Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 56 г.Челябинска
Из опыта работы
«Реализация федерального базисного плана по технологии для среднего (полного) общего образования на основе создания собственного дела»
подготовила
учитель технологии
Молоканова Елена Юрьевна
Челябинск, 2012
Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявленных противоречий.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Особое внимание в педагогических исследованиях уделяется активной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Работы педагогов Б.Н.Есипова, И.Д.Зверева, Р.М.Микельсона, М.И.Моро, О.А.Нильсона, П.И.Пидкасистого, В.Г.Разумовского посвящены вопросам развития учащихся в процессе обучения, самостоятельности в работе обучаемых. Авторы отмечают, что если учитель ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации, то он искусственно сдерживает развитие познавательной активности обучаемого.
Вопросы экономического обучения в трудовой подготовке школьников рассматривались в трудах П.Р.Атутова, А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова, И.А.Сасовой, В.П.Шемякина и других педагогов.
В работах П.Р.Атутова и Ю.Л.Хотунцева рассматриваются различные подходы к трактовке термина «технология».
Общим является более широкое понимание модели технологического метода, содержащей такие элементы, как осознание нужд и потребностей, определение проблемы и разработка решений, воплощение в жизнь.
Отдельные аспекты использования проектной деятельности в практике предмета «Технология» описаны в работах Е.Г.Бараненкова, Е.Д.Волоховой, В.И.Глухова, В.А.Мигунова, М.Б.Павловой, М.П.Пастернак, А.И.Семенихина, А.Н.Сергеева, Е.В.Селезневой, Л.В.Петуховой, М.Б.Романовской и др.
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения технологии.
Объект исследования – проектная деятельность учащихся 10-11 классов на уроках технологии.
Предмет исследования — содержание и методика организации проектной деятельности по разделам программы.
Гипотеза исследования: методика применения проектной деятельности на уроках технологии будет эффективна, если: при отборе содержания проектных заданий будет учитываться особенности разделов программы, возрастные возможности и индивидуальные особенности учащихся; будет предусмотрено включение учащихся в разнообразную по характеру и функциям самостоятельную деятельность (маркетинговую поисковую, конструкторскую, аналитическую, экономическую, дизайнерскую и т.п.); будет предусмотрена свобода выбора вариантов технологического процесса и способа его реализации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать значение и перспективность применения проектной деятельности на уроках «Технологии».
2. Определить содержание заданий по организации проектной деятельности учащихся.
3. Выявить эффективные формы и методы организации проектной деятельности учащихся.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями технологии в старшей школе, работающих по программе Технология (базовый уровень).
Основной целью образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является подготовка школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации
производства и труда, методах творческой деятельности, снижение негативных
последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека,
путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями
— рациональной организации трудовой деятельности;
— использование методов решения творческих задач в технологической деятельности;
— проектирования проекта или услуги;
— оформление процесса и результатов проектной деятельности;
— выбора средств и метода реализации проекта;
— уточнения и корректировки профессиональных намерений;
• использование приобретенных знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни;
развитие
творческих способностей
способности к самостоятельному поиску и использованию
информации для решения практических задач, к анализу трудового
процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг;
— способности к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
• воспитание
— ответственного отношения к труду и результатам труда;
— формирование представления о технологии как части
общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
• подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Содержание программы предусматривает подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, освоение современных и перспективных технологий, обеспечивает развитие творческих способностей личности, художественного мышления, формирование экологического мировоззрения, навыков бесконфликтного общения.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» являются:
— Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
— Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
— Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
— Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
— Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
— Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
— Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Исходя из ситуации, что учащиеся 10-11 классов в нашей школе не делятся на подгруппы обслуживающего и технического труда, встала необходимость переосмысления изучения тем программы, то есть объединить их в одно направление, в котором было бы отражено все необходимое для прохождения программы.
Таким образом, я пришла к решению выполнять проектную деятельность, которая получила название «Мое собственное дело». В этой работе сохранялись все изучаемые разделы, работа шла с изучением учебника «Технология 10-11 кл.» под редакцией Симоненко В.Д.
