Описание передового педагогического опыта работы
Тема опыта: «Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся на уроках технологии»
Актуальность. Научно исследовательская работа посвящена одной из актуальных проблем технологического школьного образования — проблеме обучения учащихся методом проектов и использовании информационных технологий. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных, волевых качеств и творческих способностей. Проектный метод обучения позволяет реализовать деятельностный подход, интегрировать учебные предметы, повысить качество обучения.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащихся. При этом открывается путь к расширению обозначенных в программе направлений трудовой творческой деятельности, более полному учету интересов школьников.
Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы и позволяющей создать новые знания. Организация исследовательской деятельности во время урока дает возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала. Сегодня «Информатика и ИКТ» находятся в наиболее выигрышном положении, есть возможность изучать многие предметные области, есть простор для творческой деятельности и в тоже время сам компьютер, как инструмент, и информационно-коммуникационные технологии сегодня могут быть использованы при изучении практически всех предметов. И в данной ситуации проектная деятельность, в том числе и проекты- презентации наиболее ярко отражают межпредметную связь. Таким образом, в результате исследовательской деятельности решаются следующие цели: 1) создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса технологии;
2) развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся.
Овладение умениями использования информации о современных достижениях в области технологии и художественной обработки материалов; проводить исследования, изучать потребности общества в изделиях декоративно-прикладного характера.
Обучению умению формировать тему, цели и задачи исследования, оформления работы.
Формирования навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты реферативной работы, ведения дискуссии.
Формы обучения:
групповые
индивидуальные
фронтальные.
Основные методы:
Проектный
Исследовательский
Интерактивный
Поисковый
Ожидаемые результаты.
Формирование проектного мышления школьников, навыков составления проектной документации
Создание личных проектов (образцов изделий), их презентаций и применения в социуме
Создание мультимедиа презентаций по проектному методу обучения
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Перспективы работы.
Содействие творческому развитию обучающихся и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Учебный проект .
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности — производственная деятельность, по задачам — обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.
Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.
Для старшеклассников же, характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.
Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.
Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно представить в виде схемы «Этапы проектной деятельности «.
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
1. Поиск и анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП
1.Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
1.2 выбор технологии изготовления
1.3 экономическая оценка,
1.4. экологическая экспертиза.
2. Составление конструкторской и технологической документации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
2. Выполнение запланированных технологических операций.
3. Текущий контроль качества.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования
4. Обоснование выбора темы.
Тематическое планирование раздела «Основы проектирования».
16 час.(примерное)
Тема и краткое содержание занятия | Формы и Методы | Интеграция Содержания | ||
тия |
| Обучения | Внутри ООТ | Межпредметная |
1
| Выявление проблемы. Подготовка учащихся к исследованию потребностей в изделиях декоратив но- прикладного характера. Из истории различных видов рукоделия. Виды и способы художественной обработки материалов. Приемы выполнения различных работ по художественной обработки материалов. Правила и приемы безопасного труда при выполнении работ декоративно прикладного характера. Алгоритм проектной деятельности. Выявление проблемы, исследование потребностей в декоративных изделиях. Диагностика знаний и умений. |
Рассказ.
Проблемная беседа. Рассказ.
Рассказ Упражнения.
Рассказ, обсуждение. Исследование, обсуждение. Исследование. Тестирование. | Культура дома (оформление интерьера дома), художествен- ная обработка материалов. |
|
2 | Формулировка темы и задачи проекта. Освоение основных приемов художественной обработки материалов Анализ потребностей в декоративных изделиях. Возможности удовлетворения потребностей в изделиях декоративно прикладного характера.. Тема и задачи проектной деятельности. Планирование выполнения проекта. Подготовка материалов к работе. Освоение основных рабочих приемов. Положение рук при работе |
Исследование. Упражнения
Анализ. Беседа. Обсуждение.
Обсуждение.
