Сценарий «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии средствами оригами»

Бесман С.Н. идентификатор: 218-176-696

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии средствами оригами.

Первые поделки из бумаги, которые мы делали в детстве,- пилотки от солнца, самолетики, кораблики. Они совсем не сложные. Однако, какими бы простыми они не были, их надо складывать умело, надо знать технологию изготовления таких фигурок. Помогает научиться такому бумажному конструированию оригами – искусство складывания из бумаги.

В разных странах мира навыки складывания таких фигурок передаются ребятами из рук в руки. Делай как я – и все получится! Если сложить у бумажного самолетика крылья криво, «на глазок», то полетит он носом вниз, в землю. Настоящие самолеты строят по чертежам. В оригами тоже есть такие чертежи, рисунки. Если им следовать, фигурка получится точной, красивой и аккуратной.

Бумажным изобретательством увлекаются не только дети. Оригами оставило след в биографии Леонардо да Винчи, говорят, что он первым сложил из бумаги летающую модель. А так же в биографиях наших великих соотечественников – Льва Николаевича Толстого (1828-1910) И Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938). В музее – усадьбе «Поленово» среди экспозиций хранятся четыре бумажные птички, сложенные руками писателя Льва Николаевича Толстого для детей – сына и трех дочерей.

Творчество — это создание чего-то нового, совсем неизведанного. В настоящее время исследования ученых говорят о том, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма и нужно использовать эти возможности, которые дала ему природа. Хороший учитель умеет видеть задатки креативности в детях. Одной из важнейших задач его является развитие творческих способностей обучающихся.

Как их развивать и совершенствовать? На занятиях технологии оригами является значительным средством раскрытия творческого потенциала ребенка. Необходимо исходить из уже проявленных ребенком способностей, ведь к 5 классу у него появляется небольшой, но собственный опыт работы с бумагой. Учителю надо только пробудить у него потребности к изобретательству. Сначала это будет спонтанный шаг, но затем под умелым руководством учителя творческий потенциал ребенка может развиться.

Развивая творческое начало у обучающихся, ставя перед ними определенные задачи, надо максимально использовать их интерес к заявленной теме. На своих занятиях я вижу неподдельный интерес к оформлению и сервировке стола. Умение расставлять посуду, складывать салфетки, изобретая собственные варианты оформления стола (чайный, юбилейный, праздничный, детский и т. п.), а также новые виды техники складывания салфеток позволяют поддерживать интерес к этой теме на высоком уровне. Кроме интереса, для достижения успеха учителю необходимо работать над формированием мотивационной сферы обучающихся. По данным психолого-педагогической службы лицея, на занятиях технологии у обучающихся уровень познавательной мотивации довольно высок. Большая часть этого успеха достигнута благодаря использованию оригами. Занятия по темам: «Цветы», «Вазы», «Подарки», «Валентинки», «Как правильно накрыть стол» и другие вряд ли кого оставят равнодушными, потому что большинство выполненных работ – подарки.

Свежие документы:  Конспект урока по труду "Конструирование из бумаги" 1 класс

«Уметь делать» — это означает, что человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобретать необходимые знания и умения, правильно ставить цель и в соответствии с нею и реальными условиями определять конкретные способы и средства ее достижения.

Формирование творческих способностей учеников требует от учителя упорной и кропотливой работы. Каждого конкретного ребенка надо готовить к достижению больших результатов по технологии в течение многих лет. Вот здесь преимущество оригами перед другими видами творчества неоспоримо, ведь вечная тема «хочу» и «смогу» в оригами проявляется очень быстро: конечный результат появляется здесь и сейчас, а это очень важно для нетерпеливого подростка.

Основными признаками творческих способностей обучающихся являются: оригинальность мышления, развитая интуиция, хорошая память, способность рисковать, высокие эстетические ценности, гибкость ума, богатое воображение, изобретательность и т.д. На каждом этапе обучения оригами, процесс выполнения творческих проектов предполагает не только комплексное использование обучающимися изученного на уроках технологии материала, но и опору на знания и умения, полученные в начальной школе, на свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для формирования у подростков таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций обучающихся, их творческого потенциала.

Под понятием творчества (креативности), американский ученый Фромм предложил следующее определение: «Это способ удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата (хотя это важная составляющая), а характеристики и процессы, активирующие творческую продуктивность. Их и надо использовать педагогу для самоанализа результатов работы по развитию творческих способностей обучающихся.

Все мы знаем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Появилась идея необычного инсценирования. На занятиях специального курса по оригами, мы с ребятами изготовили персонажей к этой сказке, устроили конкурс «на лучшего актёра». Победители конкурса показали наш спектакль на празднике. Так родился наш театр «Журавлик счастья». В постановке спектакля мне оказывает помощь Аркина Галина Александровна – педагог дополнительного образования лицея, с которой сотрудничаем не один год. Все спектакли готовим вместе. Актерами являются ученики 5-7 классов. На занятиях кружка мы с ребятами подбираем чертежи, схемы для складывания фигурок, а затем изготавливаем тех персонажей, которые используются в наших спектаклях.

Со своим мини-спектаклем приняли участие в IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» в номинации «кукольный театр» заняли 2 место. В I Сибирском фестивале «Волшебный мир оригами России» так же заняли призовое место. Учащиеся лицея вот уже 4 года принимают участие в международных конкурсах и фестивалях по оригами под названием «Дерево Мира», которые проходили в Польше, Бразилии, Израиле, Аргентине и наши дети становились дипломантами.

Свежие документы:  Разработка урока алгебры (сценарий) в 8 классе на тему «Теорема Виета»

Лицеисты участвуют во всех проводимых тематических выставках, работы ребят можно увидеть в фойе и в кабинетах лицея. Это картины и другие изделия в интерьере дома, выполненные средствами техники оригами.

