Тема: Аппликация из нитей (Слайд №0)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний и умений.
Цели урока: научить детей изготавливать аппликацию из резаных ниток.
Задачи:
1.Расширение кругозора учащихся.
2.Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику рук и эстетическую направленность.
3.Воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к природе.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, совместная деятельность, групповая, работа в парах
Оборудование: вязальные нитки различных волокон, клей ПВА, клей-карандаш, шаблоны из картона, картон, ножницы.
Дидактические материалы: мультимедийные средства обучения, карточки с деформированными предложениями, поделки, выполненные в разных техниках, карточки для групповой и индивидуальной работы, поделка-образец.
Формирование УУД.
Личностные универсальные учебные действия .
— смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом : какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия .
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
— оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия .
Общеучебные универсальные действия — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— доказательство;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия .
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Ход урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
а) Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
Вы готовы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Урок технологии нас ждет впереди,
К новым знаниям надо идти.
б) Мотивация к уроку.
— Для чего нужен урок технологии?
Словарная работа.
Эстетика-красота, художественность в оформлении, организации чего-нибудь.
— Чему мы будем учиться на уроке?
— Какая тема нашего урока?
в) Объявление темы урока.
— Тема нашего урока: «Аппликация из ниток. Снегирь».
г) Проверка готовности к уроку.
— У Вас на партах картон, вязальные нитки, клей ПВА ,клей-карандаш, ножницы, шаблон.
2. Теоретический этап.
а) На доске выставка работ, выполненных в разных техниках.
— Выберете из этих работ аппликации.
— Чем отличается аппликация от других видов работ?
— Что такое аппликация? (Слайд № 1)
— Мы с Вами будем делать аппликацию из нитей. Давайте посмотрим, как их изготавливают (Слайд №2)
Коллекция ниток ( Симаева Карина-творческий проект)
б) – А теперь отгадайте загадки, кто это?
Верст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала. (Птица)
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — … (Птицы)
— Ребята, а каких птиц вы знаете? (Слайд №3)
— Какая птица самая маленькая? Какая птица самая большая? (Слайд №4)
(Сообщения детей о колибри и страусе) (Сивокоз Варя, Глазунова Маша)
— Чем птицы отличаются от других животных? (Их тело покрыто перьями, у них есть крылья)
— Все ли птицы умеют летать? Какие птицы не умеют летать? (Слайд №5)
— На какие две большие группы можно разделить всех птиц? (Дикие и домашние)
— Какими двумя свойствами они (группы) отличаются друг от друга? (Дикие – 1. сами себе ищут пропитание; 2. сами строят себе жилище. Домашние – 1. кормит человек; 2. человек обеспечивает жилищем)
— Ещё птиц можно разделить на две большие группы: реальные – те, которые существуют, и сказочные.
— Каких сказочных птиц вы знаете? (1. Жар-птица в русских народных сказках и в сказке Ершова «Конек-Горбунок». 2. Сказочные Гуси-лебеди из русских сказок. 3. Говорящий ворон из сказки Андерсена «Снежная королева». 4. «Сказка о золотом петушке» Пушкина.) (Слайд №6)
3. Практический этап.
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом тут как тут. (Снегирь) (Слайд №7)
а) – Сегодня мы с вами будем делать аппликацию из нитей, а именно изображение снегиря.
— Что Вы знаете об этой интересной птичке? (Кочующая птица)
б) Коллективное планирование работы.
Давайте обсудим нашу поделку .(Работа в парах, карточки)
— А теперь давайте спланируем нашу работу. С чего начнем? (Слайд №8)
Обвести шаблон.
Нарезать мелко шерстяные нитки.
По контуру обклеить цельной нитью нужного цвета.
Кисточкой нанести клей на рисунок.
Аккуратно приклеить резаные нитки на участки, смазанные клеем.
Подготовить свою композицию к выставке.
в) Правила безопасной работы с ножницами:
— Ребята, давайте с Вами вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
Карточки для работы в группах.
(Слайд № 9)Проверка на доске:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
г) Практическая часть работы.
— Берем картон белого цвета, прикладываем и обводим шаблон снегиря.
— Нити нужно нарезать очень мелко.
— Чтобы нити хорошо приклеивались, нужно брать больше клея.
4. Организационно-заключительный этап.
а) Выставка работ учащихся.
б) Анализ и подведение итогов работы.
— Какая из работ сделана наиболее аккуратно?
— Какие были допущены ошибки?
-Что зависит от нас ,что мы можем сделать, чтобы птицы не пропали с лица Земли?
в) Рефлексия.
— С каким настроением Вы уйдете сегодня с урока? Оформим ветку рябины.
— Покажите это смайликами !
Сообщение о страусе.
О том, что страус – самая большая птица в мире, вам может быть и известно. А как насчет того, что страус откладывает самые большие яйца из всех птиц? Или о том, что он – самое быстрое в мире существо, бегающее на двух ногах?
