МКОУ «Лицей №1»
Урок по технологии на основе
деятельностного метода обучения
в 4 классе на тему:
Разработала:
Расковалова С.А.
учитель технологии и ИЗО
начальных классов
высшей категории
МКОУ «Лицей №1»
Шадринск 2011
Подготовка к комбинированному уроку:
презентация по теме: техника «Изонить», технологические карты;
| |
| рассмотреть выставку работ, выполненных в данной технике, выполнить сравнительный анализ работ, найти закономерности в данной технике;
|
3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания: | с изнаночной стороны картона выполнить разметку: построить окружность, разделить её на равные углы, а их на одинаковые отрезки, проткнуть отверстия, вышивать по схеме;
|
4. Определить необходимые знания, умения, навыки и способы их повторения: | знать правила по технике безопасности при работе с инструментами(иглой, циркулем, ножницами), уметь разделить на глаз окружность на равные части, знать порядок выполнения работы, как заполнить угол, закономерность при заполнении угла.
|
5. Подобрать упражнения для этапа актуализации: | воспроизвести ЗУН по «изонити», которые необходимы для выполнения, активизировать мыслительные операции, внимание, память.(найти отличие между лицевой и изнаночной стороной, ошибку в вышивании);
|
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации: | следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий, шить, никогда не пропуская ни одного отверстия, чередовать стежок с одной стороны угла на другую, с лицевой стороны -длинные протяжки, с изнаночной -короткие.
|
7. Сформулировать метод решения учебной задачи:
| использовать морфологический метод решения задачи;
|
8. Сконструировать диалоги для 3 — 4 этапа работы: | сформулировать правила композиции, как правильно разделить окружность и угол на части, как заполнить угол, вышить разные виды углов;
|
9.Составить сам. работу и объективно обоснованные эталоны для самопроверки:
| заполнить таблицу по изделию, работать по технологической карте, для проверки результатов использовать взаимопроверку и коллективную выставку работ лицевой и изнаночной сторон панно;
|
10. Определить приёмы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа: | опрос с использованием технологической карты;
|
11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторений: | придумать в каких работах мы ещё сможем использовать данную технику; |
12. Продумать форму этапа рефлексии: | провести выставку и анализ готовых работ, выявить самооценку результатов деятельности, провести игру «Барометр настроения»;
|
13. Написать план – конспект урока;
| |
14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока деятельностного метода; | |
15. Внести коррективы в план – конспект.
|
Урок разработан на основе деятельностного метода обучения.
Работа с разными материалами. (2 урока) «Изонить». Снежинка» | |
Тип урока: | урок комбинированный |
Цель урока: | изготовить снежинку в технике «изонить», используя способ заполнения угла. |
Задачи урока: |
|
Планируемые результаты:
| Личностные: Будут сформированы:
Могут быть сформированы:
Предметные: Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
|
Изделие:
| снежинка, выполненная в технике «изонить», |
Структура урока:
3-4. Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации. (4-5 мин) 5 . Этап реализации построенного проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи………….(2-3 мин.) 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону…………………..(15-16мин) 8. Этап включения в систему знаний и повторения……………………………….(2 мин) 9. Этап рефлексии на уроке………………………………………………………….(1мин)
| |
Оснащение урока: | |
Оборудование:
|
|
Инструменты: |
|
Материал для работы: |
|
Демонстрационный материал: |
|
Оформление доски:
— образцы изделий — творческие работы детей
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности для изготовления панно в технике «Изонить».
!
!
! !
! Цель: выявить у учащихся имеющие знания, умения и навыки в выполнении вышивки и получить новые, которые помогут выполнить снежинку в технике «Изонить».
!
3- 4 Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации. ( 4-5 мин)
Цель: выявить место и причину затруднения, формировать способности для нового способа действия в преодолении затруднений. ! ! ! !
5 . Этап реализации построенного проекта. (4мин) Цель: конкретизировать и выбрать вид снежинки, выполненной в технике «Изонить».
!
!
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(2-3 мин.)
