Государственное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
поселок Качар Костанайская область
Республика Казахстан
Урок-конкурс дизайнерского мастерства по технологии.
подготовила
учитель технологии
Саенко Галина Александровна
Качар, 2012
Урок-конкурс дизайнерского мастерства по технологии
Большой эффект от уроков-конкурсов наблюдается при проверке у учащихся уровня творческого развития на определенном этапе обучения. Такие уроки-конкурсы повышают у учащихся познавательную активность, прививают интерес к изучаемому предмету, повышают качество знаний и умений учащихся. Подготовка к таким конкурсам стимулирует у учащихся желание к углубленному изучению предмета, желание победить. Участие в таком конкурсе побуждает учащихся проявить себя с лучшей стороны.
Конкурс является одним из нетрадиционных методов обучения. Конкурс как вид деятельности всегда привлекателен. Он разнообразит учебную деятельность, будит фантазию и воображение, раскрывает таланты и творческие возможности ученика, создает атмосферу соревнования, стимулирует учеников к поиску новых решений.
На моих уроках технологии с профильным уклоном на швейное обучение очень популярны конкурсы дизайнерского мастерства. Мои ученицы любят такие уроки, ждут их с нетерпением, тщательно готовятся к ним, бурно переживают свою победу или поражение.
Конкурсы дизайнерского мастерства направлены на развитие художественного и эстетического вкуса, на выявление творческих способностей учащихся в области художественного моделирования и швейного искусства. Такие конкурсы могут являться тематическими, их целесообразно посвящать значимым датам и проводить накануне праздничных торжеств. Либо такие уроки могут являться заключающим звеном, т.е. итоговыми, в изучении блока тем. Их можно проводить по завершению изучения крупной темы или раздела.
На каждом уроке-конкурсе дизайнерского мастерства можно оценивать разные стороны творческой личности ученика:
область фантазии и выдумки;
область эстетического и художественного вкуса;
область художественных способностей;
техническую область творчества и т.д.
Урок-конкурс может проводиться в командной или индивидуальной форме.
Командная форма эффективна в том случае, когда практически невозможно за академический час оценить уровень творческого развития каждого ученика.
Примером командной формы проведения может послужить урок-конкурс дизайнерского мастерства «Костюмы времен года». Для выполнения поставленной задачи — разработать модель костюма зимы, весны, лета, осени — класс делиться на 4 команды. Команда выбирает капитана, обычно это хороший ученик, лидер, который берет на себя всю полноту ответственности за действия команды. Учитель следит, чтобы уровень подготовки команд был примерно одинаковым.
При индивидуальной форме есть возможность оценить уровень творческого развития каждого ребенка.
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов такого урока:
Положение тематического урока-конкурса дизайнерского мастерства «Краса дракона».
Цель:
Раскрытие творческих способностей учащихся в области художественного мастерства, оценка уровня развития у учащихся художественного и эстетического вкусов.
Задачи:
— Выявление одаренности учащихся;
— Развитие фантазии и творческих способностей в области художественного моделирования одежды;
— Воспитание художественного и эстетического вкуса;
— Создание предпраздничного настроения.
Порядок и сроки проведения конкурса:
— В конкурсе принимают участие учащиеся параллели 9 классов (девушки);
— Работы выполняются индивидуально;
— Конкурс проводится в преддверии Нового года в кабинете технологии, руководитель конкурса — учитель технологии.
Оценка мастерства и качества.
Работы оцениваются закрытым голосованием среди учащихся 9 классов (девушек) по следующим критериям:
— соответствие заданной тематике;
— оригинальность и зрелищность;
— качество художественного исполнения и красивый эстетический вид.
ХОД КОНКУРСА:
Конкурс состоит из трех этапов: разработка моделей, голосование, награждение победителя. Участником конкурса становиться каждый учащийся, присутствующий на занятиях. Конкурс проводится в урочное время, на проведение которого отводится определенное время урока.
На первом этапе конкурса каждому участнику необходимо индивидуально разработать эскиз модели женского костюма в образе дракона. Эскиз должен быть выполнен в цветном красочном виде на вертикальном формате А4. Каждой модели присваивается порядковый номер, под которым она займет свое место на выставочном стенде. После проведения первого этапа конкурса во всей параллели классов в кабинете технологии учителем оформляется выставка конкурсных работ.
На втором этапе конкурса проводится закрытое голосование среди самих же участников конкурса. Согласно критериям оценивания, они могут отдать три своих голоса за наиболее оригинальные и качественно выполненные модели, соответствующие заданной тематике. Решающее слово всегда остается за учителем технологии. Участник, модель которого набрала большее количество голосов, становится победителем.
На третьем этапе конкурса провозглашается победитель. Поскольку конкурс является тематическим, целесообразней в данном случае подвести итоги и объявить победителей на школьном мероприятии, посвященном Новогоднему торжеству. В качестве награды участникам-победителям вручается грамота и праздничные сувениры.
В качестве наглядного примера представляю лучшие работы участниц конкурса дизайнерского мастерства «Краса дракона», 2012 год.