Предмет: технология
Учебник: Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. — 4-е изд., Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Тема: «Аппликация из цельных нитей». Раздел «Текстильные материалы».
Цель: создать условия для овладения приёмом выкладывания узоров из цельных нитей.
Задачи:
Обучающая: формирование умения изготавливать аппликацию из цельных нитей по рисунку, планировать и выполнять технологические операции (деление окружности на 6 частей с помощью циркуля, создание узора без отрыва карандаша от бумаги и без пересечения линий, выкладывание простого узора из цельной шерстяной нити, используя клей ПВА).
Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развитие художественных и конструкторско- технологических способностей обучающихся.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку технологии путём вовлечения каждого в активную деятельность; ответственности за результат учебного труда; самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности .
Тип урока: урок «открытия» нового (урок-практикум).
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник Проснякова Т.Н. Технология. «Уроки мастерства», клей, кисточка, цветной или белый картон для основы, клубок шерстяных ниток, циркуль, карандаш, компьютер, проектор.
Класс: 3
Учитель начальных классов: Бударина Галина Борисовна, высшая категория, МОУ «СОШ № 103».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Метапредметные (УУД) и личностные результаты | |
1 | Самоопределение к деятельности. | Организует диалог: — Прочитайте изречение французского философа и писателя. Мир дан человеку как загадка, которую следует разгадать. Жорж Батай — Как вы понимаете данное высказывание? — Хотели ли бы вы сегодня вместе разгадать одну маленькую загадку необъятного мира?
— Какие законы совместной работы мы с вами должны помнить? |
Дети участвуют в диалоге.
| Коммуникативные: владение диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; определение способов взаимодействия в коллективе; умение сотрудничать в коллективе .
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные- смысловое чтение.
Личностные: самоопределение.
|
2
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Постановка учебной задачи. | — Пришла пора узнать, какая же загадка стоит перед нами сегодня. Послушайте стихотворение Марины Байковой «Снежные цветы».
— О каких снежных цветах идёт речь?
— Какого цвета снежинки?
— В истории были случаи, когда выпадал цветной снег. Воспользуйтесь знаниями курса «Окружающий мир» и объясните, от чего это зависит? Учитель обобщает и дополняет при необходимости ответы детей: — Верно снег может окрашиваться от примесей, которые находятся в воздухе из-за бурь (пыль, песок), из-за выбросов предприятий. В арктических и горных регионах снег выпадал розовым или даже красным из-за подкрашивания организмами, живущими между кристаллами (водорослями, например).
— Рассмотрите изображение снежинок в учебнике и найдите информацию о том, что общего у всех снежинок.
— Из какого материала можно сделать снежинку?
-Рассмотрите образцы снежинок, представленных на экране, и скажите, какую из них мы будем выполнять сегодня? Почему вы так решили?
— Чем эта поделка отличается от остальных?
— Как называется раздел, над которым мы сегодня начинаем работу?
— Как вы понимаете значение данного выражения?
— Чем надо воспользоваться, чтобы точно узнать значение слова?
— Воспользуемся Толковым словарём С.И. Ожигова.
— Как можно использовать данную поделку с использованием текстильных материалов?
Анализ изделия. — Рассмотрим подробнее изделие, для выявления особенностей его изготовления. — Какие материалы нам понадобятся? — Для чего нужен циркуль и карандаш?
— Что вы уже умеете делать?
— Какой этап работы при изготовлении снежинки может вызвать затруднение?
— Что предстоит нам сегодня сделать? Какова цель нашего урока?
| Ученик читает стихотворение: Белоснежными цветами забросала нас зима, Белоснежными цветами одарила нас сполна,
— Белого. Но на солнце могут переливаться разными цветами радуги.
Дети высказывают свои гипотезы.
Работа по извлечению информации из текста и иллюстраций учебника. — У всех снежинок 6 лучей.
— Из бумаги, из бусинок, из бисера, связать крючком и т.д.
Дети обосновывают свой выбор.
— В ней используются шерстяные нити.
— Текстильные материалы.
Приводят свои варианты ответов.
— Толковым словарём.
— Текстиль- изделия, выработанные из волокон и нитей.
— В качестве подарка, для украшения комнаты, ёлки, как подставку под горячее и т.д.
Дети участвуют в диалоге.
Для изготовления эскиза снежинки.
— Чертить окружность с помощью циркуля. — Делить окружность на 6 частей с помощью циркуля.
— Выкладывание цельной нити. Отрезать кусочки нельзя.
— Научиться выкладывать узор из цельной нити, т.е. делать аппликацию из цельных нитей.
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция.
Познавательные: общеучебные- поиск и выделение информации из текста и иллюстраций; логические- выявление сущности и особенности объектов; анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: саморегуляция; прогнозирование (составление плана); контроль; оценка; осуществление познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: логические- построение логической цепи рассуждений; действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы; общеучебные- самостоятельное выделение познавательной цели. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Открытие практического умения. — Догадались ли вы , что нужно сделать, чтобы выложить узор цельной нитью, не разрезая. Рассмотрите образец изделия.
— Что самое сложное?
— Найдите в учебнике ещё один совет для получения аккуратной работы.
Планирование предстоящей практической работы ( выстраивание последовательности изготовления изделия) — Представьте, как будет выглядеть ваша снежинка.
— В какой части работы можно проявить творчество и сделать что- либо по желанию?
— В учебнике дана часть инструкционной карты. Какие этапы её скрыты?
— Если мы дополним инструкционную карту, о чём она нам расскажет?
— Составим план наших действий, объединившись в группы. Пользуйтесь вашим помощником- учебником.
— В каком порядке будем выполнять работу?
Самостоятельно- практическая работа. — При работе с какими инструментами нужно помнить о технике безопасности?
— Напомните правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
-Организуйте свои рабочие места так, чтобы это было удобно и безопасно для вас и ваших товарищей.
|
— Рисовать узор не отрывая карандаша от бумаги.
— Запомнить «путь» карандаша, который надо повторить нитью. — Если нить достаточно толстая, лучше избегать пересечения линий.
— Можно выбрать цвет и форму картона, цвет нити, узор снежинки, но надо помнить , что снежинку должно быть хорошо видно, и она должна выглядеть как снежинка, а не как обычный узор.
— Те этапы, в которых показано то, что мы уже умеем делать ( чертить окружность, делить её на 6 частей).
— О последовательности действий при изготовлении снежинки.
Работа в группах с последующим обсуждением.
1. Выбрать основу. 2. Начертить окружность. 3. Разделить окружность на 6 частей. 4. Нарисовать узор снежинки, не отрывая карандаш от бумаги. 5. Нанести клей на начальную часть узора, приклеить часть нити, продолжить до завершения узора.
— При работе с циркулем и ножницами.
1. Надо соблюдать порядок на рабочем месте; 2.Перед работой проверить исправность инструментов и работать только исправными; 3.Ножницы надо класть кольцами к себе, а подавать – кольцами вперёд; 4.Нельзя оставлять ножницы и циркуль открытыми; 5.Хранить надо ножницы в чехле лезвиями вниз; 6.Нельзя играть ножницами и циркулем и подносить их к лицу; 7.Использовать ножницы и циркуль только по назначению.
Ученики организуют свои рабочие места.
Во время практической работы у некоторых детей могут возникать трудности. При необходимости дети работают в парах, объясняя друг другу сложные моменты. (Технология «Помощник») | Познавательные: общеучебные- извлечение необходимой информации путём наблюдения за готовым образцом, переработка информации; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; оформление мыслей в устной форме. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; общеучебные- смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе; умение выражать свои мысли. Регулятивные: прогнозирование, оценка, контроль, коррекция.
Коммуникативные: умение работать в паре. Регулятивные: саморегуляция; осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция. Личностные: самоопределение.
|
5. | Первичное закрепление во внешней речи. |
Обобщение. — Что нового узнали на уроке?
— Что новое вы научились делать на уроке?
— Что бы вы сейчас сделали по-другому? — Поделимся своим опытом с друзьями. | Уборка рабочих мест.
— Узнали о новом виде аппликации, о поделках из текстильного материала, о цветном снеге и красоте снежинок — «снежных цветов». — Делать аппликацию из цельных нитей.
Оформляют выставку работ. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли. Познавательные: логические- подведение под понятие, обобщение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
6. | Рефлексия деятельности. | — Предлагаю устроить выставку поделок и оценить готовые изделия по критериям: -оригинальность, -качество исполнения.
-Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достигнуть? — Оцените свою работу на уроке. (Технология «Линеечки») — Какую маленькую тайну огромного мира вы сегодня смогли разгадать? — Вы узнали много нового и своим творчеством сделали мир красивее, а значит урок не прошёл для вас даром. — Чтобы волшебство снежинок осталось с вами, насладитесь песней «Снежинка» из к/ф «Чародеи». | При обсуждении акцент делается на аккуратные оригинальные работы, на недочёты указывается в рекомендательной форме.
— Да, мы выполнили аппликацию из цельных нитей.
Дети оценивают свою работу на уроке.
— Каждая снежинка неповторима, но у всех снежинок 6 лучей. — Мы смогли увидеть красоту даже в маленькой снежинке. — смогли эту красоту отобразить в своих работах. | Личностные: самоопределение; смыслообразование; оценивание усваиваемого содержания, практической работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|