Предлагаю вашему вниманию сценарий спектакля «Курочка Ряба»





Сценарий спектакля – оригами

« Курочка Ряба»


Выходит ведущий


Ведущий Думают взрослые, думают дети,

Ученые думают, нахмурив лицо:

Кто же вперед появился на свете –

Курица или яйцо?


В далекой деревне за лесом и речкой

Живут – поживают себе Дед да Баба.

И с ними живет в уголочке за печкою

Ничем не приметная Курочка Ряба


( появляется Баба)


Баба Что приготовить Деду на обед?

Яйцо вкрутую? Может быть, омлет?

А может, гоголь – моголь размешать,

И с теплым хлебушком к столу его подать?


( входит Дед)


Дед Омлет, глазунья, тот же гоголь-моголь!..

Яиц наелся я уж этих вдоволь!

Ты приготовь свининки иль говядинки,

А лучше бы отведал я – курятинки! (намек)


(Входит Курочка Ряба, прислушивается)


Баба На что ты.Дед, тут хитро намекаешь?

Уж не на курочку ли нашу ты киваешь?

Не смей и думать, этакой злодей!

( в сторону) Ну, все не так у нас, как у людей!


Курочка Ряба О чем вы спорите? Ведь я для вас подмога!

Я выручаю вас все время понемногу!

Продай – ка, Баба, ты моих яиц корзинку.

И Деду купишь на обед свининку!


Баба И то ведь верно! Умница ты, Ряба!

( Деду) Вот рассуждать как правильно-то надо!

(уходит)


Дед Да, Ряба, хоть ты и курица, однако,

Но у тебя мозги, какие надо!

Не зря тебя мы держим, кормим, поим,

И добрым словом, уж поверь, тебя мы вспомним!


Курочка Ряба Да, жить в деревне нынче, ко – ко – ко,

Совсем – совсем уж стало нелегко!

А пенсия – как клювик мой мала!

Дед ( вздыхая) Да Ряба, вот такие вот дела!


Баба Смотри-ка, Дед!, смотри, что принесла!


Дед Ну что особенного, Бабка, ты нашла?


Баба Глазам не верю! Вот так чудеса!

Яйцо златое Ряба нам снесла!


Дед ( свистит Рябе) И что с ним делать, Ряба, дай ответ!

У нас ломбарда – то в деревне нет!


Курочка Ряба Вам что ни сделай, все для вас не так!

Яйцо златое- это не пустяк!


Дед А ну-ка, Ряба, выйдем на крыльцо,

Решим, что делать с золотым яйцом!

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Кулинария" 7 класс

( уходят)


Баба (рассматривая яйцо) Ну, чудеса! И что же делать с ним,

С яичком этим золотым?

Наверно, зубы вставлю – тут и тут…

Да нет, в деревне засмеют!

Иль в город съездить, переплавить на колье…

Опять же скажут – ты в своем уме?

(манипулирует яйцом, разглядывая его , яйцо падает, катится в кулису.

Баба за ним. Сразу же выходит и «выносит» Яйцо – оригами)


Баба (удивленно)


О! Как яйцо златое изменилось,

Как будто выросло оно, преобразилось!

На что мне золото, куда его девать?

Мне б содержимое яйца скорей достать!

( берет сковородку, замахивается)


Яйцо Э-эй! Ты что, разбить меня решила?

Откуда в тебе, Бабка, столько силы?!

Ты сковородку об меня согнешь,

А скорлупы моей не разобьешь!


(входят Дед и Курочка Ряба)


Баба Смотри-ка, Дед, яйцо не разобью!..


Дед Так я те, Бабка, мигом подсоблю!

Мы с этим монстром справимся сейчас,

Ох, и яичница получится у нас!


( намахивается скалкой, яйцо не поддается)


Курочка Ряба Кудах- тах-тах! Вы что, сошли с ума?

Свое яйцо я защищу сама!


( раскинув руки, закрывает яйцо. Незаметно выходит Мышь, выглядывает)


Яйцо Со свету сжить меня хотят совсем!

Ну чем же досадило – то я всем!

( Деду, Бабке)

Вы порешайте меж собою, что к чему

А я пока что хоть чуть- чуть передохну.


(Дед и Баба садятся на стулья, беседуют, Курочка Ряба около

них, яйцо лежит на столе. Мимо проходит Мышь.)


Мышь От меня, яичко, ты не убежишь,

Ты сейчас узнаешь, кто такая Мышь!

Я проворна, я вертлява, я смела!

Раз! И со стола тебя смела!

(Хвостиком смахивает Яйцо на пол, то разваливается на две половинки,

Мышь в испуге замирает в стороне.)


Курочка Ряба Куда-куда! Какой пассаж! Беда! Беда!

Бабка, Дед! Скорей идите сюда!

( на мышь) Чего ты здесь хвостом своим вертела?


Мышь Вам честно говорю – я не хотела!

Я просто бегала, играла, веселилась,

Хвостом задела, и Яйцо свалилось!


Дед А-а-а-а! что делать нам, как быть?!

Яичко нам теперь не возвратить!


Баба Мы так мечтали побогаче стать,

На море хоть разок позагорать!


Курочка Ряба Не плачте, Дедка с Бабкой, видно вам

Яйцо из золота пришлось не по зубам!

Я вам пойду, снесу яйцо другое,

Не золотое, а совсем простое!


Баба Нас успокоила, спасибо, тебе Ряба.

И с нами будешь жить, как прежде, рядом!


Дед Вот именно! Ну, а насчет загару –

На огороде полно солнца даром!


Мышь И вновь в семье настали гладь и тишь.

Со всей ответственностью говорю я, Мышь!


(поклон и уход)



















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: