Ю.И. Селиверстов
Авторская образовательная программа
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ, ТЕХНИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ
Трудовое обучение
6 класс
Москва
2011
Селивёрстов Ю.И. Образовательная программа «Технология обработки конструкционных материалов, элементы машиноведения, техники и конструирования – 6 класс»
ГБОУ СОШ №323 ЗОУО ДО г. Москвы
Автор – Селивёрстов Юрий Иванович, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования РФ.
Рецензенты: доктор физико-математических наук,
профессор МПГУ Хотунцев Ю.Л.
методист по технологии ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы
кандидат педагогических наук Степаненков П.В.
Технология обработки конструкционных материалов.
Элементы машиноведения, техники и конструирования
6-й класс
Пояснительная записка
Программа «Технология обработки конструкционных материалов, элементы техники и конструирования» трудового обучения школьников 6-х классов имеет политехническую направленность. С учетом возрастных особенностей обучающихся решает следующие общие задачи:
— выработка у обучающегося осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
— воспитание трудолюбия, потребности в труде в сфере материального производства, уважение к людям труда, бережного отношения к общественному достоянию и родной природе;
— формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, применение знаний по основам наук в трудовой деятельности;
— расширение и углубление политехнического кругозора, развитие творческих способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук;
— ознакомление с общими научными основами и организационно- экономическими принципами современного производства в условиях рыночной экономики;
— развитие творческих и рационализаторских способностей в процессе включения в конструкторскую деятельность;
— ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых профессиональных интересов к определенным видам труда в материальном производстве.
Для формирования у обучающих общетрудовых, общетехнических и некоторых специальных знаний, умений и навыков программой предусматривается последовательный переход от освоения обучающимися технологическими приемами обработки различных конструкционных материалов ручным инструментами к управлению и освоению технологическими приемами на дерево и металлообрабатывающих станках (сверлильном, токарном станке по точению древесины, токарно-винторезном станке по металлу, настольном фрезерном), а также приемам работы ручным электроинструментом (ручная дрель, фрезер, шлифовальная машинка, маятниковый лобзик). Обучающиеся знакомятся с общими принципами устройства технологического оборудования учебных мастерских, его конструктивными особенностями, правилами и приемами управления и безопасной работы.
С целью усиления воспитательной направленности трудового обучения ведущая роль в программе отводится практическим работам, которая занимает примерно 75% учебного времени; остальное время отводится на изучение теоретического материала (сведения по технике, технологии, графической грамотности и др.) В программе содержится примерный перечень таких работ.
Особое внимание в программе уделено элементам графической грамотности, выполнению чертежей и эскизов деталей, изделий в соответствии с ГОСТом ЕСКД; составлению технологических карт на изготовлении того или иного изделия.
С целью развития творческих и конструкторских способностей обучающегося с использованием полученных знаний и приобретенные практические навыки в процессе освоения программы в каждом классе предусмотрены часы на проектную деятельность как индивидуально, так и коллективно в составе бригады (группы). В процессе работы над проектами, создание презентации активно используются компьютерные технологии.
Учащиеся VI класса должны ЗНАТЬ:
— строение древесины, виды пиломатериалов и листовых древесных материалов;
— общие требования ГОСТ ЕСКД, предъявляемые к чертежам;
— основные виды механизмов передач и преобразования движения, их условные обозначения на кинематических схемах;
— устройство токарного станка для точения древесины — СТД-120М, Правила организации труда и безопасности труда при работе на станке;
— основные элементы геометрии простого режущего инструмента, и правила безопасности при заточки режущего инструмента;
— основные виды столярных соединений;
— технологию точения древесины на СТД-120М;
— устройство, правила и приёмы измерения штангенциркулем;
— правила безопасности при работе с эпоксидным клеем;
— основные свойства металлов, их учёт при обработке;
— особенности графического изображения и разметки деталей из сортового проката;
— технологию прямоугольного проецирования;
— технологию рубки и разрезания металла слесарной ножовкой;
— технологию опиливания металла;
— принцип работы электрических двигателей постоянного тока, их устройство;
— источники питания электродвигателей, правила зарядки аккумуляторов;
— условные обозначения на электрических схемах, правила монтажа электрической схемы;
— правила безопасности труда при работе ручным столярным и слесарным инструментами и при работе с электрической дрелью.
УМЕТЬ:
— читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к деталям, поизводить деталировку;
— графически изображать основные виды механизмов передач вращательного движения, производить расчет передаточного числа механизма;
— осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов;
— в совершенстве владеть столярным и слесарным инструментами;
— работать ручной электрической дрелью;
— пользоваться измерительным инструментом – штангенциркулем ШЦ-1;
— выполнять основные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станке для точения древесины СТД-120М;
— уметь осуществлять контроль качества изготовляемых деталей и изделий;
— выполнять монтаж электрической схемы;
Тематический план
Количество часов | |||
всего | на теоретические занятия | на практические занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Технология обработки древесины | 26 | 10 | 16 |
1.Вводное занятие | 2 | 2 |
|
2.Сведения по материаловедению. Элементы графической грамотности | 4 | 2 | 2 |
3. Наладка ручных инструментов для обработки древесины | 2 | 1 | 1 |
4. Основные виды столярных соединений | 4 | 1 | 3 |
5. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 4 | 1 | 3 |
6. Элементы машиноведения. Понятие о машинах и механизмах | 2 | 1 | 1 |
7. Измерение деталей с помощью штангенциркуля | 2 | 1 | 1 |
8. Технология точения древесины на токарном станке | 6 | 1 | 5 |
Технология обработки металла, элементы техники и конструирования | 42 |
11 | 31 |
1. Основные свойства металлов, их учёт при обработке | 2 | 1 | 1 |
2. Понятие об обработки металла резанием | 2
| 1
| 1 |
3. Особенности графического изображения и разметки деталей из сортового проката | 2 | 1 | 1 |
4. Рубка и разрезание металла слесарной ножовкой | 2
| 0,5 | 1,5 |
5. Опиливание металла. Распиливание отверстий | 6 | 2 | 4 |
6. Сборка и отделка изделий из сортового проката | 2 | 0,5 | 1,5 |
Электротехнические работы
| |||
1. Элементы электротехники | 2 | 1 | 1 |
2. Принцип действия и устройство коллекторного электродвигателя | 4 | 1 | 3 |
Проектные работы | 18 | 1 | 17 |
Итоговое занятие | 2 | 2 |
|
ИТОГО | 68 |
19 | 51 |
Примечание. Перед началом каждого занятия проводится текущий инструктаж по безопасности труда в учебных мастерских.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММА
Технология обработки древесины, элементы машиноведения, конструирование
26 часов.
1. Вводное занятие -2 часа.
1.Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация труда на рабочем месте. Рациональное размещение инструментов. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Правила поведения и безопасность труда в учебных мастерских. Выбор командира группы и бригадиров.
2.Понятие о технологическом процессе и технологической карте.
2. Сведения по материаловедению. Элементы графической грамотности 4 часа.
Теоретическое обучение – 2 часа
1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Строение древесины. Производство и применение пиломатериалов и листовых древесных материалов. Экономный раскрой древесины, безотходная технология раскроя.
2. Общие требования ГОСТ ЕСКД, предъявляемые к чертежам. Выбор видов на чертежах. Нанесение размеров. Понятие о номинальном, придельных и действительном размерах, о придельных отклонениях и допуске на размер.
3. Анализ геометрической формы деталей, предмета. Чертёж деталей, имеющие ось вращения. Сборочный чертёж. Деталировка.
Практическое обучение – 2 часа
1. Ознакомление с видами пиломатериалов и листовыми древесными материалами. Определение породы древесины по её разрезам.
2. Чтение чертежей. Выполнение чертежа детали в трех видах с нанесением размеров (рабочая тетрадь).
3. Наладка ручных инструментов для обработки древесины – 2 часа.
Теоретическое обучение – 1 час
1.Условия и приёмы наладки шерхебеля, рубанка и приспособлений для обработки древесины.
2. Приёмы заточки и заправки режущей части деревообрабатывающих инструментов на оселках – «железка» рубанка, стамеска, сапожный нож. Безопасность в процессе заточки режущего инструмента.
Практическое обучение – 1 час
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2. Заточка «железки» рубанка, стамески, сапожного ножа. Контроль правильности заточки режущих кромок.
3. Наладка рубанка и проверка его в работе.
4. Основные виды столярных соединений — 4 часа.
Теоретическое обучение – 1 час
1.Понятия о шиповых соединениях. Виды шиповых соединений и технология их изготовления. Разметка шипов и проушин.
Соединение деталей с помощью шкантов и нагелей. Приспособления для разметки и получения шипов и проушин. Приёмы запиливания шипов и проушин.
2. Приёмы склеивания деталей с помощью зажимных приспособлений (струбцины, винтового пресса, стягивающей ленты.)
