Учебный курс «Кладовая народных ремесел »
для учащихся 5-6 классов (68 учебных часов).
Якимова Елизавета Юрьевна учитель технологии,
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода.
Пояснительная записка.
Традиционные подходы к изучению народного декоративно-прикладного искусства чаще всего основываются либо на технологии изготовления конкретного народного промысла (сугубо профессиональная ориентация), либо на выделении только утилитарной и декоративной значимости изделий прикладного искусства. В таких подходах практически не раскрывалось духовно-нравственное содержание, но именно этот аспект, характеризующий взаимоотношения Человека с Миром, гармонию этих отношений, важен для понимания духовности русской культуры в целом.
Синкретический характер народного искусства, неразрывность традиционных ремесел с ритуалом, фольклором требует иного подхода, позволяющего рассмотреть этнокультурные традиции во всей совокупности их отношений.
Именно этнокультурные традиции, в конечном счете, и выявляют систему ценностей, специфических для русской традиционной культуры.
Приобщение каждого ребенка с раннего возраста к ценностям национальной культуры, к общечеловеческим духовным идеалам направляет духовно-нравственное становление его личности и помогает приобрести этому процессу позитивный характер, способствует осознанию своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Но осознания не происходит, если нет целостного восприятия национальной культуры. И тогда нет культурной преемственности, что и приводит к аномалиям в развитии духовно-нравственной сферы развивающейся личности.
Целостное восприятие национальной культуры – это осуществленное «вживание», «делание своим» через конкретную деятельность и творческое осмысление, всего того, что веками сохраняли предшествующие поколения.
Особенности развития психологических функций младшего подростка (10-13 лет), естественный интерес к конкретной «рукотворной» деятельности и художественному творчеству позволяют, опираясь на предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, изделия прикладного искусства (народного традиционного искусства), раскрыть в доступных понятиях и образах на высоком эмоционально-чувственном уровне восприятия своеобразие
русской культуры.
Цели курса:
-создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;
— формирование навыков и умений использования этнокультурных знаний в художественном творчестве и эстетической деятельности.
Задачи курса:
— представить народное прикладное искусство как неотъемлемую часть русской культуры; прикладное искусство (художественные промыслы) Нижегородского края как часть духовной и материальной, культуры русского народа;
— раскрыть этнокультурную специфику предметного мира; особенности содержания образов народного искусства, отражающих мировосприятие русского человека; художественную и эстетическую сторону народного искусства.
Овладение приемами художественной деятельности осуществляется в практической творческой работе учащихся, которая включает:
— копирование этнографических образцов;
-работу в ремесленной традиции с использованием современных материалов; — разработку и выполнение образцов изделий как опыт трансформации традиций.
Предлагаемые виды народного прикладного искусства для практической деятельности в ремесленной традиции:
— ткачество (дерганье, тканье «на бердышке», тканье на дощечках – «картах»);
— вышивка (тамбур, набор, крест);
-тряпичная кукла;
-лоскутное шитье.
Как опыт трансформации традиций ковроделия — техника «ковровой иглы» и традиций изготовления народной игрушки — изготовление сувенирных кукол.
Работа по изготовлению изделий проводится в учебных мастерских и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам по технике безопасности (инструкциям по охране труда учащихся) и поведения в кабинете «Технология».
Специфика данного курса заключается в том, что большая часть времени занятия отводится на непосредственное изготовление изделия. Монотонность такой работы, утомляемость учащихся сводится до минимума через регулирование темпа и ритма ее выполнения. Одним из приёмов такого регулирования является использование музыки (русская народная музыка). Такие же регулирующие функции могут выполнять фонограммы с записями отрывков из былин, сказок, мифов, устного фольклора, подобранные с учетом темпа и ритма выполняемой работы, ритмом живой речи.
Подобный прием позволяет поддерживать высокий уровень деятельностной активности учащихся и расширяет их кругозор.
В процессе освоения курса «Кладовая народных ремесел » учащиеся овладеют системой знаний, умений и действий:
— сформируют представления о единстве законов, лежащих в основе народной культуры;
— приобретут знания о сущности народной культуры, базовых терминах данной области,
о видах и жанрах народной культуры, народной эстетике, промыслах, костюмах,
народных праздниках, обрядах, игрушках и т.д.
— смогут увидеть в разнообразных проявлениях творчества особенности народной культуры
и понимать народную символику в народном творчестве;
— овладеют способами выражения своих впечатлений, чувств, эмоций, мыслей с помощью
слов, цвета, линий, форм используя выразительные средства национальной образной
системы и использования полученных знаний на практике.
— приобретут новые способы работы в коллективе.
Содержание курса и структура деятельности.
Структура курса состоит из девяти разделов, каждый из которых выявляет основные мировоззренческие аспекты народного прикладного творчества. Это позволяет шаг за шагом воссоздавать духовную среду бытования народной культуры.
«Своя земля и в горсти мила».
Народная традиционная культура как целостное мировоззрение.
Культура- способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания. Общее представление об основных понятиях: народ-этнос, нация, национальность, этнография, народное искусство, образ, символ, традиция.
2. «Обычай – старше закона».
Личностное и коллективное осознание предназначения жизни человека. Ритуал как способ бытия. Вещи, окружающие нас. Родословная вещей. Отражение в этапах создания предметного мира (этнотехнологиях) народных космогонических представлений.
3. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Представления о родственных связях.
Семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. Роль семьи в жизни человека. Воспитание и обучение в традиционной русской семье.
Предметный мир детства. Традиционная игрушка, ее воспитывающая и обучающая функции.
«Что миром положено, так тому и быть».
Гармоническое единство мира как нравственная основа существования народа. Традиции коллективного уклада жизни. Соборность как основа организации крестьянского мира. Традиционные мужские и женские виды деятельности. Народные ремесла. Синкретический характер народного искусства, неразрывность традиционных ремесел с ритуалом, фольклором.
5 «Под Богом ходим – Божью волю носим».
Аспекты понятия судьбы человека, народа, мира. Круг жизни. Отождествление в народном мировосприятии природного годового цикла-круга и этапов человеческой жизни. Вещи-символы в календарно-обрядовой культуре. Традиционные представления о судьбе человека в народной культуре. Мифологема «жизнь-нить». «Полотняной фольклор» — сокровищница мифологических сюжетов и универсальный способ сохранения, передачи древних представлений о мире.
6. «То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской».
Взаимодействие как принцип сохранения гармонии мира.
Отражение национального своеобразия в облике богатыря-защитника и его снаряжении.
Охранительная орнаментика. Народные промыслы Нижегородского края (особенности и традиционные сюжеты).
7. «Хлеб всему голова». «Наездом хлеба не напашешь».
Нравственные аспекты человеческой деятельности. Традиционные представления о хлебе как знаке устойчивости мира, достатка, благополучия. Традиции русской кухни. Секреты домашней кухни.
8. «Всякая душа празднику рада».
Праздник как кульминация торжества гармонии мира. Общечеловеческие ценности – суть русской культуры. Культура народного праздника. Будни и праздники в жизни человека. «Примечай будни, а праздники сами придут». «Праздник честному злат венец, а хозяину многие лета».
Праздничный народный костюм как целостный художественный ансамбль, язык национального костюма. Народное декоративно-прикладное искусство – основа выразительности народного костюма. Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды в детском творчестве.
9. «Где родился, там и пригодился».
Общечеловеческие ценности – суть русской культуры.
Народная культура – источник детского творчества.
Этнокультурологический подход в отборе материала направлен на раскрытие самобытности и своеобразия русской народной культуры и среды её бытования (по этнографическим и фольклорным материалам, славянским мифам и т.д.), на выявление сути традиций, ритуалов, обрядов на основе устойчивых архетипических смыслов, универсальных мифологем, образной системы народного творчества во всех её формах.
