Цели урока:
образовательная – научить правильному соединению нагрудника с поясом и нижней частью фартука; формировать умение пользоваться инструкционными картами;
развивающая – развивать самостоятельные исполнительские умения, логическое мышление, координацию движения рук;
воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
швейные машины, утюг, гладильная доска;
ножницы для ткани, булавки, иглы, нитки, мелок или мыло;
детали кроя.
Дидактическое обеспечение:
учебник: ‘Технология. Обслуживающий труд. 5 класс» под редакцией В.Д. Симоненко;
рабочая тетрадь;
инструкционные карты;
образец изделия – фартук;
материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания; тест;
иллюстрации русского и калмыцкого национальных костюмов.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, ИКРК.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Первичная проверка усвоения знаний.
Практическая работа.
Итог урока.
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.
Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
Учитель. Здравствуйте девочки. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Итак, начинаем…
сообщение темы и цели урока, мотивация деятельности учащихся.
Учитель. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо отгадать русскую народную загадку: «Надену — ободом сведет,
Сниму — змеей упадет,
Тепла не дает, а без него холодно».
Молодцы, верно, это пояс.
Тема сегодняшнего урока: «Соединение нагрудника с поясом и нижней частью фартука». Цель нашего урока: научиться правильному соединению нагрудника с поясом и нижней частью фартука.
2. Актуализация знаний.
2.1 Проверка знания материала прошлых занятий по карточкам-заданиям (Приложение 1):
«ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕНА»
Вставь пропущенные гласные буквы и сможешь прочитать названия различных технологических терминов.
В-Л-КН- ТК-Ч-СТВ-
ПР-Д-Н- — П-П-Р-ЧН- — Н-ТЬ
ТК-НЬ Д-Л-В- — Н-ТЬ
П-Р-ПЛ-Т-Н- — Б-Л-ВК-
( волокно, ткачество, прядение, поперечная нить, ткань, долевая нить, переплетение, булавки).
«ЭРУДИТ»
Необходимо расшифровать названия различных технологических терминов.
И | Т | К | А | Ш | |
Ь | У | Т | О | К | Е |
Х | Л | О | П | Ш | Л |
С | Т | Е | Ж | О | К |
Ш | Р | Ш | О | В | Р |
Е | О | С | Н | О | О |
Р | Ч | К | А | В | М |
С | Л | Е | Н | А | К |
Т | Ь | И | Г | Л | А |
(шов, шелк, кромка, хлопок, нитка, шерсть, игла, лен, стежок, уток)
2.2. Беседа по вопросам:
1. К какому виду одежды относится фартук? (Производственный вид одежды).
2. Для чего предназначен этот вид одежды? ( Защищает одежду работающего от загрязнения).
3. С какой целью мы с вами в этом учебном году изготавливаем именно этот вид одежды? (С целью использования в качестве спецодежды в 6-7 классе).
4. Где еще нашел свое применение фартук? (в национальных костюмах разных национальностей: татарском костюме, украинском, мордовском, чувашском и т.д., не так давно являлся он частью школьной формы: белый фартук для торжественных случаев и черный для повседневной носки).
5. Из каких деталей состоит фартук? (нижняя часть, нагрудник, бретели, карманы, пояс.)
3. Изучение нового материала.
Сообщение познавательных сведений.
Учитель. Давайте обратимся к истории создания одежды. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный на талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо надевать — появились передники, юбки, брюки (в настоящее время юбки и брюки называются поясными изделиями.
Пояс является обязательной частью традиционного костюма. В русском костюме поясу придавалось огромное значение, он давался каждому при крещении. Ходить без пояса, а особенно молиться, считалось неприличным. Пояс был также частью многих обрядов, например, свадебного. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от наговора, лихих людей. Девушки носили на поясе вышитые карманы — так называемые лакомники, женщины — кошельки для денег, мужчины — гребни, кисеты.
В национальном калмыцком костюме тоже присутствует пояс. Его носили мужчины, мальчики и девушки. Пояса были как простые, так и богато украшенные серебром.
Пояс является и частью одежды и самостоятельным аксессуаром в зависимости от назначения. В нашем случае пояс соединит нагрудник с нижней частью фартука, а во время эксплуатации готового изделия позволит держаться нашему фартуку на линии талии.
Вводный инструктаж.
Учитель. Соединение нагрудника, пояса и нижней части – наиболее трудная и ответственная часть работы по изготовлению фартука. А сейчас нам предстоит подробно узнать о соединении нагрудника с поясом и нижней частью фартука. И в этом нам поможет инструкционная карта
Последовательность выполнения работы:
1. Отмечаем середину пояса, нагрудника и нижней части фартука мелом. Кладем перед собой нижнюю часть фартука изнаночной стороной к себе. Накладываем нагрудник на нижнюю часть фартука лицевой стороной к себе. Накладываем крой пояса на нагрудник изнаночной стороной к себе.
