.

Программа предусматривает выполнение трех-четырех проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов. Каждый проект имеет свою ориентацию на усвоение учащимися обязательного минимума содержания общего образования и определенных компонентов проекта.

Опираясь на свой опыт и учитывая региональные особенности, учитель и учащиеся могут выбирать другие, не перечисленные в программе объекты для проектирования. Возможно и изменение порядка изучения тем внутри разделов.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде 10 тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций (совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся, формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся, развитие учебно-познавательной, ценностно-ориентированной , личностно-развивающей компетенции).

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

В соответствии с этим реализуется:

— модифицированная программа, разработанная на основе федеральной типовой программы «Технология. 5-7 классы», Министерства образования и науки РФ (под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, 2009 г.)

На основании примерных программ Министерства образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 204 часа в 5-7тклассах.

Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с новым базисным учебным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 70 часов ежегодно (по 2 часа неделю), в 8 классе-35 часов (1 час в неделю).

Программы предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приори­тетными видами общеучебной деятельности для всех направле­ний образовательной области «Технология» на этапе основно­го общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование из­вестных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать ориги­нальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формули­рование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснять иными словами), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, тех­нологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, вклю­чая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • овладение умениями совместной деятельности: согла­сование и координация деятельности с другими ее участника­ми; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нрав­ственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Общая характеристика учебного предмета на этапе основ­ного общего образования.

В основной школе учебный предмет «Технология» изучается в 5-8 классах данной ступени обучения. Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому базисному учебному плану в 9 классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профиль­ному, профессиональному, обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для осуществления непре­рывности технологической подготовки в системе общего и про­фессионального образования рекомендовано дополнительно , выделить из регионального компонента и компонента образо­вательного учреждения дополнительно 1 ч в неделю в 8 классе и 2 ч в неделю в 9 классе. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены при темати­ческом планировании соответствующими технологиями, вида­ми и объектами труда.

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Программы обеспечивают пре­емственность содержания по основным линиям, например, «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»; «Создание изделий из текстиль­ных материалов» — «Создание изделий из текстильных и поде­лочных материалов»; «Домашний труд» — «Технологии ведения дома» и т. д.

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использова­ния материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий со­держание программ по всем направлениям общеобразовательной области «Технология» предусматривает включение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование инфор­мации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпри­нимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую сре­ду и здоровье человека;

  • проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия технологии и техники.

Все разделы программ содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты тру­да (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изуче­ние материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведе­ний.

Основная форма обучения — учебно-практическая деятель­ность учащихся. Приоритетными методами являются упражне­ния, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обуче­ния. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением в учебный процесс творче­ской, проектной деятельности с начала или с середины учебно­го года. При организации творческой или проектной деятель­ности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они пред­лагают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программ является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эс­кизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбо­ром материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки из­делия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, эко­логическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знако­мятся с национальными традициями и особенностями культу­ры и быта народов России, экономическими требованиями: ра­циональное расходование материалов, утилизация отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждо­го ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбо­ру профессии.

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное время в программе, так и интегрировать с другими разделами программы.

Межпредметные связи

Природоведение. Окружающий мир живой и не живой природы, труд людей по использованию и охране природы, влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, растения леса, использование и охрана природы человеком.

Информатика. Сбор, обработка, хранение, представление и распространение информации, использование компьютера.

Обществоведение. Овладение коммуникативной, практической деятельностью в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; социальная ответственность; оценка собственных действий.

Математика. Расстояние между точками, длина отрезка, обозначении длины отрезка. Прямая линия, пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые. Прямой, острый и тупой углы. Единица величины угла – градус, обозначение градуса. Масштаб. Окружность и круг. Построение параллельных линий и прямых углов.

Физика. Определение цены деления измерительного прибора.

Черчение. Основные правила оформления чертежей. Чтение рабочих чертежей.

Биология. Питание, обмен веществ и превращение энергии, роль витаминов, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; оказание первой помощи при отравлении, размножение и роль бактерий, значение растений в жизни человека.





ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов


В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны:

знать/понимать

  • смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитье, рукоделие;

  • виды и свойства тканей, трикотажа и нетканых материалов;

  • назначение различных швейных изделий;

  • основные стили в одежде и современные направления моды;

  • назначение сварных, клеевых и ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях;

  • виды традиционных народных промыслов;

  • наиболее распространенные профессии текстильной и швейной промышленности;

уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

  • работать на швейной машине;

  • регулировать качество машинной строчки;

  • снимать мерки с фигуры человека;

  • строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;

  • выбирать модель с учетом особенностей фигуры;

  • моделировать швейные изделия;

  • выполнять не менее трех видов художественной отделки швейных изделий;

  • подготавливать выкройку и ткань к раскрою;

  • выполнять раскрой ткани;

  • выполнять соединительные, краевые и отделочные швы;

  • проводить примерку изделия;

  • определять и исправлять дефекты швейных изделий;

  • проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий;

  • выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

  • выполнять мелкий ремонт швейных изделий;

  • проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов;

  • соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

    • использовать ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ;

    • швейные машины, оборудование и приспособления для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов;

    • приборы для влажно-тепловой обработки изделий и полуфабрикатов;

    • различные виды художественной отделки изделий.


Кулинария

Ученик должен

знать

  • смысл технологических понятий: кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продукта, рацион питания;

  • технологическую последовательность приготовления блюд;

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

  • санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;

  • виды оборудования современной кухни;

  • виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;

  • профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов;

уметь

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов и консервов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина;

  • выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

  • заготавливать на зиму овощи, фрукты, ягоды; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях, ожогах, порезах, травмах;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

  • использовать инструменты, приспособления, оборудование для приготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов;

  • консервировать и заготавливать пищевые продукты в домашних условиях; соблюдать правила этикета за столом;

  • приготавливать блюда по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;

  • выпекать хлебобулочные и кондитерские изделия;

  • сервировать стол;

  • оформлять приготовленные блюда.


Технологии ведения дома

Ученик должен

знать

  • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;

  • основные виды бытовых домашних работ;

  • средства оформления интерьера;

  • назначение основных видов современной бытовой техники;

уметь

  • соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ;

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

  • находить необходимую инструктивную информацию для выполнения определенного вида работ с бытовой техникой;

  • выбирать средства для проведения уборки помещения, ухода за одеждой и обувью;

  • подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

  • применять рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;

  • бытовые санитарно-гигиенические средства;

  • средства индивидуальной защиты и гигиены.


Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.


Тематический план в 5

п/п

Разделы

Кол-во учебных часов

1

Вводный и первичный инструктаж по ТБ.

2

2

Оформление интерьера. Электротехника.

4

3

Кулинария.

14

4

Создание изделий из текстильных материалов.

32

5

Художественные ремесла

18


Всего

70










Тематическое планирование по «Технологии. Технология ведения дома. » КЛАСС 5

Автор: Н.В.Синица

Издательский центр «Вентана-Граф»

Дата

урока

Тема урока

Ключевые компетенции

(приобретаемые умения и навыки)


Кол-во часов

Виды учебной деятельности

(понятия, термины)

Учебно-наглядные пособия, оборудование

Домашнее задание

1

2

3

4

5

7

8

9

I четверть 18 ч.


1

Вводный и первичный инструктаж по ТБ. Творческая проектная деятельность.

Запись правил ТБ, работы в кабинете обслуживающего труда, введение в курс технологии, подготовить к выполнению творческой проектной деятельности.

2

Раскрыть содержание и задачи курса технологии, познакомить с правилами внутреннего распорядка, с правилами по ТБ, санитарно-техническими требованиями. Раскрыть понятия проект, проектирование, проектная деятельность.

Плакаты по технике безопасности, рабочие тетради. Учебник. ЭОР. ПК и проектор.

Повторить правила ТБ. Введение.§ 1,2

Раздел «Оформление интерьера», «Электротехника»


2

Интерьер и планировка кухни – столовой. Планирование кухни.

Организация деятельности по приобретению умений планирования кухни.

2

Ознакомить с требованиями к интерьеру, с оборудованием кухни, функциональными зонами, типами планировки, обучить приемам планировки кухни в масштабе с учетом принципа «рабочего треугольника».