Упражнения.
| Экономика (рыночные исследования) |
|
| ||||
3 | Выработка требований к проектируемому изделию. Выдвижение идей и выбор лучшей. Изучение основных элементов и приемов работы. | Сравнительный анализ. «Мозговой штурм» Упражнения. Самостоятель ная работа. | Графика зарисовка элементов декоративно го изделия) | Рисова ние (зарисов ка моделей изделий) |
4 | Выбор техники и технологии художественной обработки материалов и разработка композиции изделия. Выбор технологии изготовления изделия. Исследование рисунков и схем. Разработка композиции изделия, создание орнамента, схемы. Освоение основных приемов работы по художественной обработки материалов. |
Исследование. Анализ, исследование. Исследование. Работа по группам. Упражнения. | Графика (составление схемы, узора) | Рисова ние (зарисо вка компози ции). Математика (расчет схемы) |
5 | Составление технологической карты изготовления изделия. Изучение способов и видов оформления декоративно прикладных изделий. | Беседа, самостоя тельная работа. Беседа, упражнения. | Графика (схемы, элементы отделки) | Рисова ние (оформление изделия) . |
6 | Экономическая и экологическая оценки объекта деятельности. Расчет себестоимости изделия. Понятия о прибыли и цене. Изготовление изделия. | Беседа, исследование. Самостоятельная работа, игровая ситуация. Самостоя тельная работа. | Домашняя экономика Экология | Естество знание (экология матери алов, утилиза ция отходов). Математика (экномическая оценка изделия)
|
| ||||
7 | Оформление пояснительной записки. Изготовление изделия, отделка готового изделия. Способы окончательной обработки декоративно прикладных изделий. | Консультации Беседа, упражнения. |
|
|
8 | Оценка и анализ проекта. Защита проекта. Выставка изделий. Заключительная диагностика знаний, умений по разделу «Художественная обработка материалов». | Обсуждение. Самооценка. Анализ. Тестирование |
| Русский язык (защита проекта) |
Тема проекта учащихся в 10 классе : «Изготовление декоративного изделия в различной технике». На выполнение данного проекта запланировано 16 часов (8 занятий по 2 часа). Проект выполняется индивидуально. При выполнении работы учащиеся используют навыки и умения, полученные раннее ,на уроках развивая и углубляя их. Работа носит творческий и поисковый характер.
Занятие 1.
ТЕМА: Выявление проблемы. Подготовка к исследованию учащимися потребностей в изделиях декоративно прикладного характера.
ЗАДАЧИ:
1) Изучить историю и способы выполнения изделий декоративно прикладного характера.
2) Познакомить с примерами изделий, выполненными в различной технике.
3) Изучить правила оформления интерьера дома декоративными изделиями.
4) Научить подбирать нити, соответствующие материалы и инструменты.
5) Познакомить с алгоритмом проектной деятельности.
6) Научить выявлять проблемы и проводить исследование потребностей.
7) Определить исходный уровень знаний и умений учащихся по разделу «Художественная обработка материалов».
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Мультимедиа презентация « Виды вышивок», таблицы, «Правила безопасного труда при работе с ручными инструментами», «Алгоритм проектной деятельности».
2) Образцы декоративных изделий, выполненные в различной технике.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Рассказывает об истории старинных рукоделий. Организует обсуждение сообщений учащихся об истории различных видов рукоделия, проводит беседу с учащимися о способах и приемах выполнения вышивки в различных техниках, видами вязания и оформлении декоративных изделий. Рассказывает о требованиях к оформлению интерьера комнаты, дома и выборе декоративных изделий и приемах художественной обработки материалов
Знакомит учащихся с основными правилами безопасного труда при рабате с различными инструментами. Рассказывает о видах материалов и инструментах и правилах их подбора.
