Челябинская область
Красноармейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Миасская средняя общеобразовательная школа № 1
Описание педагогического опыта
Реализация творческого потенциала учащихся
при изучении предмета Технология.
Учитель: Халаимова Ольга Анатольевна
Село Миасское, 2011.
Новая школа – это школа для всех, в которой будет обеспечиваться успешная социализация всех детей.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать “возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов”.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения. Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Основная часть
Критерии творческой деятельности учащихся.
Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс — это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.
Для этого мне удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности использую не для оценки творческого потенциала учениц, а для учета возможностей творческого продвижения каждой.
Для развития творческих способностей учениц на уроках технологии и во внеклассной работе руководствуюсь несколькими правилами:
1. Перед ученицами с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, девочка делает на доступном ей уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
2. Творческое развитие ученицы протекает нормально, если она осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
3. Необходимо пробуждать у ученицы личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла девочки.
На уроках технологии решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.
Для проявления интереса к творчеству на практике использую следующие принципы:
1. Принцип гуманизации воспитания. Ученица должна иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках технологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученице раскрыть себя.
2. Принцип толерантности. Сюжет работы учащейся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять девочку, чтобы она продолжала творить. Если ученица затрудняется творить, ей предлагаю создать то, что посильно.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ученица, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способна в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах она находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждая девочка в школьном возрасте изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать — это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученица уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить её этими знаниями для его открытий.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
Приобщение учащихся к творческой работе;
Прививание интереса к творчеству, поиску новых идей;
Развитие навыков созидания, самореализации.
Для меня важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах. В классах эстетически продуманное оформление: стенды с таблицами, работами учащихся и учителя, в большом количестве ухоженные цветы. Обеспечены всем необходимым рабочие места (современные швейные машины, манекен, т. д.), в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда, в класс дети идут с радостью. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
1.2. Урок и творчество.
Творческий потенциал учащихся реализуется на уроках технологи. Использую различные формы проведения уроков, в ходе которых раскрываются творческие способности учащихся. Мои ученицы всегда готовят интересные доклады и сообщения «Лекарственные растения Южного Урала», «Иллюзии в одежде», «Имидж современного человека», активно используют Интернет-ресурсы, материалы современных энциклопедических изданий, журналы мод. Привлекаю учениц старших классов, которые выполняют творческие задания, при проведении уроков в младших классах. Приложение 1,2
В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Совместная работа детей с родителями улучшает взаимоотношения в семье и имеет большой воспитательный эффект. Например, мама моей ученицы из 9Б обратилась с просьбой помочь наладить отношения с дочерью. Я посоветовала им совместно работать над оформлением праздничного платья к Новому Году. В результате совместной работы они пришли к взаимопониманию, улучшился микроклимат в семье.
Темам моделирования присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей.
Например, при описании модели платья, я предлагаю клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов. Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску? Как разместить фасонные линии на платье? Какие элементы платья изменить? Как расположить рисунок на ткани? Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Вот вам и еще один элемент творчества и самостоятельности.
На уроках по изготовлению швейных изделий, разрешаю ученицам выбрать модель изделия по желанию. Например, 5 в классе — все шьют фартук с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука. Вот это первый шаг к творчеству. А к 9 классу эти девочки будут шить платья сложных фасонов, не испытывая трудности в изготовлении изделия. Я никогда не навязываю детям, какую модель они будут шить. Они выбирают сами.
На уроках, которые требуют определенных знаний и навыков, вношу элементы, развивающие творческие способности. Например, на уроках по материаловедению применяю задания, например: «Определить вид ткани», «Определить вид переплетения нитей», «Найти направление долевой нити». Вместе с карточками раздаю образцы материала, такие задания хороши при закреплении и проверки знаний. Обязательно провожу практическую работу по материаловедению, например, в 7 классе при работе «Определение вида ткани» ученики не только визуально, но и путем сгорания кусочка ткани должны определить по виду горения и запаху, из какого волокна соткана ткань. Обязательно перед такой работой провожу инструктаж по технике безопасности и демонстрирую приемы работы. В конце уроков по материаловедению ученики с удовольствием составляют коллекцию изученных тканей, но, не просто приклеивая кусочки ткани в тетрадь, а выполняя какой-нибудь рисунок, подставляя, например, где рубашка или шляпа. Таким образом выходит веселая коллекция из картинок с тканью, отражающая настрой и внутренний мир ребенка.