Учебник; ПК, проектор, материалы ЭОР,

§ 3


3

Бытовые электроприборы на кухне. Творческий проект «Оформление моего интерьера кухни»

Организация деятельности по изучению потребности в бытовых электрических приборах на кухне и по выполнению творческого проекта.

2

.Ознакомить с видами, принципом действия и правилами эксплуатации бытового холодильника, научить определять потребность в бытовых электроприборах для кухни. Научить выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта, проводить исследование, выбирать лучшую идею.

Учебник, проектор, ПК, ЭОР. Фото проектов.

§ 4

Раздел «Кулинария»


4

Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания.

Ознакомление с правилами санитарии, гигиены и безопасности труда при выполнении кулинарных работ, с физиологией питания.

2

Раскрыть понятие кулинария, дать информацию о профессиях, повар, официант, мойщик посуды. Ознакомить с правилами санитарии и гигиены при выполнении кулинарных работ. Дать информацию о пищевых веществах, пищевой пирамиде. Дать представление о режиме питания

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР.

§ 5, 6

Выполнить задания из учебника.


5

Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков.

Организация деятельности по приготовлению бутербродов и горячих напитков.

2

Дать информацию и обучить на практике приготовлению и подаче бутербродов. Дать информацию о видах горячих напитков. Обучить подаче на стол.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, кухонный инвентарь.

§ 7, 8

Выполнить п.3 задание 7, разгадать ребус


6

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Приготовление блюд из макарон и круп.

Организация деятельности обучающихся по приготовлению блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

2

Ознакомить с разнообразием видов крупяных изделий, обучить первичной обработке круп, ознакомить с правилами приготовления каш. Ознакомить с видами макаронных изделий, сформировать представление о способах варки макарон.

Учебник, плакаты, коллекции круп, бобовых, макаронных изделий, кухонный инвентарь.

§ 9

Выполнить задания из учебника.


7

.Блюда из сырых овощей и фруктов. Приготовление блюд из овощей и фруктов.

Организация деятельности по приготовлению блюд из сырых овощей.

2

Ознакомить с разнообразием видов овощей и фруктов, обучить механической кулинарной обработке овощей. Дать представление о формах нарезки овощей, ознакомить с технологией приготовления салатов из сырых овощей и фруктов.

Учебник, ПК, проектор, кухонный инвентарь.

§ 10

Выполнить задания из учебника.


8


Тепловая кулинарная обработка овощей. Приготовление блюд из варенных овощей.

Организация деятельности по тепловой обработке овощей.

2

Сформировать знания о способах тепловой обработки овощей, на практике обучить приготовлению блюд из овощей , прошедших тепловую обработку и подаче их на стол.

Учебник, ПК, кухонный инвентарь.

§ 11

Выполнить задания из учебника


9


Блюда из яиц. Приготовление блюд из яиц.

Организация деятельности по приобретению умений готовить блюда из яиц.

2

Проинформировать о пищевой ценности яиц, обучить способам определения свежести яиц, технологией приготовления блюд из яиц и подаче их на стол.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, кухонный инвентарь.

§ 12

Разгадать ребус и выполнить задание из учебника

II четверть. 14 ч.


10

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Обобщение знаний по приготовлению блюд для завтрака, организация по приобретению умений сервировать стол.

2

Ознакомить с понятием меню, калорийность продуктов, сервировка стола, с традиционным перечнем блюд для завтрака, обучить приготовлению завтрака и сервировке стола к завтраку.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, посуда.

§ 7-12 Выполнить задания из учебника.

Раздел « Создание изделий из текстильных материалов»


11

Производство текстильных материалов. Основа и уток. Переплетение нитей.

Дать понятие о проектировании изделий с использованием текстильных материалов, ознакомить с технологией изготовления ткани, определением долевой нити и лицевой стороны.

2

Ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани. Раскрыть понятия долевая, поперечная, кромка, виды переплетений нитей в ткани. Научить определять направление долевой нити и лицевой стороны.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, макеты ткацких переплетений, коллекция тканей.

§ 14 Ответить на вопросы параграфа.


12

Свойства текстильных материалов. Изучение свойств хлопка и льна.

Организация деятельности по изучению свойств текстильных материалов из хлопчатобумажных и льняных волокон.