Знакомит учащихся с алгоритмом проектной деятельности и обсуждает с ними каждый этап проектной деятельности. Обсуждает с учащимися и помогает им выявить и разрешить проблему. Советует, как исследовать потребности в изделиях декоративно – прикладного характера для оформления интерьера дома. Проводит диагностику знаний и умений.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Выступают и обсуждают сообщения об истории различных вводов рукоделия. Знакомятся с различными способами вышивки и вязания, сравнивают их. Знакомятся с изделиями, выполненными в технике художественной обработки материалов, которые можно использовать для оформления интерьера дома. Изучают правила безопасного труда , записывают их в тетрадь. Знакомятся с инструментами и материалами, используемыми для различных видов рукоделия, учатся подбирать материалы и соответствующие инструменты.
Изучают алгоритм и обсуждают с учителем компоненты проектной деятельности, записывают схему в тетрадь. Выявляют проблему, знакомятся, как проводить исследование потребностей в декоративных изделиях.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Исследовать потребности членов семьи в изделиях, которые они хотели бы видеть в декоративном оформлении комнаты.
Повторить правила безопасного труда. Подобрать материалы и инструменты для выполнения декоративного изделия.
Занятие 2.
ТЕМА: Формулировка темы и задачи проекта. Освоение основных приемов художественной обработки материалов.
ЗАДАЧИ:
1) Научить проводить анализ потребностей в декоративно прикладных изделиях.
2) Помочь учащимся сформулировать тему и задачи проекта.
3) Организовать составление плана проектной деятельности.
4) Научить правильно организовывать рабочее место.
5) Освоить основные приемы работы.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Схема вариантов изделий для декоративного оформления дома.
3) «Звездочка»-исследование «Оформление интерьера дома».
4) Таблица «Планирование проектной деятельности» (примерная).
Этапы выполнения | Результаты работы | |
19.03 – 31.03 | 1 – Поисковый | Выбрана тема проекта, изучена литература |
01.04 – 08.04 | 2 – Конструкторский | Разработана схема узора, оформлена конструкторско-техническая документация |
09.04 – 10.05 | 3 – Технологический | Готовое изделие |
18.05 | 4 – Заключительный | Защита проекта и проведение выставки изделий |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Проводит анализ исследованных учащимися потребностей в изделиях декоративно прикладного характера и способов их удовлетворения. Помогает учащимся сформулировать тему и задачи проекта. Участвует в обсуждении плана выполнения проекта.
Показывает, как подготовить рабочее место к работе . Объясняет основные способы художественной обработки материалов демонстрирует различные виды вышивки и вязания , правильное положение рук при работе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Участвуют в анализе результатов исследований потребностей членов семьи ,в изделиях декоративно – прикладного характера, определяют возможности их удовлетворения.
Формулируют тему и задачи проекта. Обсуждают и составляют план работы по проекту.
Учатся правильно организовывать рабочее место. Изучают способы вышивки и вязания, записывают их в тетрадь. Учатся правильно держать в руке при выполнении ручных работ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Оформить таблицу «Планирование проектной деятельности» в пояснительной записке. Зарисовать «звездочку»-исследование «Оформление интерьера дома».
Занятие 3.
ТЕМА: Выработка требований к проектируемому изделию. Выдвижение идей и выбор лучшей. Изучение основных элементов художественной обработки материалов.
ЗАДАЧИ:
1) Выработать требования к проектируемому изделию.
2) Организовать разработку идей («мозговой штурм»), а также выбор лучшей.
3) Познакомить и научить выполнять основные элементы художественной обработки материалов.
4) Изучить и зарисовать условные обозначения элементов при вышивки и вязании.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Журналы и книги по рукоделию.
2) Альбом с образцами элементов вязания и вышивки.
4) Таблица «Требования к проектируемому изделию»
Перечень критериев | Требования к проектируемому изделию | |
1. | Функциональное назначение |
|
2. | Человеческий фактор |
|
3. | Материал |
|
4. | Технология изготовления |
|
5. | Внешний вид |
|
6. | Стоимость. |
|
7. | Экологический фактор. |
|
5) Таблица «Выбор варианта модели декоративно прикладного изделия»
Критерии оценки | Анализ моделей | |||
|
| 1 | 2 | 3 |
1. | Соответствие назначению |
|
|
|
2. | Оригинальность |
|
|
|
3. | Наличие материалов |
|
|
|
4. | Простота в изготовлении |
|
|
|
5. | Владение знаниями и умениями |
|
|
|
6. | Наличие инструментов |
|
|
|
7. | Экономичность |
|
|
|
8. | Стоимость |
|
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Помогает учащимся выработать требования к проектируемому изделию. Организует обсуждение каждого вида декоративного изделия, его применения, проводит сравнительный анализ. Помогает учащимся осуществить правильный выбор лучшей идеи в процессе проведения «мозгового штурма».
Знакомит учащихся с основными способами художественной обработки материалов. Учит их основным приемам работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Вырабатывают требования к проектируемому изделию, анализируют различные варианты декоративных изделий. Участвуют в «мозговом штурме», определяют лучшую идею из всех предложенных. Фиксируют результаты в тетрадях.
Изучают основные элементы художественной обработки материалов. Самостоятельно учатся выполнять основные приемы вышивки и вязания. Зарисовывают условные обозначения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Оформить таблицы «Требования к проектируемому изделию» и «Выбор варианта модели декоративно прикладного изделия». Выполнить практическую часть проектной работы по выбранной теме.
Занятие 4.
ТЕМА: Выбор техники художественной обработки материалов и разработка композиции изделия.
ЗАДАЧИ:
1) Провести исследование технологии изготовления декоративного изделия.
2) Исследовать различные рисунки и схемы, проанализировать их.
3) Научить разрабатывать композицию рисунка изделия и создавать орнамент.
4) Освоить основные приемы работы по изготовлению декоративного изделия.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Схема «Исследование технологий изготовления декоративного изделия»
2) Журналы со схемами и рисунками декоративных изделий, выполненных в различных техниках.
5) Альбом с образцами различных декоративных изделий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Организует исследование и выбор технологии изготовления изделия, путем соотнесения ее с требованиями к проектируемому изделию. Проводит с учащимися исследования схем и рисунков по журналам и книгам. Помогает учащимся провести анализ данных схем и рисунков, понять процесс создания композиции и орнамента рисунка изделия.
Организует работу с учащимися по группам с целью создания и разработки ими композиции рисунка декоративного изделия, используя элементы готовых схем и рисунков и дополняя своими.
Знакомит учащихся со способами художественной обработки материалов. Учит правильно рассчитывать количество начальных петель при вязании и количество ткани по схеме при вышивки крестом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Проводят исследование и выбор технологии изготовления изделия. Изучают основы художественной обработки материалов. Исследуют схемы и рисунки узоров различных декоративных изделий, по предложенным журналам и книгам. Проводят их сравнительный анализ, учатся разрабатывать композиции и создавать орнамент изделий. Работают по группам над созданием композиции рисунка декоративного изделия, используя элементы готовых рисунков и схем, а также дополняя своими элементами.
Осваивают основные приемы работы. Учатся рассчитывать количество начальных петель и ткани по схеме
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Разработать композицию рисунка своего изделия. Оформить схему или выполнить его эскиз. Осуществить правильный выбор материалов. Продолжить выполнение практической части проекта по выбранной теме.
Занятие 5. ТЕМА: Составление инструкционной карты изготовления изделия. Изучение способов отделки готового изделия.
ЗАДАЧИ:
1) Организовать работу по составлению инструкционной карты изготовления проектируемого изделия.
2) Изучить способы оформления изделия и его отделки.
3) Научить разным способам художественного оформления изделий.
4) Организовать самостоятельную работу по изготовлению проектируемого изделия.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Инструкционная карта «Технология выполнения инструкционно –технологической карты для проектируемого изделия.
ИНСТУКЦИОННАЯ КАРТА.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНСТРУКЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ИЗДЕЛИЯ.