На уроках по кулинарии стараюсь заинтересовать ребят, например, в теме «Сервировка стола», в 5 классе предлагаю придумать свои способы складывания салфеток. При изучении темы «Приготовление бутербродов» прошу приготовить бутерброды дома, сервировать стол для родителей и получить от них отзыв на свою работу. В 6 классе при изучении тем «Первичная обработка овощей» и «Оформление блюд» провожу практическую работу: разбиваемся на бригады, чистим овощи, смотрю на качество, обращаю внимание на правила безопасной работы, и начинаем творить: дети придумывают, что можно вырезать из овощей, чтобы украсить ими блюдо. Играем в игру «Прием гостей». Выбираем хозяина и его гостей. Предварительно рассматриваем правила приема и как нужно ходить в гости. Группа «гостей» делает умышленные ошибки. А хозяин должен деликатно выбраться из ситуации. Таким образом, дети быстрее и лучше запоминают пройденный материал. А в 11 классах изучая «Основы диетического питания» мы с детьми даже начинаем спорить, какая диета лучше.
В разделе «Технология ведения дома» в 8 классе рассматриваем виды и стили интерьера. При выполнении разноуровневых заданий: подготовить сообщение об определенном интерьере, нарисовать комнату своей мечты, изготовление макета комнаты и т.п. формируются образное мышление, творческое воображение, развивается эстетический вкус. В 9 классах при изучении темы о комнатных растениях ученицы подбирали месторасположение для каждого растения в кабинете и рассаживали цветы.
Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене, об особенностях развития девочки и девушки. При изучении темы «Гигиенические правила и средства ухода за кожей и волосами» приглашаю специалиста для проведения мастер-класса по косметике. Дети могут задавать любые вопросы. Опросы их показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов. В результате этих занятий ученицы выполняют творческие работы по созданию макияжа, прически для себя и подруги праздничного и повседневного.
Вот уже девять лет я использую проектный метод. Творческий проект — это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Этот метод позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Большое значение имеет работа по выбору тематики проектов, она может быть двух вариантов. Я предлагаю темы исходя из творческого потенциала каждой ученицы, и она выбирает наиболее привлекательный вариант, или девушки сами предлагают тему своего проекта, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы. Приложение 3.
Часто девушки старших классов выбирают социальные проекты: «Оформление стены студии медиатеки», «Готов к дежурству», «Реставрация мебели», «Организация праздника». Приложение 4,5. Наибольшей популярностью пользуются такие темы, содержанием которых является декоративно-прикладное творчество. Часто эти работы становятся призерами районных конкурсов: «Чаепитие» (Папье-маше, Борисова Екатерина, Исламова Зульфия 2 место в районном конкурсе «Мозаика детства», «Шкатулка с вышивкой» Любимова Мария 1место в районном конкурсе «Мозаика детства», Колье в технике бисероплетение, Котовщикова Ирина — 1место в районном конкурсе «Мозаика детства») Приложение 6,7,8
Творческий проект — это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Посредством метода проекта мне удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не справляющихся с поставленной задачей, то теперь все задания выполняются всеми детьми. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. У девочек раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для моих учениц стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
Средний качественный показатель обученности стабильный, 100%
Со стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Девочки ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученицы не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
В районной олимпиаде по технологии в 2009 году Суркова Юлия, ученица 8Б класса заняла III место. В 2010 году Абрамовских Кристина (8Б класс) – I место, Пашкова Алёна (10Б класс) заняла — II место, на региональном этапе олимпиады она стала четырнадцатой (из 32). В районной олимпиаде по технологии в 2011 году ученица 11А класса Старикова Ирина заняла I место, Костова Дарья (9А класс) — II место, Абрамовских Кристина (9Б класс) – IV место. На региональном этапе у Стариковой Ирины 14 рейтинг из 35.
Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования. На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.