2

Ознакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей и их использованием в быту, научить распознавать ткани хлопчатобумажные и льняные.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, коллекции волокон.

§ 15

Расшифровать ребусы.


13

Снятие мерок для построения чертежа.

Обучить снятию мерок.

2

Сформировать понятие о чертеже и выкройке швейного изделия, научить оценивать качество снятия мерок.

Учебник, плакаты, ПК, проектор, материалы ЭОР, сантиметровая лента.

§ 16


14

Конструирование швейных изделий. Построение чертежа изделия.

Обучить изготовлению выкройки швейного изделия.

2

Обучить рациональной организации рабочего места при чертежных работах, научить оценивать качество построения чертежа швейного изделия.

Учебник, плакаты, ПК, проектор, материалы ЭОР, миллиметровка для выполнения чертежа.

§ 16


15

Раскрой швейного изделия. Раскладка и раскрой изделия.

Организация деятельности по приобретению умений кроить швейное изделие.

2

Обучить рациональной организации рабочего места, соблюдений правил безопасного труда, ознакомить с последовательностью подготовки ткани к раскрою.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, инструменты и материалы для раскройных работ, ткань.

§ 17 Ответить на вопросы параграфа.



16




Швейные ручные работы. Выполнение ручных работ.

Организация деятельности по приобретению умений и навыков выполнения ручных швейных операций.

2

Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ, сформировать понятие о стежке, строчке, шве. Научить переносить линии выкройки на детали кроя.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, инструменты и материалы для ручных работ.

§ 18 Выполнить задание из учебника

III четверть 22 ч.


17

Швейные ручные работы. Выполнение ручных стежков.

Организация деятельности по приобретению умений и навыков выполнения ручных швейных операций.

2

Сформировать навыки обметывания срезов косыми и петельными стежками, сметывания и заметывания деталей.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, инструменты и материалы для ручных работ.

§ 18

Выполнить задание из учебника


18



Подготовка швейной машины к работе. Заправка швейной машины.

Организация деятельности по приобретению умений и навыков подготовки швейной машины к работе.

2

Дать информацию об истории швейной машины и видах современных бытовых швейных машин. Формировать навыки работы на швейной машине без ниток: прокладывание строчки по прямой, кривой, поворот под углом.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.

§ 19

Выполнить задание из учебника.


19

Приемы работы на швейной машине. Выполнение машинных строчек.

Организация деятельности по приобретению умений и навыков работы на швейной машине.

2

Закрепить навык заправки верхней и нижней ниток, обучить приемам работы на швейной машине заправленной нитками.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, швейная машина, нитки и образцы машинных строчек.

§ 19


20

Швейные машинные работы. Влажно – тепловая обработка.

Организация деятельности по приобретению умений и навыков выполнения машинных операций и влажно-тепловой обработки

2

Закрепить умение подготавливать швейную машину к работе. Ознакомить с операциями обметывания, застрачивания, стачивания. Ознакомить с основными операциями влажно-тепловой обработки

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, образцы машинных швов, утюг, утюжильная доска.

§ 20 – 22

Выполнить задания из учебника.


21

Технология изготовления швейных изделий. Обработка проектного изделия.

Организация деятельности по приобретению знаний о технологической последовательности изготовления изделия

2

Ознакомить с технологией пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, ткань, инструменты и приспособления, швейная машина и нитки, утюг.

§ 23


22 — 26

Творческий проект по разделу. Выполнение проекта по плану.

Организация деятельности по выполнению творческого проекта.

10

Формировать умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта, научить проводить исследование. Закрепить умение подбирать материалы и инструменты, научить выполнять расчет материалов и денежных затрат для выполнения проекта, научить анализировать достоинства и недостатки проекта и проводить самооценку.

Учебник, фотографии проектов, ПК подключенный к сети Интернет, электронные средства обучения

§ 16 — 23

Раздел «Художественные ремесла»


27

Декоративно – прикладное искусство. Знакомство с творчеством умельцев.

Ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, историей родного края.

2

Ознакомить с понятием ДПИ, дать краткий обзор, рассказать о традициях.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР.

§ 24

Выполнить задания из учебника.

IV четверть 16 ч.


28

Основы композиции при создании предметов .Законы восприятия цвета.