Творческая, проектная деятельность такого плана необходима для знакомства с планированием и оформлением документов при создании собственной фирмы, так как в современном мире становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами, формирование преобразующего мышления, готовности к профессиональному образованию и перемене труда, на дальнейшее формирования способности самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы.
Вместе с тем эта работа направлена на расширение знаний национально-регионального компонента, так как в изучаемых темах есть возможность узнать много нового о своей малой родине. (Приложение 1 – Таблица содержание национально-регионального компонента).
Психолого-педагогическое обоснование.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:
1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной
2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности
3. Формирование положительной мотивации к обучению
4. Использование современных педагогических технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % — из того, что слышит, 50 % — из того, что слышит и видит, 90% — из того, что делает сам.
Для реализации компетентного подхода и развития творческих способностей учащихся, предусмотрено широкое вовлечение их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность.
Метод проектов помогает формировать разнообразные метапредметные знания и умения, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.
Проектная деятельность предусматривает совокупность приёмов и операций, направленных на самостоятельную творческую работу учащихся, побуждающую их обобщать, систематизировать и применять ранее полученные знания для успешного выполнения проекта, а также осуществляет профориентационную функцию. Использование творческой проектной деятельности в обучении способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. Они приобретают опыт коллективной и трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать её.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Содержание опыта
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:
необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме проектного обучения.
Проектное обучение одновременно решает три задачи:
1) учебно-познавательную (предельно конкретную);
2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Принципы проектной деятельности учащихся:
— принцип самостоятельной активности учащихся;
— принцип осознанности познания;
— принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Технология организации проектной деятельности школьников
Цели проектного обучения:
— способствовать повышению личной уверенности каждого школьника, его самореализации и рефлексии (через проживание «ситуации успеха», через осознание собственной значимости);
— развивать коммуникативные компетенции учащихся (важно не только высказать свою точку зрения, её аргументировать, но и выслушать и понять другие, конструктивно критикуя альтернативные подходы);
— развивать исследовательские умения учащихся (выявлять проблему, осуществлять отбор необходимой информации, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Организация проектной деятельности
Первый этап – поисковый
Второй этап – конструкторский
Третий этап – технологический
Четвертый этап – заключительный
Задачи, решаемые учащимися | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы и методы обучения | |
1. Поисковый | — поиск и анализ проблемы; — выбор темы проекта; — планирование проектной деятельности по этапам; — сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта | — обсуждают проблему с учителем и сверстниками; — формулируют задачи; — уточняют и анализируют информацию; — устанавливают цели и выбирают план действий; — проводят исследования, фиксируют результаты | — мотивирует учащихся; — ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; — наблюдает, консультирует | — проблемная беседа; — рассказ; — консультация; — самостоятельная работа; — экскурсия |
2. Конструкторский | — поиск оптимального решения задачи проекта; — исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; — выбор технологии изготовления; — экономическая оценка; — экологическая экспертиза; — составление конструкторской и технологической документации | — работают с информацией; — проводят синтез, анализ и оценку идей; — выполняют графические работы; — оформляют документацию | — организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; — высказывает предположения; — помогает в выборе решений; — советует (по просьбе); — рекомендует; — наблюдает; — консультирует | — беседа; — дискуссия; — “мозговой штурм”; — морфологический анализ; — дизайн-анализ; — ТРИЗ; — ролевая игра; — самостоятельная работа |
3. Технологический | — составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; — выполнение запланированных технологических операций; — текущий контроль качества; — внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию | — выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; — осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; — проводят контроль качества обработки деталей изделия | — обеспечивает материальную базу; — косвенно руководит деятельностью учащихся; — организует и координирует процесс изготовления; — знакомит с новыми приемами обработки материалов; — консультирует, советует | — беседа; — показ; — упражнение; — самостоятельная работа; — практическая работа |
4. Заключительный | — оценка качества выполнения изделия; — анализ процесса и результатов выполнения проекта; — изучение возможности использования результатов проектирования | — осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования — готовят документацию к защите; — защищают проект; — участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта | — консультирует; — оказывает помощь; — организует защиту и обсуждение проектов; — слушает; — участвует в анализе и оценке результатов проекта; — аргументировано оценивает работу учащихся над проектом | — беседа; — дискуссия; — консультация; — деловая (ролевая) игра; — имитационно–деятельностная игра |
В ходе проектной деятельности самым важным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта ответить на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?» (цель работы). Затем возникает вопрос «Что для этого следует сделать?» (задачи работы). Следующий шаг – как это делать.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации:
— урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок «Удивительное рядом», урок-защита исследовательских проектов;
— учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
— домашнее задание исследовательского характера, позволяющее провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
К числу наиболее распространенных интерактивных форм обучения относится групповая работа, в том числе и в малых группах. Развивающий и образовательный эффект работы в малых группах основан на преимуществах этого метода.
