Государственная бюджетная специальная (коррекционная) школа-интернат с. Малый Толкай Похвистневского района Самарской области Разработка к уроку на тему: «Составление орнаментальной композиции для изделия, с использованием программы Excel» подготовила учитель трудового обучения Чуватова Любовь Петровна с. Малый Толкай 2013
Тема: Оформление полотенца в национальном стиле
Тема урока: «Составление орнаментальной композиции для изделия, с использованием программы Excel»
Цели урока: познакомить с особенностями вышивки и приемами композиционного построения орнамента с помощью компьютера с использованием программы Exсel.
Задачи урока:
Развивающая:
дать знания о вышивке, как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с историей вышивки, символикой узоров, композицией построения узоров, технологией вышивания;
формировать практические умения по составлению композиций орнамента с помощью компьютера;
развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию;
формировать ИКТ-компетентность учащихся через работу на компьютере с использованием, программы Excel;
Тема урока: «Составление орнаментальной композиции для изделия, с использованием программы Excel»
Тема урока: «Составление орнаментальной композиции для изделия, с использованием программы Excel»
Цели урока: познакомить с особенностями вышивки и приемами композиционного построения орнамента с помощью компьютера с использованием программы Exсel.
Задачи урока:
Развивающая:
дать знания о вышивке, как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с историей вышивки, символикой узоров, композицией построения узоров, технологией вышивания;
формировать практические умения по составлению композиций орнамента с помощью компьютера;
развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию;
формировать ИКТ-компетентность учащихся через работу на компьютере с использованием, программы Excel;
организовать творческую деятельность учащихся путем составления своих узоров, как на бумаге, так и с помощью Exсel.
Коррекционная:
Способствовать развитию долговременной памяти и умению самостоятельно применять полученные знания по композиционному построению орнамента;
пространственного воображения через видение новой модели изделия;
исполнительских и конструкторских умений через создание схемы орнамента;
логического мышления, ловкости в приёмах работы;
Воспитательная: ·
Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Способствовать формированию осознанного видения связи прошлого и настоящего.
воспитывать самостоятельность, чувство товарищества и сопереживания за общее дело, аккуратность, ответственность.
Техническое обеспечение: образцы изделий (полотенца) с вышивкой; технологическая и инструкционная карта по теме: «Оформление полотенца в национальном стиле», создание схемы орнамента для полотенца с помощью программы Excel.
Методы: словесный – инструктаж; наглядный – демонстрация работ учащихся; методы учета и контроля – контроль со стороны учителя; самоконтроль и взаимоконтроль; работа с УТД – самостоятельное выполнение работ по ИК; практическая работа – связь теории и практики; частично – поисковый метод – самостоятельное решение проблемы.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная – ответы на вопросы, беседы; групповая – работа в мастерской,команде.
Оборудование: Компьютер, проектор, предметы и одежда с орнаментом, инструкционные карты для учащихся, презентация, Интернет ресурсы портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Ход урока:
I. Оргмомент. (Приветствие, проверка явки учащихся, настрой учащихся на работу). (Психологический настрой учащихся) На фоне лирической музыки.
— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня (перечисляются имена учащихся). А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.
І. Актуализация опыта и опорных знаний учащихся.
Сегодня мы с вами вспомним историю вышивки и как с помощью компьютера составить рисунки, орнамент для изделия (полотенца).
Игра» Отгадай пословицы».
Предлагаю командам собрать пословицы. (Пословицы разделаны на части командам предлагается собрать их, какая команда быстрее соберет).
Без труда -…………………….. не выловишь рыбку из пруда.
Без охоты — ……………………. нет работы.
Без ремесла – ………………… как без рук.
Без дела жить -………………. только небо коптить.
Без топора не плотник -………….. без иглы не портной.
Люби дело -………………….. мастером будешь.
Дело мастера -……………… боится.
Семь раз отмерь -………………. один раз отрежь.
Блицтурнир 1.
Вопросы 1-й команде:-
Операция по временному соединению деталей. (смётка)
Страна, в которой был изобретен шелк.(китай)
Нить, расположенная поперек ткани.(Уток)
Какого происхождения волокна льна и хлопка? (растительное)
5. Оборудование для прочного соединения деталей между собой. (швейная машина)
6. Вид женской поясной одежды. (юбка)
7. Свойство ткани изменить линейные размеры под различными воздействиями. (усадка)
Расстояние между двумя последовательными проколами ткани иглой.(длина стежка)
Сырье для получения ткани. (пряжа)
Вопросы 2-й команде:
Операция по соединению деталей. (стачивание)
Город, прославившийся выпуском швейных машин. (Подольск)
Нить, расположенная вдоль ткани. (основа)
Из волокон какого происхождения получают шерсть и шелк?(животного)
Материал для соединения деталей изделия.(нитки)
Вид женской русской народной одежды. (сарафан)
Свойство материала выдерживать большое изменение линейных размеров.(прочность)
Ряд последовательных стежков. (строчка)
Материал, из которого шьют одежду. (ткань)
Задание. Учащиеся должны дать общее понятие из набора слов.
1.Шатун, кривошип, пусковое колесо, приводной ремень, шкив главного вала.
(Устройство ножного привода).
2.Механизм иглы. Механизм челнока. Механизм нитепритягивателя. Механизм двигателя ткани.
(Рабочие механизмы швейной машины).
3.Шкала деления. Длина стежка. Рычаг регулятора. Машинная закрепка.
(Регулятор строчки).
4.Колба. Лезвие. Острие иглы. Ушко. Лыско. Желобок. Номер иглы.
(Машинная игла)
5 Корпус. Защелка. Установочный палец Пластинчатая пружина. Винт.
(Шпульный колпачок).
6.Катушечный стержень. Нитенаправитель. Шайбы натяжения верхней нитки. Нутепритягиватель. Ушко иглы.
(Заправка верхней нити).
7.Лицевая и изнаночная сторона. Долевая нить. Поперечная нить. Переплетения нитей. Кромка.
(Ткань).
Угадай какое слова зашифровано? Анограммы.
АЛГИ (ИГЛА)
2.ШИНАМА (МАШИНА)
3. РТУКФА (ФАРТУК)
4. УЯШВ (ШВЕЯ)
5. ТКНИА (НИТКА)
6. ДОЖХУНИК (ХУДОЖНИК)
7. КРОЙЗАЩИК (ЗАКРОЙЩИК)
8. НОЛОГТЕХ (ТЕХНОЛОГ)
1. Что представляет собой вышивка? (Вид рукоделия)
2. Каково значение вышивки? ( украшение, декорирование текстильных изделий; 2) оберег)
3. С какими простейшими ручными декоративными швами вы познакомились на уроках? (Швами вперед и назад иголку, тамбурным, стебельчатым, «козлик», косой крест и простая гладь).
4. А какие виды машинной вышивки вы знаете (строчевая гладь, теневая, краевая и т. д.)
5. Какие ткани использовали для вышивания? (Хлопчатобумажные и льняные)
6. Какие изделия относятся к столовым изделиям? (салфетка, скатерть, фартук, прихватка полотенце)
І. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задачи урока.
И так сегодня мы на уроке научимся составлять композицию орнамента с помощью компьютера и программа EXCEL для полотенца;
Беседа педагога по теме.
Полотенце издревле считалось символом для русского человека — это его дорога жизни. С ним человек рождался, и бабка-повитуха, приняв роды, заворачивала младенца в приготовленное для него полотенце.
Девушки загодя готовили себе приданое, вышивая долгими зимними вечерами свадебный наряд и полотенца.
Когда приходило время сватовства, невеста и ее подруги вешали себе на шею полотенца, приготовленные в приданное, а если не хватало подруг, приглашали еще и детей и все ходили вокруг села, похваляясь богатством и рукоделием невесты.
Также приходя на свадьбу, каждая женщина приносила из дома свое самое лучшее полотенце и во время пляски вешала его на шею, размахивала концами, хвалясь своим вышитым замысловатым узором, украшенным по краю атласными лентами и кружевом.
В престольный праздник на крюки при входе вывешивались вышитые домотканые полотенца – накрюшники (обычно их было шесть). По количеству и красоте накрюшников узнавали о трудолюбии невесты или молодой хозяйки.
Во время гуляний – курагодов – на красивых праздничных костюмах вместо фартуков подвязывали вышитые полотенца.
«Утирки» использовались по хозяйству и от частого употребления становились ветхими. Экономная хозяйка отрезала вышивку, пришивала ее к новому холсту и утирка получала новую жизнь.
Вышитые полотенца в знак уважения подавались для вытирания рук после застолья почетным и дорогим гостям. Полотенца также приносили в церковь для убранства икон.
В некоторых районах есть святые колодцы и родники: после купания в них, очистив душу и тело, человек оставлял полотенце на дереве возле колодца.
Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения.
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания мы научились,
Мы помним, что в нашей жизни все пригодится.
Каждая девочка с детства мечтает быть невестой, удачно выйти замуж и жить счастливо. И редко кто знает, что наши прабабушки умели свое будущее счастье кодировать с помощью вышивки!
Иголка, сама по себе — это прекрасный оберег, энергетический проводник, который зашивает все мысли и мечты в полотно. А полотно — не что иное, как священный сверток, который несет в себе огромный поток положительной энергии.
Объедините вместе два этих мощнейших энергетических проводника, что получится? А если еще приложить к этому немного старания, умения, хороших положительных мыслей, результат не заставит себя долго ждать.
Полотенце-Рушник под ноги — самый главный на свадьбе, именно он решает, как сложится дальнейшая жизнь жениха и невесты. На этом рушнике нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует молодых, пожелание «На счастье!», цветы, кольца — когда молодожены стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки — геометрический узор или гроздья винограда — это символы семьи, достатка, благополучия.
Полотенце-Рушник под каравай, хлеб-соль — самый неограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь новобрачных была усыпана счастьем, радостью и цветами.
Полотенце-Рушник связывать руки. Раньше использовали чисто белый (можно вышить белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость.
Полотенце-Рушник под икону. Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.
Несколько золотых правил.
Нельзя украшать полотенца мережками — жизнь будет дырявой!
Нельзя вышивать свадебные полотенца ночью — в это время суток вышивают только магические вещи.
Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон сторона для людей, изнаночная — для Бога.
полотенце — это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину полотенца никаких кружев, тесемок — этим вы только навредите, разрезанную жизнь шьешь, как бы ни старался).
На свадебных полотенцах вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух (только не в боевой стойке). Не вышивают кукушек — вдовий символ, соловьев — символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).
Все размеры полотенца (ширина, длина) должны делиться на 7.
Вышивкой должна быть заполнена 1 /4 каждой половины полотенца.
Центр полотенца обязательно должен оставаться пустым, без вышивки,
После свадьбы полотенца хранятся в семье молодых как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.
полотенце, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а полотенце вышивают новый.
Полотенца не берут напрокат — вы же судьбу не берете напрокат.
Народная вышивка является одним из наиболее распространенных и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных, разнообразных орнаментов. Что же такое орнамент, и какие виды орнаментов различают в народной вышивке?
ІІІ. Изучение нового материала.
Отдельные рисунки, расположенные в определенной последовательности создают орнамент. Это слово в переводе с латинского означает «украшение».
Ритмичное повторение одного или нескольких мотивов орнамента называется раппортом.
По содержанию орнаменты бывают:
геометрические, которые состоят из прямых и ломанных линий, треугольников, кружочков, квадратов, ромбов, точек и т.д.;
растительные или фитоморфные, основу которых составляют цветочные и растительные мотивы;
животные или зооморфные – из стилизованных фигур животных, птиц, насекомых;
антропоморфные – с изображением фигур людей;
растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощенных цветков, листьев, бутонов, стебельков.
Народная художественная вышивка, при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждом регионе, области она имеет свои индивидуальные отличия.
Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, — приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей.
Как традиционное народное творчество и как творчество профессиональных художников вышивка успешно развивается и приобретает новые декоративные черты.
Физминутка.
Чтобы сильной стать и ловкой,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
И так еще раз повторим, какие по содержанию орнаменты бывают?
Правильно, геометрические, которые состоят из прямых и ломанных линий, треугольников, кружочков, квадратов, ромбов, точек и т.д.;
растительные или фитоморфные, основу которых составляют цветочные и растительные мотивы;
животные или зооморфные – из стилизованных фигур животных, птиц, насекомых;
антропоморфные – с изображением фигур людей;
растительно-геометризованные
ІV. Применение учащимися приобретенных знаний.
Практическая работа. .
Подготовительный этап (создание эскизов на ноутбуках)
Сегодня мы попробуем нарисовать мозаику узоров, используя ноутбук. Прежде чем приступить к созданию орнамента, пусть каждый из вас возьмёт разработанный эскиз на бумаге дома и определит какой по содержанию у него орнамент
Основной этап – работа на ПК
ТБ при работе на компьютере
Прежде чем нарисовать ваши орнаментальные композиции, давайте для начала нарисуем небольшой узор все вместе, используя программу Excel. Откройте ее.
У каждого из вас на столах лежат алгоритмы рисования орнамента. (см. Приложение 1)
После того, как каждый из учащихся попробовал нарисовать орнамент, он составляет собственную орнаментальную композицию, с помощью ноутбука и программы Excel
Составление несложного орнамента для вышивания.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чтобы ответить на этот вопрос постарайтесь закончить предложения:
1. Узор, состоящий из повторяющихся элементов, называется …
(орнаментом)
2. Повторяющаяся часть рисунка называется …
(раппортом)
3. Стилизованные рисунки – значит …
(упрощенные)
4. Орнамент, состоящий из различных линий и геометрических фигур, называют …
(геометрическим)
5. Зооморфный орнамент – это …
(животный)
6. Для отделки одежды чаще используют орнаменты …
(растительные)
7. Детям больше нравятся орнаменты …
(зооморфные)
8. На каких уроках вы еще знакомились с вышивкой и орнаментом?
(изобразительное искусство, литература)
VІ. Подведение итогов урока.
VІІ. Выставление оценок .Спасибо за урок!
Список литературы
Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. Начальная школа + 2007, №7
Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки творческие занятия. М.: Дрофа,2003