Содержание курса структуировано по разделам в соответствии со спецификой предмета и рассматриваемыми понятиями, определяющими основной акцент раздела.
Раздел 1. «Своя земля и в горсти мила».
Тема 1. «Какова сторона таков и обычай».
Народная (традиционная) культура как целостное мировоззрение: «Что на небе, то и на земле». Культура- способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания. Общее представление об основных понятиях: народ (этнос), нация, национальность, этнография, народное искусство, образ, символ, традиция. (Урок –экскурсия в историко–архитектурный музей-заповедник быта народов Нижегородского Поволжья).
Раздел 2. «Обычай – старше закона».
Тема 1. Дом, в котором мы живем, как материальная и духовная основа семьи.
Традиционное устройство и убранство русского дома. Образы дома: дом- вселенная, дом-семья. Отражение архетипической модели мира в конструктивно-художественном решении русской избы и её функциональных зон. Создание рукотворного мира по законам сотворения Вселенной. Наделение материально-вещной среды (предметного мира) свойствами идеального (божественного) мира: по процессу изготовления, по подобию — зрительному отождествлению, по функциональному использованию и возможности отождествления результата конкретного технологического процесса, по знаковому архетипическому коду – орнаменту. Принципы освоения ландшафтного пространства. Понятие границы в функциональном делении обживаемого пространства. Макетирование русской деревни.
Тема 2. Вещи окружающие нас. Родословная вещей.
Человек и окружающий его предметный мир, его функциональное назначение. Вещи – артефакты. Процесс изготовления предметов и вещей в древности — ритуал, сегодня- ремесло, производство. Ритуалы, связанные с изготовлением орудия труда, прядением, ткачеством, их семантика.
Тема 3. Этнотехнологии о народных космогонических представлениях.
Отражение в этапах создания предметного мира (этнотехнологиях) народных космогонических представлений.
Прядение, семантика и символика процесса. Отождествление веретена с осью мироздания, волокна – с беспорядком (Хаосом), нить – с порядком (Космосом). Сырье – волокно. Виды волокон. Приемы прядения и изготовление шнура-закладки в технике витья, плетения, дерганья. Оформление концов шнура узлом. Семантика узла (узел как граница природного и рукодельного). Значение выражения «узелок на память».
Раздел 3. «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Тема 1. Семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.
Роль семьи в жизни человека, воспитание и обучение в традиционной русской семье. Семья. Род. Система родства. Нравственный аспект преемственности в жизни человека. Взаимоотношения старших и младших членов семьи.
Тема 2. Предметный мир детства. « В каждой избушке – свои игрушки».
Традиционная игрушка и ее воспитывающая, обучающая функции.
Охранительная символика игрушек. Отражение традиционных космогонических представлений в традиционной игрушке (отождествление с образом предков-покровителей). Сохранение традиций в работах мастеров- игрушечников Нижегородского края. Традиционные материалы и технологии изготовления игрушки. Кукла как символ продолжения рода. Особенности обращения к кукле на разном возрастном этапе: тетешный возраст (кукла-заманка для грудного ребенка); детство (обучение мастерству с 5-летнего возраста: девочки – кройка, шитье, вышивание, прядение; мальчики – изготовление мебели, посуды, утвари и т.д. для кукол); отрочество (маленькие беседы-посиделки, совместное изготовление кукол, поделок); хороводный период (большие посиделки, демонстрация «коробеек», кукла – эталон рукоделия); свадебный обряд (составление красоты с елочкой); замужество (игры в куклы молодух, изготовление кукол для своих детей); старость (изготовление кукол для внуков). Освоение приемов изготовления игрушек (кукла-бессоница, кукла из пряжи и мочала).
Раздел 4. «Что миром положено, так тому и быть».
Тема1. Традиции коллективного уклада жизни.
