Государственная бюджетная специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай
Похвистневского района Самарской области
Творческий проект
учащихся 6 класса
на тему: «Диванная подушка»
Руководитель проекта
учитель
Чуватова Любовь Петровна
с. Малый Толкай
2012
Основание проекта и формулировка задач.
Слайд 2
Праздник- это семейное торжество. На праздник собираются все родные и близкие. Мы все любим праздники. Они приносят в нашу жизнь много веселья и радости. Важными атрибутами праздников 8 марта, дни рождения являются подарки. Но часто возникает вопрос: что выбрать для сувенира?.
Ведь мы не имеем денежных средств, и посещение магазинов ограничено. Поэтому мы надеется только на то, что можем изготовить сами, при небольших затратах. Самый лучший подарок тот, что сделан своими руками. Он будет неповторим, оригинален, в нем останется частичка насс самих.
Слайд3
Просмотрев несколько журналов, мы обратили внимание на различные подушки. Подушка должна быть красивой. Будущий подарок должен подходить к домашнему интерьеру. Возникшие дефекты должны быть устранены во время работы. Изделие должно иметь низкую себестоимость.
Когда мы обосновала возникшую проблему, то сразу поняли: наша задача -разработать и изготовить диванную подушку в подарок.
Слайд4
Так как в нашей группе 7 девочек, то мы решили изготовить диванные подушки не только для подарка своим близким, но и ребятам дошкольной группы нашей школы-интерната.
Слайд 5 ИСТОРИЯ
Подушки как предмет житейского обихода изобретены очень давно.
Подушки различаются по ролям, то есть по месту и времени своего применения. Одни из них — четко подголовные, укладываемые в полном смысле «под ушко», а другие — опорные (под бочек, под локоток и куда там еще захочется). С развитием бытовой культуры разными стали наборы подушек для дня и ночи. Как известно, в Средиземноморье в библейские и античные времена существовала традиция не сидеть, а возлежать за столом. Соответственно к застольным лежанкам полагался набор подушек-валиков под локти и бока, а также более мелких подушечек, которые по мере необходимости подкладывали под руку с чашей. (Разумеется, все это было в обиходе только у состоятельных и свободных людей.) Хоть мы и не можем представить себе жизни без подушки, изначально подушки использовались только обеспеченными людьми. Первые подушки найдены еще в древнеегипетских пирамидах. Подушки были изобретены ими для того, чтобы не испортить во сне замысловатую прическу. Подушка представляла собой тогда изогнутые дощечки на подставке. На подушках стали изображать богов, которые ограждали спящего от темных сил. Вплоть до 19 века деревянные подушки были распространены в Японии. Традиционно китайские подушки изготавливались из камня, фарфора или металла. Они также представляли собой твердые подставки прямоугольной формы.
В Греции появились первые мягкие подушки. Здесь больше ценился комфорт, и никакой связи с египетскими подушками греческие не имеют.
Кровать была для греков культовым предметом, они проводили на ней большую часть дня. Поэтому именно в Греции и придумали мягкие маграцы и подушки. Усложнение изготовления красителей и техники шитья привело к превращению подушки в предмет искусства, богато украшенные подушки стали дорогостоящим товаром.
В 5 веке до нашей эры подушка была у каждого зажиточного грека. Размеры подушки были разными. Их наполняли шерстью животных, травой, пухом и перьями птиц. Чехол делался из кожи или ткани, он мог быть как прямоугольной, так и квадратной формы.
В Древнем Риме поначалу недоверчиво отнеслись к подушкам. Но вскоре римляне оценили подушки, особенно пуховые. Для изготовления пуховых подушек использовали пух гусей. Часто военные начальники освобождали своих подчиненных от несения военной службы и отправляли их на добычу пуха для подушек.
Слайд 6
Тогда считалось, что подушки обладают магическим действием. Нерон, например, клал под подушку свой браслет из змеиной кожи, чтобы его сон был крепче. Октавиан Август хотел заполучить подушку одного римского патриция. Тот погряз в долгах, и все его имущество было распродано. Император август приказал приобрести подушку должникам, по его словам он хотел владеть подушкой, на которой спокойно спал человек, имеющий столько долгов. Индийские подушки помогли великому Будде восстановить здоровье. Будда ослаб от голода и самоистязания, он лежал на земле еле живой. И вдруг он уловил чудесный аромат листьев росшего рядом дерева. Будда встал с земли, набил мешок этими листьями. Так и получилась подушка, которую Будда положил под голову и уснул. После сна на чудесной подушке Будда сдал чувствовать себя лучше, у него появились силы отправиться дальше в путь. В арабских странах подушки пользовались наибольшей популярностью. Дома султанов были украшены расшитыми расписными подушками с кистями, бахромой. Богато расшитые и украшенные подушки были знаком достатка владельца.
В Средние века стали использовать специальные небольшие подушечки под ноги, которые защищали ноги от холода. В замках полы были каменные, отопление не могло прогреть большие помещения в морозный период. Поэтому подушки для ног были популярны в те времена. Как раз в то время стали использовать подушки для молитвы, их подклад ывал и под колени во время длительных молитв. Также были распространены подушки для езды на лошадях, они смягчали седла.
В некоторых странах Европы существовал забавный обычай. Женатые мужчины клали перед сном под подушку топор. Считалось, что если сказать ночью жене во время исполнения супружеского долга «Роди мальчика», обязательно родится мальчик.
На Рождественские праздники в подушки прятали еловые ветки, которые приносили счастье и помогали исполнению желаний. Многие гадания связаны с подушками. Например, для того, чтобы узнать имя суженого, девушки клали под подушки прутик от веника.
На Руси вышитые подушки всегда были частью приданого. Несколько позже появились декоративные подушки. Бедняки набивали подушки сеном и конским волосом, пуховые и перьевые подушки считались роскошью
В средние века европейцы за столом уже не возлежат, а сидят — на стульях и скамьях, обычно с прямыми и жесткими сиденьями. Тогда и появляются специальные плоские подушки, которые заботливо укладываются на сиденья. И еще изобретаются небольшие подушечки под ноги, чтобы защитить ступни от холода каменных полов в замках. И под колени во время молитвы тоже нужна подушка. И на седло прекрасной даме, а нередко — и ее изнеженному кавалеру. Оказывается, что почти в любой жизненной ситуации участвует какая-нибудь подушка — в карете и дома, на пикнике и при кормлении младенца, на одре болезни и любовном свидании.
Слайд 7
Самые простые и работящие подушки остаются в спальнях. А те, что присутствуют в гостиных, в дневной жизни хозяев, становятся предметом особой заботы. Их наряжают в ковровые, шелковые, суконные, и даже парчевые наволочки, украшают галунами, кистями и бахромой. Нежные ручки вышивают на них узоры и инициалы. Подушки принято дарить как знак любви или внимания. В купеческих и зажиточных ремесленных семьях в России и Центральной Европе подушки были непременной частью приданого, принадлежностью парадной постели.
Появление диванов, канапе, кушеток и прочей мебели для маленьких гостиных, кабинетов и будуаров также породило целое сообщество разнообразных дневных подушек. Это спутницы раздумья, «неги праздной» и мимолетных любовных шалостей.
К середине 19 века, с развитием стиля бидермейер с его любовью к уютной тесноте, дневные декоративные подушки стали непременной частью жилого интерьера, в том числе и гостиных.
Иногда наволочки делали из той же ткани, что и обивка мебели. Но чаще дневные подушки делали из бархата, репса, шелка, украшали аппликациями, вышивкой гладью или ришелье. С последней четверти 19 века в особой моде были вышивки крестом, простым или двойным, так называемым «болгарским».
И с тех пор вышитые подушки не уходили из жилых комнат, только в 1960-е годы, во времена «сурового стиля», их упрятали с глаз долой. А другие, менее нарядные их товарки продолжали скромно присутствовать на тахте и диване. Сейчас эти золушки снова вошли в моду, более того, превратились в непременный предмет убранства гостиных. Они стали красавицами, не утратив при этом своей непринужденности. В стандартную обстановку они умеют внести разнообразие и неповторимую интонацию. И при этом их декоративность и выразительность достигаются сравнительно простыми средствами и не требуют особых затрат.
Огромный выбор тканей и декоративной отделки делает разнообразными современные подушки. Форма их тоже может варьироваться — от разных прямоугольников до кругов, овалов и валиков, или вообще приобретает форму сердечек, розеток, зверюшек. Игра и причуды так нужны в нашей напряженной жизни.
Разработка опорной схемы размышления слайд 8
Обдумывая план работы, мы составили схему, включающую необходимые
факторы.
Слайд 9 ЭСКИЗЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ
В журналах и книгах, мы нашли несколько моделей подушек . Подушки-игрушки. Подушку в форме сердца. Подушки, выполненные в лоскутной технике. Подушку, выполненную в технике «витражи».
От подушек-игрушек я отказалась сразу. И потом для их изготовления нужна яркая красочная ткань. Подушку в форме сердца мы уже дарили на праздник.
Из-за дефицита необходимых материалов, мы отказались от подушек, выполненных в технике «витражи». А вот подушка выполненная в лоскутной технике, нам очень понравилась.
Слайд 10
В нашей мастерской много хлопчатобумажных остатков ткани, оставшихся после пошива изделий. Его мы и решили использовать при изготовлении подушки. Иногда одной-единственной подушки вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимый комфорт и создать нужное цветовое пятно в просто обставленной комнате.
Мы выбрали эту модель ещё и потому, что она получится недорогой. Конечно, в работе она трудоёмкая, но позволяет попробовать свои силы в шитье, применить знания, полученные в школе на практике.
Исследовав все возможные варианты, мы решили, что подушка выполненная в лоскутной технике, будет прекрасным подарком . Он будет радовать и дополнять интерьер комнаты.
Слайд 11 Выбор материалов
Основная ткань – хлопчатобумажные полоски ткани.
Хлопчатобумажная ткань очень практична. Она выработана полотняным переплетением, поэтому не растягивается и с ней удобно работать. Также она легко стирается и быстро высыхает.
Фоновая ткань — ситец, темнее, чем основная ткань. Ситец недорогая ткань. Она очень эффектно подчеркнёт основную ткань.
Выбор инструментов и оборудования
Для выполнения подушки потребуются следующие инструменты и оборудование.
слайд 12
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Изготовлять нашу диванную подушку мы решили в лоскутной технике.
Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков кожи и меха умелые женские руки создавали одежду и немудреные предметы быта.
(слайд № 13) Известно, что в Египте (в окрестностях Каира, были найдены изделия, выполненные в аппликационной технике, которым более 3 тыс. лет. Это древнейшее из сохранившихся образцов лоскутных изделий. Он выполнено из кусочков кожи газели
(слайд № 14)Находки, выполненные в подобной технике можно встретить как в Европе, так и в Азии или Африке, что свидетельствует о распространенности и известности этого вида шитья.До 17 века Россия была домотканой страной, т.е. одежду шили из льняной, шерстяной и конопляной ткани, сотканной в домашних условиях. Полотно ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца и отходов при пошиве одежды не было. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения младшему.
Старые, поношенные вещи не выбрасывались, а хранились в сундуках и ларях. В праздничные дни, ею одаривали нищих, надеясь, что эти божьи люди как посредники, осуществляющие связь между мирами, помогут замолить грехи
В конце 18 – начале 19 веков, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход х/б пестрые недорогие ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см., то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутами стали удлинять детскую одежду, украшать подолы женских рубах, рукава, оплечья. Самые мелкие лоскутки и сохранившиеся части старой одежды сшивались в единое разноцветное полотно.
Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ – лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома.
Показать выставленные образцы изделий изготовленных в лоскутной технике.Долгое время лоскутное шитье оставалось увлечением довольно немногочисленного круга художников и мастеров-любителей. Но к концу 20 века лоскутное шитье поднялось в России на небывалую высоту.
В настоящее время лоскутное шитье получило большое распространение по всему миру, проводятся даже международные фестивали.
В литературе встречается два названия лоскутного шитья — «пэчворк» и «квилт». Что это такое? (слайд № 15)
Пэчворк (от англ. patch— заплатка, лоскут; work — работа) – шитье из лоскутов путем накладывания мелких деталей на более крупные
Квилт — более широкое понятие (quilting– сшивание, простёгивание). Оно включает в себя лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилта стежки и строчки.
На сегодняшний день в мировом лоскутном движении все лоскутные изделия принято называть «квилтами», а людей, занимающихся лоскутной техникой – квилтерами.
Спектр изделий, выполненных в технике лоскутного шитья очень велик. Это: подушки, одеяла, игрушки, сумки, различные предметы быта (слайды № 16-17).
Показ образцов изделий выполненных в лоскутной технике
Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья (слайд № 18).
В изделиях, выполненных рукой мастера, рядом уживаются ситец и тюль, шерсть и батист, крепдешин и мешковина. Но начинающим рукодельницам проще работать с хлопчатобумажными тканями: они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего ситец, сатин, лен.
В лоскутной технике, как правило, используются геометрические рисунки. Элементами этой мозаики могут служить: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, 6—8-ми угольник. Их называют шаблонами.
Скажите, а какие геометрические фигуры мы использовали при построении нашей выкройки-шаблона.
Правильно, квадрат и прямоугольник
Существует несколько видов орнамента из повторяющих элементов.
Русский квадрат (слайд 19)
Бабушкин веер (слайд 20)
Спираль (слайд 21)
Мы изготовим лицевую часть подушки, в стиле лоскутной мозаики.
Изба (колодец, американский квадрат и др.) (слайд № 22)
В центре данной техники находится маленький квадрат – «очаг» или «печка», вокруг которого нашиваются полоски. Обычно центральный квадрат выполняют желтого или красного цвета, символизирующего огонь и тепло, а иногда синего – символ воды.
В данной технике используется классическое сочетание цвета полосок в квадрате. Половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая – из темных, как бы одна половина избы освещена солнцем, а противоположная находится в тени.
7 8 10
3 4 6
2
1
5
9
Прежде чем раскроить ткань (и основную, и отделочную), необходимо ее подготовить:
1. проверить, нет ли дефектов;
2. определить лицевую и изнаночную стороны;
3. декатировать ткань.
Ткань подготовлена, теперь начните работу с подготовки шаблона-основы. Для этого начертите в центре листа миллиметровой бумаги квадрат размером 7 х 7 см, подчертите к его верхней стороне полосу (1) шириной 7 см. Затем, двигаясь по часовой стрелке, начертите следующие полосы 2, 3, 4 и т. д., шириной 7 см каждая так, как это показано на рис. 1. Пронумеруйте все полосы. Когда вы начертите 12-ю полосу, у вас получится квадрат размером 42 х 42 см. Заштрихуйте ту часть квадрата, которая должна быть выполнена из более темных тканей. Это поможет вам не ошибиться во время работы.
Рис №1
Выкроите детали для лицевой лоскутной стороны чехла: 1 квадрат размером 7х 7 см из красной ткани и полосы из всех видов тканей шириной 7 см. Затем разрежьте полосы на отрезки следующих размеров: 1 шт- 7 см, 2 шт-14 см, 2 шт-21 см, 2 шт-28 см, 2 шт-35 см, 2 шт-42 см, 1 шт- 48см. Разложите все детали на столе так, как это показано на выкройке-шаблоне и пронумеруйте их в соответствии с шаблоном.
Все готово можно приступать к шитью.