Эскиз. | Инструменты и приспособления. | |
1.Выполнить эскиз выбранной темы проекта. | | Указать используемые инструменты. |
2. Подготовить материал к работе (ткань, нитки, тесто и т.д. ) | Выполнить эскиз данной операции, если это необходимо. | Указать используемые инструменты. |
3. Перевести рисунок на ткань, прочитать схему, выполнить заготовку и т. д. | Выполнить эскиз данной операции, если это необходимо | Указать используемые инструменты, обозначить условные знаки. |
4.Выполнить образцы основных приемов работы. | Выполнить эскиз данной операции, если это необходимо. | Указать используемые инструменты. |
5.Окончательная отделка готового изделия. | Выполнить эскиз данной операции, если это необходимо. | Указать используемые инструменты. |
6. Оформление готового изделия. | Выполнить эскиз данной операции, если это необходимо. | Указать используемые инструменты. |
2) Варианты инструкционных карт на изготовление различных изделий (карточки).
3) Альбом образцов «Способы отделки готовых изделий».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Организует беседу с учащимися об основных технологических процессах изготовления изделия, самостоятельную работу по составлению инструкционной карты изготовления проектируемого учащимися изделия.
Организует беседу с учащимися о существующих способах отделки готового изделия. Учит оформлять готовое изделие.
Знакомит учащихся со способами и основными приемами работы. Организует самостоятельную работу по изготовлению изделия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Участвуют в беседе об основных технологических процессах изготовления изделия, составляют инструкционную карту изготовления своего изделия.
Знакомятся с различными способами оформления изделия, зарисовывают несложные схемы и варианты отделки изделия.
Изучают способы и приемы работы по оформлению изделия. Работают самостоятельно над изготовлением проектируемого изделия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Оформить инструкционную карту изготовления проектируемого изделия для пояснительной записки. Продолжить работу по выполнению практической части проектируемого изделия.
Занятие 6.
ТЕМА: Экономическая и экологическая оценки объекта деятельности.
ЗАДАЧИ:
1) Научить проводить маркетинговые (рыночные) исследования.
2) Рассчитать себестоимость изделия, с учетом затрат на сырье, основные и вспомогательные материалы, определять ориентировочную цену, сравнивать ее с ценой аналогичных изделий.
3) Познакомить с экологическими мероприятиями, проводимыми с целью обеспечения здоровой жизненной среды.
4) Научить проводить исследования основных факторов, воздействующих на среду обитания человека, растительного и животного мира.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Организует беседу с учащимися о том, как произвести экономическую оценку проектируемого изделия. Объясняет им основные понятия такие, как себестоимость, цена, прибыль, товар. Рассказывает школьникам, как провести маркетинговые исследования (рыночные), рассчитать себестоимость изделия, определить ориентировочную цену и сравнить ее с ценой аналогичных изделий. Помогает учащимся выполнить таблицы по расчету себестоимости проектируемого изделия.
Рассказывает об экологических мероприятиях, необходимых для обеспечения благоприятной жизненной среды. Объясняет учащимся, как выявить главные факторы и рассмотреть последствия негативного воздействия технологической деятельности на окружающую среду. Рассказывает о таких понятиях, как безотходное производство, вторичное использование сырья, утилизация отходов.
Организует самостоятельную работу по изготовлению изделия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Участвуют в беседе об экономической оценке проектируемого изделия. Учатся проводить маркетинговые исследования, рассчитывать себестоимость изделия, определять ориентировочную цену и сравнивать ее с ценой аналогичных изделий. Составлять и заполнять таблицы по расчету себестоимости..
Участвуют в беседе об экологической оценке проектно- преобразовательной деятельности. Знакомятся со следующими понятиями: безотходное производство, вторичное использование сырья, утилизация отходов.
Работают самостоятельно над изготовлением изделия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Оформить таблицы по расчету себестоимости проектируемого изделия для пояснительной записки. Провести исследование цен аналогичных изделий на рынке, сравнить с себестоимостью и ориентировочной ценой своего изделия. Дать экологическую оценку проектной деятельности Продолжить выполнение практической части выбранной темы проекта.
Достойны похвалы и: восхищения Перспективы, парки, реки и пруды.
Красиво! Только всюду к сожаленью
Видны цивилизации следы.