Итак, несколько вещей, которые вам наверняка не были известны о страусах. Страус – самая большая птица в мире, вес его составляет в среднем 140-250 фунтов (63,5-131,5 кг), а высота достигает 6-9 футов (1,8-2,7 метра). Страусы могут бегать с максимальной скоростью в 60,6 миль в час (97,5 км/ч), что делает их самыми быстрыми птицами на планете и самыми стремительными среди существ, передвигающихся на двух ногах. Вопреки распространенному мнению, страусы не прячут головы в песок. Этот миф появился благодаря Плинию Старшему (23-79 год н.э.), который писал, что страусы «прячут в кустарник только голову и шею и при этом считают, что их не заметят». Яйца страуса самые большие среди всех птичьих яиц, а желток их представляет собой одну огромную клетку. В то же время, если рассматривать соотношение размера яйца и взрослой птицы, яйца у страусов самые маленькие. В среднем яйца страуса 15 сантиметров в длину, 13 сантиметров в ширину и весом до 1,4 кг. Из одного страусиного яйца получится столько же яичницы, как из 25 куриных. Размах крыльев страуса достигает двух метров (7 футов). Крылья страусы используют во время брачных ритуалов и для защиты своих страусят. Летать страусы не умеют. Питаются страусы в основном зеленью кустарников, зернами, фруктами и цветами, иногда также насекомыми, например, саранчой. Зубов у страусов нет. Они глотают мелкие камушки и гальку, которые помогают измельчению пищи в желудке. У взрослого страуса в желудке находится около килограмма (2,2 фунтов) камней. Страусы широко известны в мире в основном благодаря своим перьям, которые используются для декора. Кожа страусов используется в промышленности и является очень прочной. Мясо страусов по вкусу напоминает постную говядину, в нем низкий уровень жиров, холестерина, много кальция, протеинов и железа. У страуса всего по два пальца на каждой лапе (у большинства птиц по четыре). Ноготь на большем по размеру напоминает клюв. На втором пальце ногтя нет. Считается, что малое число пальцев помогает страусу так быстро бегать. Зимние месяцы страусы проводят парами или в одиночестве. Только 16 процентов популяции страусов живут группами больше двух птиц.
Сообщение о колибри.
В Северной и Южной Америке обитает одно из самых удивительных созданий на Земле — маленькая, энергичная и быстрая как молния колибри. Колибри живут там, где есть цветы, но особенно много их в тропиках. Большинство людей, конечно же, знает, что колибри является самой маленькой птичкой на земле и,… пожалуй, на этом у многих познания об этом изумительном творении заканчиваются. А ведь колибри таит в себе столько уникального и интересного. Существует 330 видов этих маленьких летунов, известных благодаря своей акробатике и радужному оперению. Обычно они весят несколько грамм. Самая большая колибри достигает размера скворца, самая маленькая (она обитает на Кубе) весит лишь 2 грамма (!) и ее длина составляет несколько сантиметров. Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Гнездо этой маленькой птички сплетено из травинок и величина его – со скорлупу от грецкого ореха. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела, летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный и острый клюв в нос или глаз противника. Обитают эти птички в Америке, в тропическом поясе. Колибри питаются нектаром, который они добывают из цветков. Они могут делать это на лету, повиснув над чашечкой цветка. Эти маленькие «летательные аппараты» делают до 78 взмахов крыльями в секунду. Впрочем, такой полет дается им нелегко и забирает много энергии. Птички стараются, но возможности присесть на цветок, пока пьют нектар. Кроме того, колибри могут летать задом наперед, единственные из всех птиц. Гнездышко колибри такое же крошечное, как и сама птичка. Обычно оно размером с чашку и сделано из самых нежных материалов — паутинок, шерстинок и мелких кусочков коры. Самка подвешивает его на веточке дерева или кустарника. В гнездышке лежат обычно 2 крошечных яичка. Самые мелкие яйца колибри — самые маленькие среди всех птичьих яиц — составляют всего 12 мм в диаметре и весят 0,5 г. Чтобы удержаться на месте, колибри вынужден совершать более 50 взмахов крыльями в секунду. Колибри не только удивительно красивые и интересные птицы, но они еще и выполняют важную роль в природе — опыляют цветки, когда пьют нектар.
Карточка для работы в группах:
Там, где необходимо, впишите частицу «не», чтобы получилось верное высказывание.
_______ передавай ножницы кольцами вперёд.
_______ используй ножницы по назначению.
_______ отвлекайся во время работы с ножницами.
_______ загромождай рабочее место лишними вещами.
_______ следи за исправностью инструментов и приспособлений.
_______ передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
_______ следи при работе с ножницами за пальцами рук.
_______ допускай попадания клея в глаза.
_______ передавай клей-карандаш в закрытом виде.
_______ закрывай и_____ убирай в безопасное место клей после окончания работы.
Карточка для работы в парах.
Что нужно знать про каждое изделие?
1.Как оно называется?
2.Для чего оно нужно?
3.Какой оно формы?
4.Какого оно размера?
5.Сколько в нём деталей?
6.Как детали соединены друг с другом?
7.Какие материалы и инструменты понадобятся для его изготовления?
Конспект открытого урока технологии