«Выявление и поддержка школьников с технической одаренностью в учебной и внеурочной деятельности учителя технологии»
Кардакова Елена Юрьевна
МОУ «Гимназия №88», г. Омск
На сегодняшний день в рамках совершенствования государственной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству и, как следствие привлечение для работы в промышленности творчески одаренных людей.
Не секрет, что на сегодняшний день существует сильнейший дефицит высококвалифицированных молодых инженерно-конструкторских кадров для существующих и развивающихся российских предприятий. У молодых людей при поступлении в вузы, а зачастую и после их окончания, отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами.
Прежде чем говорить о выявлении и поддержке технически одаренных детей необходимо дать определение технической одаренности. Наиболее разработанными материалами по данной тематике, считаю работы В. А. Моляко. [1] В своей статье «Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности» [2] автор утверждает, что «Техническая одаренность представляет собой сложное психическое образование, неотделимо связанное с общей одаренностью субъекта — основные творческие, умственные, эмоционально-волевые компоненты одаренности будут, так сказать, общими. И в данном случае, как и, возможно, применительно к другим видам одаренности мы можем говорить о своего рода надстройке (или достройке) специальной одаренности к одаренности общей.
…техническая творческая одаренность характеризуется ярко выраженными умениями быстрого продуцирования технических образов, их комбинирования, установления аналогий между ними, пространственным оперированием ими, чувством их адекватности данным условиям по структурным, функциональным, технологическим, эргономическим, эксплуатационным и другим признакам. Все это неразрывно связано с объективным, логическим оцениванием технических качеств.
Можно сказать, что техническую одаренность характеризуют такие три основные способности:
— способность оценивать, выделять и проектировать структурно-функциональные технические системы (начиная от простейших);
— способность комбинировать пространственные зрительные образы технических деталей и устройств на основании аналогий и контрастов;
— способность логически обрабатывать технические продукты фантазии и воображения, приспосабливая новое техническое устройство к предусмотренным условиями задания параметрам.
Разумеется, это достаточно упрощенная структура технической одаренности. Как и в случае общей одаренности, а также любой другой специальной одаренности — будь-то научной, художественной, экономической, педагогической и др. — за выделяемыми в них способностями, или тем, что мы под ними подразумеваем, стоит творческая личность; за конкретными процессами творческой деятельности стоит ее субъект.
Не приходится и говорить о том, насколько важным является изучение одаренности «через» личность. В нашем же понимании это один из наиболее плодотворных путей изучения творчества в целом, поскольку оно всегда уникально и сугубо личностно».
Выявление одаренных детей – сложный и продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Основным методом для выявления технической одаренности является метод педагогического наблюдения. Однако процедура тестирования не исключается. Для выявления вида одаренности детей от 5-ти до 10-ти лет методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа оказалась достаточно удобной и эффективной для родителей. [3] С помощью данной методики родители и учителя могут количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время.
Так, например, техническая одаренность оценивается по следующим критериям:
Интересуется механизмами и машинами.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Любит рисовать чертежи и схемы.
Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
Быстро и легко осваивает компьютер.
Сопоставление всех полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный ребенку, «портрет дарований». Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития.
Кроме этого, для детей более старшего возраста мы рекомендуем использовать тест на механическую понятливость — тест Беннета. [4]
Зачастую, обучающиеся с рано проявившимися математической, художественной, академической и др. одаренностями оказываются в более выгодном положении, по сравнению с детьми с не выявленной технической одаренностью. Технически одаренные дети оказываются за бортом пристального внимания и поддержки педагогов и, чаще всего, попадают в аутсайдеры образовательного процесса.
Академик А.М. Матюшкин [5], опираясь на работы многих исследователей, обосновывая синтетическую структуру творческой одаренности подчеркивает доминирующую роль познавательной мотивации [6].
А исследователи Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская, ссылаясь на свои исследования, пишут по этому поводу: «…люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные» [7].
Таким образом, соглашаясь с вышеназванными авторами, целью работы по выявлению, поддержке и развитию технической одаренности обучающихся мы считаем создание условий для формирования устойчивой мотивации к занятиям по технологии. При этом задачи данной работы будут следующими:
1. овладение обучающимися набором компетенций через реализацию современных образовательных технологий личностно-ориентированного, проблемного и проектного обучения, применение методики обучения в малых группах;
2. развитие творческих способностей обучающихся посредством применения информационных технологий в учебной и внеучебной деятельности;
3. реализация профессионального самоопределения обучающихся через создание моделей профессиональной деятельности, знакомство с производствами;
4. создание ситуативного успеха, развитие творческих, конструкторских и технологических способностей учащихся посредством кружковой деятельности и подготовки обучающихся к творческим конкурсам различного уровня;
Через задачи логично выстраиваются формы и методы работы с технически одаренными детьми.
