Администрация Заводского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53»
__________________________________________________________________
Развитие универсальных учебных действий на уроках технологии
Автор:Байкулова Валентина Васильевна
Г.Саратов
2013 г.
Оглавление
I.
I.Введение.
По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к томучто школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
II.Основная часть.
Жизнь требует новой работы с содержанием образования .
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Универсальные учебные действия — это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Разберем развитие УУД на примере одной из изучаемых тем «Пищевые вещества» из раздела «Кулинария» в 5 классе.
Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД.
Например:
1)На первом уроке в начале учебного года знакомлю ребят с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами. В конце урока подвожу ребят к тому, что на следующей неделе мы с ними начнем изучать большой раздел нашего предмета — «Кулинария» и начнем мы его с изучения темы «Пищевые вещества». На доску вывешиваю таблицу «Пищевые вещества» и даю краткое описание темы. Они узнают от меня, что все продукты состоят из тысячи различных пищевых веществ. Для удобства их изучения их разделили на шесть больших групп:белки,жиры,углеводы,минеральные вещества,витамины,вода. Роль каждого из них в жизнедеятельности человека очень велика.
После такого краткого введения в тему распределяю домашние задания между девочками. Они должны будут дома подобрать материал о каждой из перечисленных групп, выяснить значимость их в питании человека, а также рассказать всем о том, в каких продуктах их находится больше всего.
Следующий урок уже строится на материале, подобранном ученицами дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание девочек на главном в изучении данной темы.
В конце обсуждения темы мы общими усилиями делаем вывод, что белки, жиры и углеводы нужны человеку ежедневно в сравнительно больших количествах. Воду человек употребляет тоже помногу: от 1,5 до 3 литров в день. Есть вещества пищи, которые также необходимы человеку, но в значительно меньших количествах- это микроэлементы и витамины .Особо интересный материал был подобран ученицей о роли витаминов в жизни человека. Она зачитала присутствующим отрывок из книги автора А.Якубенко «Солнце на обед». «…В 1913 году, русский корабль «Святой Фока», идущий к Северному полюсу, был вынужден остановиться на зимовку в бухте Тихой Земли Франца-Иосифа.
На корабле давно закончились свежие овощи и мясо. Не было даже квашеной капусты. На обед участникам экспедиции давали изо дня в день суп из сушеной трески или мясных консервов. На второе полярники получали макароны или кашу. Однообразная пища давно вызывала у всех отвращение. Ели просто через силу.
13 ноября пожаловался штурман: десны распухли, а зубы шатаются, жевать он может только мягкое. С подобными жалобами обратился к судовому фельдшеру и повар. Спустя несколько дней на прием к фельдшеру пришел корабельный механик. Полураскрытые губы его обнажали полопавшиеся кровавые десна. Опухшее лицо, багрово – синие мешки под глазами говорили о серьезном заболевании.
Болезнь поражала одного человека за другим. И у всех она протекала почти одинаково. Вначале появлялись слабость и одышка. Быстро падали силы. Выносливые, крепкие моряки становились вялыми ,малоподвижными. Вскоре возникли боли в мышцах и суставах. Распухали и начали кровоточить десна, расшатывались и выпадали зубы. Под кожей появились кровоподтеки.
Спустя два месяца на корабле оставались здоровыми всего семь человек.…Так на русскую экспедицию обрушился страшный бич – цинга. Опыт показал людям, что цингу можно излечить. Как только путешественникам удавалось раздобыть свежие овощи, фрукты, свежее мясо, так явления цинги у них стихали. Затем наступало полное выздоровление.»- Вот к таким тяжелым последствиям приводит нехватка в организме витамин.
Общий вывод: если в организм не поступают в необходимом количестве хотя бы один из компонентов пищевых веществ, то процессы обмена веществ в человеческом организме замедляются и текут неправильно. Возникают тяжелые болезни.
После заслушивания и обсуждения мы переходим к следующему из набора учебных заданий для развития УУД на уроке по изучаемой теме.
2)Продуктивное чтение. Девочкам выдаются тексты с познавательным содержанием по изучаемой теме. Их задача: внимательно прочитать текст и выполнить задания данные ниже текста.
Текст.
Начнем с нашего обеденного стола. Что мы едим? Главным образом хлеб, суп, кашу, разные овощные и мучные блюда, фрукты – то, что нам дают растения. В них содержится большое количество питательных веществ: крахмал, сахар, белки и жиры. Казалось бы, что еще нужно? Но если в нашей пище нет мяса, яиц, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения, нам начинает явно чего-то не хватать. Ведь давно и известно, что ни в мясе, ни в яйцах никаких особых питательных веществ нет: они состоят, в основном, из белков.
Может, дело в самих белках, может, они какие-нибудь «не такие»? В этом, оказывается, и заключается причина. В животных белках белки особенные. Они очень необходимы для строительства наших мышц, крови, внутренних органов, кожи. И обходиться без мяса, рыбы, молока, яиц человек долго не может.
Когда же все-таки приходится обходиться, организм, хотя ему и дают растительную пищу, начинает голодать. Человек как будто бы и сыт, но он все-таки голодает-вот такое получается странное положение! Замаскированный голод действует коварно, исподтишка, и в этом его особая опасность.
Особенно опасно белковое голодание детям: они плохо растут, болеют, а порой и умирают.
Выполни задания:
Напиши ключевое слово для этого отрывка.
_________________________________________________________________
Виды белков, о которых идет речь:______________________________________________________________
Для чего организму нужны животные белки?___________________________________________________________
Опасно ли белковое голодание для людей?____________________________________________________________
Почему опасно белковое голодание детям?____________________________________________________________
Выпиши из текста сведения о том, что происходит с организмом, когда человек питается только растительной пищей.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что нового ты узнала на уроке?_____________________________________________________________
3)Физкультминутка для снятия напряжения на глаза.
4)Конкурс на лучший синквейн на тему «Пищевые вещества». Знакомлю присутствующих на уроке с понятием «синквейн». Говорю о том, что
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный
смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Заслушивание полученных синквейнов учениц.
5)Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме игры.
« Найди ошибку в высказываниях !» Девочкам предлагается прослушать несколько предложений, в некоторые из которых закралась ошибка. Правильные предложения ( без смысловой ошибки) они обозначают знаком «+», а неправильное значком «-».Для проверки работ девочки обмениваются друг с другом тетрадями. Я на доске выписываю варианты правильных ответов, по которым они проверяют работы. При этом предупреждаю, что при одной допущенной ошибке они ставят друг другу оценку 5-, при двух допущенных ошибках оценка будет соответствовать «4», при трех ошибках оценка снижается до «3».Девочкам дается возможность еще и ощутить себя на уроке в роли учителя.
После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.
На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.
Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.
III.Заключение.
Предмет «Технология» нацелен настановление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради, разного рода дополнительной литературе, интернете. Они также учатся анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).