Раздел «Художественная обработка материала» дает возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, ведь мы хотим воспитать людей с высокой культурой труда. Творческая деятельность учащихся принимает разнообразные формы при изготовлении различных изделий. Причем эти изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Например, учащихся 11 классов решили оформить кабинет «Студия медиатеки», одна группа девочек выбрала для себя создание панно в стиле печворк, а другая занялась реставрацией мебели (пошив чехлов), начали заниматься на уроках, продолжили и после, результатом стали творческие проекты. Приложение 9,10,11. При выполнении практических работ школьницы включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
В разделе «Художественная обработка материалов» использую разные материалы и методики по изготовлению поделок декоративно-прикладного искусства. Учу девочек работать с остатками тканей. Из лоскутов они изготавливают прихватки по собственным эскизам (5 класс). В 6 классе девочки занимаются вышивкой «Венгеркой», буфами, изготавливают оберег — куклу-скрутку. В 7 классе вяжем. В 8, 9 – проходим вышивание крестиком, гладью, лентами. Приложение 12,13,14,15. В 10-11 выполняем аппликации, причем не только из ткани, ниток, кожи, работаем с любым материалом, вышиваем мережкой, создаем картины из шпагата, папье-маше, солёного теста, ткани. На различных выставках и конкурсах побеждают работы моих учениц в технике папье-маше – чайные сервизы, расписанные в стиле гжель и хохлома. У учащихся есть выбор не только в виде изделия, но и стиле и технике изготовления. Ученицы с удовольствием впитывают все знания, приобретают устойчивые умения и навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение.
Развитие творческих способностей в процессе внеклассной работы.
Кружок «Рукоделие» — как средство активизации творческой деятельности.
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда ученицы остро интересуются каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и программными рамками. Эта деятельность является продолжением работы на уроках и развитию способностей школьника, формированию его личности. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п.
Мне ближе всего кружковая деятельность. Я пришла к выводу, что детям мало того, что они изучают на уроках, у них огромный творческий потенциал! Ребенок по своей природе талантлив. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от учителя. И моя задача очень ответственна и благодарна: обнаружить затаенный родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность каждой девочки, научить её самостоятельному творчеству в кружке рукоделия.
Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышает качество подготовки к уроку технологии. Здесь каждая школьница имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности.
В течение пяти лет работы кружка «Рукоделие» росло количество учащихся: от 10 девочек в 2000 до 25 — в 2005. Иногда кружок посещали и мальчики.
Содержание программы включало различные темы. Большой популярностью пользовалась тема «Народная мастерская «. Среди огромного разнообразия предметов окружающего мира есть такие, которые постоянно заботятся о сохранении нашего здоровья и долголетия. Это обереги, амулеты. На Руси всегда верили в приметы обереги и домовых. На занятиях кружка изготавливали обереги в виде картины, подковы, домика, совенка, веника. Ученицы помогали друг другу, некоторые объединились по 2-3 человека и работали над одним оберегом. Изготовленные изделия ученицы дарили родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. На занятиях изготовили 80 штук оберегов-веников и подарили их учителям на день 8-е марта. При изготовлении оберегов девочки проявили выдумку, ни один оберег не похож на другой.
На занятиях по теме «Макраме» учащиеся получили теоретические знания и научились работать в данной технике. Очень понравилась эта техника мальчикам, которые периодически посещали занятия кружка. Ребята выполнили панно, кашпо, абажуры, сумки, сувениры-игрушки.
Практическую привлекательность имели и занятия по теме «Вязание». Ученицы научились вязать крючком и на спицах, изучили различные ажурные вязки и орнаменты. Пробные модели были изготовлены для кукол, а затем девочки вязали изделия для себя и близких: шарфы, носки, варежки, шапки, береты, напульсники и т.п. Велась индивидуальная работа по оформлению каждого изделия.
Результаты кружковой деятельности – участие в районных и областных конкурсах, выставках детского творчества, оформление школьных кабинетов, зала и сцены к праздникам, родительским собраниям. Привлекательным мероприятием для девочек 5-6-х классов был конкурс-выставка кукольных нарядов, сшитых или связанных своими руками «На балу у Золушки».
Кружковцам приходилось выполнять и заказы по изготовлению костюмов на школьные праздники и исторические вечера. Для этого проводились занятия по изучению истории моды, костюма различных эпох, особенностям кроя, цветовому и фактурному решению. Ученицы объединялись в группы по 3-4 человека и работали над созданием одного костюма, продумывали аксессуары, прически, головные уборы, оформление сцены, создавали декорации.
