«Эффективное введение эпистемотеки в образовательное пространство школьников»
Я думаю, что учителя технологии на своих уроках сталкиваются с теми же проблемами, что и все предметники:
— низкая мотивация детей к учебной деятельности;
— неумение самостоятельно организовать свою и коллективную деятельность;
— низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Современные образовательные стандарты и насыщенная информационная среда требуют от нас подготовить не просто информированного человека, а личность, способную понимать информацию, выстраивать коллективную деятельность для достижения конечного результата. У человека будущего, с моей точки зрения, необходимо формировать способность воображения.
Традиционная классно-урочная система строится на планировании, когда педагог четко продумывает этапы урока, кого он опросит, какие знания, умения, навыки сформирует у учащихся в итоге. Я расскажу вам о другой форме построения урока – написание сценария урока-фильма для развития мышления, воображения, способности к коммуникации и самоорганизации детей, как основы эпистемотеки.
Что же такое эпистемотека?
Происхождение слова «эпистемотека» связано с древнегреческим словом «эпистеме», что означает знание. Эпистемотека, или ЗНАНИЕТЕКА, — это современная образовательная модель работы со знанием. Она может создаваться с учетом всех тех ресурсов, которые уже существуют в интернет-пространстве, а может формироваться вами в виде созданных учениками обучающих фильмов, опять же с привлечением информационной среды.
Суть технологии первого варианта – это работа школьников на образовательном портале w.w.w.epistemoteka.ru под руководством учителя над решением насущных экономических, образовательных и других проблем с целью формирования собственного мнения в процессе общения, обсуждения с другими участниками на портале. Это интеллектуальная работа со знаниями, так как в пространство эпистемотеки можно вбросить любой свой вопрос, и на него не просто помогут найти ответ, но и совместно выработать совершенно новое знание – такое, которого еще ни у кого нет. Поскольку в интернет — пространстве могут принимать участие все школьники, независимо от места обучения, то эпистемотека расширяет поля коммуникации школьника, которые больше не ограничены стенами школы. Однако, для такой работы современная школа должна быть соответствующим образом дидактико-методически и инфраструктурно оснащена.
Я расскажу о втором варианте формирования эпистемотеки, потому что данный способ организации действия учеников 5-8-х классов выводит их к старшему школьному возрасту на проектную деятельность.
Суть технологии — написание учителем сценария урока для снятия по нему обучающего фильма учениками самостоятельно.
Сценарий включает в себя:
— постановку задачи;
В фильме, который мы будем смотреть, следующая задача : научиться снимать мерки с фигуры , правильно их записывать, научиться мысленно определять основные линии фигуры человека.
— последовательность действий, ведущих к получению результата;
1. Краткое сообщение о фартуке и его пользе.
2. Правила определения основных линий фигуры человека.
3.Приспособления для измерения фигуры.
4.Сообщение об отделке и моделях фартука.
— представление конечного продукта:
5.Дефиле: демонстрация фартуков, изготовленных руками учеников
Далее — ученики снимают фильм самостотельно.
Способность организации действия (умения учиться), как и другие способности, развивается поэтапно: вступая в коллективно распределённую деятельность, дети начинают понимать тонкости организации и принимать на себя функции, обеспечивающие эту деятельность. Вначале (до момента снятия фильма) – это совместная работа учителя и ученика: постановка цели, определение задач, способов достижения результата, планирование времени, анализ достигнутого результата. Обучение проводится в процессе организации совместного дела. Затем дети организуют свои действия, используя опыт предыдущего этапа в качестве образца, когда учитель помогает выделить главные функции. Описание этих функций позволяет детям воспроизвести их на материале нового дела самостоятельно. И, наконец, дети самостоятельно организуют свои и коллективные действия — снимают обучающий фильм. На этом этапе учитель выполняет роль консультанта
Создание обучающих фильмов, своей эпистемотеки, решает несколько проблем.
Во-первых, главное, создается реальная основа учебного процесса – собственная деятельность школьника, а именно: мышление, воображение, понимание, способность к коммуникации и самоорганизации действий и деятельности, создание команды для разработки и реализации исследовательских программ и проектов.
Во-вторых, накапливается дидактический материал, ведь созданные фильмы можно использовать в дальнейшем неоднократно.
В-третьих, организуется коллективное мышление учащихся, направленное на получение нового знания, они учатся ставить и решать проблемы.
Работая на портале «Эпистемотека», вы сможете резко расширить поля коммуникации, выводить учащихся к границам современного знания и показывать, что сегодня человечество в принципе знает, а чего оно не знает;
И все это проделывать с любой школьной аудиторией, а не только с отдельно взятыми одаренными детьми.