Цель: проверка усвоения учащимися выполнение техники «Изонить».
| — Прозвенел звонок, начинается урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке? Картон, игла, ножницы, циркуль, карандаш… Проверяйте всё скорей
— Тихонько сядут девочки — Тихонько сядут мальчики *На экран выведена тема урока «Работа с разными материалами» 1 слайд — Тема урока: работа с разными материалами.
— Что же мы будем делать сегодня, вы мне скажете сами, немного позднее, а теперь внимание на экран. (2 слайд «Виды вышивок»)
— Что изображено на экране? (разные виды вышивок)
— Каково назначение вышивок? (Для украшений изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров…)
*Эвристическое задание «Ёж» для развития мотивации (3 слайд) — Какие виды вышивок вы узнали? ( крест, тамбурный шов, гладь)
Тамбурный Гладь шов Крест ?
— Вы знаете, что существует ещё один вид вышивки, но на экране его нет. С каким видом вышивки вы ещё знакомы, назовите его? (Изонить) *выставочный стенд «Изонить» — Молодцы! Конечно же — это изонить *Вешаю на доску плакат «Изонить». — Внимательно рассмотрите это слово. Что вы о нём можете сказать? (сложное, имеет 2 основы : ИЗО и нить, то есть рисование нитью)
— Посмотрите на выставку какие замечательные изделия можно выполнить в данной технике. Чем они вам они нравятся? (красивые, необычные, можно их использовать в качестве подарка и для украшения интерьера)
— Искусство вышивания — один из самых распространённых видов народного творчества. Мы чтим народные традиции русского народа. Давайте вспомним всё, что вы знаете про эту замечательную технику вышивания. Перед вами кроссворд. 5 слайд: Кроссворд на темы «Изонить»
*Читаю первый вопрос. После правильного ответ, делаю проверку щёлкнув мышью, на экране в кроссворде появляется правильный ответ и т. д. По горизонтали: 1. Второе название «Нитяной графики?» (изонить) 2. Кто впервые занимался вышиванием?(мужчины) 3.Какой приём необходимо знать, чтобы выполнить «ёлочку»? Необходимо заполнить…(угол) 4.Инструмент для выполнении изонити (игла) 5.Мягкий волокнистый материал с переплетением для вышивания (нитки) По вертикали: 1. Страна, где родилась изонить?(Англия) 2.Чтобы выполнить изонить. необходимо знать 2 приёма: как заполненить угол и … (окружность) 3. Какой материал используется для основы изонити? (картон) и з о н и т ь
к т и н и р у А ж ч и н м у ы
н г о у г л л к с а. 3. 3. 3. 3. а и л г т я р
ь т о н — Вы наверно догадались, что тема сегодняшнего урока…(изонить) — Молодцы! *Вешаю на доску слово «Изонить»
— Что же мы будем изготавливать в данной технике? Балеринкам нет числа, *Вешаю на доску слово «Снежинка» — Посмотрите как правильно пишется это слово. — Как проверить безударную гласную в этом слове? (Пров. слово: снег) — Какое ещё правило можно выделить в этом слове? (Черед соглас ж/г) *Украшаю доску снежинками.
— Я приглашаю 5 человек, которые пожелали участвовать в небольшой творческой работе. Сейчас мы украсим нашу доску замечательными снежинками и узнаем о них много нового и интересного. 6 слайд «Снежинки» *Дети выходят с нарисованными снежинками или вырезанными в технике оригами и рассказывают дополнительный материал по теме. Рассказав доп. материал дети на магниты прикрепляют снежинки на доску. 1. Снежинка- это не что иное, как замёрзшая вода. Тогда почему же она не прозрачный, как лёд, а белая? Дело в том, что снежинки действительно состоят из маленьких кристаллов льда, и поскольку лёд отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными.
2.Снежинка- одно из самых прекрасных созданий природы. Она всегда имеет шестиугольную форму.
3.В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых- они все разные.
4.Некоторые снежинки достигают в диаметре 3 см. Размеры снежинок зависят от температуры: чем ниже температура, тем меньше снежинки.