3. Долота и столярные стамески, их конструкция и назначение.
4. Приёмы долбления проушин, гнёзд и зачистка (подгонка) шипового соединения с помощью стамесок. Безопасность труда при изготовлении шипового соединения.
5. Ознакомление с содержанием труда рабочих деревообработки – плотник, столяр, станочник.
6. Отделка изделия. Эстетические требования к отделке изделия.
7. Ознакомление с содержанием труда плотника, столяра.
Практическое обучение – 3 часа
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2.Иготовление изделий с шиповым соединением – (пинал для мелких деталей, пуфик, столярный угольник). Выполнение чертежа изделия. Составление технологической карты. Выбор заготовок (фанера толщиной 8-10 мм. Брусок сечением 40х25 мм, рейка сечением 40х15 мм, материал – берёза, бук).
3.Наладка рубанка, заточка и заправка стамески.
4.Разметка и запиливание шипов и проушин. Долбление проушин.
5.Сборка изделия и его отделка. Контроль качества.
5. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом – 4 часа.
Теоретическое обучение – 1 час
1. Элементы графической грамотности:
1.1 Чертёж детали, имеющая ось вращения.
1.2. Обозначение диаметра, уклона и конусности на чертеже.
1.3. Правила нанесения размеров на чертеже (эскизе) с учётом базовых поверхностей. Правила нанесения размеров фасок.
2. Последовательность изготовления детали цилиндрической (конической) формы ручным инструментом.
3. Приспособления для изготовления шкантов, нагелей, круглых палочек диаметром 6–10 мм. Отделка изделия.
Практическое обучение – 3 часа
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2. Выполнение эскиза детали (изделия) цилиндрической формы с постановкой размеров.
3. Изготовление черенков для лопат, граблей, указок, круглых палочек.
6. Элементы машиноведения. Понятие о машинах и механизмах — 2 часа.
Теоретическое обучение – 1 час
1. Классификация машин. Виды технологических машин. Составные части машин в зависимости от их функционального назначения: механизмы двигателей и преобразователи; исполнительные механизмы; механизмы управления, контроля и регулирования; механизмы подачи, транспортировки, сортировки.
2. Графическое изображение механизмом передач. Редукторы. Понятие о передаточном числе механизма передачи движения.
3. Токарный станок для точения древесины — как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Операции, выполняемые на токарном станке по точению древесины.
4. Ознакомление с содержанием труда токаря по точению древесины.
Лабораторно – практическая работа – 1 час
1.Ознакомление с устройством токарного станка для точения древесины – СТД — 120 М.
2.Чтение кинематической схемы станка. Расчёт передаточного числа механизма передачи движения.
7. Измерение деталей с помощью штангенциркуля – 2 часа
Теоретическое обучение – 1 час
1. Точность измерения и качество продукции. Требования к точности измерения. Погрешность.
2. Виды и устройства штангенциркулей – ШЦ-I, ШЦ-II, ШЦ-III.
3. Правила и приёмы измерения. Забота о сохранности инструментов.
Практическое обучение – 1 час
1. Ознакомление с конструкцией штангенциркулей. Проверка его на точность.
2. Измерение наружных и внутренних размеров, глубины образцов деталей с занесением в таблицу
8.Технология точения древесины на токарном станке – 6 часов.
Теоретическое обучение – 1 час
1. Процесс резания при механической обработки древесины. Виды резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины. Элементы режущей части, способы их контроля.
2. Требования, предъявляемые к подготовки станка к работе.
3. Подготовка заготовки для обработки на токарном станке. Приёмы установки и закрепления заготовок, чернового и чистового точения, отрезания, отделки шлифовальной шкуркой.
4. Способы контроля формы и размеров изделия с помощью шаблонов, калибров и универсальных измерительных инструментов.
5. Организация труда и правила безопасности труда при работе на токарном станке по точению древесины. Рациональное размещение инструмента на рабочем месте.
Практическое обучение – 5 часов
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2.Ознакомление с токарными стамесками, подборка стамески для черновой обработки заготовки.
3.Ознакомление с конструкцией штангенциркуля. Проверка его на точность. Измерения внешнего и внутреннего диаметра, глубины отверстия и длинны образцов деталей.
4.Выбор заготовки. Разметка заготовки квадратного сечения и придание ей формы восьмигранника.
5.Управление токарным станком. Установка и закрепление заготовок. Пробное черновое точение.
6.Составление эскиза картофелемялки (скалки) и технологической карты на её изготовление.
7. Изготовление картофелемялки (скалки), отделка шлифовальной шкуркой, отрезание. Контроль качества изделия.
Технология обработки металла. Элементы техники и конструирования – 35 часов.
1. Основные свойства металлов, их учёт при обработке — 2часа
Теоретическое обучение – 1 час
1. Металлы и их роль в развитии цивилизации. Черные металлы – стали и чугуны, содержания в них углерода. Конструкционные стали.
2. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (латунь, бронза, дюралюминий).
3. Основные свойства металлов: прочность на разрыв, твёрдость, хрупкость, пластичность, упругость, жидкотекучесть, свариваемость, возможность соединения пайкой.
4.Целесообразность обработки металла тем или иным способом (резанием, давлением, литьём, электротехническим травлением).
Лабораторно – практическая работа- 1 час
« Ознакомление со свойствами металлов и сплавов, с видами сортового
проката».
2. Понятие об обработки металла резанием – 2 часа
Теоретическое обучение – 1 час
1.Понятие о процессе и основных условиях обработки металла резанием. Особенности резания металлов.
2.Понятие о шероховатости, классах шероховатости, их условном обозначении на чертежах, способы контроля (по образцам и эталонам).
3.Основные условия и способы достижения допустимой шероховатости поверхности при обработке резанием (при опиливании, точении, фрезеровании, литье и т. д.)
Лабораторно – практическая работа- 1 час
«Ознакомление с образцами шероховатости поверхности деталей (изделий) в процессе обработки резанием (при опиливании, точении, фрезеровании, литье и т. д.)»
3. Особенности графического изображения и разметки деталей из сортового проката – 2 часа
Теоретическое обучение – 1 час
1.Конструктивные элементы деталей (пазы, выступы, отверстия и др.), простановка размеров на эти элементы. Правила простановки размеров на деталь. Понятие о размерной цепи.
2. Порядок составление рабочего эскиза с двумя – тремя элементами. Построение развёртки. Чтение детальных и сборочных чертежей.
3. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля, разметочного штангенциркуля, угломера и по шаблону.
4. Понятие о разметочной «базе». Плоскостная и пространственная разметка. Экономное расходование материала при разметке.
5. Правила безопасной работы при разметке. Профессия слесарь-разметчик.
Практическое обучение – 1 час
1. Выполнение чертежа изделия из сортового проката (слесарный угольник, разметочный молоток, кронциркуль, разметочный циркуль, зажимы для плакатов и т.д.)
2. Составление технологической карты на изделие.
4. Рубка и разрезание металла слесарной ножовкой — 2 часа.
Теоретическое обучение – 1 час
1.Назначение зубила. Конструкция зубила (материал, твердость, элементы инструмента, углы). Припуск на рубку. Приёмы рубки на плите и в тисках.
Правила безопасной работы при рубке зубилом.
2.Устройство ручной ножовки для резания металла. Приёмы установки полотна в рамку. Форма зуба ножовочного полотна по металлу. Сравнение ножовочных полотен для резания металла и древесины. Развод зуба. Материал ножовочного полотна, стойкость в работе, стоимость, нормы расхода полотен.
3.Приёмы резания (рабочая поза, работа всей длиной полотна, распределение усилий при движении вперёд-назад, натяжение полотна, ритм работы). Качество резания слесарной ножовкой. Правила безопасной работы.
Практическое обучение – 1 час
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2. Упражнения в рубке металла.
3. Ознакомление с устройством слесарной ножовки. Наладка и разрезание
металла слесарной ножовкой.
5. Опиливание металла. Распиливание отверстий – 6 часов.
Теоретическое обучение – 2 часа
1.Опиливание – одна из самых распространённых слесарных операций. Виды напильников (драчёвые, личные, бархатные) и их назначение.
Основные части напильника (рабочая часть, носок, хвостовик, ребро, грань, пятка). Клинообразный профиль насечки. Размеры, вид и количество их на 10 мм. Длины напильника. Формы и размеры напильников, обрабатываемых ими поверхностей.
2.Правила и приёмы опиливания плоскостей (опиливание прямым, косым и перекрёстным штрихом, ритм работы, использование всей рабочей части напильника и др.).
3.Оиливание плоских поверхностей. Приёмы проверки прямолинейности и плоскости.
4.Приёмы обработки криволинейных и фасонных поверхностей.
5.Правила хранения и ухода за напильниками. Рабочая стойка. Безопасность труда.
