Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с
углубленным изучением отдельных предметов»
Исследовательская работа по теме:
«Имена» птиц
Подготовила:
ученица 4 В класса
Корытина Елизавета
Руководитель:
Сергеева Анастасия Юрьевна
учитель начальных классов
Бугульма, 2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть
1.1. Происхождение птиц………………………………………………….5
1.2. Общая характеристика птиц………………………………………….6
1.3. Птицы Республики Татарстан………………………………………..7
II. Практическая часть.
2.1. Констатирующий эксперимент (опрос)……………………………..10
2.2. Обучающий эксперимент…………………………………………….11
III. Заключение……………………………………………………………..14
IV. Литература……………………………………………………………..15
Введение.
Давайте отправимся с вами… за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж мы, ребята! Что ни шаг, то для нас новое чудо!
Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса. Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать. В этом актуальность работы.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
Птицы- это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Меня заинтересовали вопросы:
Кто такие птицы?
Какие они бывают?
Что у них общего и чем различаются?
Самые известные птицы Республики Татарстан?
Кто, когда и почему их так назвал?
На эти и другие вопросы я решила найти ответы самостоятельно.
Это определило цель моей работы: изучить происхождение слов – названий птиц Республики Татарстан.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Провести опрос среди учащихся младших классов по теме работы.
Провести собственные наблюдения за птицами.
Изучить познавательную и энциклопедическую литературу о птицах.
Проанализировать данные исследовательской работы, сделать выводы.
Объект исследования. Птицы.
Предмет исследования. Слова – названия птиц Республики Татарстан.
Гипотеза. Предположим, что названия птиц не могут быть случайными…
Методы исследования:
опрос;
наблюдение;
изучение различного рода литературы;
обобщении , анализ, выводы.
I. Теоретическая часть.
1.1. Происхождение птиц.
Вся эволюция птиц от древних пресмыкающихся, живших в самом начале мезозоя, более 100 миллионов лет тому назад, до нашего времени шла по пути лучшего освоения воздушной среды, совершенствования полета.
Собственно на сегодняшний день теорий происхождения птиц две, их можно описать двумя фразами, которые любят и сами адепты этих теорий – версия первая: «птицы – это динозавры», версия вторая: «птицы – не динозавры». Ясно, что птицы произошли от рептилий. У пернатых до сих пор сохранились роговые чешуи на ногах, и яйца они откладывали в твердой скорлупе. Но остается вопрос, от каких именно рептилий и когда. Сторонники версии, что птицы – это динозавры, считают, что птицы произошли непосредственно от динозавров. Сторонники другой версии считают, что птицы произошли от архозавров, фактически одновременно с динозаврами. То есть идет спор – динозавры и птицы, это «отцы и дети» или «родные братья». Доказательств, вроде бы, много у сторонников обеих версий. Собственно говоря, сейчас в мире известна гипотеза прямого происхождения птиц от динозавров. Ее сторонники уже дошли до того, что записывают птиц прямо в динозавры и пишут, что динозавры не вымерли, так как птицы – это как раз самые динозавры из всех динозавров.
В нашей стране самый известный специалист по происхождению птиц, палеонтолог Курочкин является сторонником противоположной теории – что птицы произошли от каких-то более древних рептилий.
Мое чисто субъективное любительское мнение колеблется между обеими теориями. С одной стороны у «динозаврологов» очень много аргументов. Некоторые динозавры (компсогнат, пернатый теропод, археоптерикс) были очень похожи на птиц. С другой стороны, различий между птицами и динозаврами тоже много.
Таким образом, точного ответа на вопрос о происхождении птиц до сих пор нет. Ученые расходятся во мнениях.
1.2. Общая характеристика птиц.
Отрасль зоологии, изучающая птиц, называется орнитология.
К классу птиц относятся животные, тело которых покрыто перьями. Этот класс включает около 9000 видов, объединенных в 28 современных отрядов.
Распространены от Арктики до Антарктиды.