1. Высокая активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат.
Комфортность. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно, снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой, устанавливается тесный психологический контакт.
Развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивную коммуникацию.
Развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса (вырабатывается умение выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли).
Более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.
В 10 классе по программе учебного предмета «Технология» мы изучаем предпринимательскую деятельность и все, что с ней связано. Итогом этой работы является создание «собственного дела», то есть перед ними ставится вопрос: «Что бы я создал(а), если бы стал(а) предпринимателем?». Ребята создают свои фирмы по предоставлению услуг населению: косметические, продуктовые магазины, салоны тюнинга машин, психологические, косметические салоны, салоны цветов, кафе и другое. Ребят ориентирую на то, что у них есть возможность проявить себя, участвуя в будущем с разработками в Международной смене Форума «Селигер».
Международная смена Форума «Селигер» — это уникальная площадка, где каждый участник сможет подготовить и адаптировать свой проект к международным масштабам реализации.
Новым в 2011 году было то, что ребятам предложено создание презентации своего проекта. В силу того, что было бы накладно выводить все цветные иллюстрации, а на компьютере это можно сделать проще. Ребятам представилась возможность показать, как они владеют компьютерными навыками, умеют ли систематизировать информацию, и в презентациях использовать краткие сведения из всего написанного. Использование такой работы оказалось достаточно удобным, так данное задание перекликалось с учебной деятельностью учителя информатики (создание презентаций, видеофильмов), то есть ребята получали возможность получить оценки по технологии и по информатике за создание данной презентации.
Все работы мы просматривали и обсуждали. Было интересно видеть и слушать пояснения самих учащихся, их ответы на вопросы. (Приложение 2 — Презентации учащихся)
В 11 классе основными разделами программы являются «Организация производства», Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера». Они направлены на более подробное знакомство учащихся с профессиональной деятельностью в различных отраслях производства, для дальнейшего формирования способности самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы, реализации своего потенциала применительно к современным требованиям рынка труда. Особое значение в изучении имеет знакомство с промышленностью и учебными заведениями нашего города. (Приложение 1 – Таблица содержание национально-регионального компонента).
Мы также продолжаем работу по созданиям презентаций, но уже настрой идет на самореализацию, самообразование, составление резюме, то есть вступление во взрослую жизнь. (Приложение 2 — Презентации учащихся)
Учащиеся в процессе работы над проектами знакомятся с современным состоянием рынка труда в России и Челябинской области, с требования к квалификации специалистов разных отраслей, к условиям труда, формами оплаты труда в государственных и коммерческих организациях, учатся сопоставлять уровень профессиональных притязаний с учетом состояния здоровья, образовательным потенциалом и личностными особенностями. Узнают о роли резюме в успешном трудоустройстве.
Результативность реализации опыта.
1. Проектный метод обучения позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
2. Проектное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В проектном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
3. Как известно, опыт не передается, но проектный метод обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.
4. Одно из назначений проектного обучения — изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как часто этот метод обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, применяемых в общественной и государственной практике демократического общества.
Что же дает внедрение проектного обучения различным субъектам образовательного процесса?
Конкретному обучающемуся:
опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
развитие личностной рефлексии;
освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
развитие толерантности.
Учебной микрогруппе:
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
формирование ценностно-ориентационного единства группы;
— поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости
от ситуации;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
Системе «учитель—группа»:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
многомерное освоение учебного материала;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
Итак, что дает мне и детям используемая технология обучения:
Совместно добывать, а не выдавать знания.
Убеждать и советовать, а не запрещать и требовать.
Выяснять как надо делать, а не указывать что.
Развивать способности ребенка, а не реализовываться за счет детей.
Позволить ученику быть собой, не во вред ему же и окружающим.
Таким образом, проектное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
Литература
Атутов П.Р., Поляков В.А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни//Сов. Педагогика. -1989. -№3. -С.3-10.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, -1995-208с.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, -1982.
Сасова И.А., Третьякова JI.P. Изучение раздела «Экономика семьи и домашнего хозяйства» //Школа и производство. -1993. -№5.
Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень:10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин,Н.В.Матяш; под ред.В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2011
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 (https://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart ).
Хотунцев Ю.Л. Метод проектов в школьном курсе «Технология» //Школа и производство. -1993. -№4-5.
Хотунцев Ю.Л. Проекты в школьном курсе «Технологии» //Директор школы. -1994. -№4.
https://festival.1september.ru/articles/417329/
https://www.innovaterussia.ru/news/9467 — «Селигер-2011»
https://peopleseliger.ru/novosti/forum-seliger-2011-podvel-itogi.html — «Селигер-2011»
https://irina-vrn.livejournal.com/252671.html — «Селигер-2012»
Приложение 1
Содержание национально-регионального компонента
10 класс
Содержание НРК | Оснащение
| |
Автоматизация технологического процесса. (экскурсии на предприятия города) | Автоматизация производств региона Характеристика уровня квалификации работников разных профессий. | Видеоролики о профессиях |
Экскурсия на завод АМЗ. | Комплекс мероприятий по охране окружающей среды на заводе АМЗ. Выявление мероприятий по охране труда на заводе. | Перечень мероприятий по охране труда и окружающей среды |
Рынок потребительских товаров и услуг. | Рынок потребительских товаров и услуг в регионе. Ознакомление с Законом об охране прав потребителей. Чтение маркировок товаров. | Товары со штрихкодами |
Проектирование в профессиональной деятельности | Возможные направления инновационной деятельности в рамках школы (п.АМЗ,города). Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках школы (района, города). | Темы проектов |
Анализ востребованности изделия потенциальными потребителями. | Анализ востребованности изделия в рамках школы, п.АМЗ, города. Проведение опросов, их анализ. | Опросники |
Игра «Реклама и менеджмент» | Виды реклам. Способы воздействия на потребителя. Использование рекламы на практике. | Таблица с описанием видов реклам. |
Расчет себестоимости изделия. | Цены на материалы в г.Челябинске. Расчет себестоимости изделия. Оценка проекта | Каталоги на товары |
Игра «Бизнес-план» | Основы составления бизнес-плана | Структура бизнес-плана |
Содержание национально-регионального компонента
11 класс
Содержание НРК | Оснащение
| |
Структура современного производства
| Предприятия легкой промышленности Челябинска и Челябинской области.
| Картотека |
Нормирование и оплата труда
| Изучение и анализ форм трудового контракта (на примере предприятия города Челябинска). | Образцы трудовых контрактов, трудовых соглашений |
Рынок труда и профессии. Проект «Твоя профессиональная карьера» | Изучение профессий, наиболее востребованных в городе Челябинске, | Данные центра занятости г.Челябинска (Советский р-н) |
Изучение регионального рынка труда и профессии
| Изучение профессий, наиболее востребованных в городе Челябинске и Челябинской области | Данные центра занятости г.Челябинска (Советский р-н) |
Виды и формы получения профессионально го образования | Знакомство с работой центров профконсультационной помощи. Изучение рынка образовательных услуг города Челябинска. | Справочники учебных заведений Челябинской области |
Профессиональная деятельность в сфере агропромышленного производства | Изучение справочников для поступающих в учебные заведения | Справочники учебных заведений, ЧГАУ |