Организация деятельности по ознакомлению основными правилами, приемами и средствами композиции, законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства.

2

Ознакомить с понятием композиция, орнамент, основными правилами, приемами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, примеры гармоничных цветовых композиций.

§ 25- 27


29

Лоскутное шитье. Образцы лоскутных узоров.

Организация по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие.

2

Ознакомить с лоскутным шитьем, с узорами лоскутного шитья «спираль» и «изба». Научить выполнению лоскутного шитья по шаблонам, обрабатывать срезы лоскутного изделия.

Учебник, ПК, проектор, материалы ЭОР, эскизы моделей лоскутных изделий.

§ 28, 29


30 — 33

.Творческий проект по разделу. Выполнение проекта.

Организация деятельности по выполнению творческого проекта

8

Продолжить формировать умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта.

Учебник, ПК подключенный к сети Интернет, электронные средства обучения

§ 24 — 29


34

Оформление портфолио. Составление доклада к защите проекта.

Организация деятельности по созданию портфолио.

2

Ознакомить с возможным содержанием портфолио. Обучить составлять текст доклада для процедуры защиты творческого проекта. Научить представлять информацию в виде электронной презентации.

Учебник, ПК, проектор, пример электронной презентации

Подготовиться к защите проекта


35

Защита творческого проекта.

Организация деятельности по защите творческих проектов

2

Обучить представлять проект: делать доклад, демонстрировать электронную презентацию и портфолио. Научить задавать вопросы и отвечать на них, анализировать недостатки и намечать пути их устранения.

ПК, проектор, проектные изделия, портфолио, электронные презентации.


Итого :

70



















































Перечень литературы и средств обучения

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

https://минобрнауки.рф/

  1. Методическое пособие .Технология. Технология ведения дома. Система «Алгоритм успеха», 5 класс, М.: «Вентана – Граф».2013 г. ФГОС

  2. Технология, 5 класс, поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко, вариант для девочек, часть III, автор-составитель Н.Б.Голондарева, Волгоград, Учитель, 2005;

  3. Технология, 5-11 классы (вариант для девочек) развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко, Волгоград, Учитель, 2009;

  4. Технология. Дополнительные и занимательные материалы. 5-9 классы. Авторы – составители Л.Д.Караценцева, О.П.Власенко, Волгоград, Учитель, 2009

  5. Технология. Уроки с использованием ИКТ, 5-9 классы. Автор – составитель Л.В.Боброва, Волгоград, Учитель, 2009

  6. Технология для девочек. Контрольно-измерительные материалы. 5-8 классы. Автор – составитель Г.А.Гордиенко, Волгоград, Учитель, 2010

  7. Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы. Автор – составитель О.А.Нессонова, Волгоград, Учитель, 2009

  8. К.Н.Поливанова, Проектная деятельность школьников, М., Просвещение, 2008

  9. М.Б.Павлова, «Метод проектов в технологическом образовании школьников», М., Вентана-Граф, 2010г

  10. ТЕХНОЛОГИЯ в схемах, таблицах, рисунках. «Обслуживающий труд» 5-9 классы С.Э.Макруцкая, М.: «ЭКЗАМЕН» 2008 г.

  11. Тесты по технологии «Обслуживающий труд» 5-7 классы. С.Э.Макруцкая. М.: «ЭКЗАМЕН» 2006 г.

  12. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки). Е.Н.Перова. Методкнига М.: «5 за знания».2006 г

  13. https://www.it-n.ru/

  14. https://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/tehnologiya.html

  15. https://www.uchmet.ru/contests/kscope-2012/

  16. https://vot-zadachka.ru/#top

  17. https://www.nic-snail.ru/

Основная учебная литература для учащихся

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология. Технологии ведения дома.» 5 класс. Авторы: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, М. «Вентана-Граф», 2013 г. ФГОС.

  2. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. « Технология. Технология ведения дома» 5 класс. Авторы: Н.В. Синица, М.: «Вентана-Граф» 2013 г. ФГОС

Дополнительная литература для учащихся

  1. В.И.Ермакова, «Основы кулинарии», 5-8 класс, М., «Просвещение»,1996г.



Свежие документы:  Технологическая карта урока технологии по теме «Сервировка стола к завтраку 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: