Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
«Владимирский Государственный Гуманитарный Университет»
Выпускная квалификационная работа
«Современные тенденции использования проектной деятельности младших школьников в условиях технологического образования»
Выполнила:
Парфенова Анастасия Николаевна.
Владимир 2010.
План
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Проектная деятельность младших школьников в условиях
технологического образования…………………………………………………5
Проектная деятельность школьников: сущность понятия………………5
Проектная деятельность как вид учебной деятельности………………9
Проектная деятельность в системе технологического
образования………………………………………………………………..19
Глава II. Проектный метод в условиях личностно — ориентированного
обучения младших школьников……………………………………… 23
. Развитие младших школьников в процессе проектной
деятельности………………………………………………………………23
. Критерии и показатели эффективности технологического образования
школьников………………………………………………………………..39
2.3. Проектная деятельность — как подготовка к профессиональному самоопределению и самовыражению…………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47
Приложение………………………………………………………………………48
Введение.
В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но как показал анализ научно – методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы.
С 1993 года технологическое образование постепенно внедряется с 1 по 11 классы в Российских школах. Технология в школе — это образовательная область , цель которой – сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов , сырья , энергии и информации в нужный для человека продукт , а также умения рационально использовать полученные знания. Преобразовывая, человек должен брать на себя ответственность за результаты своей деятельности перед нынешними и грядущими поколениями.
Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта ,результатом которого является изделие или услуга .Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделие или услугу является проектной деятельностью Применение метода проектов на уроках трудового обучения – сфера мало изученная и в педагогической литературе почти не освященная. Именно поэтому мы избрали тему ВКР: «Современные тенденции использования проектной деятельности младших школьников в условиях технологического образования»
Объект нашего исследования: «Современные тенденции использования проектной деятельности в современной школе».
Предмет исследования: возможности использования проектной деятельности на уроках трудового обучения в начальных классах.
Цель нашей ВКР – изучив современные тенденции использования проектной деятельности в педагогике, предложить возможности их внедрения на уроках трудового обучения в начальной школе.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теорию вопроса, имеющиеся в периодике практические наработки учителей;
Представить возможности использования проектной деятельности на уроках трудового обучения;
Разработать схемы этапов и результатов процесса творчества учащихся, схемы компонентов структуры учебной деятельности;
Предложить адаптированную к урокам трудового обучения схему прjектной деятельности младших школьников;
Разработать критерии технологического образования для 1- 4 классов;
Разработать дневник выполнения творческого проекта;
Представить варианты творческих проектов в подробном виде ( как образец для учителя, а также детские пробы).
Исходя из поставленных целей и задач мы выдвинули следующую гепотизу: современные тенденции использования проектной деятельности приминимыв условиях технологического образования в начальной школе и применение проектной деятельности способствует повышению эффективности уроков.
Методы исследования которые мы использовали: эмпирические, а именно: беседа, наблюдение в ходе практической деятельности, анализ результатов практической деятельности учащихся.
Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях технологического образования.
1.1. Проектная деятельность школьников: сущность понятия
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства (имеются в виду проектные разработки научно-исследовательских программ, творческих планов, целевых программ и систем управления хозяйственно-экономическими, производственными, социокультурными и другими процессами). Таким образом, проектность (в личностном и социальном плане) — определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Проектностью пронизаны наука, искусство, психология человека: в его отношении к миру, к социальной и предметной среде, в формах потребления и творчестве присутствует проектное переживание мира (В.Ф. Сидоренко).
Степень овладения проектной деятельностью, ее качественными характеристиками является показателем проектной культуры человека. Культура — одна из систем управления социальной жизнью.
В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но как показал анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время, как отмечают известные современные ученые (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.
Реформирование содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации вышеназванного подхода. Кроме того, обогащение учебного процесса образовательной областью «Технология» предполагает освоение проектной деятельности уже с младшей школы в процессе выполнения учебных творческих проектов.
Слово проект в последнее время приходится слышать всё чаще: почти каждый день представляются новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны расценивать как проявление «общей проектизации знания, культуры и производства», как характерный признак современной культуры. Однако, при более внимательном рассмотрении можно заметить, что в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело лишь со словом, которое используется в описании самых привычных и давно известных видов деятельности. Например, еще совсем недавно сказали бы: «В этом году музей представляет зрителям одну из крупнейших коллекций картин», а сегодня о том же самом говорят: «Музей представляет один из крупнейших выставочных проектов года». Можно еще поспорить, какое речевое выражение точнее передаёт суть происходящего.
В словарях приводятся следующие значения слова проект: 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел.
Каждое из этих значений касается определённой стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведённых значений. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. [ Конышева]
С целью внесения большей ясности в рассмотрение проблемы проведем сравнительный анализ учебной проектной деятельности школьников и профессиональной проектной деятельности, осуществляемой специалистами в условиях реального производства, определим имеющиеся сходства и различия. Как отмечают исследователи, определённое сходство между ними есть, тем не менее – это два разных вида деятельности.
Сходство заключается в том, что в основе того и другоговида лежит одна и та же принципиальная модель («черный ящик») (Т.В.Кудрявцев использует выражение «проблемный ящик») эта модель определяет, что проектная деятельность субъекта будет в любом случае носить поисеовый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Гипотезы затем проверяются практическим путем. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия. Что касается различий, то они начинаются уже с целей данных видов деятельности.
Основной целью профессиональной, трудовой проектной деятельности является производство общественно ценного продукта в виде какого-либо технического проекта, представленного чаще всего в графической форме — чертежи, схемы, иногда в виде макета будущего изделия, объекта проектирования. Воплощение созданного проекта в жизнь относится к целям деятельности представителей других профессий. В отличие от этого, проектная деятельность школьников служит для развития разных сторон личности ребенка. Поэтому основным продуктом профессиональной проектной деятельности является технический проект, а для проектной деятельности школьников конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь, имеющая субъективную ценность. В качестве средства обучения проектная деятельность школьников позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне задается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уровень сложности определяются самим субъектом труда и зависят от многих внешних факторов. Таким образом, проектная деятельность школьников может рассматриваться как самостоятельная психолого-педагогическая категория.
Различие в целях проектной деятельности профессионала и школьника определяет и различие в мотивации самой проектной деятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов социального и личностного характера: профессиональный долг и ответственность за свой труд; получение вознаграждения за результаты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе. В проектной деятельности школьников социальные мотивы также играют важную роль и, в сущности, схожи — желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно-познавательные мотивы: стремление к познанию нового, разрешения возникающих по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования.
Проектная деятельность школьников состоит из нескольких фаз: генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация), материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация). Эти же этапы включает и профессиональная проектная деятельность. Но профессиональная проектная деятельность этим ограничивается. Что же касается проектной деятельности школьников, в ней представлен еще один этап — заключительный, выполняющий функцию развертывания знаковой структуры проекта в экстериоризованном действии, материальное воплощение замысла (реализация) и его презентация. На заключительном этапе проектной деятельности происходит корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность проектных решений. Кроме того, на данном этапе проводится по мере необходимости экономическое обоснование проекта и мини маркетинговое исследование. Важно изготовить проект, но не менее важно представить его, показать сильные стороны, обосновать рациональность, отстоять свою позицию и выгодно представить ее аудитории в процессе защиты творческого проекта. Наличие третьего этапа позволяет говорить о проектной деятельности школьников как самостоятельном виде деятельности.
Таким образом, проектную деятельность школьников можно определить как форму их учебно-познавательной активности, заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности ребенка.
На основе анализа деятельности как психологической категории мы можем сказать, что проектная деятельность школьников несет в себе все свойства человеческой деятельности в целом, обладает ее основными признаками и структурой.
Свойство деятельности служить системообразующим фактором в отношении проектной деятельности школьников выступает как очень важное психологическое условие, организующее процесс усвоения учебного материала, структурирующее учебный материал вокруг единой цели — реализации собственного проекта.
Развитие форм и средств человеческой активности носит творческий, преобразующий характер, поэтому анализ категории деятельности тесно смыкается с анализом проблем творчества.
Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути.
Творчество в психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей (А.В. Петровский, М.Г Ярошевский).
Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который, в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний, Проектная деятельность школьников представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности использования знаний в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.
Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личной или общественной значимости. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.
Как видно из всего вышеперечисленного сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Таким образом, научно-методическая задача сегодня заключается в том, чтобы очистить эту важную идею от всего случайного, надуманного и выявить истинную сущность проектной деятельности.
1.2. Проектная деятельность как вид учебной деятельности
Проектная деятельность школьников протекает внутри учебного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности.
Эти особенности проектной деятельности школьников (ПДШ) как деятельности, протекающей внутри учебного процесса, заставляют нас обратиться к анализу, с одной стороны, ПДШ как самостоятельной учебной деятельности и, с другой стороны, как структурной единицы процесса обучения. Традиционно в психологии учебная деятельность рассматривается как один из важнейших видов деятельности, способствующий становлению онтогенеза и филогенеза человека. Она совершается в рамках специально организованного обучения и воспитания, значение которого В.В. Рубцов определяет как «трансляцию социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры». Усвоение обобщенных по форме теоретических знаний является существенной характеристикой учебной деятельности, поскольку она является специально организованной со стороны носителей этих знаний деятельностью. Учебная деятельность имеет огромное значение для формирования личности человека, т.к. выполняет функцию включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.
Под учебной деятельностью, или учением, понимается один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле учение — это специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений. ПДШ в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми ее признаками. Внутри ПДШ учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают ее содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.
Основные структурные связи этого процесса представлены на схеме.
( Приложение № 1. )
Освоение проектной деятельности школьниками как вида учебной деятельности.
Только в учебной деятельности усвоение знаний, умений и навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. В ПДШ приобретение научных знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе осуществления проектной деятельности. Но основное ее преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность. Обоснование проблемы, заявленной в творческим проекте, планирование технологических процессов, выполнение технологических операций, корректировка объекта деятельности и другие элементы ПДШ заставляют ученика приобретать и усваивать новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит школьниками без всякого нажима сверху и обретает личностную значимость.
Основная функция учения как самостоятельной познавательной активности личности состоит в следующем: учебная деятельность представляет собой один из основных источников психического развития, внутри которого происходит интериоризация психических функций, деятельностное усвоение социального опыта. Исходной формой учебной деятельности является внешняя практическая деятельность с объектами или их заместителями — знаками, символами, понятиями. Завершающая форма учебной деятельности — внутренняя умственная деятельность.
Исходной формой учебной деятельности может служить только теоретическая деятельность, без практической деятельности учащихся с объектом. От первоначального до конечного этапов учебной деятельности происходит интериоризация внешних действий и превращение их в умственные, внутренние действия. Данная функция учения в ПДШ проявляется наиболее ярко, поскольку в механизме реализации проектной деятельности учащихся заложено поэтапное и поэлементное усвоение ее содержания, обеспечивающее психологические условия процесса интериоризации усваиваемых знаний и превращения их в систему умственных действий.
В качестве учебной деятельности ПДШ представляет собой не только форму усвоения знаний, умений и навыков, но и влияет на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
Одной из важных проблем психологии учебной деятельности является проблема ее обобщенного содержания, или структуры учебной деятельности. Одной из наиболее плодотворных концепций структуры учебной деятельности является теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В качестве компонентов структуры учебной деятельности в этой теории выделяются учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль и оценка.
Мы представляем их в следующей схеме.( Приложение № 2.)
Учебные ситуации
Учебная проектная деятельность школьников Учебные действия
Учебный контроль
Оценка
Проводя анализ ПДШ, используя понятийный аппарат данной концепции, мы заметили, что в отличие от других видов учебной деятельности компоненты проектной деятельности учащихся формируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проектов. Вследствие этого учитель имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.
В рамках учебных ситуаций (задач) школьники знакомятся с общими способами усвоения знаний — выделение свойств объектов, решение классов задач. Постановка перед школьником учебной задачи требует от него ориентации на общий способ ее разрешения (с учетом вариантов и частных и конкретных условий). Посредством учебных действий школьники усваивают общие способы решения задач внутри одного какого-то учебного предмета. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отмечают, что первоначально школьники не умеют ставить учебные задачи и самостоятельно их решать. И только овладение постановкой учебных задач ведет к формированию самостоятельной учебной деятельности.
Анализ ПДШ показывает, что на первом этапе проектной деятельности, когда вырабатывается стратегия создания проекта, информационная подготовка к его выполнению, формирование общего замысла, происходит одновременно и усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, аналогичное усвоению учебных ситуаций (задач) в психологической структуре учебной деятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превращение общего замысла в упорядоченную совокупность проектно-конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных действий в составе учебной деятельности. Кроме того, учебные действия реализуются и на других этапах ПДШ, там, где осуществляются действия с моделью будущего проекта.
Учебный контроль позволяет проводить корректировку деятельности. Выделяются две основные формы контроля на основе анализа конечного результата учебных действий и на основе анализа хода выполнения учебных действий. Контроль подразумевает, прежде всего, фиксацию правильности и полноты выполнения всех операций, входящих в состав учебных действий. Функции учебного контроля в ПДШ реализует заключительный этап проектной деятельности, на котором происходит корректировка объекта деятельности, его непосредственный контроль и испытание.
Учебная оценка регистрирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. Оценка позволяет постичь меру усвоения учебной ситуации в целом, — правильно ли ученик оценивает выполнение учебной задачи, какие положительные и отрицательные стороны собственной учебной деятельности ему удается выделить, какие учебные действия недостаточно осознаются учеником. В ПДШ учебная оценка осуществляется на всех этапах выполнения проекта. Оценочные критерии (определение что «хорошо», что «плохо» для выполнения проекта) вырабатываются на основе заданных учителем эталонов в групповом обсуждении проекта. Поэтому они становятся предметом непосредственного осознания ученика, легко им усваиваются.
Ю.А. Никитин обосновывает систему критериев уровней сформированности учебных действий, выделяя для каждого компонента учебной деятельности три градации этих уровней: высокий, средний, низкий. В основе их выделения лежит степень осознанности компонентов структуры учебной деятельности, количество ошибок при их выполнении, степень контроля со стороны учителя, мотивация ученика.
Анализ ПДШ с точки зрения структуры учебной деятельности показывает, что проектная деятельность представляет собой такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которого состоит в легкости усвоения и осознания структурных элементов учебной деятельности. В то время как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, ПДШ самим своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного усвоения всех структурных компонентов учебной деятельности. Данное свойство ПДШ приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что по данным В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина характерно лишь для развитых форм учебной деятельности в условиях традиционного обучения. Наши исследования и наблюдения за протеканием выполнения творческих проектов позволяют сделать предположение о том, что структура проектной учебной деятельности, все более осознаваясь и приобретая черты системы умственных действий, начинает принимать обобщенный характер и переносится на другие учебные дисциплины, позволяя осуществлять объединение отдельных актов учебной деятельности в целостные системы, развивать неполноценно сформированные компоненты структуры учебной деятельности.
Исследования А.К. Марковой показывают, что уровень сформированности структуры учебной деятельности определяет такую важную характеристику субъекта учебной деятельности, как отношение к учению. Если полная структура учебной деятельности не сформирована, можно ожидать от ученика либо отрицательного, либо положительного аморфного отношения к учению. И только наличие всех компонентов структуры учебной деятельности приводит к появлению положительного осознанного и положительного личностного отношения к учению. Таким образом, ПДШ, формируя систему компонентов учебной деятельности, влияет и на формирование положительного отношения к учению. Важно отметить, что этот момент демонстрирует еще одно существенное направление формирования личности в ПДШ.
Одной из существенных характеристик учебной деятельности в целом является способ ее организации; в реальной жизненной ситуации процесс усвоения всегда происходит как деятельность, разделенная между ребенком и взрослым или сверстником. Совместная учебная деятельность является предметом интереса со стороны многих отечественных ученых (В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, и др.). В.В. Рубцов указывает, что организация совместных действий определяет генезис учебно-познавательной деятельности ребенка и возникает «в условиях распределения и обмена способов действия между участниками деятельности». Основные составляющие совместного действия — распределение начальных операций, обмен способами действия и взаимопонимание, позволяющее установить соответствие действий всех участников взаимодействия. «Среди средств, обеспечивающих осуществление совместной деятельности, — указывает В.В. Рубцов, — наиболее важными с психологической точки зрения являются: коммуникация, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание…; рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия…» Таким образом, успешность учебной деятельности определяется параметрами ее организации в качестве системы совместных действий. ПДШ как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослым, так и со сверстником.
Кроме того, ПДШ ведет к перестройке содержания познавательной сферы личности, поскольку субъектом учения является целостная личность, а не отдельные искусственно вычлененные из нее познавательные процессы — память, мышление, внимание и т.п. Проектирование и создание изделия развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя интеллект ребенка.
ПДШ является в целом субъектно-ориентированной деятельностью. Психологическая сущность учебной деятельности в целом и состоит в развитии личности школьника, а не в изменении предметов,
которые лишь служат материалом для формирования и проявления личностных качеств в их широком понимании, включающем и формирование познавательных процессов, интеллекта школьника. Метод творческих проектов, в отличие от организации учебного материала в традиционном обучении, позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его психофизиологическими и умственными способностями, с учетом личностных возможностей. ПДШ, предоставляя школьнику, широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности.
Мы предлагаем далее схему, раскрывающую соотношение всех компонентов ПДШ как вида учебной деятельности.( Приложение № 3.)
Самостоятельное выделение и принятие цели учения – усвоение знаний Интериоризация усваиваемых знаний и превращения их в систему умственных действий Формирование регулярных компонентов самосознания
Проектная деятельность как вид учебной деятельности формирование самостоятельной учебной деятельности Формирование положительного отношения к учению
Усвоение учебных ситуаций Выработка системы учебных действий
Формирование учебного контроля Усвоение системы операций учебной оценки
Схема 3 . Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности
Схема соотношения компонентов проектной деятельности как деятельности учебной наглядно демонстрирует основные направления формирования личностной сферы ученика как активного субъекта деятельности и представляет в целом возможности ее превращения в значимый источник психического развития ребенка. Отсюда следует, что ПДШ, с одной стороны, опирается на наличный уровень развития самосознания учащегося, а с другой стороны, несомненно, должна оказывать значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания. Следовательно, определяя содержание ПДШ, мы можем задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности.
1.3. Проектная деятельность в системе технологического образования
Педагогический процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в результате развития и становления системы деятельностей, в которых реализуются потенциальные возможности человека, происходит их совершенствование. Именно деятельность опосредствует отношения личности и среды, конструируя социальную ситуацию развития. Именно в деятельности реализуется потребность быть личностью (А.В. Петровский). Обучение проектной деятельности является составной частью технологического образования школьников.
Современный научно-технологический этап развития мировой цивилизации обусловливает необходимость осуществления технологического образования подрастающих поколений, под которым понимается процесс и результат активного овладения обучающимися проектно-технологической культурой (Симоненко В.Д.), содержанием и формами преобразовательной деятельности в материальном и духовном производстве и сфере услуг.
Методологической основой технологического образования является культурологический подход. Многоаспектное понятие «технология» как философская, социально-культурологическая, гносеологическая и психолого-педагогическая категория пронизывает все стороны жизни современного человека и общества. Под технологией мы понимаем процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт.
Технологическое образование осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции, являющейся следствием генезиса предшествующих парадигм образования: религиозно-догматической, информационно-репродуктивной, формирующей.
Основная цель технологического образования — подготовка молодежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
В современных условиях нужно готовить не просто профессионала, работника в определенной сфере производства, а ориентироваться на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности.
Технологическое образование ориентировано формировать высокий уровень технологической культуры как составной части общей культуры, обеспечивать развитие технологической среды, прежде всего за счет формирования системно и глобально мыслящей личности, обладающей инновационным стилем преобразующего мышления и деятельности. Технологическое образование отражает не только реалии сегодняшнего времени, но и дает ориентиры для будущего развития общества, техносферы и человека.
Технологическая подготовка — составная часть общей системы образования. Технологический компонент выполняет роль связующего звена между естественно — научным и общественно-гуманитарным образованием.
Технологическая подготовка является интегративной частью общего образования, синтезирующей различные области научного познания. Но в то же время она имеет собственное содержание, включающее инвариантный и вариативный компоненты.
Технологическое образование школьников осуществляется в процессе изучения образовательной области «Технология», а также дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Основной структурной единицей технологического образования следует считать проектную деятельность учащихся, в ходе которой происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.
В основе технологической подготовки лежит преобразовательная проектная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Проектная деятельность сегодня пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности — от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Современному обществу и производству нужны не просто исполнители, а творческие технологи, преобразователи.
Рассматривая проектирование как специфическую форму моделирования, направленную не столько на познание отображаемых в модели фрагментов действительности, сколько на создание новых элементов действительности, Н.Н. Нечаев подчеркивает, что проектное моделирование необходимо понимать как развитие самой действительности. Проектирование, предполагающее создание технического, научного или социального проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связывается жизнь обучающегося, является важнейшим элементом образовательного процесса. ГЛ. Ильин вводит понятие «проективное образование» и утверждает, что образование человека возможно в том случае, если субъектом образования становится сам человек. Он (человек) не только «образовывается», т.е. получает образование, но и сам образует мир — создает свое понимание, свое видение мира и свое место. Этому необходимо обучать подрастающие поколения. В современных условиях любая деятельность соотносима с проектной, поэтому человек должен уметь проектировать различные виды деятельности.
Под обучением школьников проектной деятельности мы понимаем специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирования у них готовности к проектному взаимодействию с миром.
Проектная технология обучения соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подготовку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям научно-технологического развития, что в целом является элементом культуры, среды. В проектно-технологическом обучении ученик является субъектом образовательного процесса, он сам отбирает необходимую информацию, определяет ее значимость и необходимость, исходя из смысла проекта. Специфика данной технологии обучения состоит в том, что готовые систематизированные знания по проекту фактически отсутствуют. Их систематизация, установление истинности и непротиворечивости — дело и забота самого ученика. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности школьника.
Овладение школьниками проектной деятельностью происходит в процессе изучения образовательной области «Технология», ведущим методом обучения которой является метод творческих проектов.
Глава 2. Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников
Развитие 2.1.младших школьников в процессе проектной деятельности.
Особую ценность нашего исследования представляет глава 2.Во второй главе мы раскрываем цель нашей работы :как, используя вышеописанные теоретические положения, можно применять проектную деятельность в начальной школе на уроках трудового обучения.
Опытно – практическая работа осуществлялась в начальной школе Владимирского педколледжа в 4 классе и в 1 классе СШ № 34 города Владимира.
В результате исследования были проведены серии уроков. В ходе наблюдений, анализа детских работ, изучения авторских детских проектов, нами были разработаны схемы, таблицы, предложенные далее во второй главе, а именно :
1)Варианты звёздочек – обдумывания.
2)Этапы и результаты процесса творчества учащихся.
3)Критерии и показатели эффективности технологического
образования.
4)Профориентационное содержание программы образовательной области «Технология».
5)Дневники осуществления творческого проекта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Программа технологического обучения младших школьников предполагает непосредственную проектную деятельность, начиная со второго класса. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир технологий. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования школьников может быть назван «Введение в проектную деятельность».
По нашему мнению в первом классе происходит подготовка к ее осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе, образовательная область «Технология» не интегрирует в себе возможности совершенствования знаний и по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе. Этот учебный предмет способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизирует развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.
Поэтому нами были обозначены основные задачи проектного образования младших школьников :
по содержанию: формирование наглядно-образного представления о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий: прикладная художественная обработка бумаги, картона, древесины и древесных материалов, мягкого листового металла, тонкой проволоки, тканей, шнура и нитей, глины; выращивание комнатных и огородных растений; уход за домашними животными, птицами, рыбами;
по влиянию на формирование личности, развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.
Включение школьников в проектную деятельность и для учителей , и для учащихся явление новое , а внедрение нового всегда сопровождается трудностями .Быть может , впервые в проектной деятельности многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной образовательной среды , в которой обычно следуют объяснение – инструкция , потом – предъявление образца действия , затем – действие по образцу на уровне простого воспроизведения .
В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания («звездочке обдумывания»). С использованием этого символа младшим школьникам легче систематизировать и структурировать свои мыслительные процессы: формулировать ограничения и критерии для принятия решения. Как показывает опыт нашей экспериментальной работы, практически все школьники с интересом овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой проектной деятельности, отмечены способности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности и ситуации. Нами предложены варианты таких звёздочек – обдумывания.( Приложение № 4 )
Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) также вызывает затруднения. Привыкшие к репродуктивной деятельности, школьники с неуверенностью вступают в дискуссии. Но этот барьер снимается включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр, что было подтверждено в ходе исследования.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
Именно в младших классах актуальность технологии как учебного предмета чрезвычайна и в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями, и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует увеличению качества знаний, формирует цельность восприятия действительности.
Как отмечалось нами в главе первой, основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения. В развитии ребенка целенаправленность деятельности формируется постепенно. Как показывает практика, к концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами в проектной деятельности: с изменением общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную цель, перестроить свои действия.
Особенность содержания проектной деятельности младших школьников в качестве средства формирования новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер (поздравительная открытка, флюгер для дачного участка и т.д.), объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (подготовка к ближайшему празднику, подарок подшефным из детского сада и т.п.).
Мы рассмотрели специфику проектной деятельности и пришли к выводу, что технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций: обоснование и выбор проекта, выбор конструкции и материалов для изготовления, экологическое обоснование, экономический расчет, технология изготовления (продумывание последовательности проведения работ). Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизирует личностную позицию школьника, формирует представление о человеке как субъекте труда.
В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно знание нового. При этом следует давать возможность активно исследовать понятия и связи и решать задачи, относящиеся к реальной жизни.
Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. Мы предлагаем четыре этапа творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат.
Содержание этих этапов представлено в таблице.( Приложение № 5. )
РРезультаты | |
1 . Обоснование, осознание и принятие идеи | Осмысленная и принятая идея-задача |
2. Технологическая разработка идеи | Доведение идеи до возможности ее практической реализации |
3 . Практическая работа над идеей | Практическая реализация идеи |
4. Опробование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи | Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества |
К творческой деятельности учащихся надо готовить.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться» (Б.А. Моляко).
Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна. Интеграция знаний других наук, необходимых для обоснования проекта, переводит учебный предмет технологию в разряд интеллектуально насыщенных и повышает ее значимость. Это отражается на сфере познавательных интересов, происходят изменения в системе отношений школьников к учебным предметам. Ранжирование отношения школьников к учебным предметам в технологических классах позволяет констатировать, что технология как учебный предмет занимает лидирующее положение наряду с такими предметами, как математика и русский язык. Эти данные имеют огромный психологический смысл, т.к. при переходе к школьному обучению дети предпочитают предметы «интеллектуального» цикла, отличающиеся новизной, в сравнении с деятельностью в детском саду, в связи с тем, что именно они обеспечивают насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности младшего школьного возраста. Таким образом, уроки технологии с элементами проектной деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск, т.е. соответствуют стандартам развивающего обучения. Это подтверждает функцию положительной учебной мотивации проектной деятельности. Следовательно, включение в содержание обучения младших школьников образовательной области технология изменяет структуру отношения детей к учебным предметам и, соответственно, влияет на содержание познавательных интересов. Поэтому мы считаем, что метод творческих проектов можно использовать не только на занятиях по технологии, но и в процессе преподавания других учебных дисциплин, да и сами проекты могут носить междисциплинарный характер, что делает усвоение знаний более прочным, осознанным.Так наши проекты в ходе исследования подтвердили связь уроков трудового обучения с математикой( измерения, расчёты ), уроками природоведения( сведения о птицах и т.д. ), русского языка(оформление дневников проектов ) и т.д.
К возрастным особенностям личности младшего школьника относят такие личностные качества, как трудолюбие и добросовестность, развитие которых требует специального внимания со стороны взрослых.
Проблема развития трудолюбия и усиления мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно актуальной в настоящее время: во-первых, трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психического развития человека; во-вторых, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни; в-третьих, отсутствие у ребенка потребности в посильном, систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.
Младший школьный возраст характеризуется возрастающими способностями к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. В каждой культуре детей обучают по-разному (в зависимости от уровня развития общества, увеличения числа профессий, требующих специальной подготовки), но повышенная восприимчивость отмечается к усвоению технологического компонента своей культуры и своему тождеству с ним.
По Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Но, как показывает практика, не все учителя осознают важность формирования ценностного отношения к труду на этом возрастном этапе, отождествляя его с учебным трудом. По своей структуре учебная и трудовая деятельности имеют много общего: наличие сознательной цели, требуют волевых усилий, произвольности. Поэтому и младшие школьники вслед за учителями очень часто их отождествляют, называя учебу своим «главным трудом».
Действительно, ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, под определяющим влиянием которой происходит формирование основных личностных новообразований возраста- рефлексии, произвольности, внутреннего плана деятельности. Ребенок не только приобретает знания, но и учится тому, как осуществлять усвоение этих знаний, как применять на практике. Поэтому участие детей в различных формах трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе — формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то прибегает обычно к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике, учителя младшей школы иногда даже подменяют уроки трудового обучения «более, на их взгляд, важными» (математикой, чтением и др.). Кроме того, сильным отрицательным фактором может оказаться «бесперспективность» обучения. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебная деятельность, страдает мотивация учения. Поэтому проблема формирования трудолюбия у младших школьников является особо актуальной.
Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создает то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям жизни, к проблемам, связанным с обучением счету, письму, чтению. В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается воспитанием детей.
Трудолюбие воспитывается тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда как результат неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Трудолюбие в начальной школе формируется и развивается в учении и труде. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учебная деятельность и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.
Включение младших школьников в проектную деятельность меняет их отношение к трудовой деятельности, формирует ценностное отношение к ней. Построение образа труда начинается с представления о субъекте труда, активном деятеле.
Наши исследования позволяют выявить основные различия в представлении объективных характеристик труда младших школьников, формирующихся на уроках трудового и технологического обучения. Технологический компонент учебной деятельности в первую очередь оказывает влияние на формирование представлений о субъекте труда, инструментальные характеристики труда дети выделяют во вторую очередь. Этот факт свидетельствует о качественном отличии развивающего эффекта технологии и, соответственно, проектной деятельности школьников от традиционного обучения, представленного уроками труда. В то время как на уроках труда дети усваивают представления об инструментальной, внешней стороне трудовой деятельности, проектная деятельность создает условия для выделения личности в качестве главного деятеля труда. Непосредственно технологические умения и навыки также играют большую роль в содержании уроков технологии, однако их отработка не является самоцелью на всех этапах школьного обучения.
Технологическое обучение в целом и проектная деятельность в частности оказывают значительное влияние на формирование и развитие практически всех.
Интеллектуальное развитие как конструкт развертывания и проявления проектной деятельности предполагает формирование интеллектуальной инициативы, выражающейся в самостоятельном определении и формулировке конкретной задачи проекта. В процессе проектной деятельности происходит развитие практического мышления, обладающего такими важными характеристиками, как способность принимать ответственные решения в ограниченный период времени, выделять главные и второстепенные цели текущей деятельности, соизмерять цели деятельности и средства их достижения, что в целом ведет к умению видеть «целое и детали» (по Б.М. Теплову) — важная интегративная характеристика интеллекта, перерастающая рамки проектной деятельности и являющаяся важной составляющей социальной мобильности и адаптивности
личности.
Креативность психических функций формируется в проектной деятельности в связи с ее творческой сущностью. Необходимость выработки идей, вариантов, альтернатив проекта, анализ и синтез идей, моделирование на их основе прототипа объекта, обладающего объективной новизной, приводят к формированию таких качеств творческого мышления, как гибкость, интуитивность, мобильность, критичность, глубина, широта, оригинальность, продуктивность.
Эмоционально-волевой конструкт функционирования проектной деятельности выражается, прежде всего, через переживание отношения школьника к ее содержанию. Это приводит к удовлетворению познавательных потребностей, в отличие от традиционного способа подачи академических знаний, где предметом осознания является получение оценки, а не сам процесс приобретения знаний. Вследствие этого в процессе традиционного способа, обучения дети рефлексируют успеваемость, а не степень продвижения в усвоении знаний. В проектной деятельности, напротив, предметом эмоциональной регуляции служит разработка собственных идей и их объективация.