Размножаются они путем откладывания яиц. Передние конечности у птиц превращены в крылья с очень хорошо развитыми маховыми перьями, значительно увеличивающими рабочую поверхность крыла и обеспечивающими парение в воздухе, чему также способствуют рулевые перья хвоста, определяющие высокую маневренность птиц в полете. Трубчатые кости наших птиц лишены костного мозга, кости черепа срослись.
Пищу глотают не пережевывая. Очень важные функции выполняют мешки, расположенные между внутренними органами птицы. При выдохе, когда использованный воздух выталкивается наружу, в легкие из воздушных мешков поступает чистый, с большим содержанием кислорода, воздух. Так обеспечивается «второе дыхание», которое характерно только для птиц.
Температура тела птиц достигает 45○. Глаза крупнее, чем у млекопитающих. Хорошо развит слух, но очень плохо – обоняние и осязание. Разнообразие в устройстве клювов и большая подвижность, позволили птицам добывать различные корма.
Среди птиц имеется большая группа насекомоядных. Ряд видов ведет хищнический образ жизни, питаясь другими животными. Другие приспособились к добыванию рыб.
Одни виды обитают только в лесах; другие – в полях и степях; третьи заселяют побережья рек и озер и теснейшим образом связаны с водной средой; четвертые приспособились к жизни около человека.
Велико значение птиц в народном хозяйстве: дают вкусное, богатое витаминами мясо; уничтожают вредных насекомых. Многие хищные птицы в больших количествах поедают вредных грызунов.
Все это говорит о том, что изучение птиц — дело большое и весьма важное.
1.3. Птицы Республики Татарстан.
Фауна птиц Татарстана богата и разнообразна. Исследования показывают, что на территории Татарстана можно встретить 274 вида. Большинство принадлежит к перелетным, появляющимся у нас весной и улетающим осенью. Некоторые прилетают к нам только на зиму.
В приведенной ниже таблице характеризуется структура фауны птиц нашей республики.
№ | Отряд | Общая характеристика отряда | Типичные представители отряда |
1. | Отряд хищных | Ведут хищнический образ жизни . Имеют мощный клюв, загнутый на конце; сильные лапы с острыми и загнутыми когтями и довольно плотное оперение. Большинство видов имеет зоб, что позволяет им одновременно поедать большое количество пищи, а затем, медленно переваривая ее, некоторое время обходиться без корма. В Татарстане 28 видов. | Ястреб, орел, коршун, лунь и другие. |
2.
| Отряд куриные
| Птицы средней величины, телосложение плотное, крылья широкие, полет тяжелый. Все куриные, обладая хорошим мясом, являются объектами охоты. Насчитывает 6 видов. Четыре из них – тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка – в течение всего года обитают у нас, перепел на зиму улетает в Африку, а белая куропатка только изредка появляется у нас. | Тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, белая куропатка, перепел и другие. |
3. | Отряд совы | Птицы, ведущие ночной образ жизни. Имеют большие, обращенные вперед глаза. Совы могут поворачивать голову на 180 градусов. Оперение рыхлое, мягкое. Слух прекрасно развит. В Татарстане 12 видов.
| Филин, сова ушастая, сова болотная и другие.
|
4. | Отряд жаворонковых | К характерным внешним признакам представителей этого семейства относятся закругленная задняя поверхность, покрытой щитками и длинный острый коготь заднего пальца. | Жаворонок полевой, жаворонок рогатый, жаворонок лесной и другие. |
|
|
|
|
5. | Отряд длиннокрылые | Птицы с длинными изогнутыми крыльями, как бы сплюснутой головой и расщепленным клювом. | Стриж черный, козодой и другие представители. |
6. | Отряд гусеобразных | Размеры от мелких до крупных, пух покрывает все тело. Тело коренастое с короткими ногами, три передних пальца соединены плавательными перепонками, длинная шея и широкий клюв. Связаны с водой. Питаются растительными кормами. | Лебедь- кликун, гусь серый, другие виды лебедей. |
7. | Отряд воробьиные | Самый богатый по количеству видов отряд. В Татарстане 103 вида. Внешний вид очень разнообразен: от ворона массой 1500 г до королька массой 8 г. Имеют «шественные» ноги, три пальца смотрят вперед, один – назад. Питаются насекомыми. | Воробей, скворец, пищуха, свиристель, королек, синица, дрозд, иволга, овсянка, ворона, сорока, галка и многие другие. |
8. | Отряд чайки | К этому отряду в фауне РТ принадлежит 12 видов, из которых 8 гнездятся, а 4 вида встречаются только на пролете во время кочевок птиц. Передвигаются по земле и хорошо плавают. Все чайки принадлежат к выводковым птицам. Окраска- белые, серые, черные тона. Весной и осенью питаются в основном рыбой, а летом чаще всего насекомыми. Зимуют на Каспийском и Черном морях. | Чайка серебристая, чайка обыкновенная, чайка сизая, чайка малая, крачка речная. |
II. Практическая часть.
2.1.Констатирующий эксперимент.
Сначала был проведен опрос среди учащихся младших классов по данной теме. Результаты приведены в таблице.
животные, покрытые перьями | животные, которые летают | животные, которые поют | |||||||||||||||||||||||||
2. Каких птиц вы знаете? | |||||||||||||||||||||||||||
домашние | перелетные | зимующие | |||||||||||||||||||||||||
3. Назовите птиц Республики Татарстан. | |||||||||||||||||||||||||||
снегирь | синица | кукушка | воробей | дятел | сорока | галка | щегол и др. | ||||||||||||||||||||
4. Где они живут? | |||||||||||||||||||||||||||
на дереве | в саду | в парке | в лесу | в клетке | в вольере | ||||||||||||||||||||||
5. Чем питаются? | |||||||||||||||||||||||||||
зерно | овощи | трава | ягоды | насекомые | остатки продуктов | ||||||||||||||||||||||
6. Опишите внешний вид птицы. | |||||||||||||||||||||||||||
перья | клюв | хвосты разные | две лапки | разные по оперению | разные по размеру | ||||||||||||||||||||||
7. Какого значение птиц в жизни человека? | |||||||||||||||||||||||||||
пища | поедают вредных насекомых | приносят радость |
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию.
2.2. Обучающий эксперимент.
На основе всех вышеназванных связей, я определила для себя моменты, на которые должна была обратить особое внимание при ответе на главный вопрос моего исследования. Это:
внешний вид птицы;
условия обитания;
питание;
значение в жизни человека.
Результаты приведены в таблице:
1. Птицы, которые получили свое название по характеру питания. | ||
№ | Название птицы | Объяснение названия птицы. |
1. | Кедровка | Питается семенами кедровых шишек. |
2. | Козодой | Летает среди коз, вокруг которых вьется много насекомых. |
3. | Мухоловка | Питается мухами. |
2. Птицы, которые получили свое название по условиям обитания. | ||
1. | Камышевка | Живет в камышах. |
2. | Овсянка | Живет в овсах. |
3. Птицы, которые получили свое название по значению в жизни человека(польза, питание). Неоспорима польза , которую приносят человеку птицы, поедая вредителей леса. Однако, названия они получали исключительно за свое пение. Причем лучшие «певцы» имеют скромную окраску оперения, а пение ярко окрашенных птиц часто бывает неблагозвучным. У певчих птиц поют в основном самцы, привлекая самок. Особенно важно птиц, живущих в местах с ограниченной видимостью: в лесах, кустарниках. | ||
1. | Сорока | Получила название за характерное стрекотание. |
2. | Кукушка | За «ку-ку», постоянно кукует. |
3. | Грач | За «гра-гра», по свежевспаханному полю расхаживает и «грачит». |
4. | Чибис | «Чьи вы-чьи вы, чи-би-чи-би» поет. |
5. | Глухарь | Токует «»тоо-ток, тоо-ток» и глохнет. |
6. | Дрозд | За «дрз-дрз». |
7. | Щегол | За «щегл-щегл». |
8. | Свиристель | За «свирист» — свист. |
9. | Синица | «Зинь- зинь – зинь». Раньше называли «зиница», а затем «з» поменяли на «с». |
10. | Тетерев | «Тири- тири» передает клохтание тетерева. |
11. | Чайка | Крик ее «ча-ча-ча». |
12. | Пищуха | Пищит |
13. | Скворец | За «сква- сква». |
14. |
|
|
4. Птицы, которые получили свое название по внешнему виду, повадкам.
| ||
1. | Иволга | За «неясный характер» .то поет ласково, то заноет как кошка. |
2. | Клест | Назван за клюв, напоминающий клещи. Клюв загнут, как будто сжат, а по – древнерусски «клестить» — сжимать. |
3. | Воробей | Любит воровать и люди кричат «Вора бей!» |
4. | Ворона | Названа за черный, по – старинному, «вороной» цвет оперения. |
5. | Галка | «Гал» по – древнерусски, «черный». |
6. | Зеленушка | Зеленое оперение. |
7. | Зорянка | Начинает петь с зорей. |
8. | Вертишейка | Шеей вертит. |
9. | Трясогузка | Хвостом трясет. |
10. | Стриж | Не хвост у стрижа, а словно ножницы. Не летает, а воздух «стрижет» |
11. | Зяблик | Мерзнет «зябнет» и рано улетает на юг. |
12. | Снегирь | От тюркского «сниг» — красногрудый. Появляется у нас со снегом. |
13. | Дятел | Долбит дерево. |
14. | Соловей | Невзрачный серый «соловый» по-старинному цвет оперения. |
15. | Рябчик | По оперению рябой. |
16. | Сова | В славянской традиции «Совий» — бог, связанный с гаданием, мудростью. Кроме этого, у совы ясно выражен лик лица. Поэтому сова приобретает значение «мудрой». |
17. | Лебедь | От латинского «albus» — белый. |
18. | Орел | От древнерусского корня «ор» — «высший», «божественный», «красивый». |
19. | Лысуха | На лбу светлое пятно, поэтому кажется лысой. |
20. | Лунь | Имеет цвет луны. |
21. | Цапля | Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от глагола «чапати», то есть «медленно передвигаться», образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!» Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом. |
Можно сделать вывод о том, что самая многочисленная группа птиц Татарстана – птицы, получившие свое название по внешним признакам, повадкам.
III. Заключение.
Во- первых, мое исследование показало, что названия птиц появлялись не случайно. Таким образом, гипотеза моя подтвердилась. Люди обращали внимание на какой-нибудь характерный признак птицы и по этому признаку(или сразу на несколько признаков одновременно) давали название. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия!
Во- первых, в ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много энциклопедической, научной и художественной литературы, в том числе и словари. Узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала многое о птицах. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к природе, к ее звукам, к ее красоте, к чтению любого произведения, так как только наблюдательность и вдумчивое чтение позволит сделать новые открытия.
В – третьих, моя работа заинтересовала учеников младших классов. Мы решили создать свою Красную Книгу «Исчезающие виды птиц Республики Татарстан».
Литература.
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.,1955.
2. Ласуков Р.Ю. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009. Изд. 2-е, изм. — 160 с., с илл.
3. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., Волков С.В., Галушин В.М., Ерёмкин Г.С., Зубакина Е.В., Кайгородова Е.Ю., Калякин М.В., Касаткина Ю.Н, Коблик Е.А., Косенко С.М., Марова И.М., Редькин Я.А., Сметании И.С.Полевой определитель птиц Подмосковья.Москва: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2009, 232 с. с илл.
4. Шаинский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.
Электронные ресурсы.
1. Анимации https://gifanimation.ru/anipti7_new.htm
2. Голоса птиц средней полосы России https://huntropos.ucoz.ru/load/golosa_ptic_srednej_polosy_rossii/6
3.Почему они так называются? https://mirdetok.tomsk.ru/frmp/viewtopic.php?f=127&t=8564
4. Птицы Республики Татарстан https://www.protown.ru/russia/obl/articles/3811.html
5. Сто тысяч «почему?» https://www.mnoga.net/how_download_free.html
https://www.mnoga.net/137333-sto-tysyach-pochemu.htm