Цели урока:
Образовательная : научить учащихся превращать ненужные вещи в полезные и защищать проекты
Воспитательная: экологическое, нравственное воспитание, бережное отношение к природе и природным ресурсам в трудовой деятельности и в быту, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивающая : развитие творческого мышления, наблюдательности, коллективизма.
Задачи урока:
1. Защита окружающей среды и природы от отходов и материалов, завершить оформление работ в форме творческого проекта.
2. Привитие практических навыков по выполнению поделок, изделий из бросового материала.
Оборудование: поделки, готовые изделия из бросового материала, инструменты и материалы для работы.
ХОД УРОКА
Оргмомент (1 мин)
2. Повторения (опрос-З мин)
Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок, урок-проект, а что такое проект?
Ученик: это творческая, самостоятельная ,итоговая работа выполненная учеником.
Учитель: какие бываю проекты? Ученик: индивидуальные и творческие.
Учитель: какие существуют этапы выполнения проекта?
Ученик: выбор изделия, обоснование проекта, выбор материалов и инструментов, составление технологической последовательности выполнения изделия, экономическое и экологическое обоснование.
Рекламный проект.
Учитель: а сейчас прослушайте стихотворение Т.М.Королькова «Оглянись
вокруг» в нем заложена тема нашего проекта и задачи.
Ученик:
Оглянись вокруг Достойны похвалы и восхищенья Проспекты, парки и пруды.
Красиво! Только всюду, к сожаленью, Видны цивилизации следы.
Пустая бутылка из-под «Пепси-колы» Забыта под сиреневым кустом
И целлофан летает возле школы,
В пруду плывет бутылка вверх дном.
Наверное, не надо ждать подмоги,
Чтоб мир остался цел и невредим. Горшки должны ведь обжигать не боги, Да и Гринпис не справится один.
Вступая в ХХI век, понять пора, Где наведет порядок человек.
Там миром будет править Красота!
Учитель технологии: Мы уже притерпелись к пейзажам, украшенными ржавыми банками, битым стеклом и обрывками полиэтиленовых пакетов, больно видеть замусоренную природу, ведь она от этого стареет. Все чаще мы употребляем слова «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.
Сюда примыкает еще одна проблема, не менее серьезная и болезненная, это проблема технологии и природных сырьевых ресурсов.
Попробуем проследить, например, путь обычной консервной банки с момента рождения и вплоть до того, когда она брошенная туристами, досадно загремит у вас под ногами в поле или лесу. Чтобы банка могла появиться на свет, понадобилось найти руду и добыть ее, построить железную дорогу и по ней доставить руду на обогатительную Фабрику, а затем на металлургическое предприятие. Получить металл, изготовить из него прокат. И при этом порядком досадить окружающей природе, загрязнить ее промышленными выбросами и отходами. В создании этой банки участвовали десятки тысяч людей, применялось сложное дорогое оборудование. Словом, эта технологическая цепочка тянется очень далеко и вовлекает огромное число людей. Неужели все они трудились для того, чтобы потом никому не нужная консервная банка или полиэтиленовый пакет, бутылка на десятилетие обосновалась в придорожной канаве, водоеме или пусть даже на специально оборудованной свалке? Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 70 тыс.гектаров земли, ежегодно увеличиваясь до 1500 га. по подсчетам специалистов, здесь 30% составляют бумага и картон, 4% -полимеры, 3%- черные и цветные металлы, от 4 до 6% стекло, свыше 4?-текстиль. Причем содержание металлов в твердых городских отходах выше, чем в самых лучших рудах. Бумаги здесь столько, что можно было бы сохранить леса на десятки тысяч гектаров. А пластиковые упаковки и другие полимерные отходы могли бы заменить огромное количество нефтепродуктов высокой степени очистки: тонна вторичного использованного полиэтилена экономит тонну с лишним этилена или три тонны бензина. Получается, что если использовать все это, что лежит
у нас под ногами, на свалках, не было бы необходимости разведывать новые месторождения ископаемых и заниматься их добычей, затрачивая огромные средства и нанося природе новые раны.