— Что такое диаметр? (отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий 2 стороны окружности)
5.Знаете ли вы, что снежинки не всегда бывают белыми? Во многих регионах мира людям приходилось видеть их красными, зелёными, голубыми и даже чёрными! Причиной такого разнообразия цветов являются загрязнения окружающей среды крошечными бактериями, грибками, пыльцой, а также пылью, содержащейся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. — Молодцы, ребята, потрудились на славу! Вот какие замечательные снежинки они изготовили. *Вешаю на доску наглядность: снежинки выполненные в технике «Изонить» — Вот такие замечательные снежинки мы научимся делать и начнём сегодня изготавливать, а закончим на следующем уроке. — Рассмотрите образцы, проанализируйте их, приёмы выполнения. Слайд 7: «Основные приёмы изонити» — Что необходимо знать, чтобы выполнить снежинку? (Для выполнения снежинки надо знать как начертить окружность и разделить её на одинаковые углы и знать как заполнить угол.) *Вешаю плакаты «Как разделить отрезок на равные части» и «Как разделить окружность на равные части» — Как разделить окружность и отрезок на равные части? (Делим пополам, ещё пополам… 4 раза) — Какие виды углов вы знаете? (тупые- больше 90гр, острые- меньше и прямые -90 гр) (показ плаката «Виды углов») — Проведём анализ изделия. (Показ снежинки)
– Какие материалы вам понадобятся, чтобы изготовить снежинку? (картон, нитки, скотч) — Какие инструменты вам понадобятся? ( игла, ножницы, циркуль)
— Из скольких частей состоит снежинка?(6ч, 1 часть деленная на углы) *Дети сами объясняют как выполнить данную учебную задачу по технологической карте.
8 слайд «Технологическая карта изготовления снежинки»
— В каком порядке будем выполнять работу?
1. Разметка формы снежинки:с изнаночной стороны картона , в углу, экономно используем материал начертить окружность 2 окружности с радиусом равным -7 и 8 см ; — Что такое окружность? (Отрезок соединяющий центр круга и его край) 2. Вырезать круг по наружной окружности ножницами. 3.Выполнить разметку окружности: поделить внутреннюю окружность на равные части при помощи угольника или линейки; 4.Выполнить разметку угла: каждую сторону разделить на одинаковое кол-во отрезков; ! Можно заполнить углы по разному- от этого зависит вид снежинки. (Заполнять углы от центра и от края окружности) 5. Проткнуть отверстия иглой; 6. Вышить нитью угол.
— Для того, чтобы не было затруднений в работе необходимо выполнять правила Правила то технике безопасности при работе с ножницами: (хором) Ножницами не шути, Лишь окончена работа, Зря в руках их не крути. Ножницам нужна забота: И держа за острый край Не забудь ты их закрыть Другу их передавай. И на место положить.
— Что вы можете сказать о правилах безопасности при работе с циркулем? (такие же)
— Молодцы! Повторим правила безопасной работе с иглой. (индивидуально) Слайд № 9 «Правила работы с иглой» Правила работы с иглой.
Вешаю на доску плакат «Советы иголочки» — Посмотрите внимательно на советы иголочки. Какой из этих советов мы не должны выполнять? (о длине нити, т.к. надо вставлять длинную нитку)
— Задание: внимательно рассмотрите технологическую карту и найдите закономерности в данной работе. *Дети называют закономерности, затем выполняем проверку по Слайду № 10 «Закономерности изонити»
— Проверим правильность ваших ответов. Молодцы! (Закономерности:
— Для того, чтобы вы справились с работой необходимо выполнять правила рабочего человека. Слайд №11 « Правила рабочего человека»
— Внимательно прочитайте их и выберите те, которые мы обязаны соблюдать на данном уроке: 1. Работайте дружно, работайте вместе каждый на своём рабочем месте. 2. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше. 3.Выполнил работу, приведи рабочее место в порядок 4.Во время работы содержи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполнения операции. 5.Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
— Скоро вы приступите к работе и вы должны окончательно продумать вид снежинки, в этом вам поможет таблица, которую мы с вами сейчас заполним. *Заполняем таблицу методом морфологического анализа. Дети, совместно с учителем заполняют таблицу. Наводящие вопросы:
Слайд № 12 «Заполненная таблица» — На основании составленной таблицы выполните выбор своей снежинки. Работа эта довольно сложна. — Перед вами пословицы. слайд № 13 «Пословицы» Выбери из них одну, которая как нельзя лучше подходит к данной теме. Ответ постарайся аргументировать.