В проектной деятельности формируется положительная мотивация ее как деятельности учебной, и тем самым порождается отношение учебных мотивов к учебным целям, то есть «личностный смысл» (по А.Н. Леонтьеву) проектной деятельности. Проектная деятельность приобретает личностную значимость, проявляются умения учитывать и преодолевать препятствия для достижения целей проекта, формируется устойчивое соподчинение мотивов. цели, задаваемые извне, интериоризируются и становятся личными целями деятельности, то есть приобретают личностный смысл. На уровне конкретных эмоций это выражается в переживании эмоционального подъема, радости, хорошего настроения в процессе работы над проектом.
Формирование волевой сферы является признаком бурного развития личности в школьном возрасте. Особенно это характерно для подросткового возраста, когда проектную деятельность можно рассматривать как средство развития волевых черт характера.
Произвольность психических процессов, тесно связанная с функцией целеобразования, должна обеспечить усиление мотивации любой деятельности. Проектная деятельность несет большой потенциал непосредственной мотивации системы учебных действий, обеспечивая тем самым благоприятную почву для формирования волевых качеств.
На технологическом этапе проектной деятельности волевые качества формируются наиболее продуктивно, поскольку данный этап требует преодоления определенных препятствий в реализации проекта, однако эти препятствия носят локальный характер, поэтому, субъективно выступая в качестве барьера, сдерживающего фактора, они служат полигоном для выработки волевых свойств личности.
Кроме того, в проектной деятельности наиболее ярко проявляется сущность волевых действий как действий с двумя смыслами (по В.А. Иванникову), первый из которых задается ситуационным «жизненным» мотивом, а второй смысл — «воображаемым» мотивом.
Проектная деятельность обеспечивает полноту всех психологических условий формирования волевых качеств личности.
Проектная деятельность как проявление всеобщей категории деятельности способствует воплощению полученных знаний в конкретном творческом проекте. Проанализированная нами общепсихологическая структура деятельности показывает путь интериоризации приобретаемых знаний и превращения их в способы преобразования внешней цели в конкретный результат (изделие, услугу и т. п.).
Согласно положениям отечественной психолого-педагогической науки всеобщая категория деятельности воплощается на каждом возрастном этапе в конкретной ведущей деятельности, которая определяет развитие психических процессов, свойств личности и образование новых видов деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Вследствие этого проектная деятельность привносит все свои преимущества в каждый конкретный вид ведущей деятельности, обогащая их. Так, в младшем школьном возрасте проектная деятельность способствует становлению и углублению мотивации учебной деятельности, ее структуры, появлению обобщенных учебных действий, составляющих «умение учиться» (Д.Б. Эльконин).
Проектная деятельность обеспечивает мысленные представления временной и пространственной последовательности действий выполнения проекта, создание «хронотопа» (по М.М. Бахтину), то есть соотнесение необходимого для каждого этапа времени со сложностью и творческой новизной проекта.
С практической точки зрения личность преимущественно рассматривается как объект психолого-педагогических воздействий, что обеспечивает единство обучения, воспитания и развития личности в педагогическом процессе.
Сформированность основ проектно-технологической культуры предполагает наличие проектно-технологического мировоззрения и мышления, графической, дизайнерской, экономической грамотности, элементов культуры труда, потребности в проектной деятельности.
Практическая подготовленность к творческой проектной деятельности состоит в наличии проектно-технологических знаний, умений и навыков, опыта творческой проектной деятельности.
Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которой начинается со второго класса (в первом учащиеся осваивают ее элементы), отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего, развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение.
Развитие произвольного внимания связано с преимущественным влиянием проектной деятельности на развитие системы саморегуляции личности, как было отмечено выше. Проектная деятельность — деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно-следственных связей и другие качества, характерные для творческой личности.
Впервые в проектной деятельности школьники сталкиваются с задачами, у которых, нет единственно правильного решения. Овладение основами проектирования пугает многих новичков своей неопределенностью и противоречивостью. Школьники впервые сталкиваются с возможностью принятия вероятностного решения задачи, когда критерий правильности не связан с соответствием известному эталону. Процесс принятия систематизированного, а не случайного решения для младших школьников сопряжен со сложной мыслительной деятельностью: необходимостью удержания в оперативной памяти большого объема информации, его анализа, установления логических взаимосвязей между разноуровневыми и разноотраслевыми знаниями и опытом. Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.
В целом проектная деятельность формирует как эмпирическое, так и теоретическое обобщения в мыслительной деятельности детей (по В.В. Давыдову), поскольку соединяет в себе применение новых знаний и житейского опыта ребенка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника.
Наряду с мышлением в проектной деятельности активно формируются и другие познавательные процессы. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к появлению произвольности высших психических функций, таких, как произвольность внимания, произвольность памяти, произвольное целенаправленное восприятие. В то время как в традиционном обучении учитель использует специальные приемы внешнего контроля для поддержания произвольности познавательных процессов (призывы-указания типа «не отвлекайтесь», «внимание», «тишина» и т. п.), сама сущность проектной деятельности побуждает познавательные процессы актуализировать и развивать элементы произвольности. В этом смысле проектную деятельность можно рассматривать как зону ближайшего развития познавательной сферы младших школьников.
Этот период характеризуется также развитостью эмоционально-образного восприятия, его тесной связью с действием. Но в младшем школьном возрасте уже начинается переход от образного к логическому мышлению на основе усвоения определенных понятий и правил, формирования представлений об объеме и пространстве.
Как отмечалось выше, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Сущность овладения учебной деятельностью в этом возрасте, по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении, как показывают многочисленные исследования, структура учебной деятельности формируется стихийно. Все внимание и учителя, и учащихся направлено на усвоение знаний, умений, навыков, которые с психологической точки зрения должны служить лишь материалом для формирования отдельных учебных операций. В проектной деятельности структурные компоненты формируются не стихийно, а открыто, в процессе выполнения заданий проекта. В то время как в концепции развивающего обучения вводятся специальные задания по отработке каждого компонента в структуре учебной деятельности, проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.
Мы попытались проанализировать непосредственное овладение содержанием и функциями проектной деятельности младшими школьниками. Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, красиво и правильно выражать свои мысли (работа по развитию речи); проводя, пусть элементарный, расчет количества необходимого материала, ученики не только осваивают основы экономических знаний, но и учатся правильно считать (закрепляют изученные математические действия). Обдумывая использование, необходимых для выполнения творческого проекта материалов и экологически, обосновывая свой замысел, дети углубляют свои знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах. Успешное выполнение, защита своего изделия формируют самоуважение, учат видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, что очень значимо для младших школьников, которые стремятся к освоению взрослых социальных ролей.