Только та страна будет стабильно богатой, население которой, научится бережно относится к природным ресурсам. Например, такая благополучная страна, как Швейцария, держит мировое первенство по переработке утиля. Здесь тщательно собирают пустые бутылки, в том числе битые (они идут на переплавку), старые газеты и журналы ( из каждого миллиона тонн использованной за год бумаги 450 тыс.тонн возвращается в производство), принимаются в переработку отслужившие электроприборы, домашняя алюминиевая утварь и т.д.
Давайте менять свою психологию, это общегосударственная проблема, но корни ее уходят в семью т школу. К сожалению, чем лучше мы живем, тем больше мы выбрасываем.
На каждого городского жителя у нас сейчас приходится тонна мусора в год. Поэтому мы должны обсуждать эти проблемы, пытаться вместе с ними найти применение отходов.
Формирование экологического мышления и отношения к окружающей среде и природе, как ее части не может происходить стихийно. Экологическая проблематика должна найти отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя представление о природе как колыбели человечества, которое несет ответственность за ее охрану и рациональное использование органических природных ресурсов.
Учитель биологии: Экологическое просвещение и здоровье человека.
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы.
На нашей Земле практически невозможно найти место, где -бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, ученые обнаружили различные токсические вещества современных производств, которые заносятся потоками атмосферы с других континентов. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызывать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадая в организм человека в больших концентрациях , может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Особенно чувствительны к небольшим концентратам отравляющих веществ в атмосфере дети, пожилые и больные люди. При систематическом или периодическом поступлении в организм небольшого количества этих веществ, приводит к хроническому отравлению.
Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или наоборот бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения, также эти вещества могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.
Медики установили, что в последнее время люди чаще болеют аллергией, бронхиальной астмой, раком. Такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, бензопирин, асбест являются концерогенами, которые вызывают раковые заболевания.
В результате загрязнения атмосферы появляются новые, неизвестные ранее болезни.
Поэтому сейчас перед человечеством стоит огромная задача, не допускать загрязнение атмосферы, а отходы использовать так, чтобы не отравлять наш воздух. Нельзя сжигать городской мусор, сухие листья, это приводит к накоплению в воздухе окиси углерода, который влияет отрицательно на органы дыхания.
Учитывая способность зеленых насаждений, благоприятно влиять на состояние окружающей среды, необходимо высаживать деревья, кустарники, устойчивые к загрязнению. Клен, тополь, липу, можжевельник, иву, дуб, бузину.
Каждый житель города может внести свой посильный вклад в улучшение экологии города. Наше здоровье зависит от нас.
Защита проектов: Защита проектов проходит перед всем классом. Учащиеся демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое, экономическое и экологическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само и взаимооценки, вносят в учебный процесс дух соревнования. Итоги защиты сообщаются сразу после ее окончания. Лучшие практические работы проектов представляются на школьную и районную выставки.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ
Учащиеся должны знать:
понятия социальной экологии (природа, человек, труд, окружающая среда, здоровье, природные ресурсы)
способы экономии материалов
возможность переработки отходов
Учащиеся должны уметь:
использовать знания и способы охраны окружающей среды по-хозяйски относиться к школьному имуществу, электроэнергии участвовать в посильной природоохранной деятельности, принимать и выполнять экологические решения в реальных ситуация
Введение элементов экологической подготовки не только повышает значимость технологического образования, но и способствует решению вопроса материального обеспечения уроков, так как предлагает использование в работе отходов (упаковочные материалы, пластиковые бутылки, пробки, коробки, кусочки ткани, катушки и т.д.).
Возьмем хотя бы такую важную тему, как материаловедение. От класса к классу учащиеся знакомятся со свойствами и возможностями продуктивного использования отходов производства, изготавливают из них полезные изделия, в том числе и в качестве творческих проектов, учатся бережному использованию сырья, что очень важно для сохранения природной среды.
Занятие 7.