Задача 1. овладение обучающимися необходимым набором компетенций через реализацию современных образовательных технологий личностно-ориентированного, проблемного и проектного обучения;
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования — учебный проект, в качестве которого могут быть представлены текст выступления, реферат, доклад, а в образовательной области технология это чаще всего практико-ориентированные проекты. Ценность такого проекта заключается в реальности использования продукта в практической деятельности. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Этот опыт является не только развивающим, но и диагностическим, поскольку в протяженном по времени и разнообразном по формам деятельности процессе работы над проектами очень хорошо проявляются одаренности обучающихся.
Личностно-ориентированный подход в проектной технологии состоит в том, что учитель, организуя учебное проектирование, осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, используя при этом различные по уровню сложности проектные задания:
— репродуктивные задания на воспроизводство по образцу – предназначенные для учащихся, не обладающих творческим воображением;
— поисковые задания, связанные с отысканием сведений, фактов, объектов – предлагаются школьникам, умеющим работать и обладающим развитым воображением;
— логическо – поисковые задания, связанные с усовершенствованием конструкции уже известных объектов – получают ребята, имеющие углублённые знания, умелые руки и с хорошо развитым воображением;
— творческие задания, направленные на создание новых объектов – выбирают одарённые дети, с высокой познавательной активностью, которым мало для познаний учебного курса. Таким учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своём творческом проекте, социально значимом, как для них самих, так и для общества;
Технологию проблемного обучения мы рассматриваем как одну из базовых, наряду и как часть проектной, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся. С постановкой проблемы обучающийся встречается практически на каждом уроке технологии. Поскольку, решая целенаправленно сконструированную техническую или технологическую задачу, школьник сталкивается с необходимостью мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей, тем самым развивая данное умение и приобретая определенный опыт творческой деятельности, далее необходимый в процессе ученических исследований.
Суть методики обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 2-3 подгруппы. Каждая группа ищет ответ на один из проблемных вопросов. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» — определенное количество баллов.
Особую популярность у обучающихся и, как следствие, повышение познавательной активности в области техники и технологий получила такая форма работы в «малых группах» как интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». В начале работы Пакет вопросов под пройденную по программе тему подбирался в Интернет — базе вопросов с соблюдением всех авторских прав. Позже когда игра заинтересовала учеников, у них появилась возможность дополнительно зарабатывать баллы, придумывая свои эвристические вопросы по теме. Данная форма работы позволяет кроме развития специальных компетенций развивать и общие компетенции: социально-личностные, организационно-управленческие, коммуникационные.
Для развития общих компетенций считаем необходимой формой работы – обучение умению читать специальную литературу. В нашем случае – техническую литературу. Первым опытом чтения такой литературы является учебник технологии. При работе с однотипными текстами лучше использовать заранее подготовленные перечни вопросов, на которые следует ответить в процессе чтения, или конкретное фактическое задание, которое можно выполнить при условии тщательной проработки специальной литературы. Иногда затруднения в понимании текста обусловлены не структурой текста, а наличием в нем специальной терминологии. Поэтому при чтении спецлитературы необходимо иметь под рукой технические справочники и словари. Кроме этого, читателю такой литературы необходима практика визуализации прочитанного.
Задача 2. Развитие творческих способностей обучающихся посредством применения информационных технологий в учебной и внеучебной деятельности;
Для решения данной задачи используются следующие формы и методы работы:
Использование шаблонов урока в приложении PowerPoint для выстраивания совместно с обучающимися цели и проблемы урока, а также для иллюстрирования нового материала.
Тестирование. Разработаны тесты по каждой из тем программы по технологии для 5-го и 6-го классов. По отдельным темам с 7-го по 9-й класс.
Демонстрации промежуточных и итоговых работ обучающихся. Каждый обучающийся с 6-го по 11 класс учится работе в приложении PowerPoint и создает свою презентацию. Так например, ученики 8-го класса создают презентации по электробезопасности.
Во внеучебной деятельности, начиная с 7-го класса, школьники создают презентации к проекту. При необходимости обучаются работать почти во всех приложениях Microsoft Office, демонстрационных версиях программ Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.
На сайте гимназии №88 [8] и сайте учителя технологии [9] размещаются дополнительные учебные материалы и задания.
Задача 3. Реализация профессионального самоопределения обучающихся через создание моделей профессиональной деятельности, знакомство с производствами;
Считаю работу по профессиональному самоопределению в любой образовательной области приоритетной. Поэтому, очень важно на уроках технологии своевременно выявить учащегося одаренного в определённом виде деятельности. Этому способствует раздел «Профессиональное самоопределение», который входит в курс «Технологии».