Последовательность изготовления изделия в технике « Колодец» или «изба»
Первую полоску ткани лицевой стороной приложите к нижней части «очага», выровняйте срезы, пристрочите по припуску, приутюжьте шов «на ребро», отверните полоску на лицевую сторону, обрежьте излишек вровень с «очагом | | Швейная машина, утюг, игла, нитки, ножницы | |
2 | Вторую полоску из ткани приложите лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, пристрочите, отверните, отгладьте и срежьте лишнее | | Швейная машина, утюг, игла, нитки, ножницы |
3 | Аналогично пришейте третью полоску ткани, совместив ее с верхней стороной «очага» и второй полоской. Лишнее отрежьте | | Швейная машина, утюг, игла, нитки, ножницы |
4 | Четвертую полоску ткани притачайте сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» — теперь он вокруг обшит первым рядом полосок | | Швейная машина, утюг, игла, нитки, ножницы |
5 | Остальные полоски пришивайте ряд за рядом по спирали вокруг очага против часовой стрелки, пока основа полностью не закроется. Всего нашейте 13 полосок. Готовый узор отпарьте и подровняйте ножницами | | Швейная машина, утюг, игла, нитки, ножницы |
6 | Складываем нижнюю часть подушки с верхней частью подушки (лоскутным полотном), обтачиваем. Выворачиваем, приутюживаем, наполняем лоскутную подушку синтепоном. Диванная подушка готова | | Швейная машина, утюг, игла, нитки, ножницы, синтепон |
Возникающие во время работы дефекты, сразу устраняем. Соблюдаем правила Т.Б. при работе на швейной машине, с ножницами, иглами и булавками, утюгом.
СЛАЙД 23
ВИДЫ ЗАТРАТ | ЦЕНА (за 1м, 1шт.) | Количество | Подсчёт | |
1 | ТКАНЬ ОСНОВНАЯ | — | — | — |
2 | ФОНОВАЯ ТКАНЬ (сатин) | 21 руб. | 45 см | 10 руб. |
3 | СИНТЕПОН | — | — | — |
4 | НИТКИ | 8 руб. | 1 шт. | 8 руб. |
| ИТОГО: | 18 руб. |
|
|
РЕКЛАМА ИЗДЕЛИЯ, ТОВАРНЫЙ ЗНАК.
СЛАЙД 24
Мы изготовим несколько подушек, различных по форме, по цвету и отделке. Подарим их своим близким, родственникам и друзьям. Это и будет реклама наших изделий.
Отличное качество и эстетическое оформление внесут разнообразие, неповторимую интонацию и элемент новизны в стандартную обстановку современных квартир.
Так как это практичная и полезная вещь, наши друзья захотят подарить такую же подушку своим знакомым или друзьям.
Они смогут сделать заказ у нас.
По нашему товарному знаку они всегда узнают нашу продукцию.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
СЛАЙД 25
Вывод: после того как мы сшили подушку, дадим оценку своему проекту по следующему описанию.
Проанализирую пункты:
— Обоснование проекта и формулировка задач.
— Разработка опорной схемы размышления.
— Технология изготовления изделия.
Мысленно прикинем:
— Все ли из задуманного мы сделали?
Да, все что мы задумали сделали. Вся технологическая последовательность проекта выполнена.
— Получился ли у нас проект?
На наш взгляд, проект получился неплохой.
— Довольна ли мы им?
Им довольны не только мы, но и наши одноклассники и ребята из дошкольной группы. Эта подушка внесла в игровые комнаты новизну, свежесть и романтизм.
Ответив на все эти вопросы, мы оценим собственную работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В. Волышна, «Азбука домашнего уюта». Москва, ЭКСМО 2002.
М. Максимова, М. Кузьмина, «Лоскутики». Москва, ЭКСМО 1998
Карпова. Е. Уют вашего дома М.:- Дрофа,2004.
Журнал «Лена-рукоделие» М.:- «ЭДИПРЕСС-КОЛИНГА»,2011
Лоскутное шитье. /состав С.А. Хворостухина- М.: ОООТД «Издательство Мир книги», 2011.
Л Банакина. Лоскутное шитьё.- М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2004.