2. Совмещаем верхний срез нижней части фартука с нижним необработанным срезом нагрудника и одной стороной пояса. При помощи булавок скалываем их между собой. Сметываем все детали фартука на расстоянии 1 см от верхнего среза. Стачиваем. Удаляем нитки сметывания.
3. Отворачиваем пояс с нагрудником вверх. Перегибаем пояс так, чтобы совместились его стороны. Заметываем и обтачиваем концы пояса до боковых срезов фартука. Срезаем припуски шва в уголках, оставив 0,3 см.
4. Выворачиваем концы пояса на лицевую сторону. Подгибаем второй срез пояса на лицевую сторону нижней части фартука на 1 см. Заметываем, закрывая шов притачивания на 0,2 см.
5. С лицевой стороны прокладываем машинную строчку в шов притачивания пояса. Удаляем стежки сметывания, приметывания, и приутюживаем пояс.
(Разбираем последовательность соединении нагрудника с поясом и нижней частью фартука. По ходу показываю и объясняю поузловую обработку).
4. Физкульминутка.
Учитель. А сейчас мы немного отдохнём.
«Лебеди летят, крыльями машут,
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся».
И.п.: руки в стороны; 1-2 — руки вверх; 3-4 — руки вниз; 5-6 — присесть, обнять колени; 7 -8 — посмотреть направо, налево; 9-10 встать, руки за спину, поднять голову; 11-12 тихо сесть за парту.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
Учитель. Для плодотворной работы на сегодняшнем уроке нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили сегодня на уроке, и ответить на ряд вопросов.
Кто мне подскажет, в какой последовательности выполняют соединения нагрудника с поясом и нижней частью фартука? С помощью чего будем выворачивать концы пояса на лицевую сторону?
Молодцы, совершенно верно!
6. Практическая работа
1. Инструктаж по технике безопасности.
Учитель. Сегодня мы будем выполнять ручные, машинные, влажно-тепловые работы. Перед началом работы нужно вспомнить правила по технике безопасности. (Дети называют правила ТБ)
— Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку (булавку).
— Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечку и ни в коем случае не брать их в рот, не вкалывать в одежду.
— Кусочки сломанной иголки собрать и сдать учителю.
— Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
— Передавать ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.
При работе на швейной машине.
— Соблюдать особую осторожность в отношении всех движущихся частей швейной машины.
— Не производить чистку и смазку машины на ходу.
— На платформе должны находиться только обрабатываемые детали.
— Перед началом шитья на машине в изделии не должно быть булавок или игл.
При влажно-тепловой обработки.
— Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
— Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.
— Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике
— Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур.
— Ставить утюг на специальную подставку.
— Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.
2. Целевые обходы рабочих мест учащихся:
— Обход с целью проверки начала выполнения работ;
— Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;
— Обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
— Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.
3. Самоконтроль. Во время работы учащиеся осуществляют самоконтроль по проверке качества в соответствии с инструкционной картой:
1. Равномерность ширины концов пояса.
2. Правильно ли вывернуты углы
3. Качество прокладываемой строчки.
7. Итог урока.
Учитель. Итак, мы с вами познакомились с историей появления пояса. Познакомились с технологией соединения нагрудника с поясом и нижней частью фартука. Выполнили практическую работу. Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
(Аргументирование и выставление оценок в классный журнал и в дневники учащихся).
8. Сообщение и комментирование домашнего задания.
Учитель. Устно опишите технологию соединения нагрудника с поясом и нижней частью фартука маме, бабушке или младшей сестренке. Повторение — мать учения. Прочитайте & 14, стр. 76-78, ответьте на вопросы.
9. Уборка рабочих мест.
Приложение 1
«ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕНА»
Вставь пропущенные гласные буквы и сможешь прочитать названия различных технологических терминов.
В-Л-КН- ТК-Ч-СТВ-
ПР-Д-Н- — П-П-Р-ЧН- — Н-ТЬ
ТК-НЬ Д-Л-В- — Н-ТЬ
П-Р-ПЛ-Т-Н- — Б-Л-ВК-
«ЭРУДИТ»
Необходимо расшифровать названия различных технологических терминов.
И | Т | К | А | Ш | |
Ь | У | Т | О | К | Е |
Х | Л | О | П | Ш | Л |
С | Т | Е | Ж | О | К |
Ш | Р | Ш | О | В | Р |
Е | О | С | Н | О | О |
Р | Ч | К | А | В | М |
С | Л | Е | Н | А | К |
Т | Ь | И | Г | Л | А |
В приведенной таблице зашифровано 10 слов.