Тема урока: Материаловедение. Растительные волокна: хлопок и лен.
Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. Полотняное переплетение в хлопчатобумажных тканях.
Тип урока: Комбинированный | Цель урока | создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из растительных волокон; создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей; создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы. |
Задачи урока: | Образовательные: сформировать понятия: волокна растительного происхождения; систематизировать и дополнить знания о волокне, пряже и прядении, ткани и ткачестве; Научить: определять направление уточной и долевой нити; лицевую и изнаночную стороны ткани; выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани. |
Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы. |
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего. |
Планируемые результаты | Предметные | Знать: — волокна растительного происхождения, — прядильное, ткацкое, отделочное производства. Уметь: — определять направление уточной и долевой нити, — определять лицевую и изнаночную стороны ткани. — выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани. |
Личностные | Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно – этическое оценивание. |
Метапредметные | Коммуникативные | Коррекция высказанных мнений. Определение целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями. |
Регулятивные | Целепологание, планирование, прогнозирование. Контроль . Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Познавательные | Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. .Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся. |
Межпредметные связи | История, информатика и ИКТ, русский язык и литература. |
Ресурсы урока | Презентация «Швейное материаловедение», Схема «Классификация текстильных волокон», игра «ЛОТО», тест по теме «Материаловедение», таблица «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», табличка – фиксация знания и незнания. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 2 мин. | Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин. | «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ» Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? В учебнике в данном разделе есть схема «Классификация текстильных волокон». Посмотрите на нее и скажите, на какие две группы делятся все волокна? А натуральные волокна на какие подгруппы подразделяются? Приведите примеры волокон растительного происхождения. Исходя из этой схемы сформулируйте тему и цели нашего урока.
| Дети отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока. | Схема «Классификация текстильных волокон». | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
4 | Актуализация знаний, 3 мин. | ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. — Как вы думаете, нужно ли знать каждой девочке, какие бывают ткани, из каких волокон их производят, как правильно ухаживать за одеждой из разных тканей? — На экране термины к сегодняшнему уроку, посмотрите на них вдумчиво и скажите, какой, по вашему мнению, является главным? — Как вы думаете, что изучает наука «материаловедение»? | Отвечают на вопросы, в ходе разрешения проблемной ситуации, выводят понятие «материаловедение», которое является названием раздела, который они будут изучать на протяжении нескольких уроков. | На экране термины по материаловедению. | Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения. | Метапредметные: способность к рассуждениям.
Личностные: умение ясно излагать свои мысли. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, 20 мин. | «ЗИГЗАГ» Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. | Дети делятся на пары для взаимообучения, читают текст, задают друг другу вопросы. | Тексты «Историческая справка о производстве хлопчатника», «Историческая справка об использовании льна», | Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. | Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку. Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи. |
6 | Первичная проверка понимания, 5 мин. | Учитель раздает карточки лото с вопросами и ответами. | Детям нужно закончить предложения. | Презентация «Как ткани ткут и нити прядут», Игра «ЛОТО» | Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
7 | Первичное закрепление, 5 мин. | Учитель предлагает тест по теме урока | Отвечают на вопросы теста | Тест по теме «Материаловедение». | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | |
12 | Практическая деятельность учащихся, Лабораторно – практическая работа, 45 мин | Нацеливает учащихся на практическую работу. Консультирует, направляет деятельность учащихся, следит за соблюдением правил техники безопасности. Практическая работа №1 «Определение в ткани направления нитей основы и утка», Практическая работа№2 «Определение лицевой и изнаночной стороны».
| Исследование образцов ткани, определяем ткани на сминаемость, осыпаемость, запах при горении, заполняют таблицы свойств. Заполняют таблицу «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», приклеивают образцы тканей в тетрадь. | Таблица «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани». Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка». Порядок выполнения работы: Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку). Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь. Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая? Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая? Какая нить тянется больше, а какая меньше? Все ответы запишите в таблицу. | Предметные: определение свойств ткани, самостоятельное вы-полнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
| Метапредметные: умение сравнивать , делать выводы. Личностные: воспитывать аккуратность, умение работать в парах. |
13 | Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений, 3 мин. | Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся, помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. | | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин. | Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Выполнить дома работу по собственному выбору: •Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий. Темы коллекций могут быть разнообразными: «Разновидности тканей по волокну», «Разновидности тканей по назначению», «Разновидности тканей по способу отделки» и т. д. •Подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: Хлопчатобумажные и льняные ткани». •Подготовить интересные сообщения по данной теме. •Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях. | Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин. | Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
| Заполняют таблицу в тетради Понятие Знала Узнала Хочу узнать | Табличка – фиксация знания и незнания. | Предметные: формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. | Метапредметные: умение анализировать и делать выводы. Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу. |