Соборность как основа организации крестьянского мира.
Традиционное поселение. Нравственные принципы уклада мирской жизни. Соборность — «всем миром». Коллективные работы — помочи, дожинки, толока, вздымки, капустки, супрядки. Традиции взаимопомощи: «Кто на помочь звал, тот и сам иди».
Тема 2. Традиционные мужские и женские виды деятельности.
«Обыденные» вещи и их изготовление. Ритуально-обрядовый характер совместных действий. Ритуал – как способ бытия. Значение пояса, полотна, полотенца, ткани-новины в семейных обрядах. Элементы семейной обрядности Нижегородского края. Ручное ткачество (виды ткачества, традиционные материалы). Возрождение промысла в г. Шахунья Нижегородской области. Современные материалы в традиционной технике ткачества. Инструменты, приспособления для ткачества. Разработка и изготовление образцов изделий и коллективной композиции (тесьма-пояс, салфетки).
Раздел 5. «Под Богом ходим – Божью волю носим».
Тема 1. Круг жизни.
Отождествление в народном мировосприятии природного годового цикла-круга (солнцестояния и равноденствия, утренняя и вечерняя заря, полдень и полночь) и этапов человеческой жизни.
Универсальный закон природы Рождение – Жизнь – Смерть – Возрождение в традиционном представлении об этапах жизни человека. Обрядовые действия, связанные с этапами жизни человека. Культура обиходного орнамента. Виды орнаментов. Охранительно-декоративные функции орнамента на предметах быта (мебель, емкости для продуктов, столовая посуда и др.). Солярная символика в декоративно-прикладном искусстве. Зарисовка элементов древних (архаичных) орнаментов. Разработка и выполнение панно (техника «ковровой иглой», выжигание по дереву).
Тема 2. Вещи – символы в календарно-обрядовой культуре.
Мифологизированная основа законоустанавливающих действий участников обрядов, связанных с переломными точками природного цикла (на примере святочных действий). Освоение приемов изготовления атрибута колядовщиков – «Колядин знак».
Тема 3. Традиционные представления о судьбе человека в народной культуре. Мифологема «жизнь-нить».
Переломные точки в жизни человека. Обрядовые действия, связанные с ними. Мифологема «жизнь – нить», значения выражений «нить судьбы», «узелок на счастье». Свадебный обряд как кульминация полноты жизненных сил человека. Охранительная символика цвета (белый, черный, красный). Ритуальных предметов и вещной среды (ткань – новина, полотенце, пояс, головной убор невесты). Выстраивание судьбы человека, новой семьи по «божьему закону» через семантику действий и символику предметов.
Тема 4. «Полотняный фольклор» — сокровищница мифологических сюжетов и универсальных способов сохранения, передачи древних представлений о мире.
Архаичные узоры в вышивке. Вышивки – обереги, их семантика. Знаки – символы. Образы (символы) славянских божеств в вышивке (Рожаницы, Макошь, Даждьбог). Образы животных (лоси, олени, конь-птица и т.п.), их семантика. Образ Древа – Жизни. Виды вышивок. Орнамент, композиция, ритм, раппорт, цветовое решение. Простейшие швы (крест, набор, роспись), приемы их выполнения. Выполнение вышивок по этнографическим образцам. Разработка и выполнение изделий для оформления современного интерьера (столешница, салфетки).
Раздел 6. «То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской».
Тема 1. Отражение национального своеобразия в облике богатыря – защитника и его одежде.
«То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской» — текстильная охранительная орнаментика. Представления о снаряжении богатыря воина, связанные с социальными, экономическими условиями. Охранительная символика обрядов-проводов и благословения на подвиг защитников Отечества. Характерные особенности формы, орнаментики элементов воинского снаряжения. Наделение предметов, вещей охранительной функцией через орнамент-узор как знакового архетипического кода. Выполнение изделий в традиционной технике изготовления мешочка-ладанки.
Тема 2. Вышивка Нижегородского края.
Ее особенности и традиционные сюжеты. Строчевая вышивка по сетке (фабрика «Крестецкая строчка»). Вышивка «Горьковский гипюр». Многоцветная гладевая вышивка. Золотое шитье. Работа по буклетам музея Нижегородских промыслов. Выполнение вышивки.
Раздел 7. «Хлеб всему голова». «Наездом хлеба не напашешь».
Тема 1. Традиционное представление о хлебе как знаке устойчивости мира, достатка, благополучия.
Традиционное отношение к хлебу. Хлебные обряды календарного цикла (Святки, Масленица, Сороки и др.). Традиционные изделия из муки: блины, каравай, постовые хлеба. Символическое значение обрядового хлеба (культ солнца, житные духи), утвари и предметов, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба (квашня, борона и др.). Хлеб как знак уполномочения в договорах, как выражения достатка и благополучия. Значение выражений «свой кусок хлеба», «хлеб – всему голова», «кормиться припеком». Обобщенное понятие хлеб – труд.
Тема 2. Традиции русской кухни.
Мировоззренческие аспекты отношения к приготовлению пищи и ее приему как к священнодействию. Традиции народного этикета и сервировки стола (стол–«длань божья»). Наука диетология о значении рационального питания в жизни человека и традиции русской кухни. Понятие сезонного питания. Традиционные продукты и способы приготовления в русской национальной кухне. Рецептура блюд.
Тема 3. Секреты домашней кухни.
Домашняя рецептура приготовления блюд из черствого хлеба. Защита творческой работы «Рецепты моей бабушки».Коллективная работа по оформлению книги рецептов.
Раздел 8. «Всяка душа празднику рада».
Тема 1. Культура народного праздника. Будни и праздники в жизни человека.
Синкретическая основа народного праздника. Отражение в празднике многоаспектности культурных явлений: идея праздника (мифологическая и социальная); принцип выделения пространства и времени праздника (будни – профанное, праздник – сакральное); традиционные нормы и способы общения участников; праздничная трапеза (традиционные блюда, способы приготовления, оформление и сервировка стола); праздничная одежда; подарки – подношения. Особое место праздника в эмоционально – эстетической сфере человеческой жизни. Образный язык и семантика действий. Коммуникативная основа элементов праздника, его воспитывающая и обучающая функция: объединение людей (семьи, рода, народа, государства); передача в игровой форме знаний о своих корнях, традициях, исторических периодах, о подвигах мифологических и реально живших героев и т.д.; формирование коммуникативных навыков, социальная адаптация и культурная самоиндентификация и др.
Тема 2. Народный костюм как целостный художественный ансамбль. Язык национального костюма.
Повседневная и праздничная одежда. Мужской и женский костюм. Общее представление о народной одежде, ее зависимость от национальных традиций (отражение структуры мира в семантике формы, цвета, орнаментики), климатических, экономических и других условий. Характерные черты (свободный крой, принципы безостаткового кроя, многослойность ансамбля, цветовая композиция, разнообразие комплексов по регионам и возрастным особенностям, головной убор, шейные и запястные украшения). Разработка и эскизирование комплексов традиционной одежды.
Тема 3. Народное декоративно-прикладное искусство – основа выразительности народного костюма.
Соединение разных видов народного творчестве в создании целостного гармонического ансамбля: искусство вышивки, узорного ткачеств, кружевоплетения, низания, лоскутной аппликации и др. Особенности национального костюма Нижегородского края. Народное прикладное искусство. Народные художественные промыслы Нижегородского края. Особенности народного искусства: коллективность, вариативность, преемственность мастерства и др. Традиции и поиск нового в народном искусстве. Работа с материалами экспозиции музея народных промыслов.
Тема 4. Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды в детском творчестве (выполнение творческого проекта).
Преемственность традиционных конструктивных, цветовых, декоративных решений в современной декоративно-прикладном творчестве. Безостатковый принцип работы с материалами. Освоение принципов разработки и приемов изготовления предметов обихода. Традиционные приемы декорироваеия.
Раздел 9. «Где родился, там и пригодился».
Тема 1. Общечеловеческие ценности – суть русской культуры.
Народная культура – источник детского творчества. Защита творческих работ учащихся.
К критериям оценки результатов работы по программе цикла можно отнести:
— уровень устойчивого интереса детей к рассматриваемому материалу на уроках и уровень его усвоения;
— уровень выполнения творческих заданий;
— уровень активности детей в подготовке и участии в итоговых мероприятиях;
— уровень готовности осознанно пропагандировать народную культуру в ее различных проявлениях.
Тематическое планирование.
Курс «Кладовая народных ремесел » (68ч).
№ | Тема | Количество часов | |
«Своя земля и в горсти мила».
| 1. | Народная традиционная культура как целостное мировоззрение. | 2ч |
«Обычай – старше закона». | 2.
3.
4. | Дом, в котором мы живем (материальная и духовная основа семьи). Вещи, окружающие нас. Родословная вещей.
Отражение в этапах создания предметного мира народных космогонических представлений.
| 4ч
2ч
2ч |
«Вся семья вместе, так и душа на месте». | 5.
6. | Семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. Роль семьи в жизни человека. Воспитание и обучение в традиционной русской семье. Предметный мир детства. Традиционная игрушка и ее воспитывающая, обучающая функции.
| 2ч
6ч |
«Что миром положено, так тому и быть».
| 7.
8. | Традиции коллективного уклада жизни. Соборность как основа организации крестьянского мира. Традиционные мужские и женские виды деятельности. Мужские и женские ремесла.
| 4ч
4ч |
«Под Богом ходим – Божью волю носим». | 9.
10.
11.
12. | Круг жизни. Отождествление в народном мировосприятии природного годового цикла – круга и этапов человеческой жизни. Вещи-символы в календарно-обрядовой культуре.
Традиционные представления о судьбе человека в народной культуре. Мифологема «жизнь-нить». «Полотняной фольклор» — сокровищница мифологических сюжетов и универсальный способ сохранения, передачи древних представлений о мире.
| 4ч
2ч
2ч
4ч |
«То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской».
| 13.
14. | Отражение национального своеобразия в облике богатыря и его одежде. «То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской» — текстильная охранительная орнаментика. Вышивка Нижегородского края (ее особенности и традиционные сюжеты).
| 4ч
2ч |
«Хлеб всему голова». «Наездом хлеба не напашешь». | 15.
16.
17. | «Хлеб всему голова». Хлеб как знак устойчивости, достатка, благополучия. Традиции русской кухни.
Секреты домашней кухни. | 2ч
2ч
4ч |
«Всяка душа празднику рада». | 18.
19.
20.
21.
| Культура народного праздника. Будни и праздники в жизни человека. Праздничный народный костюм как целостный художественный ансамбль. Язык народного костюма. Народное декоративно-прикладное искусство – основа выразительности народного костюма. Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды в детском творчестве. |
2ч
2ч
2ч
8ч |
«Где родился, там и пригодился». | 22. 23. | Защита ученических творческих работ. Обобщающая экскурсия в музей народных промыслов Нижегородского края. | 1ч 1ч |
|
|
| Итого: 68ч. |
Учебно-тематическое планирование.
Курс «Кладовая народных ремесел » (68ч)
Урок 1-2 | Введение в цикл «ОРК» Народная культура как целостное мировоззрение. (Экскурсия в музей быта народов Нижегородского Поволжья). | |
«Обычай – старше закона». | ||
Урок 3 | Дом, в котором мы живем. | |
Урок 4 | Макетирование русской деревни. Разработка макета (коллективная работа) | |
Урок 5 | Принцип освоения ландшафтного пространства. Граница обжитого и необжитого пространства. | |
Урок 6 | Оформление макета русской деревни. | |
Урок 7 | Вещи, окружающие нас. Родословная вещей. | |
Урок 8 | Прядение как ритуал, прядение как процесс создания нити. Сырье-волокно. Виды волокон. Освоения приемов. | |
Урок 9 | Отражение в этнотехнологиях народных космогонических представлений. | |
Урок 10 | Изготовление шнура-закладки по этнотехнологии. Оформление концов узлом. | |
«Вся семья вместе, так и душа на месте». | ||
Урок 11 | Роль семьи в жизни человека. | |
Урок 12 | Родословная моей семьи. Составление Древа Жизни семьи. | |
Урок 13 | Предметный мир детства. | |
Урок 14 | Изготовление игрушки-бессоницы из лоскута ткани. | |
Урок 15 | «И в бирюльки играй и уму-разуму учись». Традиционные материалы и способы изготовления кукол. | |
Урок 16 | Изготовление кукол из пряжи и мочала. | |
Урок 17 | Кукла – образ продолжения рода. | |
Урок 18 | Изготовление куклы-сталбушки. | |
«Что миром положено, так тому и быть». | ||
Урок 19 | Традиции коллективного уклада жизни. | |
Урок 20 | «Кто на помочь звал, тот и сам иди». Нравственные основы крестьянского мира. | |
Урок 21 | Традиции коллективного ткачества. Ручное ткачество. | |
Урок 22 | Виды ткачества. Виды переплетений. Семантика этапов ткачества. Снование. | |
Урок 23 | Традиционные мужские и женские виды деятельности. | |
Урок 24 | Изготовление приспособлений для ткачества. Выполнение изделий в технике ручного ткачества. | |
Урок 25 | «Обыденные» вещи и их изготовление. | |
Урок 26 | Выполнение индивидуальных и коллективных работ (инструменты для ручного ткачества; оформление индивидуальных и коллективных изделий). | |
«Под Богом ходим – Божью волю носим». | ||
Урок 27 | Круг жизни человека и природный годовой цикл. | |
Урок 28 | Культура обиходного орнамента. Знаки-символы в оформлении народного текстиля. | |
Урок 29 | Функции орнамента. Виды орнамента. | |
Урок 30 | Разработка и выполнение панно (в технике ковровой иглы/выжигание по дереву). | |
Урок 31 | Вещи-символы в календарно-обрядовой культуре. | |
Урок 32 | Изготовление сувениров в традиции «знака Коляды». Праздник «Коляда – Святки». | |
Урок 33 | Традиционное представление о судьбе человека в народной культуре. | |
Урок 34 | Элементы свадебного обряда. Значение выражений «нить судьбы», «узелок на счастье». Исследование этнографических материалов. | |
Урок 35 | «Полотняной фольклор». | |
Урок 36 | Разработка орнамента для декора текстильных изделий (салфетка, столешница). | |
Урок 37 | Вышивка изделий по этнографическим образцам. | |
Урок 38 | Вышивка изделий по этнографическим образцам (продолжение) | |
«То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской». | ||
Урок 39 | «То не для красы и не для басы – ради крепости богатырской». | |
Урок 40 | Разработка сувениров-подарков в традиции «мешочка-ладанки». | |
Урок 41 | Декорирование изделия. | |
Урок 42 | Вышивка Нижегородского края. | |
Урок 43 | Выполнения изделия по инструкционным картам. | |
Урок 44 | Оформление изделия. | |
«Хлеб всему голова». «Наездом хлеба не напашешь». | ||
Урок 45 | Хлеб всему голова. Традиционное отношение к хлебу. | |
Урок 46 | Хлебные обряды календарного цикла. | |
Урок 47 | Традиции русской кухни. Традиции народного этикета и сервировки стола. | |
Урок 48 | Традиционные продукты и способы приготовления. | |
Урок 49 | Рецептура блюд. | |
Урок 50 | Творческая работа «Рецепты моей бабушки». Блюда из черствого хлеба. | |
Урок 51 | Правила сервировки стола сегодня. | |
Урок 52 | Творческая работа «Праздничная сервировка». | |
«Всяка душа празднику рада». | ||
Урок 53 | Будни и праздники в жизни человека. | |
Урок 54 | Культура народного праздника. Структура праздника. | |
Урок 55 | Повседневная и праздничная одежда. Мужской и женский костюмы. | |
Урок 56 | Разработка и эскизирование комплексов традиционного костюма. | |
Урок 57 | Народное декоративное искусство — основа выразительности народного костюма. | |
Урок 58 | Экскурсия в Нижегородский Дом фольклора. | |
Урок 59 | Народные традиции изготовления предметов обихода, утвари, одежды. | |
Вариант1 Урок 60 | Народный костюм и современная одежда. | |
Урок 61 | Освоение принципов разработки и приемов изготовления юбки/фартука на основе поневы/завесы. | |
Урок 62 | Технология изготовление изделия. | |
Урок 63 | Декорирование изделия в традициях лоскутного шитья. | |
Урок 64 | Декорирование индивидуальных изделий. | |
Урок 65 | Выполнение изделия по инструкционным картам. | |
Урок 66 | Выполнение и оформление индивидуального изделия. | |
Вариант2 Урок 60 | Изготовление подарков-сувениров по традиционным технологиям. | |
Урок 61 | Освоение приемов разработки и изготовления. | |
Урок 62 | Технология изготовления изделий. | |
Урок 63 | Декорирование изделия солярными знаками и знаками плодородия. | |
Урок 64 | Выполнение изделия по инструкционным картам. | |
Урок 65 | Декорирование индивидуального изделия. | |
Урок 66 | Выполнение и оформление изделия. | |
«Где родился, там и пригодился». | ||
Урок 67 | Оформление выставки творческих работ. | |
Урок 68 | Обобщающая экскурсия в музей народных промыслов Нижегородского края. |
Литература
Асов А.И. Русские веды.- М.,1992.
Афанасьев А.Н. Избранные статьи.- М., 1983.
Афанасьев А. Н. Народ — художник: Миф. Фольклор. Литература. — М., 1986.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. — М ., 1981.
Балашав Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба._-М., 1985.
Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991.
Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество — это народы.- М.,1990.
Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.,1991.
Даль В.И. Пословицы русского народа. — М., 1994. .
Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI — XVII столетиях. -М., 1992.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М., 1991. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990.
Кайсаров А.С. , Глинка ГЛ., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. — Саратов, 1993.
Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области Горький , 1983.
Лихачёв Д.С. Избранные работы. _ М .,1987
Максимов С.В. Крылатые слова. — Н.Новгород,1994.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки.- М., 1978.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М., 1989.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. — М.,1992.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. — М., 1994. Некрасова М.А. Современное народное искусство. — Л., 1978.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.,1991.
Фольклорный театр. — М.,1988.
Нижегородский сборник. — Н.Новгород, 1895.
Памятники литературы Древней Руси. — М.
Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным
искусством. — М.,1989.
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.,1989.
Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. — М., 1939.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 1986. Русские аграрные
праздники.-Л., 1963.
Фольклор и действительность — М.,1976.
Работнова И.П. Русская народная одежда.- М.,1967.
Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М.,1990.
Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси.- М.,1948. Язычество древних славян. -М., 1981.
Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев ХVП-ХVШ веков. — Горький, 1978.
Смирнов Ю.И. О народном самосознании. — М.,1974.
Словарь всемирной мифологи (составители Грушко Е.А., Медведев Ю.М.) Н.Новгород,
1997.
Словарь славянской мифологии (составители Грушко К.А., Медведев Ю.М.)
Н.Новгород, 1996.
Темерин С.М. Русское прикладное искусство.- М.,1960.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX— начала XX в.-
М.,1957.
13