ТЕМА: Оформление пояснительной записки и окончательная обработка готового изделия.
ЗАДАЧИ:
1) Научить правильно оформлять пояснительную записку по проекту.
2) Изучить способы окончательной обработки готового изделия.
3) Организовать самостоятельную работу по отделке и окончательной обработке готового изделия.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Мультимедиа проекты
2) «Образцы проектов».
3) Альбомы с образцами изделий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Организует самостоятельную работу учащихся по изготовлению изделия, его оформлению, по оформлению пояснительной записки проектной деятельности. Проводит консультации с учащимися.
Организует беседу со школьниками о способах окончательной обработки готового изделия: стирке, влажно – тепловой обработке, художественно- эстетическому оформлению готового изделия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Работают самостоятельно над оформлением пояснительной записки проектной деятельности и изготовление проектируемого изделия, его отделкой, при необходимости консультируются у учителя.
Участвуют в беседе о способах окончательной обработки готовых изделий. Фиксируют их в тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Закончить оформление пояснительной записки и изготовление изделия.
Провести окончательную обработку готового вязаного изделия, оформить его и подготовить к выставке. Подготовиться защите своего проекта.
Занятие 8.
ТЕМА: Оценка и анализ выполнения проекта и готового изделия. Защита проекта.
ЗАДАЧИ:
1) Закрепить знания этапов проектной деятельности.
2) Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе, коммуникабельность.
3) Организовать защиту проектов учащихся и выставку изделий.
4) Определить конечный уровень знаний и умений учащихся по изучению раздела «Художественная обработка материалов».
5) Провести анкетирование учащихся по результатам проектной деятельности.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1) Анкета .
2) Оценочный лист.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
Организует представление учащимися своих проектов и готовых изделий, обсуждение ими результатов выполнения проектов, самооценку и анализ проектной деятельности.
Организует выставку изделий учащихся.
Проводит диагностику знаний и умений учащихся по разделу «Художественная обработка материалов» Комментирует выставленные оценки за проект
Проводит анкетирование учащихся по результатам проекта.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
Представляют проекты и готовые изделия, обсуждают результаты проектной деятельности, оценивают и анализируют ее.
Участвуют в оформлении выставки изделий.
Анкета.
1. Нравится ли Вам работа над творческим проектом?
____Да
____Нет
____Немного
2. Какие формы проведения урока наиболее Вас удовлетворяют?
____ урок-упражнение
____ урок-беседа
____самостоятельная практическая работа
____самостоятельная исследовательская работа
____поиск информации по литературе
____выполнение творческих заданий
____тестирование
____ урок- презентация
3. Работая над проектом, что полезного и необходимого для достижения цели Вы приобрели?
____новые знания о вязании
____ новые знания о проектной деятельности
____ художественный вкус
____ умение проводить исследования, сравнения, анализ, самоанализ
____ умения оформлять интерьер дома декоративными изделиями
____ ничего
4. Какой этап проектной деятельности был для Вас наиболее сложным и почему?
____поисковый
____конструкторский
____технологический
____заключительный
5. Какой из этапов проекта Вы выполняли с большим удовольствием и интересом? Почему?
____поисковый
____конструкторский
____технологический
____заключительный
6. Напишите небольшой отзыв о проделанной работе (в чем были сложности и проблемы, что не нравится, что нужно изменить в проекте, ваши пожелания учителю, какие из разделов рукоделия Вы бы хотели изучить более глубоко)
Оценочный лист
Процесс проектирования | Каче- ство изде-лия, 25 б. | Оформление пояснит. записки 25 б. | Защита | Сумма баллов | |||||
Инициативность 10 б. | Оригинальность композиции 10 б. | Работоспособность 10 б. | Самостоятельность 10 б. | Представление 5 б. | Ответы на вопросы, 5 б. | ||||
Учащийся (одноклассник) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащийся Другого класса или приглашенный педагог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ученик (само оценка) | | | | | | | | | |
Учитель. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя учащегося____________________________________________
Класс_____________________________________________________________