В ходе разработки своих проектов, как показал наш опыт, дети осведомлены о содержании этапов проектной деятельности, знают, что необходимо делать на том или ином этапе выполнения творческого проекта. Конкретно это означает, что на исследовательском этапе они выбирают тему для своего проекта, осуществляют подбор необходимых материалов; на втором, технологическом, этапе, происходит непосредственное изготовление изделия и на третьем этапе — корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, оформление проекта. Дети понимают смысл и очередность этапов проектной деятельности. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне обученности проектной деятельности и об усвоении учащимися основных способов ее осуществления.
Наши наблюдения показали, что у большинства учащихся выполнение творческого проекта вообще не вызывает какой-либо сложности. Но у некоторых детей именно третий этап работы вызывает сложность. Это может быть связано с недостаточной сформированностью механизмов самовыражения, а также со слабостью логического мышления, что вызывает затруднения в построении логической схемы доказательств. Не каждый учащийся в силах закончить свой творческий проект, исправить недочеты, это является следствием психофизических особенностей школьников данного возраста: быстрой утомляемости, слабой концентрации внимания, недостаточной волевой регуляции деятельности. Но правильная организация и методика построения уроков позволят сгладить эти недостатки и активно включить всех учащихся в работу над проектами.
Можно сказать, что у большинства школьников в ходе исследования сформировалась положительная мотивация по отношению к творческим проектам. Вся проектная деятельность связана у них, прежде всего, с положительным отношением. Младшие школьники считают творческий проект трудным, но это лишь создает благоприятные условия для развития трудолюбия и адаптации к новым условиям жизни. Но вместе с этим учащиеся называют его простым, это можно объяснить лишь тем, что они хорошо усвоили минимум знаний, необходимый им для выполнения проекта. Это также подтверждает соответствие проектной деятельности повышенной познавательной активности младшего школьного возраста.
Мы полагаем, что учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности посредством методических приемов. Многие школьники считают первый и последний этапы проектной деятельности более трудными по сравнению с технологическим этапом. Технологический этап освоен лучше других, поэтому он представляется детям более легким. Однако, несмотря на субъективные трудности, исследовательский и заключительный этапы в глазах младших школьников выступают как более важные и более интересные. Данные факты указывают на положительный развивающий эффект проектной деятельности, которая вызывает повышенную познавательную активность детей, широкий спектр интересов к содержанию учебной деятельности, несмотря на субъективную трудность тех или иных учебных задач.
2.2. Критерии и показатели эффективности технологического образования школьников.
В ходе работы над ВКР мы столкнулись с проблемой оценки эффективности проектной деятельности.
Как известно, образование можно рассматривать как ценность, как систему, как процесс и как результат.
Образовательный процесс приводит к тем или иным результатам, по которым можно судить об эффективности этого процесса.
Обычно под эффективностью понимается степень достижения поставленных целей и задач за определенный промежуток времени.
Поэтому закономерно встает вопрос о критериях и показателях эффективности технологического образования школьников. Критерий — это существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка. Далее мы попытались разработать критерии эффективности технологического образования, их 4.
1)Основной целью технологического образования является формирование технологической культуры, в структуру которой входят технологическое мировоззрение и мышление, этические и эстетические (дизайнерские) качества личности. Поэтому сформированность у учащихся технологической культуры можно считать основным профессиональным критерием эффективности технологического образования.
Сформированность технологической культуры проявляется в готовности учащихся к творческой преобразовательной деятельности, под которой следует понимать интегральное свойство личности, позволяющее эффективно участвовать в технологических процессах по преобразованию вещества, материалов, энергии, информации, живых существ и самого человека на научной основе.
2)Готовность к творческой преобразовательной деятельности является результативным критерием эффективности технологического образования школьников. Эта готовность характеризуется наличием технологических знаний, умений и навыков.
3)Образовательная школа призвана готовить своих выпускников к социальному и профессиональному самоопределению.
Под профессиональным самоопределением понимается процесс и результат развития личности как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Поэтому технологическое образование школьников должно носить профориентационную направленность, а сформированность профессионального самоопределения следует считать критерием его эффективности.
4)Основной дидактической единицей технологического обучения является проектная деятельность, призванная сформировать у учащихся «проектное переживание мира», умения проектировать свою жизнедеятельность. Овладение учащимися проектной деятельностью на содержательном и процессуальном уровнях является показателем технологически образованной личности.
Все перечисленные критерии мы вынесли в таблицу.( Приложение № 6 )
Далее мы перечислим основные показатели по каждому критерию.
1-4 классы
1. Трудолюбие, добросовестное отношение к различным видам труда.
Знание общего смысла понятий «Технология», «Рынок», «Товар», «Деньги», «Цена».
Гибкость мышления, умение быстро находить ответы на вопросы.
Развитость логического и пространственного мышления и воображения.
Наглядно-образное представление о технологическом мире.
Культура труда, аккуратность, организованность.
II. Сформированностъ готовности к творческой
преобразовательной деятельности
Знание технологических и эстетических свойств бумаги, картона, пластилина, ниток, тканей, природных материалов.
Знание способов и инструментов для обработки этих материалов.
Умение с помощью линейки, циркуля, лекала, карандаша выполнять чертежи или технические рисунки плоских деталей.
Умение шить иголкой, резать ножницами, ножовкой, лобзиком, забивать в древесину гвозди молотком, скручивать проволоку в
жгут с помощью плоскогубцев, склеивать детали.
Умение конструировать с помощью конструктора.
Умение ремонтировать свою одежду, убирать квартиру, стирать мелкие вещи.
Иметь представление о ПЭВМ, элементах пользования.
8, Умение высевать семена растений на заданную глубину и с заданным расстоянием, пересаживать рассаду и комнатные растения.
9. Умение составлять рацион и кормить домашних животных (птицу, рыбу).
III. Сформированностъ пропедевтических основ
профессионального самоопределения
1 . Интерес к проблеме выбора профессии.
Первоначальное представление о наиболее доступных профессиях.
Умение назвать профессии родителей, людей ближайшего окружения и их трудовые функции.
Сформированность мечты о профессии.
IV. Сформированность основ проектной деятельности
1. Первоначальное целостное представление об алгоритме проектной деятельности.
2. Осознание субъективной значимости этапов проектирования.
3.Овладение элементарными технологическими навыками, соответствующими каждому этапу проектной деятельности.