При выполнении этих практических работ школьницы включались в решение задач, направленных на создание целостного образа, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Такая творческая деятельность дает возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Заинтересованность участниц кружка такими творческими заданиями и желание самим принимать участие в общешкольных вечерах, быть на сцене натолкнули меня на мысль о создании театрализованной детской моды.
Ателье моды – коллективное творчество.
И вот уже пятый год в нашей школе работает «Ателье моды» — моё любимое детище. Ученицы не только проектируют и изготавливают одежду, но и демонстрируют её.
Новизна дополнительной образовательной программы «Ателье моды» заключается в интегрировании знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология обработки ткани», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.
Важным условием реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ.
Содержание программы «Ателье моды» качественно отличается от базового: оно не представлено ни в одном из школьных предметных курсов, основывается на анализе научно — популярной и учебной литературы по теме и личном педагогическом опыте. Приложение 16.
Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-16 лет, проявляющих достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. На занятиях учащиеся знакомятся с профессией художника-модельера, портного, возможно одна из профессий увлечёт их и дальнейшем станет делом их жизни.
Цель программы: знакомство с системным подходом в изготовлении одежды от эскиза до готового изделия; с профессиями, связанными с изготовлением одежды, с основами композиции костюма. Для достижения данной цели поставлены конкретные задачи:
Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров.
Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, бисер, пряжа, и т.д.)
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Правильное использование цветовой гаммы.
Расширить знания учащихся о костюме как объекте дизайна.
Знакомство с приёмами и методами, спецификой творчества дизайнера.
Способствовать выявлению и развитию творческих способностей учащихся, фантазии и дизайнерского мышления.
Задачи программы будут достигнуты, если девочка на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сама». В мне необходимо не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых детский потенциал будет использован полностью. Причем на теоретическую часть занятия я отвожу втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия веду в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий ученицы закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий строим на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу девочки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
Девчонки признаются, что сцена их очень влечет, быть на виду действительно нравится. Но сцена, как бы, ни расписывали ее прелести, — это огромный труд. Вместе со мной девочки придумывают и делают костюмы, подбирают музыку, занимаются хореографией, репетируют снова и снова каждое движение. Часто за кулисами, отработав программу, они от волнения и усталости плачут. Но, выплакав все слезы, готовы снова работать, чтобы слышать горячие аплодисменты и видеть восхищенные лица зрителей.
Детский театр моды — сравнительно новая форма работы в области художественно — прикладного творчества учащихся. Они в нем одновременно актеры, художники — модельеры и портные. На занятиях в данном театре дети имеют возможность проявлять свои мысли, чувства, развивать свой талант. Одаренность некоторых определяет их возможности в достижении необычных результатов. Старшеклассницы смело участвуют не только в школьных, но и районных мероприятиях. Сопричастность к миру моды, активное участие в создание оригинальных моделей одежды, их рекламирование способствует социализации и профессиональному самоопределению девушек, воспитывает художественный вкус и трудолюбие.
Пошив одежды — одно из древнейших ремёсел, ему учили с детства. Каждая девушка должна была приготовить приданое своими руками, и не только сшить, но и суметь украсить.
Первое впечатление о человеке складывается по внешнему виду, манере поведения. Одежда несёт определённую информацию, код и очень многое может рассказать о своём хозяине. Для того чтобы лучше выразить себя в одежде, необходимо, конечно, научиться шить, знать, что тебе подходит, а от чего лучше отказаться совсем.
Первым выходом на сцену была коллекция аксессуаров. Девочки 5ых классов представили валенки, для декорирования которых применили термоаппликации, пуговицы, стразы, пайетки, мешковину, шелковые ленты. А девочки 7ых классов продемонстрировали сумки, сшитые своими руками. На Новогодней елке была показана следующая коллекция – маскарадные костюмы, у нас появился девиз «Мы не следуем моде, мы ее создаем». Когда в школе приняли решение о введении единой формы, в коллективе «Театр моды» родилась идея создать коллекцию «Школьная мода». Разработав модели, подходящие каждому индивидуально, девушки сшили и первыми начали носить в школе форму. И на школьных мероприятиях и родительских собраниях дефиле этой коллекции стало хорошей рекламой. Следующим нашим решением было переименовать театр в ателье, девочкам захотелось больше изготавливать одежду для себя. Приложение 17,18,19,20.