— Молодцы! – С чего начнём работу? (нарисуем окружность с обратной стороны картона , поделим окружность на равные части и выполним разметку углов на равные отрезки, при этом мы не должны забывать о правилах по технике безопасности с инструментами) — Как продолжить? ( проткнуть намеченные точки шилом, или толстой иглой и начнём вышивать угол по схеме, которая указана на технологической карте) — Чем закончим работу?(вышиваем оставшиеся углы в технике «Изонить» — О чём нельзя забывать? ( о закономерностях: Выполнять работу в строгом порядке , по технологической карте. Для заполнения круга двигаться только по часовой стрелке. Следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий. Шить, никогда не пропуская ни одного отверстия.) -А теперь приготовим пальчики к работе *Разминка для пальцев- массаж пальцев правой руки с показом учителем от кончика к основанию. — Этот пальчик-папа, (хором)(большой) Этот пальчик –мама,(указательный) Этот пальчик- дедушка,( средний) Этот пальчик – бабушка, (безымянный) А вот этот я (мизинец) Вот и вся моя семья! (сжимаем кулачки на обоих руках и разжимаем 3р) Слайд № 14 «Пожелания в работе» | |||||||||||
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(16-18мин) Цель: создать рабочую атмосферу в классе и начать вышивать снежинку в технике «Изонить». | Дети самостоятельно выполняют работы, работая по технологической карте и соотнося свою работу с образцами. Если у детей возникают затруднения, дети работают в парах, помогая друг другу. В проблемных случаях учитель оказывает помощь. Проводится выставка работ (должно быть выполнено не менее 1 заполненного угла), при этом ребята выбирают понравившийся элемент угла, мотивируя свой выбор. Анализ готовых работ. Поощряются дети, которые проявили творчество. | |||||||||||
8.Этап включения в систему знаний и повторения.(2 мин) Цель: закрепить и повторить материал по данной технике вышивания | — А сейчас немного проверим вашу память, вашу эрудицию и скоростную реакцию ответов на вопросы. Итак… Внимание! — В какой технике вышивания мы работали на уроке? (изонить) — Какие 2 основных приёма необходимо знать, чтобы её выполнить? ( как заполнить круг и угол) — Чему научились на уроке? ( вышивать угол) — Что нового узнали? ( как разделить на части окружность и отрезок, что снег бывает разных цветов, повторили виды вышивок) | |||||||||||
9.Этап рефлексии на уроке. (1 мин) Цель: выявить самооценку результатов деятельности учащихся. ! | — Прекрасно справились с работой! Если возникнет желание поработать дома, не забудьте принести свою творческую работу и поделиться опытом. За это вы получите дополнительную оценку. — Не забудьте привести в порядок своё рабочее место. — Напоследок поиграем в игру, которая называется «Барометр настроения». (Слайд№15 )Перед вами лежит карточка. С одной стороны изображена весёлая мордашка, а с другой –грустная. Если настроение плохое и вы плохо справились с работой показываете грустную мордашку, а если настроение хорошее и с работой вы справились — весёлую мордашку. — Молодцы! Дома вышить 1 угол и принести заготовку, иглу, нитки, скотч. |
С снеговик
О.Леонова « Рисуем нитью»: Ажурные картинки.- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2005г
Нагибина М.Н. « Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998 г.
А. Ликум Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём», том 3, Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», ТКО «АСТ».- М., 1994г.
Книга рекордов Гиннесса, Москва «Советская Россия», 1995г
Кубышева М.А. « Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой напровленности» — М.: АПК и ППРО, УМЦ Школа 2000…», 2007г.
Дидактика технологии образования: Книга для учителя. Часть 1,2 под. Ред. Атутова П.Р. – М.: ИОСО РАО, 1997г.
https://izonito4ka.ucoz.ru/tests/.Тесты по теме «Изонить»