4.Качественное выполнение творческих проектов.
2.3.Проектная деятельность – как подготовка к профессиональному самоопределению и самовыражению.
Одна из задач общеобразовательной школы — подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и проектированию жизненной карьеры. Начинается этот процесс в семье, детских дошкольных учреждениях, младшей, средней, старшей школе, продолжается в профессиональных учебных заведениях.
Проектная деятельность школьников — действенное средство подготовки их к профессиональному самоопределению уже в начальной школе. Известно, что программа образовательной области «Технология» в 1-4 классах состоит из 14 модулей, изучение которых позволит ознакомить школьников с основными типами профессий: человек-человек (Ч-Ч), человек-техника (Ч-Т), человек — художественный образ (Ч-О), человек- знаковая система (Ч-3), человек-природа (Ч-П).(Приложение № 7)
В процессе обучения в младшем звене у школьников складываются первые четкие, осознанные представления о сферах профессиональной деятельности, закладывается фундамент профессионального самоопределения. Цель этого периода обучения — сформировать первоначальные представления о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями и специальностями. Педагогические задачи:
— развитие потребности в творческой трудовой деятельности;
— первоначальное знакомство с миром профессий и специальностей;
— овладение элементарными трудовыми навыками, в том числе и
через выполнение творческих проектов;
— формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.
Алгоритм профессионального самоопределения, известная триада «хочу-могу-надо», созвучна алгоритму проектной деятельности, согласно которому, обосновывая и изготавливая проект, учащиеся согласовывают свои желания, потребности и возможности. Проектная деятельность расширяет сферу познания школьников в плане постижения технологической картины мира, овладения новыми технологиями, а также возможностями их применения, преломления в профессиональной деятельности. Этим моментам учителю необходимо уделять особое внимание, включать в процессе обсуждения, защиты проекта школьников в дискуссии на профессиональные темы, в ходе которых непосредственно знакомить с терминологией, содержанием различных сфер профессиональной деятельности. Самовыражение в проектной деятельности, осуществляемое через реальные достижения, как практические, так и интеллектуальные, личностные, приближает ученика к адекватному восприятию себя в различных связях и отношениях. Активно формирующаяся рефлексия как личностное новообразование возраста способствует самопознанию, оценке своих возможностей и способностей. Проектное обучение является таким типом обучения, при котором дети входят в область научных понятий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности. В широком смысле выполнение учащимися творческих проектов можно рассматривать как своеобразные профессиональные пробы, которые способствуют профессиональному просвещению, профессиональному воспитанию.
Нами был разработан вариант творческого проекта по теме : «Подарочное панно «Прилёт птиц»3 класс».
Это своеобразная модель проекта, демонстрирующая образец его оформления, подготовки и осуществление его с учащимися.Представлены в нём также сопутствующие его реализации таблицы, схемы, алгоритмы, техническое оснащение уроков.
Это самый продолжительный по времени проект, разработанный нами и выполняемый всем классом.(Приложение № 8)
Полагаем, что имеют место, — и в ходе исследования это было подтверждено, — такие проекты, где их авторами и разработчиками выступают сами дети. В таких случаях дети сами разрабатывали «звёздочки обдумывания», весь ход осуществления проекта в виде собственного «дневника».Предлагаем несколько таких проектов.(Приложение № 9)
Заключение.
Подводя итоги нашего исследования мы пришли к выводам, что проектная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения сфера малоизученная, непривычная, но чрезвычайно интересная и перспективная. Свидетельство этому – огромный интерес детей, выросшая мотивация к нашим предложениям на уроках, результаты проектной деятельности учащихся.
Считаем, что даже краткий по продолжительности период исследования показал правильность наших предположений о влиянии проектной деятельности на развитие учащихся:
развивается трудолюбие, добросовестное отношение к труду, мотивация трудовой деятельности;
возрастает самодисциплина, способность взаимодействовать со сверстниками;
развивается память, способность к оценке, способность предвидеть ход деятельности, понимание причинно – следственных связей и другие качества творческой личности;
формируется интеллектуальная инициатива, практическое мышление, способности принимать самостоятельно ответственное решение в ограниченный период времени;
формируется волевая сфера;
уроки с применением проектной деятельности готовят не только профессионала, работника в определённой сфере, а ориентирует на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности;
на уроках обеспечивается развитие технологической среды;
Но выявлены и затруднения:
1)привыкшие к репродуктивной деятельности, школьники с неуверенностью вступают в дискуссии;
2)в развитии ребёнка целенаправленность деятельности формируется постепенно. Как показывает практика, к концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами в проектной деятельности.
Это далеко не весь перечень положительного воздействия проектной деятельности на ребенка.
В работе представлены, на наш взгляд, ценные и «дефицитные» материалы. Возможно, их нет в методической литературе, возможно, они спорны, методически шероховаты, но то что они будут интересны любому учителю, сомнений нет.
Наша тема требует дальнейшего изучения и разработки.
Список литературы.
1.Андрианов П.Н. Развитие технологического творчества в трудовом обучениии учащихся образовательных школ. – М., 1985.
2.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1997.
3.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития.- М., 1985.
4.Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. – М., 1989.
5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
6.Джонс Дж.К. Методы проектирования. – М., 1986.
7.Долгий В.М., Левинсон А.Г. Архаическая культура и город. //Вопросы философии, 1977, № 7.
8.Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М., 1999.
9.Ильясов И.И.Структура процесса учения. – М.,1986
10.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
11.Ляудисов В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе.//Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994.
12.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1994.
13.Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев, 1983.
14.Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Т1. – М., 1987.
15.Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания нового учебного предмета «Технология»//Школа и производство, – 1993, № 5.
16.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 1982.
17.Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М., 1967.
18.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб., 1998.
19.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987.
20.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1985.
21.Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности.//Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
22.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний – М., 1984.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
24. Юров А.К. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1987.
25. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
26. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
27. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
28. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2003. – 110с.
29. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом : учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2004. — 418 с.
30. Зуева, О. Л. Уроки труда в начальной школе : пособие для учителя / О. Л. Зуева ; под ред. В. Н. Даванова. — М: Илекса, 2006. — 120 с.
4. Л.Ю.Бритвина. Метод творческих проектов на уроках технологии. 4 класс. Журнал Начальная школа 2005 год, №6.
1. Е.Н.Зеленская. Учебные проекты младших школьников. Журнал Начальная школа, 2005год, №9.
Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М., 1999.
Николаенко В.И. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Ставрополь. 2001.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.
Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М., 2005.
Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно – исследовательской деятельности // Начальная школа плюс До и После.2004. №11