6.Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Напильники, применяемые для распиливания внутреннего контура детали (плоские, круглые, полукруглые, трёхгранные, квадратные, ромбические, надфили). Предварительное высверливание внутреннего контура, окон, пазов. Правила безопасной работы при высверливании, при работе надфилем.
Практическое обучение – 4 часа
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2. Подготовка технической документации, заготовок и инструмента.
3.Изготовление слесарного угольника, разметочного молотка: разметка, пиление ножовкой, опиливание, контроль прямолинейности и плоскости.
6. Сборка и отделка изделий из сортового проката — 2 часа.
Теоретическое обучение – 1 час
1.Сборочный чертёж изделия.
2.Виды соединения деталей (разъёмные и неразъёмные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, её значение в производстве и эксплуатации изделия. Соединение деталей изделия на болтах и винтах.
3.Заклёпочные соединения, достоинства и недостатки. Инструменты и приспособления, применяемые при клёпке. Последовательность выполнения клёпки. Меры предупреждения брака. Правила безопасности труда.
4.Последовательность действий по сборке изделия.
5.Способы отделки изделий из металла: обработка поверхностей бархатными напильниками; обработка поверхностей мелкозернистой шлифовальной шкуркой; полирование; нанесение декоративных или антикоррозийных покрытий ( оксидирование, воронение, чернение, лужение, никелирование, хромирование, металлизация). Последовательность и приёмы отделки изделий из металла в школьной мастерской. Правила безопасности труда.
Практическое обучение – 1 час
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил безопасности труда в учебных мастерских и при выполнении практических работ.
2.Отделка поверхностей слесарного угольника (разметочного молотка).
9. Элементы электротехники – 2 часа
Теоретическое обучение – 1 час
1. Электрическая цепь и условные обозначения. Последовательность монтажа электрической цепи. Защита электрической цепи от перегрузки.
2. Параллельное и последовательное соединение проводников.
3. Краткие сведения об электромагнитах, реле, магнитных пускателях, об использовании их в технике, промышленности. Использование электромагнитов, реле в моделях, игрушках, физических приборах, в технике.
4. Условные обозначения электромагнита, реле, электродвигателя.
4. Понятие о напряжении, силе тока и о коротком замыкании.
5. Техника безопасности при работе с электрическим током и при электромонтажных работах.
Практическое обучение – 1 час
1.Ознакомление с устройством электромагнитов, реле, магнитных пускателей.
2.Чтение электрических схем с электрозвонком, реле, электродвигателем.
10. Принцип действия и устройство коллекторного электродвигателя
4 часа
Теоретическое обучение – 1 час
1.Принцип работы электрических двигателей постоянного тока. Типы электродвигателей: с параллельным, последовательным, смешанным возбуждением. Основные части электродвигателей и их назначение. Перемена направления вращения (реверс) электродвигателей.
2. Источники питания электродвигателей – первичные и вторичные источники постоянного тока (гальванические элементы и аккумуляторы); их устройство и действие. Понятие об электрической ёмкости гальванических элементов и аккумуляторов.
3. Последовательное и параллельное соединение гальванических элементов и аккумуляторов.
Практическое обучение – 3 часа
1. Ознакомление с устройством коллекторного двигателя с постоянным возбуждением.
2. Составление схемы и монтаж электрической цепи – источник питания постоянного тока, электромагнитное реле, микроэлектродвигатель, выключатель, электрозвонок, (электроконструктор №4)
Творческий проект – 18 часов
Проектирование и изготовление изделий
Теоретические сведения -1 час
1. Понятие о проекте. Виды проектов.
2. Этапы выполнения проекта:
— выявление потребности семьи или потребительского спроса;
— выбор объекта проектирования;
— оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
— разработка эскизного варианта изделия;
— изготовление образца, изготовление чертежей изделия, и его деталей и самого изделия;
— определение его примерной «цены»;
— реализация продукции (изделия) – дарение, использование в личных целях, использование в учебном процессе и т. д.
Практические работы – 17 часов
При проектировании изделия можно использовать комбинацию различных конструкционных материалов – древесина, картон, древесные листовые материалы, древесный шпон, листовая сталь, цветной металл, проволока, пластмассы, микроэлектродвигатели с постоянным возбуждением напряжением до 12 Вольт постоянного
тока.
9.Итоговое занятие – 2 часа
1. Защита творческих проектов.
2. Подведение итогов учебного года. Анализ ошибок и успехов.
3. Награждение отличившихся учащихся.