Технологическая карта по труду «Материаловедение» 5 класс

Технологическая карта урока технологии в 5 классе _____._____. 20____г.

Тема урока: Материаловедение. Растительные волокна: хлопок и лен.

Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. Полотняное переплетение в хлопчатобумажных тканях.

Тип урока:

Комбинированный

Цель урока

создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из растительных волокон;

создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей;

создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятия: волокна растительного происхождения; систематизировать и дополнить знания о волокне, пряже и прядении, ткани и ткачестве;

Научить: определять направление уточной и долевой нити; лицевую и изнаночную стороны ткани; выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.

Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

— волокна растительного происхождения,

— прядильное, ткацкое, отделочное производства.

Уметь:

— определять направление уточной и долевой нити,

— определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

— выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.

Личностные

Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование.

Нравственно – этическое оценивание.

Метапредметные

Коммуникативные

Коррекция высказанных мнений. Определение целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.

Регулятивные

Целепологание, планирование, прогнозирование. Контроль . Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. .Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся.

Межпредметные связи

История, информатика и ИКТ, русский язык и литература.

Ресурсы урока

Презентация «Швейное материаловедение», Схема «Классификация текстильных волокон», игра «ЛОТО», тест по теме «Материаловедение», таблица «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», табличка – фиксация знания и незнания.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

УМК

Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.- М.: ДРОФА, 2014.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 2 мин.

Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований.


Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм


3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? В учебнике в данном разделе есть схема «Классификация текстильных волокон». Посмотрите на нее и скажите, на какие две группы делятся все волокна? А натуральные волокна на какие подгруппы подразделяются? Приведите примеры волокон растительного происхождения. Исходя из этой схемы сформулируйте тему и цели нашего урока.



Дети отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока.

Схема «Классификация

текстильных волокон».

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

4

Актуализация знаний,

3 мин.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

— Как вы думаете, нужно ли знать каждой девочке, какие бывают ткани, из каких волокон их производят, как правильно ухаживать за одеждой из разных тканей?

— На экране термины к сегодняшнему уроку, посмотрите на них вдумчиво и скажите, какой, по вашему мнению, является главным?

— Как вы думаете, что изучает наука «материаловедение»?

Отвечают на вопросы, в ходе разрешения проблемной ситуации, выводят понятие «материаловедение», которое является названием раздела, который они будут изучать на протяжении нескольких уроков.

На экране термины по материаловедению.

Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения.


Метапредметные: способность к рассуждениям.



Личностные: умение ясно излагать свои мысли.

5

Первичное усвоение новых знаний, 20 мин.

«ЗИГЗАГ»

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Дети делятся на пары для взаимообучения, читают текст, задают друг другу вопросы.

Тексты «Историческая справка о производстве хлопчатника», «Историческая справка об использовании льна»,

Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей.


Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку.

Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи.

6

Первичная проверка понимания, 5 мин.

Учитель раздает карточки лото с вопросами и ответами.

Детям нужно закончить предложения.

Презентация «Как ткани ткут и нити прядут»,

Игра «ЛОТО»

Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения.


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

7

Первичное закрепление, 5 мин.

Учитель предлагает тест по теме урока

Отвечают на вопросы теста

Тест по теме «Материаловедение».

Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений


12

Практическая деятельность учащихся,

Лабораторно – практическая работа,

45 мин

Нацеливает учащихся на практическую работу.

Консультирует, направляет деятельность учащихся, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Практическая работа №1 «Определение в ткани направления нитей основы и утка», Практическая работа№2 «Определение лицевой и изнаночной стороны».




Исследование образцов ткани, определяем ткани на сминаемость, осыпаемость, запах при горении, заполняют таблицы свойств. Заполняют таблицу «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», приклеивают образцы тканей в тетрадь.

Таблица «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани».

Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка».

Порядок выполнения работы:

Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).

Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.

Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?

Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?

Какая нить тянется больше, а какая меньше?

Все ответы запишите в таблицу.

Предметные: определение свойств ткани, самостоятельное вы-полнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации




Метапредметные: умение сравнивать , делать выводы.

Личностные: воспитывать аккуратность, умение работать в парах.

13

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений,

3 мин.

Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся, помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей),

формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.


Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин.

Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Выполнить дома работу по собственному выбору:

Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий. Темы коллекций могут быть разнообразными:

«Разновидности тканей по волокну»,

«Разновидности тканей по назначению»,

«Разновидности тканей по способу отделки» и т. д.

Подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: Хлопчатобумажные и льняные ткани».

Подготовить интересные сообщения по данной теме.

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях.


Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом.

Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

15

Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).



Заполняют таблицу в тетради

Понятие Знала Узнала Хочу узнать

Табличка – фиксация знания и незнания.

Предметные:

формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности.

Метапредметные: умение анализировать и делать выводы.

Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу.

Свежие документы:  Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: