Левицкая Ирина Николаевна МБОУ СОШ № 18. им. В.Я. Алексеева г. Сургута
Методическое сопровождение к уроку
«Приход весны. Изготовление птичек из ткани».
Предмет: технология.
Класс: 2
Автор: Левицкая Ирина Николаевна.
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 18 им. В.Я.Алексеева г. Сургута.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: познакомить обучающихся с народным весенним календарём, с некоторыми видами птиц, развивать мелкую моторику при работе с тканью и нитками.
Оборудование и материалы:
для учителя — квадратные лоскуты х/б однотонных или цветных тканей, выкроенные по направлению нитей в ткани, размером 15*15 см (размер деталей можно взять меньше); вата; нитки красного или белого цвета; игла швейная, готовое изделие; картинки с изображением птиц, презентация; образцы поузловой (поэтапной) обработки.
для учащихся — лоскут ткани с бахромой, нитки красного цвета, вата, иголка.
Ход урока:
Организационный момент
приветствие; организация рабочего места; сообщение темы и цели урока.
Отгадайте загадку, она подскажет вам тему сегодняшнего урока:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами. Сегодня мы об этом узнаем. Весна – время пробуждения природы, прилёт птиц.
Знакомство с новым материалом
Ребята, назовите месяца весны (март, апрель, май).
В старину эти весенние месяца называли так:
Март — зимобор, протальник; март ещё называли грачевником, так как именно в этом месяце прилетают грачи.
Апрель — снегогон, цветень;
Май — травник (травень);
3 марта дети кормили птиц выпеченными из овсяной муки пирожками – овсянничками, ведь именно в это время овсянка поёт: «Покинь сани! Покинь сани!». Эти птицы считались вестниками весны.
4 марта – первая Красная горка. В этот день просили Солнце, чтобы оно зазывало перелётных птиц. Пернатых кормили крошками, которые бросали за спину, заманивая весну.
14 марта – день Весновки. Детям делали свистульки, и ребята подражали голосам птиц, свистели.
22 марта – Сороки, по православному календарю день Сорока Севастийских мучеников. По народным приметам, на Сороки сорок птиц прилетают. Говорили: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Птицам крошили печенье на корм. «На Сороки день с ночью меняется». На Сороки пускали с крыш домов самодельных бумажных птичек, водили хороводы, пели песни, играли в игры, рассказывали сказки.
31 марта в деревнях выпускали гусаков и устраивали потеху – гусиные бои.
7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день выпускают птиц на волю, чтобы они возвещали Богу о доброте своих освободителей. На Благовещение «красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт».
7 апреля – Вороний день – древний хантыйский праздник. Ворона для народов ханты была всегда священной и почитаемой птицей. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – затяжная. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу, Ворона прилетела и подарки принесла!» И, действительно, на ветках берёзы висят связки калачей, баранок, символизирующие тёплые весенние солнышки. Смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила тундровиков о наступлении весны.
22 мая – день памяти святителя Николая Чудотворца, по-народному, Николы Вешнего. В этот день справляли праздник кукушек, «крещение кукушки». В образе кукушки у славян воплощалась богиня Жива, дарующая жизнь. Из травы «кукушкины слёзки» девушки плели венок, перевязывали его алой лентой и шли в лес. Там они расстилали на траве платок, клали на него «кукушку», а сами садились в кружок, менялись крестиками и давали обещания в дружбе.
Мы познакомились с весенними праздниками на Руси, а теперь познакомимся с работой, которую будем выполнять.
Знакомство с изделием, обсуждение процесса изготовления.
учитель демонстрирует изделие;
знакомимся с материалами;
просмотр презентации;
нитку обрываем во время работы, а не режем, поэтому работаем без ножниц.
Физкультминутка
О чем поют воробушки.
О чем поют воробушки (Шагаем на месте.)
В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.)
— Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)
— Мы дожили! (Прыжки на месте.)
— Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)
Практическая работа учащихся
Просмотр пошагово презентации.
Показ трудовых приёмов учителем.
Подведение итогов работы
Ребята, отгадайте загадки:
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи.
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поет … (овсянка)
(П. Смолин)
Подняли всех птичек кверху, изображаем как птички летят. (Дети успевают выполнить 2-3 птички за урок). Птичек скрепляем ниткой и иголкой – получилась небольшая стайка.
Выставление оценок.
Уборка рабочего места.