В связи с этим практикуются выходы на предприятия. В этом нам на встречу идут частные предприниматели – родители и выпускники гимназии. На предприятии ученики воочию видят работу людей разных профессий и, с нацеленностью создания модели своей будущей работы, эффективно формируют образ своей будущей профессии или выбирают области производства, где им хотелось бы работать.
Практически на каждом уроке учитель должен напомнить своим ученикам, что в данный момент они выполняют работу человека такой-то профессии, для того, чтобы «примерка на себя» происходила постоянно. При таком подходе у обучающегося формируется банк данных по профессиям, и профессиональный выбор происходит более осознанно.
Задача 4. Создание ситуативного успеха, развитие творческих, конструкторских и технологических способностей учащихся посредством кружковой деятельности и подготовки обучающихся к творческим конкурсам различного уровня;
В работе с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
В ходе реализации гимназического проекта «Одарённые дети» учителем технологии разработана авторская программа спецкурса «Основы проектирования», целью которой является:
— создание необходимых условий для поддержки одарённых детей в сфере технологического образования.
Данная программа предусматривает пошаговое обучение школьников основам проектирования и создание собственного проекта. В дальнейшем это позволяет обучающимся участвовать в различных творческих конкурсах.
Подводя итоги по работе учителя технологии с технически одаренными школьниками, необходимо отметить, что для того чтобы понять насколько Ваша работа эффективна достаточно сложно посчитать сколько технически одаренных детей вы выявили, и насколько хороша была их поддержка. Однако, косвенные признаки таких результатов есть. В 2011-2012 учебном году на Всероссийской олимпиаде школьников есть победитель регионального этапа, а также 3 победителя и 3 призера муниципального этапа.
Если у нас поставлена цель: создание условий для формирования мотивации к занятиям по технологии, то вернее всего будет эту мотивацию и проверить. Существует много методик по измерению мотивации. Мы рекомендуем методику «Измерение времени». «Методика может быть использована для измерения интенсивности познавательной учебной мотивации. Ее сильной стороной является простота, а также тот факт, что мотивация здесь измеряется не прямо, что снижает фактор социальной желательности. При этом методика позволяет измерить наличие познавательной мотивации, как у отдельных учеников, так и у класса в целом». [10]
Говоря о создании условий для детей с технической одаренностью, нельзя оставить без внимания среду, которую создает педагог. В данной среде необходим пример творческого поведения самого педагога, других обучающихся. Среда должна быть максимально дружелюбной, эмоционально безопасной. Учитель должен уважать индивидуальность ученика. Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
Образовательная область «Технология» позволяет поднять уровень технологической культуры учащихся до овладения ими современных способов познания и рационального преобразования себя и окружающего мира, что позволит школьникам эффективно участвовать в современных технологических процессах, направленных на то, чтобы обеспечить человеку гармоничное взаимодействие с природой, обществом и техносферой.
1 Валентин Алексеевич Моляко — академик Академии педагогических наук Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии творчества Института психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины (г. Киев), шеф-редактор журнала «Одаренный ребенок». Автор капитальной монографии «Психология конструкторской деятельности» (1983), книг «Психология решения школьниками творческих задач» (1983), «Трудовое воспитание и техническое творчество» (1985), многочисленных статей, а также сборника стихов «Ледокол» (1972). Создатель уникальной системы развития, тренинга и диагностки творческих способностей «КАРУС» (аббревиатура от названия стратегий решения творческих задач: комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсальная и случайная подстановка, спонтанность).
2 В.А. Моляко «Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности». Статья из журнала «Вопросы психологии». https://www.voppsy.ru/issues/1994/945/945086.htm
3Электронный ресурс: https://psylist.net/praktikum/00212.htm (обращение 05.05.2012г.)
4 Электронный ресурс: https://nazva.net/logic_test5/ (обращение 05.05.2012г.)
5 А.М. Матюшкин — профессор, доктор психологических наук, академик РАО.
6 В.А. Моляко «Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности». Статья из журнала «Вопросы психологии». Электронный ресурс: https://www.voppsy.ru/issues/1994/945/945086.htm (обращение 01.05.2012г.)
7 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., Творчество и преодоление стереотипов. – СПб,1994. С. 120
8 Электронный адрес: https://sites.google.com/site/gimnazia88gomsk/
9 Электронный адрес: https://sites.google.com/site/elenakardakova88/
10 Электронный ресурс: https://www.obrazovanie.by/01_articles/a_08_082.html (Обращение 01.05.2012г.)