Театральность в наших выступлениях осталась до сих пор, мы продолжаем фантазировать на тему «Маскарадные костюмы», ежегодно изготавливая костюмы для проведения общешкольных новогодних праздников. В этом году была создана коллекция «Новая сказка» для районного конкурса «Новогодний переполох». Яркость и оригинальность костюмов сыграла определённую роль в победе школьной команды. К юбилею школы была показана новая коллекция «Шляпки». Самой любимой коллекцией девушек стала коллекция корсетных изделий. Она украсила защиту проекта Стариковой Ирины на региональном этапе олимпиады по технологии, а так же они произвели впечатление на всех присутствующих на Новогоднем балу. Приложение 21. Работаем сейчас одновременно над двумя коллекциями. Выпускницы решили на память о себе создать костюмы «Времена года», а юное пополнение «Ателье моды» – девочки 7-х классов вносят новое решение в коллекцию «Все дело в шляпке».
Шить своими руками — это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы.
Конкурсы и выставки
Постигая различные виды декоративно — прикладного искусства, создавая одежду для себя, учащиеся школы приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности.
Результатом реализации развития творческого потенциала при изучении технологии являются выставки детских работ, как на базе школы, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных вечеров. Принимать участие в изготовлении поделок может любой ученик нашей школы, проявивший интерес к прикладному искусству. Занятость, застенчивость, страх перед сценой не позволяют некоторым детям активно проявлять себя. Индивидуальные занятия с ними помогают выявить творческий потенциал, способности. Приобретённые умения и навыки, помогут им самореализоваться в жизни.
Особенностью данной работы является обновление технологий изготовления поделок. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу в Интернете и осваиваю новые виды рукоделия: торцевание, ассамбляж, TUNNEL BOOK, и приобщаю к этому детей. Сколько интересного находят и придумывают они сами. Любимым занятием стало изготовление картин техникой моделирования из разного, бросового материала. Необычно, но увлекательно. Широко используем бросовый материал, например — пустые бутылки интересной формы, баночки из-под йогурта, битое стекло, пластиковые банки из-под сока для изготовления различных поделок.
Сейчас модно украшать интерьер дома вещами, сделанными своими руками. Например, на полку в кухню можно поставить декоративные бутылки, которые мы делаем: в одни насыпаем цветную соль, другие — оплетаем веревками, третьи — декорируем кожей. Любят ученики работать с бумагой — ведь это доступное и увлекательное занятие для учащихся. Оно способствует развитию пространственного мышления, глазомера, точности движений рук, мелкой моторике. Все это положительно сказывается на общем развитии ученика. Ребята проявляют умения, фантазию, творчество и выставляют свои изделия на суд общества.
В прошлом году мы приняли участие в новом для нас IV районном фестивале коллективов прикладного творчества «Волшебный сундучок» и стали победителями. Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе «Мозаика детства», Старикова Ирина – гран-при за картину в технике «Ассамбляж», Пашкова Алена 1 место картину (аппликация из ткани). Приложение 22,23,24,25,26.
К нам приходят мальчики, им интересен наш процесс творчества, в этом году Бандык Миша и Воронцов Вадим заняли 1 место в районном конкурсе «Мозаика детства» 2011г., выполнив дерево из пластиковой бутылки. Халаимова Ксения заняла 1 место за букет цветов, выполненного в технике «Торцевание». Корабль «Навстречу мечте» из конфет, изготовленный Абрамовских Кристиной и Таранко Олесей занял так же 1 место. Костова Дарья, с работой в технике TUNNEL BOOK, так же стала победительницей.
Закрепить у школьниц интерес к изучаемому материалу помогают мои советы сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь, или как красиво оформить купленный подарок. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся. Выпускница школы, умеющая рукодельничать, сможет и заработать, станет и умелой хозяйкой в доме.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.
Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников иногда могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого я стараюсь показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.
Мои ученики, успешно окончив школу, хорошо адаптируются в новых коллективах.
Сегодня, опираясь на свой 19-летний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.д. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, воспитывать трудолюбие, и развивать творческие способности учащихся.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение детской души, делает её духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
2. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
3. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно — деятельностные технологии обучения.
4. Технология. Обслуживающий труд: 7класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., с уточ. – М.: Вентана Граф, 2008.